Театрализованная деятельность в инклюзивном пространстве: Маска как способ открыть истинное лицо
статья
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность в инклюзивном пространстве: Маска как способ открыть истинное лицо
Аннотация:
Статья посвящена использованию элементов театральной педагогики в работе с детьми с ОВЗ. Рассматривается феномен «терапии маской», влияние сценического перевоплощения на преодоление коммуникативных барьеров и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
Текст статьи:
Великий психолог Л.С. Выготский называл игру «девятым валом» детского развития. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) игра — это не просто досуг, а единственно возможный способ безопасного взаимодействия с реальностью. Театр — это высшая форма игры, где фантазия встречается с дисциплиной, а личное переживание становится коллективным опытом.
В условиях инклюзивного образования или коррекционной группы театрализованная деятельность становится мощным инструментом реабилитации, позволяющим ребенку выйти за рамки своего диагноза.
Парадокс маски: скрыться, чтобы раскрыться
Многие дети с ОВЗ испытывают колоссальные трудности в общении. Страх сделать что-то не так, заикание, физические особенности заставляют их замыкаться в себе. Здесь на помощь приходит главный театральный атрибут — роль (или маска).
Срабатывает удивительный психологический механизм: надевая костюм или беря в руки куклу-бибабо, ребенок перестает быть «Петей, который плохо говорит» или «Машей, которая не может бегать». Он становится сердитым Волком, храбрым Рыцарем или мудрой Совой. От лица персонажа говорить и действовать не страшно. Роль служит защитным экраном, за которым ребенок чувствует себя в безопасности, и именно это чувство позволяет ему раскрыть свой истинный потенциал, проявить эмоции, которые в обычной жизни были заблокированы страхом.
Синтез речи и движения
Театральная педагогика уникальна своей комплексностью. В процессе подготовки даже самой маленькой постановки решается целый ряд коррекционных задач:
- Логоритмика и речь. Заучивание реплик тренирует память. Работа над интонацией («Скажи как хитрая лисичка», «Скажи как грозный медведь») делает речь выразительной, обогащает эмоциональную окраску голоса, помогает преодолевать монотонность.
- Телесная свобода. Сценические этюды учат управлять своим телом. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или гиперактивностью важно научиться координировать движения, держать позу, соотносить свои действия с музыкой и действиями партнеров.
Школа чувств и партнерства
Театр — это искусство коллективное. Здесь невозможно существовать в вакууме. Дети учатся важнейшему навыку — партнерству. Нужно вовремя вступить, подать реквизит, помочь товарищу, если тот забыл слова. В этот момент стираются границы между детьми с разными возможностями.
Общий успех — аплодисменты зрителей — становится сильнейшим мотиватором. Для ребенка с ОВЗ публичное признание его успеха жизненно необходимо. Ощущение «Меня видят, меня слышат, мне хлопают» формирует стержень личности, повышает самооценку и дает ресурс для преодоления жизненных трудностей.
Заключение
Театрализованная деятельность в специальной педагогике — это репетиция жизни. Проигрывая на сцене различные модели поведения, конфликты и примирения, ребенок получает бесценный опыт, который затем переносит в реальный мир. Наша задача как педагогов — не воспитать великих актеров, а помочь детям снять социальные маски скованности и неуверенности, позволив им быть собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Суровой истины лицо»( по басне И.А.Крылова «Волк на псарне»).
На этом уроке мы будем говорить о творчестве И.А.Крылова- поэта и баснописца. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»,- говорил он о себе. В своих баснях он созд...
Логоритмическое занятие с элементами арттерапии в средней группе "На весенней полянке" (приложение к проекту "Театрализованная деятельность как способ творческого самовыражения детей с нарушениями речи").
Программное содержание:· учить согласовывать движение с речью;· двигаться под музыку в соответствии с ее характером...

Анализ, диагностика и прогнозирование развития воспитательного пространства в хоровом коллективе ГБОУ 101 лицей Выборгского района
Анализ, диагностика и прогнозирование развития воспитательного пространства на примере работы с коллективом, набранным на базе общеобразовательного учреждения 101 лицей Выборгского района....

Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"
Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...
Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»
Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»...
Актуальные проблемы обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном пространстве
Статья из сборника научных статейпо материалам научно-практической конференции с международным участием...
«Организация образовательной деятельности в инклюзивном образовании: технологии, приемы и формирование инклюзивной культуры»
Публикация «Организация образовательной деятельности в инклюзивном образовании: технологии, приемы и формирование инклюзивной культуры» в сборнике ...
