Музейные уроки
методическая разработка по краеведению (9 класс) на тему

Горкуша Алла Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2503_9.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30» города Старый Оскол

 

Итоги и уроки Великой Отечественной войны

(урок-музей, 9 класс)

                                                                                               Учитель истории

                                                                                                Богородицкая Т.И.

                   

г .Старый Оскол

 2010 год

Цели: 

1. Продолжить формирование представления учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы войны.

2. Показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту.

3.Продолжить формирование патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за своих земляков,  уважения к фронтовикам и всем, кто внёс свой вклад в победу над врагом, интереса к истории.

Оборудование:  презентация, компьютер, видеопроектор, выставка книг о Великой Отечественной войне, экспонаты музея(: немецкая каска, солдатская фляжка для воды, солдатский котелок, патроны, письмо с фронта, похоронка с фронта).

Предварительная подготовка.

1. Задания учащимся:

а) Прочитайте книги о мужественных людях, их героических делах, о сражениях в годы Великой отечественной войны (см. кн.: Дети города-героя. – Л., 1974; Мальков, В. Северное сияние: повесть. – М., 1977; Медаль за бой, медаль за труд. – М., 1970; Морозова, В. Человек трудом славен: очерки. – М., 1981).

б). Подготовить сообщения нескольким учащимся о городах-героях Великой Отечественной войны.

в) Подготовить сообщение узники концлагерей во время Великой Отечественной войны.

2. Подготовить стихи о Великой Отечественной войне.

3. Предложить учащимся высказать свое мнение по следующим вопросам:

Каких людей вы считаете героями?

Ваше понимание героического поступка?

Можно ли честное исполнение своего долга считать подвигом?

Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?

Что значит «быть мужественным»?

Применимо ли это понятие к женщинам?

Подвиг это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни?

План урока.

1. Что мы знаем о Великой Отечественной войне (вступительная беседа).

2. Человек на войне.

3. Великая Отечественная война в мемориальной культуре.

4. События Великой Отечественной войны в поэтических произведениях.

5. Итоги и уроки войны.

Ход урока:

Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине.

Это гораздо больше.

Это – сознание своей неотъемлемости от родины

и неотъемлемое переживание вместе с ней

ее счастливых и ее несчастных дней  

(А.Н.Толстой)

1. Актуализация знаний (беседа):

    Что мы знаем о Великой Отечественной войне?

    Как люди встретили войну?

    Почему мы называем войну Великой Отечественной?

Перед нами находятся экспонаты школьного музея: немецкая каска, солдатская фляжка для воды, солдатский котелок, патроны, письмо с фронта, похоронка с фронта. Все эти вещи  дают нам информацию о далёких днях войны, заставляют задуматься о судьбах тех, кто ценой собственной жизни подарил нам будущее…

2. Человек на войне.

(обобщение учителя)

           На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до             9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте навсегда сохраним память об этой справедливой войне.

           В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

            Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

            Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

            Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

            Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

            Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года- 1418 дней.

           Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.

(сообщение ученика)

             Белорусская деревня Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких, Иотко - по 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей.

(ученик)

*                           А. Безыменский

Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

(ученик)

*М. Исаковский

Мы здесь не потому, что дата.

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад,

И имя есть у этого героя-

Великой Армии простой солдат.

  3. Великая Отечественная война в мемориальной культуре.

        Давайте вспомним,кого мы называем героями?                      

(сообщения учеников о городах-героях)

* *Город – Герой - высшая степень отличия, присваиваемая Президиумом Верховного Совета СССР городам за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в Великой Отечественной войне.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года первыми городами-героями были названы Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса. На сегодня звание города-героя также имеют: Киев, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск, Брестская крепость (крепость-герой). (12 городов были удостоены почетного звания «Город-герой» )

1ученик-Брестская крепость

На всю страну стал известен подвиг пограничников Брестской крепости, которые около месяца сдерживали дивизию противников. За массовый героизм и мужество его защитников Бресту было присвоена высшая степень отличия - звание «Город-герой».

2 ученик -Волгоград

В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войн сражение.

*2 февраля - Победа в Сталинградской битве

Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом - одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны. 200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года - продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе. За этот период советские войска измотали рвавшуюся к Волге немецко-фашистскую группировку и вынудили ее перейти к обороне. В последующие два с половиной месяца Красная Армия, перейдя в контрнаступление, разгромила войска противника северо-западнее и южнее Сталинграда, окружила и ликвидировала 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск.

Сталинградская битва - решающее сражение Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.

ОДА СОЛДАТУ

Солдату я слагаю оду.

Был ратный путь его тяжел.

Он все прошел: огонь и воду,

И трубы медные прошел.

Шагал по вражескому следу

До завершающего дня.

И прочно выковал Победу

Из грома, стали и огня.

 И, полная творящей силы,

Вся в блеске солнца, не в дыму,

Стоит спасенная Россия,

Как вечный памятник ему.

3 ученик -Керчь

Всем! Всем! Всем! Всем народам Советского Союза! Мы, защитники обороны Керчи, задыхаемся от газа, умираем, но в плен не сдаемся!`, - это текст знаменитой радиограммы одного из защитников каменоломен Аджимушкая - полковника Ягунова. Подвиги и героизм жителей Керчи - одна из самых трагичных и великих страниц Отечественной войны. За время оккупации этого города фашисты уничтожили 15 тысяч мирных граждан, угнали в Германию более 14 тысяч. Но дух гордого народа не был сломлен, не смотря ни на что!

4 ученик -Киев

778 дней столица Украины была оккупирована немецкими захватчиками, которые почти полностью разгромили город. Подвиг Киева увековечен в присвоении ему звания Города-Героя. В память о событиях 1941-1945 года в городе был воздвигнут Мемориальный комплекс «Национальный музей истории Великой Отечественной войны» - еще одно свидетельство того, что подвигу народа-победителя - жить в веках.

5 ученик -Ленинград

С 20 ноября началась голодная блокада Ленинграда. Блокада города продлится до января 1944 года. За массовый героизм его защитников Ленинграду присвоено звание «Город-герой».

*27 января - День снятия блокады города Ленинграда

С первых дней войны одним из стратегических направлений, по планам гитлеровского командования, было ленинградское. Ленинград входил в число важнейших объектов, намеченных для захвата.

Битва за Ленинград, самая продолжительная в ходе всей Великой Отечественной войны, шла с 10 июля 1941 г. по 9 августа 1944 г. Советские войска в ходе 900-дневной обороны Ленинграда сковали крупные силы германской армии и всю финскую. Это, несомненно, способствовало победам Красной Армии на других участках советско-германского фронта. Ленинградцы показали образцы стойкости, выдержки и патриотизма.

Во время блокады погибли около 1 млн. жителей, в том числе более 600 тыс. - от голода. В ходе войны Гитлер неоднократно требовал сровнять город с землей, а его население полностью уничтожить. Однако ни обстрелы и бомбардировки, ни голод и холод не сломили его защитников.

6 ученик -Минск

За время трехлетней оккупации в Минске и его окрестностях немцы уничтожили более 400 тысяч человек, а сам город превратили в руины и пепел. Но Минск не сдался, не покорился врагу, а героически боролся против немецких оккупантов. В 1974 году в ознаменование заслуг граждан города в борьбе против нацизма Минск получил звание город-герой.

7 ученик -Москва

* Н. Добронравов

Война. Жестокая война

Не первый месяц длится…

Жизнь, как струна, напряжена

В опасности столица.

*12 декабря 1941 года мир облетело знаменательное сообщение Московского радио. В сводке Советского информбюро `В последний час говорилось: «6 декабря 1941 года войска нашего фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери».

 

*НЕИЗВЕСТНЫЙ  СОЛДАТ       Ю. Коринец

Ярко звезды горят,

И в кремлевском саду                                  

Неизвестный солдат                                      

Спит у всех на виду.                                      

Над гранитной плитой                                                                                    

Вечный свет негасим.                                      

Вся страна сиротой                                      

Наклонилась над ним.

Он не сдал автомат

И пилотку свою.                                              

Неизвестный солдат                                        

Пал в жестоком бою.                                      

Неизвестный солдат -                                            

Чей-то сын или брат,

Он с войны никогда

Не вернется назад.

Ярко звезды горят,

И в кремлевском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Свет зажгли мы ему

Под стеною Кремля,

А могила ему –                    

Вся земля, вся земля.

*5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против захватчиков в битве под Москвой

По количеству войск, военной техники и вооружения, размаху и напряженности боевых действий битва под Москвой в 1941 -1942 гг. была одной из крупнейших в истории второй мировой войны. Она происходила на территории до 1 тыс. км по фронту и до 350 - 400 км в глубину, что по площади равнялось Англии, Ирландии, Исландии, Бельгии и Голландии вместе взятых. Свыше 200 суток шли яростные, ожесточенные и кровопролитные бои, в которых с обеих сторон сражались свыше 7 млн. солдат и офицеров, около 53 тысяч орудий и минометов, около 6,5 тысяч танков и штурмовых орудий, более 3 тысяч боевых самолетов. Битва под Москвой явилась решающим военным событием первого года Великой Отечественной войны, началом коренного перелома в Великой Отечественной войне.

8 ученик -Мурманск

Как неприступная крепость стоял на северном крыле советско-германского фронта героический заполярный город Мурманск. На Мурманск было сброшено более 181 тысячи зажигательных и четыре тысячи фугасных авиабомб. Было разрушено или сгорело большинство жилых домов и 2/3 предприятий. Но город жил, трудился, воевал.

9 ученик -Новороссийск

За стойкость и мужество проявленное при обороне Новороссийска в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. - 7 мая 1966 года город Новороссийск был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, а 14 сентября 1973 года городу Новороссийску присвоено почетное звание «город герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».

***

Загляни ветерану в глаза,

И узнаешь о нем очень много:

В них военных раскатов гроза

И счастливая к дому дорога.

Пусть почаще сияют они,

Забывая беду и ненастье,

Чтобы праздничных залпов  огни

Отражали в них радость и счастье

10 ученик -Одесса

19 августа 1941 года Ставка ВГК образовала Одесский оборонительный район (командующий - контр-адмирал Г.В.Жуков). В него вошли соединения Приморской армии, силы Одесской военно-морской базы и части народного ополчения. На территории района были созданы 4 оборонительных рубежа. За массовый героизм ее защитников Одессе присвоено звание «Город-герой».

11 ученик -Севастополь

Имя, данное городу при его основании, в переводе с греческого означает «величественный, достойный поклонения, героический город». Он оправдал его своей более чем двухвековой историей. Городом-героем Севастополь назвал народ бывшего Советского Союза уже в первые годы Великой Отечественной войны. В 1941 - 1942 гг. выходили книги с названием «Город-герой Севастополь». Официально это почетное наименование было закреплено в первомайском приказе 1945 года Верховным Главнокомандующим.

12 ученик -Смоленск

*БРАТСКИЕ  МОГИЛЫ                       В. Высоцкий

На братских могилах не ставят крестов,          

И вдовы на них не рыдают.                                

К ним кто-то приносит букетик цветов              

И Вечный огонь зажигает                                    

Здесь раньше вставала земля на дыбы,                                  

А нынче гранитные плиты.                                  

Здесь нет ни одной                                              

персональной судьбы -                                        

Все судьбы в единую слиты.                                

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце  солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -                          

Сюда ходят люди покрепче.        

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?

*Высшая степень отличия «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» присвоена городу Смоленску в 1985 году за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в борьбе за свободу и независимость Родины в Великой Отечественной войне.

13 ученик -Тула

В октябре декабре 1941 части Красной Армии и население героически обороняли Тулу; в 1976 году Туле присвоено звание «Город – Герой» с вручением медали «Золотая Звезда»

(сообщение ученика)

Города Первого салюта

*Ожесточенные бои на земле и в воздухе на Курской дуге продолжались 50 дней (5. 07 - 23. 08 1943 г.). Через Обоянь и Прохоровку фашисты рвались к Курску. 12 июля 1943 года под Прохоровкой произошло крупнейшее в истории встречное танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало более 1200 танков и самоходных орудий. Вермахт потерял около 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков, свыше 3,7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий.

Его наступательная стратегия потерпела полное поражение. Победу одержали советские танкисты, уничтожившие до 400 вражеских танков. В ходе Курской битвы советские войска 5 августа освободили русские города Орел и Белгород. В этот день Москва впервые за время войны салютовала воинам-героям, возвестив миру о победе на Курской дуге. Провалилась последняя попытка командования врага вернуть стратегическую инициативу и взять реванш за Сталинград. Немецко-фашистская армия была поставлена перед катастрофой. Началось массовое изгнание гитлеровских захватчиков из пределов СССР. 23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве

 *             ***                С. Михалков

Слава нашим генералам

И солдатам рядовым!

Слава павшим и живым,

От души спасибо им!

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь, отдав на поле боя

За народ, за нас с тобой!

(сообщение ученика)

*11 апреля - День освобождения узников фашистских концлагерей

Этот День установлен указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 1996 года N 489 в связи с подписанием Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, обеспечивающего дальнейшую интеграцию братских народов.

До сих пор снятся тяжелые сны узникам фашистских лагерей смерти. 65 лет прошло до дня освобождения, с того времени, когда жили мы единственной мыслью - все выдержать и не сдаться. Выдержали и не сдались. Не добившись своего, палачи отправляли на уничтожение в лагеря смерти всех, кто сопротивлялся, кто боролся с фашизмом в период гитлеровского террора.

18 миллионов узников из 23 стран мира с грифом «возврату не подлежит» вошли в ворота концлагерей и только семь миллионов дождались свободы. Один только Освенцим, настоящая фабрика смерти, унесла жизни четырех миллионов. А сколько их было?! Маутхаузен, Дахау, Заксенгайзен...

Международный женский концлагерь смерти Равенсбрюк, ад, оправдывал свое название: на русский язык его название переводится как «вороний мост».

4. События Великой Отечественной войны в поэтических произведениях.

( ученик)

И.Эренбург       «9 мая»

Она была в линялой гимнастерке,

И ноги были до крови натерты.

Она пришла и постучалась в дом.

Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.

«Твой сын служил со мной в полку одном,

И я пришла. Меня зовут Победа».

Был черный хлеб белее белых дней,

И слезы были соли солоней.

Все сто столиц кричали вдалеке,

В ладоши хлопали и танцевали.

И только в тихом русском городке

Две женщины, как мертвые, молчали.

5. Итоги и уроки войны.

(Беседа)  Предложить учащимся высказать свое мнение по следующим вопросам:

Каких людей вы считаете героями?

Ваше понимание героического поступка?

Можно ли честное исполнение своего долга считать подвигом?

Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?

Что значит «быть мужественным»?

Применимо ли это понятие к женщинам?

Подвиг это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни?

*звукозапись песни А. Пахмутовой на слова М. Львова (эту песню исполняла великая русская певица Людмила Георгиевна Зыкина):

Поклонимся великим тем годам,

Всем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым.

Поклонимся и мертвым, и живым

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейный урок "Из бабушкиного сундука.."

Музейный урок   Тема: Из бабушкиного сундука… Краткая аннотация.     Музеи как центры хранения историко-культурного наследия обладают большим образовательным потенциалом.  Му...

Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в путешествиях В.Я.Ерошенко"

Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в произведениях В.Я.Ерошенко" представляет собой синтез научно-исследовательского компонента с обучающими видами деятельности. ...

Сценарий музейного урока «Память незримая нить, связывающая правнуков и их прадедов, отстоявших мир» урок посвящён 70-ой годовщине освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистских захватчиков

Внеклассное мероприятие посвященное 70-летию освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистксих захватчиков проведенное в школьном музее дл яучащихся 1-4 классов.Цель мероприятия: Приобщить учащ...

Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества

Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул...

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...

Музейный урок "Музейные экспонаты - хранители истории"

Урок для обучающихся начальных классов, на котором дети совершают путешествие по школьному музею. Дети знакомятся с типами музеев, экспонатами школьного музея....