Театрализованная деятельность в инклюзивном пространстве: Маска как способ открыть истинное лицо
статья

Якуба Анна Георгиевна

..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в инклюзивном пространстве: Маска как способ открыть истинное лицо

Аннотация:
Статья посвящена использованию элементов театральной педагогики в работе с детьми с ОВЗ. Рассматривается феномен «терапии маской», влияние сценического перевоплощения на преодоление коммуникативных барьеров и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.


Текст статьи:

Великий психолог Л.С. Выготский называл игру «девятым валом» детского развития. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) игра — это не просто досуг, а единственно возможный способ безопасного взаимодействия с реальностью. Театр — это высшая форма игры, где фантазия встречается с дисциплиной, а личное переживание становится коллективным опытом.

В условиях инклюзивного образования или коррекционной группы театрализованная деятельность становится мощным инструментом реабилитации, позволяющим ребенку выйти за рамки своего диагноза.

Парадокс маски: скрыться, чтобы раскрыться

Многие дети с ОВЗ испытывают колоссальные трудности в общении. Страх сделать что-то не так, заикание, физические особенности заставляют их замыкаться в себе. Здесь на помощь приходит главный театральный атрибут — роль (или маска).

Срабатывает удивительный психологический механизм: надевая костюм или беря в руки куклу-бибабо, ребенок перестает быть «Петей, который плохо говорит» или «Машей, которая не может бегать». Он становится сердитым Волком, храбрым Рыцарем или мудрой Совой. От лица персонажа говорить и действовать не страшно. Роль служит защитным экраном, за которым ребенок чувствует себя в безопасности, и именно это чувство позволяет ему раскрыть свой истинный потенциал, проявить эмоции, которые в обычной жизни были заблокированы страхом.

Синтез речи и движения

Театральная педагогика уникальна своей комплексностью. В процессе подготовки даже самой маленькой постановки решается целый ряд коррекционных задач:

  1. Логоритмика и речь. Заучивание реплик тренирует память. Работа над интонацией («Скажи как хитрая лисичка», «Скажи как грозный медведь») делает речь выразительной, обогащает эмоциональную окраску голоса, помогает преодолевать монотонность.
  2. Телесная свобода. Сценические этюды учат управлять своим телом. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или гиперактивностью важно научиться координировать движения, держать позу, соотносить свои действия с музыкой и действиями партнеров.

Школа чувств и партнерства

Театр — это искусство коллективное. Здесь невозможно существовать в вакууме. Дети учатся важнейшему навыку — партнерству. Нужно вовремя вступить, подать реквизит, помочь товарищу, если тот забыл слова. В этот момент стираются границы между детьми с разными возможностями.

Общий успех — аплодисменты зрителей — становится сильнейшим мотиватором. Для ребенка с ОВЗ публичное признание его успеха жизненно необходимо. Ощущение «Меня видят, меня слышат, мне хлопают» формирует стержень личности, повышает самооценку и дает ресурс для преодоления жизненных трудностей.

Заключение

Театрализованная деятельность в специальной педагогике — это репетиция жизни. Проигрывая на сцене различные модели поведения, конфликты и примирения, ребенок получает бесценный опыт, который затем переносит в реальный мир. Наша задача как педагогов — не воспитать великих актеров, а помочь детям снять социальные маски скованности и неуверенности, позволив им быть собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Суровой истины лицо»( по басне И.А.Крылова «Волк на псарне»).

На этом уроке мы будем говорить о творчестве  И.А.Крылова- поэта и баснописца. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»,- говорил он о себе. В своих баснях он созд...

Анализ, диагностика и прогнозирование развития воспитательного пространства в хоровом коллективе ГБОУ 101 лицей Выборгского района

Анализ, диагностика и прогнозирование развития воспитательного пространства на примере работы с коллективом, набранным на базе общеобразовательного учреждения 101 лицей Выборгского района....

Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"

Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...

Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»

Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»...

Актуальные проблемы обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном пространстве

Статья из сборника научных статейпо материалам научно-практической конференции с международным участием...

«Организация образовательной деятельности в инклюзивном образовании: технологии, приемы и формирование инклюзивной культуры»

Публикация «Организация образовательной деятельности в инклюзивном образовании: технологии, приемы и формирование инклюзивной культуры»  в сборнике ...