Рабочая программа (тематическое планирование) Курса «Краеведение. 6 класс» Раздел «Биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области»
рабочая программа по краеведению (6 класс) по теме

Хамидова Татьяна Валентиновна

Рабочая программа (тематическое планирование)Курса «Краеведение. 6 класс»Раздел «Биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области»(34 часов в год, 1 часа в неделю).Предлагаемая модифицированная программа, составлена на основе примерной программы по биологии для основной школы и учебника А.М.Быловой, Н.И.Шориной «Экология растений», предназначена для изучения системы, многообразия и эволюции живой природы на основе краеведческого подхода в 6 классе средней общеобразовательной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                              Утверждаю

                                                                                Директор МОУ СОШ N 129

                                                                 Советского района  г.Волгограда

                                                              ---------------------------------В.Ф.Вялец

                                                                  ---------------------------------2012г.

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа N 129

Советского района  г.Волгограда

Рабочая программа

По краеведению

Для учащихся

 6 «А»

учителя Хамидовой Татьяны Валентиновны

Рассмотрено                                                                Согласовано

на заседании методического                      заместитель директора  по                                                                                                                                        

объединения                                              учебно-воспитательной работе

учителей химии, биологии                                    МОУ СОШ N 129

 МОУ СОШ N 129

---------------------------------2012г.               ---------------------------------2012г

Руководитель МО

 



Предварительный просмотр:

Рабочая программа (тематическое планирование)

Курса «Краеведение. 6 класс»

Раздел «Биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области»

(34 часов в год, 1 часа в неделю)

Пояснительная записка

Предлагаемая модифицированная программа, составлена на основе примерной программы по биологии для основной школы и учебника А.М.Быловой, Н.И.Шориной «Экология растений», предназначена для изучения системы, многообразия и эволюции живой природы на основе краеведческого подхода в 6 классе средней общеобразовательной школы. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования данная программа предполагает преподавание курса краеведения в 6 классе в объеме 34 часов из регионального компонента.

 Программа включает в себя сведения о многообразии растительного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов бактерий, грибов, растений , их индивидуальном и историческом развитии, о структуре, многообразии экологических систем  на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона.

Цели программы:

Изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников в типичных природных сообществах области.

Развитие познавательного интереса , интеллектуальных и творческих способностей  в процессе наблюдения за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения новых знаний.

Воспитание любви к своему краю, стране; формирование основ экологической культуры

Задачи программы:

Ознакомление  с актуальностью проблемы сохранения в мире, стране, области

Освоение знаний об основных жизненных формах, видах, экологических группах растений, грибов, лишайников, о необходимых мерах их охраны, рационального использования хозяйственно-ценных видов в регионе

Овладение умениями: работать с определителями растений, применять знания о видах растений, грибов, лишайников, природных сообществах области для обоснования мер их защиты

Формирование и развитие ключевых компетенций и удовлетворения интереса к изучению природы родного края

Требования к уровню подготовки:

Уровень воспроизведения и описания информации.

описывать особенности строения растений области

называть основные систематические и экологические группы растений, грибов, лишайников области

узнавать наиболее распространенные виды растений, грибов, лишайников области; съедобные и ядовитые грибы; культурные растения области

наблюдать  действие факторов среды на живые организмы

приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников; растений, грибов, лишайников различных экологических групп.

Интеллектуальный уровень.

объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, стране. области

объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры области

определять по гербариям древесные  и кустарниковые породы растений, травянистые растения

сравнивать растения, грибы, лишайники различных систематических экологических групп  по одному или нескольким предложенным критериям

оформлять результаты экскурсий

формулировать  выводы на основе собранного материала

давать характеристику растениям разных систематических групп

Творческий уровень

прогнозировать последствия воздействия  антропогенных факторов на биологическое разнообразие  области

применять знания для обоснования мер охраны видов, природных сообществ

использовать знания для разработки экологического проекта по охране растений. грибов, лишайников области

6 А является хорошо подготовленным классом, поэтому в этом классе реализуется продвинутый уровень предмета за счет усложнения уровня усвоения учащимися учебной, дополнитнльной информации, что нашло свое отражение в настоящем тематическом планировании: увеличение количества лабораторных, увеличение элементов дополнительного содержания, объема выполняемых заданий по рабочей тетради в классе и некоторое повышение уровня сложности домашнего задания

Литература

Былова А.М. Экология растений.: пособие для  6 кл. общеобразовательных учреждений/  А.М. Былова, Н.И. Шорина: под  ред. Н.М.Черновой.- М.:Вентана-Граф,2010.

Горская Н.А. Биология. Экология растений: 6 кл. общеобразоват. учрежд.: рабочая тетрадь/ Н.А.Горская - М. Вентана - Граф, 2008

Учебно-методическая литература для учителя:

Краеведение: биологическое и ландшафтное  разнообразие природы Волгоградской области. 6 класс. Методическое пособие  с мультимедийным приложением( рабочая программа курса, поурочные планы). – Авт.-сост. И.В. Зверева, И.П. Чередниченко – М.: Глобус, 2009

Природоведение. Биология. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области. Волгоград, 2006

Биология. 5-11 классы: Развернутое тематическое планирование . авт.-сост. Оданович М.В., Старикова Н.И. и др. – Волгоград: Учитель, 2009.- 211с

Дополнительная литература для учащихся

Энциклопедия для детей Аванта Биология ,том 2 – М., Аванта , 1997

Журнал «Биология для школьников».

Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1992, 1995 гг.

Электронные издания

Биология. 6-11 класс. Лабораторный практикум. Учебное электронное издание. Республиканский мультимедийный центр, 2004г

Интернет-ресурсы

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

Условные обозначения:

Л  -  лабораторные и практические работы,  которые включены в примерную программу основного общего образования по биологии

Д  -  демонстрации, которые включены в примерную программу основного общего образования по биологии

ЛП  -  лабораторный практикум из электронного издания  «Биология. 6-11 класс. Лабораторный практикум»

УИПЗНЗ  –  урок изучения и первичного закрепления новых знаний

КУ  -  комбинированный урок

УЗЗ  -  урок закрепления знаний

РТ  -  задания из рабочей тетради Горская Н.А. Биология. Экология растений: 6 кл. общеобразоват. учрежд.: - М. Вентана - Граф, 2008

 *задания по выбору, на отметку отлично



Предварительный просмотр:

N

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания на основе примерной программы основного общего образования по биологии

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля,

измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Введение (2 часа)

1.

Биоразнообразие. Проблемы сохранения биоразнообразия

УИЗПНЗ

Разнообразие видов растений – основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия растений

Воспроизводить, описывать национальную стратегию сохранения биоразнообразия России; знать - стратегию и программу действия по сохранению биоразнообразия области

Вводная беседа,

Д – многообразие видов

Записи в тетради,творческая работа

2

История изучения биоразнообразия области. Биоразнообразие  природы области.

КУ

Сохранение биологического разнообразия растений, животных

Знать историю изучения природы родного края, природный комплекс и боразнообразие области

Эвристическая беседа

Д – многообразие видов

Записи в тетради

Раздел 2. Физико-географическая характеристика области (2 часа)

3.

Географическое положение, рельеф. Климат.

УИЗПНЗ

Охрана растительного мира. Охрана животного мира

Разнообразие видов растений – основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

Знать географическое положение и особенности рельефа, климата Волгоградской области, уметь называть основные крупные формы рельефа, описывать географическое положение рельеф  области по плану

Фронтальный, индив-идуальный опрос

Карта Волгоградской области

Записи в тетради

4.

Природные зоны и ландшафты Волгоградской области

КУ

Разнообразие видов растений – основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

Охрана растительного мира. Охрана животного мира

Иметь представления о ландшафтно-экологических проблемах,  знать основные природные зоны и ландшафты, уметь называть ландшафты, природные зоны и ландшафтно-экологические проблемы области

Фронтальный, индив-идуальный опрос

Карта Волгоградской области Д – многообразие видов

Записи в тетради

Раздел3. Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников области(13 часов)

5.

Для чего нужен свет растениям.

УИЗПНЗ

Растение – целостный организм. Жизнедеятельность растений, питание

Знать влияние света на фотосинтез, классификацию растений в зависимости от продолжительности светового дня, разнообразие условий освещения в области

Фронтальный, индив-идуальный опрос

Д – результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений

П.3, 4, вопросы

6.

Экологические группы растений по отношению к свету

КУ

Растение – целостный организм. Жизнедеятельность растений, питание, развитие, размножение

Знать экологические группы растений по отношению у свету, уметь приводить примеры  флоры Волгоградской области

Фронтальный, индив-идуальный опрос

Л – выявление роли света и воды в жизни растений

П. 5, 6,  вопросы, РТ

7.

Приспособления растений к меняющимся условиям освещения

КУ

Растение – целостный организм. Жизнедеятельность растений, питание

Знать приспособления растений к условиям освещения, уметь приводить примеры растений области

Фронтальный, индив-идуальный опрос

Эфемероиды

П. 7, 8, вопросы, РТ

8.

Для чего нужно тепло растениям. Источники тепла на Земле.

КУ

Растение – целостный организм. Жизнедеятельность растений, питание, размножение, рост, развитие

Знать, что тепло – необходимое условие жизни, прорастания семян, цветения, уметь экстраполировать знания на растения области

Фронтальный, индив-идуальный опрос

Л –наблюдение  за ростом и развитием растений

П. 9, 10,*11, вопросы, РТ

9.

Приспособленность растений к высоким и низким температурам.

КУ

Растение – целостный организм. Жизнедеятельность растений, питание

Знать приспособления растений к различным температурам, уметь приводить примеры растений области

Фронтальный, индив-идуальный опрос

Д – приспособление  у организмов к среде обитания

П. 12, 13, вопросы, РТ № 10-16, стр. 14

10.

Для чего нужна вода растениям, как они ее удерживают и расходуют.

КУ

Растение – целостный организм. Жизнедеятельность растений, питание, рост, развитие

Знать роль воды в жизни растений, уметь различать особенности водного баланса растений области

Фронтальный, индив-идуальный опрос

Л – выявление роли света и воды в жизни растений

П. 14, 15, вопросы, РТ № 7 стр.18, №8 стр. 19

11.

Экологические группы растений по отношению к воде. Влаголюбивые растения.

КУ

Растение – целостный организм. Жизнедеятельность растений, питание

Знать экологические группы растений по отношению к воде, уметь классифицировать растения области по группам

Фронтальный, индив-идуальный опрос

П. 16, 17, вопросы, РТ № 12 стр.22, №14 стр.23

12.

Растения, требующие умеренного полива, и засухоустойчивые.

КУ

Растение – целостный организм. Жизнедеятельность растений, питание

Знать растения , требующие умеренного полива, засухоустойчивые растения, уметь распознавать такие растения среди местной флоры

Фронтальный, индив-идуальный опрос, работа по карточкам, РТ № 15-18

П. 18, 19, *20, вопросы, РТ № 21-26, стр.26

13.

Газовый состав воздуха, ветер в жизни растений.

КУ

Растение – целостный организм. Жизнедеятельность растений, , размножение, опыление

Знать состав воздуха, значение составляющих воздуха в жизни растений, общее значение ветра в жизни растений

Фронтальный, индив-идуальный опрос

П. 21, 22, вопросы, РТ№ 1-7, стр.27

14.

Приспособления растений к опылению, распространению ветром

КУ

Растение – целостный организм. Жизнедеятельность растений, размножение, опыление

Знать приспособления растений к распространению ветром, уметь приводить примеры среди растений области

Фронтальный, индив-идуальный опрос

П.23 , 24, *25, вопросы, РТ

15.

Что представляет собой почва. Для чего она нужна растениям

КУ

Растение – целостный организм. Жизнедеятельность растений, питание

Знать состав и значение почвы в жизни растений, особенности почв области, уметь определять почвы области по внешним признакам

Фронтальный, индив-идуальный опрос

Л- опыты по изучению состава почвы

П. 26, 27, вопросы, РТ

16.

Экологические группы растений по отношению к разным почвам. Охрана почв.

КУ

Растение – целостный организм. Жизнедеятельность растений, питание

Знать классификацию растений в зависимости от состава почв, уметь приводить примеры растений области, знать способы улучшения почв в области

Фронтальный, индив-идуальный опрос

П. 28, 29, *30, вопросы, РТ

17.

Жизненные формы и экологические группы грибов,  лишайников области

КУ

Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере щляпочного гриба. роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Грибы –паразиты, вызывающие болезни растений, человека.

Знать особенности строения, представителей, жизненный цикл грибов, лишайников области, уметь называть особенности экологических групп грибов и лишайников области, опознавать и описывать наиболее распространенные  группы

Фронтальный, индив-идуальный опрос

Д –многообразие грибов, грбы-паразиты,

Л –распознавание съедобных и ядовитых грибов

записи в тетради , РТ

Раздел 4. Основные систематические группы растений Волгоградской  области. Биоразнообразие грибов и лишайников(4 часа)

18.

Характеристика и видовое разнообразие  растений отдела Голосеменные

УИЗПНЗ

Главные признаки основных отделов

Голосеменные


Знать особенности строения,  распространения, экологию, биологию растений отдела, уметь давать характеристику растениям по плану

Фронтальный, индив-идуальный опрос

Спорофит, гаметофит

Записи в тетради

19

Характеристика и видовое разнообразие  растений отдела Покрытосеменные, класса Двудольные,  семейства Розоцветные, Бобовые, Сложноцветные

КУ

Главные признаки основных отделов

Классы и семейства покрытосеменных растений (3 семейства двудольных растений)  Важнейшие сельскохозяйственные структуры

Знать особенности строения,  распространения, экологию, биологию растений семейства, уметь давать характеристику растениям по плану

Фронтальный, индив-идуальный опрос, таблица

Записи в тетради

20.

Характеристика и видовое разнообразие  растений отдела Покрытосеменные, класса Однодольные, семейства Луковые, Лилейные, Мятликовые (Злаковые)

КУ

Главные признаки основных отделов

Классы и семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных растений) Важнейшие сельскохозяйственные структуры

Знать особенности строения,  распространения, экологию, биологию растений семейства, уметь давать характеристику растениям по плану

Фронтальный, индив-идуальный опрос, таблица

Записи в тетради

21.

Характеристика и  разнообразие  грибов и лишайников Волгоградской области.

КУ

Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека

Знать особенности строения,  распространения, экологию, биологию грибов, лишайников, уметь давать характеристику организмам по плану

Фронтальный, индив-идуальный опрос, таблица

Записи в тетради

Раздел 5. «Виртуальный гербарий»(Проектная деятельность) (3 часа)

22.

Семейство Гвоздичные

УКПЗУН

Главные признаки основных отделов

Классы и семейства покрытосеменных растений

Знать особенности строения,  распространения, экологию, биологию растений семейства, уметь давать характеристику растениям по плану

Проекты (Презентации)

Д-  растения разных отделов семейств. видов,

Записи в тетради

24.

Семейство Зонтичные

УКПЗУН

Главные признаки основных отделов

Классы и семейства покрытосеменных растений

Знать особенности строения,  распространения, экологию, биологию растений семейства, уметь давать характеристику растениям по плану

Проекты (Презентации)

Д-  растения разных отделов семейств. видов

Записи в тетради

25.

Семейство Губоцветные

УКПЗУН

Главные признаки основных отделов

Классы и семейства покрытосеменных растений

Знать особенности строения,  распространения, экологию, биологию растений семейства, уметь давать характеристику растениям по плану

Проекты (Презентации)

Д-  растения разных отделов семейств. видов

Записи в тетради

Раздел 6. Экология растений (4 часа)

25.

Животные и растения

УИЗПНЗ

Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Знать животных – опылителей, распространение плодов и семян людьми и животными,  растительноядных животных,  растения хищники, уметь опрелять представителей в фауне и флоре области

Презентации, работа в группах

Д – многообразие видов

П. 31-34, вопросы

26.

Влияние растений друг на друга. Грибы и бактерии в жизни растений

КУ

Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Знать разные формы влияния растений друг на друга, симбиоз растений с грибами, бактериями, бактериальные и грибные болезни растений, уметь приводить примеры

Презентации, работа в группах

Д – многообразие видов

П. 35- 39, вопросы

27.

Сезонные изменения растений. Изменения растений в течении жизни

КУ

Жизнедеятельность растений. Растение  – целостный организм.

Знать сезонные, возрастные   изменения  растений, значение этих изменений, уметь определять их на примере местных растений

Презентации, работа в группах

Л – наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений

П. 40-45, вопросы

28.

Растительные сообщества

КУ

Разнообразие видов растений – основа устойчивости биосферы, результат эволюции

Знать понятие растительные сообщества , растительные сообщества области, уметь давать характеристику растительным сообществам по волгоградской области по видовому разнообразию

Презентации, работа в группах

П. 50-56, вопросы

Раздел 7. Редкие и охраняемые представители флоры и фауны Волгоградской области (3 часа)

29.

По страницам Красной книги

УИЗПНЗ

Охрана растительного мира. Охрана животного мира. Сохранение биологического разнообразия разнообразия растений

Знать роль Красной книги в сохранении биоразнообразия природы Волгоградской области, основные категории растений, грибов, лишайников, животных, уметь называть основные категории, приводить примеры

Фронтальный, индив-идуальный опрос

Д – многообразие видов

Записи в тетради

30.

Охраняемые территории Волгоградской области: природные памятники, природные парки, заказники

КУ

Охрана растительного мира. Охрана животного мира

Знать историю создания, современное состояние, перспективы развития охраняемых территорий, уметь называть охраняемые территории, различать основные категории

Фронтальный, индив-идуальный опрос

Д – многообразие видов

Записи в тетради

31.

О чем говорят названия на карте Волгоградской области

КУ

Охрана растительного мира. Охрана животного мира

Знать связи регионального биоразнообразия с этнографией области, уметь находить по карте топонимы, использовать полученные знания для объяснения

Фронтальный, индив-идуальный опрос

Д – многообразие видов

Записи в тетради

Раздел 8. Экскурсии (2 часа)

32.

Экскурсия в лес

УЗЗ

Растение – целостный организм. Жизнедеятельность растений, питание

Знать особенности строения растений, основные систематические, экологические группы, оформлять результат экскурсии, применять знания для обоснования мер охраны объектов природы

Задания по карточкам инструкциям, письменный отчет об экскурсии

Задания по карточкам инструкциям

33.

Экскурсия на водоем

УЗЗ

Растение – целостный организм. Жизнедеятельность растений, питание

Знать особенности строения растений, основные систематические, экологические группы, оформлять результат экскурсии, применять знания для обоснования мер охраны объектов природы

Задания по карточкам инструкциям, письменный отчет об экскурсии

Задания по карточкам инструкциям

34.

Экскурсия на пришкольный участок

УЗЗ

Растение – целостный организм. Жизнедеятельность растений, питание

Знать особенности строения растений, основные систематические, экологические группы, оформлять результат экскурсии, применять знания для обоснования мер охраны объектов природы

Задания по карточкам инструкциям, письменный отчет об экскурсии

Задания по карточкам инструкциям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа+ тематическое планирование по математике 5 класс

Данная рабочая программа и тематическое планирование составленно для 5 классов, обучающихся по учебнику Виленкина, с расчётом 6 часов в неделю...

рабочая программа к факультативному курсу для 6кл "Физические и химические явления в природе"

Интегрированный курс  рекомендован учащимся 6 классов и рассчитан на 35ч.    В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в резу...

рабочая программа к факультативному курсу для 5кл "Физические и химические явления в природе"

Интегрированный курс  рекомендован учащимся 5 классов и рассчитан на 34ч.    В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в резу...

Рабочая программа. Тематическое планирование.НПО.

     Данная Программа разработана в соответствии с  «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждени...

Рабочая программа. Тематическое планирование. СПО.

Данная Программа разработана в соответствии с  «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального п...

Рабочая программа по факультативному курсу "Краеведение".

         В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Не...

Рабочая программа + тематическое планирование. МАТЕМАТИКА 5 класс МЕРЗЛЯК

Рабочая программа и поурочное планирование учебного материала. МАТЕМАТИКА 5 класс. Мерзляк...