Тематическое планирование по краеведению.
календарно-тематическое планирование по краеведению (6 класс) по теме

Носаченко Ольга Борисовна

Тематическое планирование по краеведению для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraeved_6_klass.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кунашакская» средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО

_ ___ _ _

Протокол № _ от

«        » 2009 г.

«Согласовано»

Заместитель   директора   школы

по  УР  «  МОУ  Кунашакская»

СОШ

________ ФазыловаМ.Ф.

«       » 2009 г.

«Утверждено»

Директор «МОУ Кунашакская» СОШ

_________СайдуллинаР. Ж.

Приказ        № от «      »      2009 г.

                                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                          по краеведению

                           класс 6

              на 2009-2010 учебный год

Учитель:Носаченко О.Б

 Количество часов:35

-в неделю 1

-на учебный год 35(15 пр.работ)

Планирование составлено на основе программы: Программа учебной дисциплины для 6-9 классов ОУ Челябинской области «Краеведение».

Учебник: «Краеведение.6 класс»/ под редакцией В.В.Дерягина.Челябинск: Абрис, 2008

УМК по «Краеведение.6 класс»:

Учебник: «Краеведение.6 класс»/ под редакцией В.В.Дерягина.Челябинск: Абрис, 2008;

Книга для чтения «Южноуральская панорама событий и достижений» / А.П.Моисеев, А.В.Драгунов, М.С.Гитис. Вып. 1. Челябинск: АБРИС, 2006.;

«Биология растений и животных Челябинской области» / Н.В.Полханова. Челябинск: ЧГПУ, 2005.;

Атлас «Челябинская область» / Под ред. В.В.Латюшина. Челябинск: АБРИС, 2002-2006.;

Справочник «Познай свой край. Челябинская область» / сост. М.С.Гитис, А.П.Моисеев. АБРИС, 2006.

Краеведческая литература по Кунашакскому району:

1.«Кунашак –земля предков» Имангулов Ф.С. и др.

2. «Озеро Чебакуль» А.Исхаков.

Программа по  краеведению полностью соответствует требованию, предъявляемому законом Российской Федерации «Об образовании» к общеобразовательным программам, которые «направлены на решение проблемы формирования общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ».

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

      - ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России;

  • формирование представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

- изучение проблем развития края (населенного пункта),

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • укрепление семейных связей:

заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;

наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;

совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).

Развивающие задачи:

  •  развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края.

  • адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

Содержание программы

Введение в краеведение Челябинского Урала (6 класс, 35 час.)

Тема 1. Школа юного краеведа (6 ч.)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.

История школы. Знаменитые люди района (города, села), местные краеведы. Наш край в искусстве, художественной литературе и публицистике.

Край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ Южного Урала и Челябинской области. Географическое положение Челябинской области на границе России, стыке двух частей света, природных областей. В.Н. Татищев о границе между Европой и Азией. Обелиск «Европа - Азия». Географическое положение района (города, села). Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц. Официальные символы Челябинской области: герб, гимн, флаг. Символы района (города, села).

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с представителями местных органов власти, общественных организаций и движений о проблемах местного самоуправления и благоустройства.

2. Беседа с местными краеведами и старожилами об изменениях в жизни района (города, села) за последние десятилетия.

3. Беседа с учителями-ветеранами, выпускниками образовательного учреждения об истории школы.

4. Беседа с родителями и родственниками о семейных реликвиях.

Экскурсии, походы:

1. Знаменитые географические пункты Челябинской области: обелиск «Европа - Азия» (г. Златоуст), мосты через р. Урал (г.

Верхнеуральск, г. Магнитогорск, с. Кизильское) - граница между частями света; крайние южная, северная, западная и восточные точки; географический центр Челябинской области.

2. Комплексная экскурсия по изучению территории своей местности, своего населенного пункта. Съемка плана местности.

3. Школьный (краеведческий) музей. Источники по изучению родного края.

4. Картинная галерея (фотовыставка). Виды города (села). Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте природных и административных границ Южного Урала и Челябинской области, своего района (города, села). Определение протяженности Челябинской области с севера на юг и с запада на восток.

2. «Ориентирование». Решение задач по плану местности. Определение географического положения своей школы, дома.

3. Составление фотоальбома, видеофильма, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенном учащимся.

4. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

Тема 2. Геология и рельеф  нашего края (6 час.).

«Как были открыты Уральские горы». Происхождение названий уральских гор. Уральские горы на древних и старинных картах. Карта А..Дженкинсона из атласа Ортелия (1570 г.), Книга Большому чертежу (1627 г.). Знаменитые географы, геологи и краеведы, изучавшие Южный Урал.

Рельеф Южного Урала. История формирования и геологическое строение Урала. Формы рельефа местной территории, особенности их происхождения и размещения, обозначение на карте. Влияние рельефа на освоение территории. Изменение рельефа под влиянием внутренних и внешних факторов.

Горные породы, их происхождение, их определение. Полезные ископаемые, добываемые на территории района (города, села), их использование в хозяйственной деятельности и строительстве (дизайне). Редкие и уникальные ископаемые, их практическое значение. Поделочные и драгоценные камни. Способы обработки камней. Богатства недр Южного Урала в искусстве, художественной литературе и публицистике. «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова. «Картины П.Рейхета, А.Альховского, В.Чуднова, В.Романова, Т.Федоровой, В. Лукка об Ильменах.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с краеведом, спортсменом-туристом о восхождениях на горы Южного Урала.

2. Беседа с местными мастерами о камнерезном искусстве. Изделия из поделочных камней. Экскурсии, походы:

1. Места естественных или искусственных обнажений горных пород.

2. Школьный (краеведческий, геологический) музей; Ильменский заповедник. Минералогическая экспозиция.

3. Знаменитые географические пункты Челябинской области и местной территории: самая высокая (г. Б. Нургуш) или самая низкая точки (долина р. У и на границе с Курганской областью).

4. Картинная галерея (фотовыставка). Местные пейзажи. Практические работы:

1. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных гор (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

2. Обозначение на контурной карте (Челябинской области, своей территории) местных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

3. Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания.

Тема 3. Климат и погода в нашем крае (6 час.).

Главные факторы, влияющие на местный климат. Исторические изменения климата. Редкие и катастрофические погодные явления на Южном Урале. Местные приметы о погоде, слова и выражения, характеризующие погоду и климат. Знаменитые географы и краеведы, изучавшие климат Южного Урала. Погодные явления Южного Урала в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Приборы для метеорологических наблюдений. Солнечная радиация. Биологические часы. Местное (декретное) время, его влияние на самочувствие и здоровье людей. Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Разница в температурном режиме различных частей района (города, села). Ветер, причины его образования. Господствующие местные ветры, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Осадки, их виды, распространение по сезонам года. Климатическая характеристика района проживания. «Рекордные» погодные показатели

на территории Челябинской области и района (города, села). Влияние местного климата на здоровье человека и хозяйство. Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с местными старожилами о приметах, изменениях в климате, редких и катастрофических погодных явления.

2. Беседа с врачом, спортсменом-туристом или специалистом МЧС о влиянии местного климата на здоровье человека и мерах безопасности при неблагоприятных погодных явлениях.

Экскурсии, походы:

1. Фенологические наблюдения за погодой на местности.

2. Гидрометеоцентр (метеорологический пункт). Наблюдения за погодными явлениями.

3. Музей искусств (картинная галерея, фотовыставка). Местные пейзажи в разные времена года. Практические работы:

1. Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой) района (города, села). Подсчет среднесуточной (среднемесячной) температуры. Построение графика хода температуры за

сутки и месяц.

2. Построение местной  «розы ветров», диаграмм облачности.

3. Составление климатического очерка района (города, села).

Тема 4. Край рек и озер (6 час.).

Знаменитые географы и краеведы, изучавшие гидрологию Южного Урала. Горные и равнинные реки Южного Урала. Численность и протяженность местных рек. Речной режим и речной сток. Влияние водотоков на формирование местных ландшафтов и освоение территории. Типы озер на Южном Урале. Численность озер. Местные грунтовые воды (родники, колодцы). Пруды и водохранилища. Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека местных поверхностных и грунтовых вод. Биологическое исследование водотоков, водоемов и болот. Местные водные растения и животные. Меры по экономному использованию и охране водных объектов района (города, села). Водные богатства Южного Урала в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с местными старожилами о местных источниках и водоемах. Легенды, предания и былички.

2. Беседа с врачом, спортсменом-туристом или специалистом МЧС о местных водоемах и правилах безопасного поведения в разные времена года.

       Экскурсии, походы:

1. Местный водный объект (озеро, река, пруд, болото, источник, колодец и т.п.)- Определение гидрологических характеристик. Местные и акклиматизированные водные растения и животные.

2. Зоопарк (живой уголок, аквариум). Местные и акклиматизированные водные растения и животные. Практические работы:

1. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных рек и озер (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).

2. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Челябинской области, поверхностных и грунтовых вод района (города, села).

3. Учебный проект по экономному использованию и охране водных объектов города (села).

Тема 5. Природные комплексы нашего края (6 час.).

Растительный мир горно-лесной, лесостепной и степной зон Южного Урала: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Зависимость между местными формами рельефа, климатом и растительными группировками, их приспособленность к данным средам обитания. Местные лекарственные и ядовитые растения.

Животный мир лесной, лесостепной и степной зон Южного Урала: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Описание местных животных и определение их хозяйственного значения. Животные - синантропы, спутники человека.

Охрана местных растений и животных. Эндемические, редкие и исчезающие виды растений и животных в районе (городе, селе). «Красная книга» Челябинской области. Акклиматизация новых видов. Природные объекты и городская среда. Знаменитые биологи, экологи и краеведы, изучавшие флору и фауну Южного Урала. Местные животные и растения в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Встречи с интересными людьми, интервью:

1. Беседа с представителями местных экологических организаций и общественных движений о природоохранительных мероприятиях в районе (городе, селе).

2. Беседа с местными лесниками, грибниками, ягодниками; рыбаками и охотниками об интересных растениях, повадках животных района.

22

3. Беседа с местными мастерами об использовании лесных ресурсов. Изделия из бересты и лыка, резьба по дереву. Экскурсии,походы:

1. Экологическая тропа. Определение местных растений, наблюдение за насекомыми, следами животных. Сбор лекарственных растений для аптеки.

2. Музей искусств (картинная галерея, фотовыставка). Местные растения и животные.

3. Школьный (краеведческий) музей. Местные и акклиматизированные растения и животные.

4. Зоопарк (живой уголок, ферма). Местные и акклиматизированные животные.

Практические работы:

1. Составление осенней икебаны из местных растений.

2. Определение местных растений по гербарию.

3. Определение местных птиц по пению (аудиозаписи) и гнездам (коллекции).

4. Составление календаря цветения местных медоносов.

5. Конкурс плакатов «Осторожно, ядовитые растения!», «Берегите природу!».

6. «Фотоохота». Фотоальбомы местных растений и животных. Местный (школьный) компонент. Резерв учителя. (5 час.).

Планирование составлено на основе программы к курсу краеведения «Введение в краеведение Челябинского Урала» (35 час.) 6 класс

Календарно-тематическое планирование составила:___________   Носаченко О.Б.

                                                                                                                     

Тематическое планирование

учебного материала по курсу краеведения «Введение в краеведение Челябинского Урала» (35 час.) 6 класс

Тематическое планирование составлено в соответствии с:

  • вышеназванной программой;
  • примерной программой по краеведению  для средней (полной) школы;
  • Базисным учебным планом, который устанавливает нормативную продолжительность изучения краеведения в 6  классе 1 час в неделю;
  • Обязательным минимумом содержания и требованиями к уровню подготовки выпускников, в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Челябинской области на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся 6-9 классов .
  • информационно-методическим письмом «О преподавании краеведения  в 2009-2010 учебном году» Министерства образования и науки Челябинской области.

Планирование  интегрированного учебного предмета «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями Областного базисного учебного плана и Концепции краеведческого образования в Челябинской области на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся 6-9 классов. Программа по краеведению Челябинского Южного Урала раскрывает содержание регионального учебного предмета, дает примерное распределение учебных часов по классам и темам, определяет последовательность их изучения.

№ урока в курсе

Дата проведения

Тема

(кол-во часов)

Тема урока

Цели урока

Основное

содержание:

Практические работы, экскурсии и пр.

Используемые ЦОР

Дом. задания

Разное (доклады, сообщения, индив. задания)

1

1-7.09

Тема1.

Школа юного краеведа

(8 часов)

Что изучает краеведение. Введение

Знакомство с новым предметом.

Требования к уроку.

1.Краеведение-предмет изучения.

2.Методы изучения.

3.Значение предмета.

презентация

2.

8-14.09

Географическое положение Челябинской области. Обзор.

Познакомиться с особенностями гео. положения, тер. устройства и офиц. символами Челябинской области.

1.Область на карте

2.Площадь, границы

3.Понятие о гео. положении

Практическая работа «Обозначение на к.карте границ области».

Презентация.

3.

15-22.09

Географическое положение Кунашакского района

Познакомиться с особенностями гео. Положения

Кунашакского района

1.район на карте

2.Площадь,границы

3. Понятие о гео. положении

Практическая работа «Обозначение на к.карте границ района».

Презентация,

сообщения

4.

23-30.09

Геральдика. Официальные символы области и района.

Познакомиться с офиц.символами области и района.

1.Понятие о геральдике

2.Офиц. символы области

3.Офиц.символы района

Гимн

Презентация

Программа по геральдике Гиттиса М.С

Сообщения,

доклад

5.

6.

1-7.10

8-15.10

Топонимика Кунашакского района.

Улицы Кунашака. Моя любимая улица

Познакомиться с гео. и адм. названиями на карте Челябинской обл.

Познакомиться с историей улиц, планом и особенностями застройки Кунашака.

1.Понятие о топонимике

2.Примеры и трактовка мест. Названий

1.Знакомство с планом улиц

2.Количество, история и названия отд. улиц

Прак.раб «Обозначение названий поселений, рек и др. на карте Кунашакского района»

Прак.раб «План-улиц Кунашакского поселения»

Презентация

презентация

Сочинение-рассказ о своей улице

Сообщение о расположении крайн. гео. точек на карте области

7.

16-22.10

Знаменитые географические пункты Челябинской обл.

Географ. центр Челябинской обл.

Ознакомиться с важными гео.пунктами Челябинской области

1.Крайние точки Челябинской области

2.Географический центр Челябинской области

презентация

Понятие о географ. центре

8.

23-29.10

Административные границы Юж. Урала,

Челябинской области

Познакомиться с адм. границами

Челябинской области

1.история формирования совр. границ области

2.админ.границы области

Практик. Работа

«Обозначение на

к. карте природных и амин. границ Юж. Урала,

Челябинской области»

Адм. карта Челяб. области

п/р

9.

30.10-5.11

Тема 2.

Геология и

рельеф

нашего края

(6 час.)

История открытия и изучения Уральских гор.

Ознакомиться с историей и изучением Уральских гор.

1.История открытия гор области

2.Основные вехи изучения гор

3.Вершины, горные хребты и др.

Видеофильм «Таганай»

сообщения

10.

6-12.11

Знаменитые географы, геологи и краеведы, изучающие Южный Урал.

Познакомиться с

географами, геологами и краеведами, изучающими Южный Урал.

1.Краеведы Челябинской области.

2.Краеведы Кунашакского района

презентация

сообщение

11.

13-19.11

Рельеф Южного Урала.

Рельеф Южного Урала.

1.Характер рельефа Челябинского Урала.

2.важнейшие вершины, хребты и равнины.

Практик. Работа

Нанесение на карту

отд. горных вершин и хребтов.

презентация

п/работа

12.

20-26.11

Горные породы, их происхождение.

Изучение горных пород, их происхождения

1.Типы Уральских горных пород

2.Происхождение пород

Практическая работа

Изучение отд. образцов Урал. гор. пород

Карта, видеофильм, набор горных пород.

п/работа

13.

27.11-3.12

Полезные ископаемые, добываемые на территории района.

Полезные ископаемые, добываемые на территории района

1.Понятие о полезных ископаемых

2.Полезные ископаемые нашего района

3.Глауконит

Прак. работа

Нанесение на к/карту мест добычи полезных ископаемых в нашем районе

презентация

сообщения

14.

4.12-10.12

Богатства недр

Южного Урала в

Искусстве, худ. литературе и публицистике.

Легенды и предания нашего района.

О раскрытии темы богатства и разнообразия недр Южного Урала в литературе, нар. творчестве и др.

1.Разнообразие и богатство недр

2.Знаменитые произведения искусства Южного Урала

3.Местные легенды и предания

Презентация,

Учебник Литература Юж. Урала

Рассказ о климате

15.

11-17.12

Тема 3.

Климат и погода в нашем крае

( 4 час.)

Особенности климата Челябинской области

Особенности климата Челябинской области

 1.Понятие о климате

2.Местный климат и погода

3.Приметы о погоде

Прак.работа

Нанесение на к/карту температурных и др.мин-ов и макс-в

карта

к/карта

сообщения

16.

18-24.12

Знаменитые географы и краеведы, изучавшие климат Челябинской области.

Знаменитые географы и краеведы, изучавшие климат Челябинской области.

1.Кто такие краеведы

2.Краеведы Челябинской области

3.Краеведы нашего района

презентация

сообщения

17.

25-31.12

Метеорологические приборы. Солнечное излучение. Биологические ритмы.

Метеорологические приборы. Солнечное излучение. Биологические ритмы.

1.Значение, применение и классификация метеоприборов

2.Солнечное излучение

3.Биологические ритмы

Прак. работа

Метеорол. приборы на м/площадке

презентация

Рисунок в тетради

18..

8.01-14.01

Особенности климата Кунашакского района Челябинской области.

Особенности климата Кунашакского района Челябинской области.

1.Климат нашего района

2.характерные погодные явления

3.Стихия и погода

Прак.работа

Нанесение на к/карту ср.температуры и преобладающих направлений ветров

презентация

В контурной

карте

19.

15-21.01

Тема 4.

Край рек и озер.

(3 часа)

Край рек и озер.

Водные богатства Южного Урала.

Край рек и озер.

Водные богатства Южного Урала

1.Южный Урал-край рек и озер

2.Реки, озера и болота

3.Понятие о водном богатстве и его сохранении

Прак.работа

Нанесение на к/карту круп. озер и рек Челябинской области

Презентация

Просмотр видеофильма

сообщения

20.

22-28.01

Реки и озера на карте Южного Урала.

Реки и озера на карте Южного Урала.

1.Водная система нашего района.

2.Бассейн

3.Реки и озера района

Практическая работа (продолжение) «Реки и озера на карте Южного Урала».

карта

В контурной

карте

21..

29.01-4.02

Водоемы нашего района.

Водоемы нашего района.

1.Рекреационное значение водоемов

2.Значение водоемов в природе и жизни человека

Практическая работа

Водоемы нашего района

фильм

В контурной

карте

22.

5-11.02

Тема 5.

Природные комплексы нашего края.

(11 часов)

Растительный мир Южного Урала.

Растительный мир Южного Урала

1.Понятие о растительном мире

2.Деревья

3.Кустарники

4.Травы

5.Охрана и значение

Растительности Южного Урала

презентация

Заполнение таблицы

сообщения

23.

12-18.02

Лекарственные, охраняемые растения и съедобные грибы Южного Урала.

Лекарственные, охраняемые растения и съедобные грибы Южного Урала.

1.Понятие о лекарственных и охраняемых растениях  Южного Урала

2.Съедобные грибы Урала

3.Значение и использование растений и грибов в природе и жизни человека.

Презентация

Диск «Природа России»

сообщения

24.

19-25.02

Ядовитые растения и грибы Южного Урала.

Ядовитые растения и грибы Южного Урала.

1.Понятие о ядовитых и охраняемых растениях  Южного Урала

2.ядовитые грибы Урала

3.Профилактика отравлений

презентация

сообщения

25.

26.02-3.03

Охраняемые, редкие и исчезающие растения и животные нашей местности.

Охраняемые, редкие и исчезающие растения и животные нашей местности.

1.Понятие об Охраняемые, редкие и исчезающие растения и животные нашей местности.

2.Красная книга челябинской области

презентация

сообщения

26.

4-10.03

Охраняемые территории Челябинской области.

Охраняемые территории Челябинской области.

1.Понятие об охраняемых территориях

2.Классификация

3.Значение и примеры территорий

Практическая работа

Нанесение охраняемых территорий Челябинской области на к/карту

презентация

к/карта

принести Альбомный лист и цветные карандаши

27.

11-17.03

Конкурс рисунков

«Растения и животные нашей местности».

Конкурс рисунков

«Растения и животные нашей местности».

Конкурс рисунков

«Растения и животные нашей местности».

сообщения

28.

18-24.03

Охраняемые территории Челябинской области.

(продолжение)

Охраняемые территории Челябинской области.

(продолжение)

Практическая работа

Нанесение охраняемых территорий Челябинской области на к/карту

презентация

доклад

29.

25-31.03

Радиационные поражения территорий Кунашакского района, Челябинской области. Реабилитация.

Радиационные поражения территорий Кунашакского района, Челябинской области. Реабилитация.

1.Понятие о радиации

2.История радиационных поражений

3. Радиационные поражения территорий Кунашакского района

4.Реабилитация территорий и населения

презентация

таблица

30.

1-7.04

Природные сообщества нашей местности.

Природные сообщества нашей местности.

1.Понятие о природном сообществе

2.Виды природных сообществ нашей местности

презентация

сообщения

31.

8-14.04

Народные промыслы. Быт.

Обычаи.

Народные промыслы. Быт.

Обычаи.

1.Понятие о самобытности и народности

2.Народные промыслы

3.Быт

4.Обычаи и культура

презентация

Готов.к итог.пров.работе

32.

15-21.04

Обобщение и повторение, проверка знаний по теме: «Природные комплексы нашего края.»

Обобщение и повторение, проверка знаний по теме: «Природные комплексы нашего края.»

1.Обобщающая беседа

2.Тестовая работа

3.Выводы по теме

33.

22-28.04

Тема 6.

Обобщение и  повторение по курсу краеведения

Подведение итогов.

Летние задания.

Подведение итогов.

Летние задания.

Летние задания

34.

29.04-5.05

Экскурсия на приш. участок

«Определение местных растений, наблюдение за насекомыми и птицами.»

Экскурсия на пришкольный  участок

«Определение местных растений, наблюдение за насекомыми и птицами.»

1.Правила поведения на экскурсии и прогулке

2.цели и задачи экскурсии

3.Эксурсия на пришкольный  участок

«Определение местных растений, наблюдение за насекомыми и птицами.»

Практическая работа

Составление гербария местных растений.

35.

6-12.05

Экскурсия в

школьный (или районный) краеведческий музей

Экскурсия в

школьный (или районный) краеведческий музей

1.Правила поведения на экскурсии и прогулке

2.цели и задачи экскурсии

3. Экскурсия в

школьный (или районный) краеведческий музей

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения краеведения в основной школе ученик должен

знать/понимать

• изученные виды источников краеведческой информации;

• основные краеведческие понятия и термины;

• значение официальных символов Челябинской области, своего муниципального образования;

• основные этапы и ключевые события истории Южного Урала с древности до наших дней; выдающихся деятелей родного края;

• результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий;

• изменение природной среды Южного Урала в результате деятельности человека; географическую зональность;

• особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Южного Урала;

• специфику географического положения и административно-территориального устройства Челябинской области - субъекта Российской Федерации;

• природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном и региональном уровне;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития Челябинского Южного Урала.

уметь

• соотносить даты событий истории Южного Урала с основными периодами отечественной истории;

• рассказывать о важнейших событиях истории Южного Урала и их участниках,

• выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;

• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;

• показывать на плане и карте границы и географический центр Челябинской области, границу между Европой и Азией, расположение г. Челябинска, местных достопримечательностей и своего населенного пункта,

40

• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов Южного Урала, адаптации человека к местным условиям, их влияния на формирование культуры народов Южного Урала; районов и городов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутрирегиональных и внешних экономических связей Челябинской области;

• составлять краткую характеристику родного населенного пункта;

• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы Челябинского Южного Урала; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• проведения самостоятельного поиска краеведческой информации из разных источников.

• понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни;

• ориентирования на местности и чтения карт различного содержания;

• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, по сохранению природы и защите людей в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культур-ном наследии народов Челябинского Южного Урала;

• использования знаний об историческом пути и традициях народов Южного Урала в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Перечень нормативно-правовых документов

и инструктивно-методических материалов

по краеведческому образованию

1. Федеральные документы и материалы

1.1. Конституция Российской Федерации.

1.2. Федеральные законы РФ:

- «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 г. № 1807-1 с последующими изменениями;

- «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от

I.01.1993 г. №4292-1 с последующими изменениями;

- «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13.03.1995 г. № 32-ФЗ с последующими изменениями,

- «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ с последующими изменениями;

- «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 г. №82.

1.3. Постановления Правительства РФ:

- «О Всероссийской переписи населения 2002 года» от 22.09.1999 г. № 1064;

- «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» от 29.12.2001 г. № 1756-р;

- «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»» от

II.07.2005 г. №422;

- «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 гг.» от 03.09.2005 г. № 1340-р.

1.4. Приказы Министерства образования и науки РФ:

- «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» от 18.07.2002 г. № 2783;

- «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089;

- «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 09.03.2004 г. № 1312;

- «О Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» от 03.08.2006 г. № 201.

42

1.5. Письма Министерства образования и науки РФ:

- «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» от 19.03.1993 г. №47/20-11 п;

- «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации» от 06.02.1995 г. № 151/11;

- «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» от 02.04.2002 г. № 13-51 - 28/13;

- «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 15.01.2003 г. № 13-51 - 08/13;

- «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» от 07.07.2005 г. №03-1263;

1.6. Приказы Федерального агентства по образованию:

- «О реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы»» от 25.01.2006 г. №20.

2. Региональные документы и материалы

2.1. Постановления Законодательного Собрания Челябинской области:

- «Об утверждении областной целевой программы реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области на 2006-2010 годы» от 22.12.2005 г. 1992.

- «О внесении изменений в областную целевую программу реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области на 2006-2010 годы» от 27.04.2006 г. № 0122.

2.2. Решения Коллегии при губернаторе Челябинской области:

- «О Концепции региональной национальной политики в Челябинской области» от 10.12.1998 г. № 17/4.

2.3. Постановления Правительства Челябинской области:

- «О Всероссийской переписи населения 2002 года» от 05.06.2000 г. № 222.

- «Об «Основных направлениях реализации государственной национальной политики в Челябинской области на 2004-2010 годы»» от 18.12.2003 г. № 140;

- «О межведомственном плане мероприятий по патриотическому воспитанию граждан, проживающих на территории Челябинской области на 2006-2008 годы».

2.4. Приказ Главного управления образования и науки администрации Челябинской области:

- «Об утверждении областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области» от 01.07.2004 г. № 02-678.

2.5. Приказы Министерства образования и науки Челябинской области:

- «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2005-2006 учебный год» от 05.05.2005 г. №01-571;

- «Об утверждении «Концепции краеведческого образования в образовательных учреждениях Челябинской области»» от 13.09.2005 г. №01-1006;

- «О реализации Концепции краеведческого образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2006 / 2007 учебном году» от 21.09.2006 г. №01-861;

- «О проведении конкурса методических проектов по краеведению» от 22.03.2007 г. №01-292.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Общие вопросы

1. История культуры Челябинского края. Веков связующая нить: хронология.Сост. В.И.Богдановский и др. - Челябинск: Каменный пояс, 2006.

2. История культуры Челябинского края. Веков связующая нить: очерки .Редкол.: Д.Б.Перчик и др.; авт. ст.: Шишов К.А., Карманова Е.В. - Челябинск: Каменный пояс, 2006.

3. Летописцы земли уральской: Материалы к истории челябинского краеведения .Сост. В.С.Боже. - Челябинск: ЦИКН, 1999.

4. Литература о Челябинской области: текущий библиогр. указ.: (от 560 до 1800 назв.кн. и ст. Расположение сист., указ, имен., геогр.) ЧОУНБ, отд.краеведения. - Челябинск. - Изд. с 1959 г.

5. Календарь знаменательных и памятных дат Челябинской области . ЧОУНБ, информ.-библиогр. отд. - Челябинск. - Изд. с 1962 по 2007 г. один выпуск в год.

6. Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований. М.: Рус.Раритет; Челябинск, 2004.

7. Челябинская область:  энциклопедия. Гл.ред.К.Н.Бочкарев.

- Т. 1-7. - Челябинск: Каменный пояс, 2003-2006.

8. Челябинская область: крат, справ. Рус.географ, о-во, Челяб. регион.отд-ние; авт.-сост. М.С.Гитис, А.П.Моисеев. - Челябинск: Абрис, 2006

9. Челябинской области - 70: Статистический сборник. Челя-боблкомстат. - Челябинск, 2004.

10. Захаров В.Д. Птицы Челябинской области . - Свердловск: УрО АН СССР, 1989.

11. Захаров С.Г. Мы изучаем озера. Учебно-методическое пособие для учителей общеобр. школ и педагогов доп. обр. - Челябинск, 2001.

12. Захаров С.Г. Озеро Большой Кисегач . - Челябинск: ЧДП, 2002.

13. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенез, взгляд на историю. - М.: Наука, 1992.

14. Мажитов Н.А. Тайны Древнего Урала: Археология, ученые открытия, гипотезы . - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1973.

15. Матвеев А.К. Вершины Каменного пояса . - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1990.

16. Матвеев А.С. Промысловые звери и птицы Челябинской области . - Челябинск, 1994.

17. Новое в археологии Южного Урала. Сб. научных трудов / Под ред. С.А. Григорьева. - Челябинск: Рифей, 1996.

18. Полханова Н.В. Биология растений и животных Южного Урала . - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005.

19. Полханова Н.В. Биология растений и животных Южного Урала. Методические рекомендации. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005.

20. Природа Челябинской области. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.

21. Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала . - М.: Наука, 1967.

22. Тараторина Г.Ф. Почвы Челябинской области . - Челябинск, 1998.

23. Уткин Л.А. Лекарственные растения Челябинской области . - Челябинск: Чел. обл. гос. изд., 1951.

24. Флора и растительность Южного Урала и их охрана. Сб.статей. Выпуск 8. Чел. гос. пед. ин-т. - Челябинск, ЧГПИ, 1979.

25. Чибилев А.А. Зеленая книга степного края. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1987.

26. Широков В.Н. Древнейшее искусство уральских пещер: Пособие для учителя и учащихся . - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1995.

27. Школьникова С.Б. Операция «Аптека» для больших и маленьких . - Челябинск, 1992.

28. Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области . - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1989.

Атласы

1. Виноградов Н.Б. Исчезнувший мир: атлас древней истории Южного Урала . - Челябинск: Юж.-Урал. книж. изд., 1995.

2. Гитис М.С. Контурные карты по географии Челябинской области. - Челябинск: Абрис, 2004.

3. Гитис М.С. Туристский атлас Челябинской области. 10 путешествий на границе Европы и Азии. - Челябинск: Абрис, 2006.

4. Километровка: от Челябинска до Златоуста: атлас-путеводитель. Гл.ред. Гитис М.С. - Челябинск, 2005.

5. Челябинская область. Атлас: Учебное пособие /Под ред. В.В. Латюшина. - Челябинск: Абрис, 2002.

Наглядные пособия

Природа Челябинской области: Наглядные пособия.Минералы и горные породы Челябинской области.Гербарий «Цветковые растения Челябинской области».Деревья Челябинской области. Лишайники Челябинской области.Мохообразные Челябинской области,Трутовые грибы Челябинской области. Насекомые Челябинской области. Пресноводные моллюски Челябинской области. Ракообразные Челябинской области. Сост. А.В. Филимонов. - Челябинск: ООО «Ноис»,2005.

Сайты краеведческой направленности :

http://www.taganay.com/

http://uranstation.ru/tracker

http://museum.jino-net.ru/

http://ariom.ru/forum/t16904.html&sid=82a00ff8459d3fc43d9d503a3a18b17a

http://binmovie.ru/2007/09/20/jermitazh-jekskursija-po-muzeju-2006.html

http://tur.galaxyit.ru/statyi.php?tip=1&id=35    -ОЗ.БАЙКАЛ

http://www.tvmuseum.ru/-музей радио и тв

http://www.nedoma.ru/video/films/

http://www.ushkalenko.ru/gorod/gorod_14.html-   о Трехгорном

Учебно-методическое обеспечение основного общего образования

Образовательная область «Обществознание»

Интегрированный курс «Краеведение». УМК издательства «АБРИС»

Класс

Учебная программа

Учебники, учебные пособия

Методические пособия

Дидактические материалы

Материалы для контроля

6

Кузнецов В.М., ред.

Краеведение: Программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области: 6 класс (35 ч.). – Челябинск: АБРИС, 2008.

Дерягин В.В., Гитис М.С.

Краеведение. Челябинская область. 6 класс: Учебник. – Челябинск: АБРИС, 2009.

Драгунов А.В., Моисеев А.П.,

Гитис М.С.

Южноральская панорама событий и достижений: книга для чтения по краеведению. Челябинск: АБРИС, 2007.

* Никонова М.А. Краеведение: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009. – 192 с.

Гитис М.С.

Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. – Челябинск: Абрис, 2006.

Латюшин В.В. Челябинская область. Атлас. – Челябинск: АБРИС, 2008. – 32 с.

Кузнецов В.М., Гитис М.С.,

Маркова А.С.

Контрольные работы по краеведению. 6-7 класс // Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 04 мая 2007 г. № 243.

Учебно-методическое обеспечение среднего (полного) общего образования (профильный уровень)

Элективный курс «История дореволюционного Урала». УМК Южно-Уральского книжного издательства

Класс

Учебная программа

Учебники, учебные пособия

Методические пособия

Дидактические материалы

Материалы для контроля

10

Кузнецов В.М. и др.

История дореволюционного Урала: Программа элективного курса: 10 класс [Эл. ресурс]. – Челябинск: ГОУ ДПО ЧИППКРО, ООО «МатросСофт», 2008.

Алеврас Н.Н., Конюченко А.И.

История Урала (XI – XVIII вв.): учебник (10 – 11 классы). – Челябинск: ЮУКИ, 2000.

Алеврас Н.Н., Андреева Т.А.,

Конюченко А.И., Нарский И.В.

История Урала. XIX в. – 1914 г.: учеб. пособие. – Челябинск: ЮУКИ, 2008. – 640 с.: ил.

Алеврас Н.Н., Ибрагимова Л.Д.,

Кузнецов В.М., Салмина М.С.

История Урала (XI – XVIII вв.): Методическое пособие для учителя. учебник (10 – 11 классы). – Челябинск: ЮУКИ, 2000. – 120 с.

* Виноградов Н.Б., Гитис М.С.,

Кузнецов В.М.

Историческое краеведение. Справочное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск: АБРИС, 2009.

* Гитис М.С.

Исторический атлас Южного Урала с контурными картами. – Челябинск: Абрис, 2009. (в печати)

Тестовые задания

// Алеврас Н.Н., Ибрагимова Л.Д., Кузнецов В.М., Салмина М.С.

История Урала (XI – XVIII вв.): Методическое пособие для учителя. учебник (10 – 11 классы). – Челябинск: ЮУКИ, 2000. – С. 55-56, 104-106.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование по краеведению в 8 классе

Календарно- тематическое планирование в 8 классе составлено  по программе  "Краеведение. Челябинская  область". разработанное мною КТП  стало победителем областного  конкурса ...

Календарно-тематическое планирование "Духовное краеведение Подмосковья" (по Л.Л.Шевченко)

Календарно-тематическое планирование на два года и пояснительная записка по предмету "Духовное краеведение Подмомковья" (по Л.Л.Шевченко)...

Календарно-тематическое планирование по краеведению

Календарно-тематическое планирование по краеведению "Культура народов Поволжья"...

Рабочая программа (тематическое планирование) Курса «Краеведение. 6 класс» Раздел «Биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области»

Рабочая программа (тематическое планирование)Курса «Краеведение. 6 класс»Раздел «Биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области»(34 часов в год, 1 часа в неделю).Предлагаемая м...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по краеведению

Классы:     6 «А»,6 «Б»Программа: Примерная программа уроков краеведения. Автор Л.В. Храмков. 2007 год. Издательство НТЦ г. СамараУчебные пособия:  Учебное пособие Введе...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков краеведения в 5 классе

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены на основе учебника "Слово о родной земле". Автор - составитель Л.М. Пальман....

Календарно-тематическое планирование по краеведению 5 класс

Календарно-тематическое планирование курса "Моя малая Родина"  (Похпистневский район)...


 

Комментарии

Аврамченко Клавдия Семёновна

Материал интересен. Занимаюсь краеведением уже более 5 лет. Посмотрите мой материал.