Главные вкладки

    Татары на Волге(открытое мероприятие по толерантности)
    методическая разработка по краеведению (5,6 класс) на тему

    Татары на Волге(открытое мероприятие по толерантности)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Tatary_na_Volge.rar701.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»                   

                              «ТАТАРЫ НА ВОЛГЕ»

     ТЕМА: Татары на Волге. Интересные обычаи. Историческая справка. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно-праздничный цикл. Нравственные идеалы, утверждаемые в сказках, легендах, преданиях: «Мудрый старик», «Завещание», «О кривой березе» и др.

    СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

     Ребята,  вы знаете, что  в нашей области проживают люди разных национальностей: русские,  украинцы, белорусы, мордва, казахи, башкиры и многие другие. Сегодня мы познакомимся с представителями другой национальности- татарами.

    УЧЕНИЦА читает стихотворение «ЕДИНСТВО» ( автор- татарский поэт- Заки Нури)

    Известно ль вам, как реки возникают,

    Откуда силу вешнюю берут?

    Сольются капли- и ручей сверкает.

    Ручей к ручью- и волны в берег бьют.

    И, пробивая путь, вода несется,

    Бурлит поток, могуч, неутомим,

    В нем звёзды отражаются и солнце,

    И горы расступаются пред ним.

    И знает капля каждая в теченье,

    Хоть капля слабосильна и мала,

    Что с сестрами своими в единенье

    Она и вес, и силу обрела.

    Так мы, народы родины любимой,

    Союза нерушимого сыны-

    Сплочённостью своей неодолимой

    И волею единою сильны.

    УЧЕНИК:

    :

    ТАТАРЫ- изначально  название монгольского племени 11-12 века. Говорили на монгольском языке ( монгольская языковая группа алтайской языковой семьи). Термин «ТАТАРЫ» впервые встречается в китайских летописях именно для обозначения северных кочевых соседей. Позже становится самоназванием многочисленных народностей, говорящих на языках тюркской языковой группы алтайской языковой семьи. Татары( самоназвание- татар), этнос, составляющий основное население Татарии(Татарстана)-1765 тыс.человек(1992). Живут также в Башкирии, Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской  и др. областях Татарами называются также тюрко-язычные общности Сибири(сибирские татары), Крыма(крымские татары) и др. Общая численность в Российской Федерации-(без крымских татар)-5,52 млн.человек(1992).  Общая численность 6,71 млн.человек.

    В татарском языке выделяются  три диалекта- западный (мишарский), средний (казанско- татарский) и восточный(сибирско-татарский).Письменность до 1928 года основывалась на арабской графике, а в период 1928-1939 годов- на латинице, а затем на основе кириллицы.

    Религия- мусульманство. Верующие татары  в основном мусульмане-сунниты, группа кряшен- православные.

    УЧЕНИЦА:  ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ.

    Этноним татар  стал распространяться среди монгольских и тюркских племён Центральной Азии и юга Сибири с 6 века. В 13 веке во время завоевательных походов Чингиз- Хана, а затем Батыя татары появляются в Восточной Европе и составляют значительную часть населения Золотой Орды. В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами называла себя прежде всего верхушка общества,  впоследствии этноним «татары» стал переходить в простонародье.

                                              ( слайды)

     УЧЕНИК: ХОЗЯЙСТВО ТАТАР.

     В конце 19-начале 20 веков основой традиционного хозяйства волго-уральских татар было пашенное земледелие  с трехпольем в лесных и лесостепных районах. Землю обрабатывали двузубой сохой и тяжелым плугом(сабаном), в дальнейшем применяли более усовершенствованные сохи. Основными культурами были озимая рожь и яровая пшеница, овес, горох, чечевица. Животноводство имело стойлово-пастбищный характер. Выращивали мелкий рогатый скот, кур, коней, кряшены разводили свиней. Развито было пчеловодство, а в степной зоне- бахчеводство. Рыболовство носило любительский характер. Среди ремесел у татар значительную роль играли деревообработка, высоким уровнем мастерства отличалась обработка кожи, шитье золотом, развиты были ткацкое, валяльно-войлочное, кузнечное, ювелирное и другие ремесла.

                                                     (слайды)

    УЧЕНИК: ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ТАТАР.

    Традиционная одежда татар шилась из тканей домашнего производства или покупных. Нижней одеждой мужчин и женщин были рубахи туникообразного кроя, мужская длиной почти до колен, а женская почти до пола с широкой сборкой по подолу и украшенным вышивкой нагрудником, и штаны с широким шагом. Женская рубаха была более украшена. Верхняя одежда была распашной со сплошной приталенной спинкой. К ней относился камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался. Поверх камзола мужчины надевали длинный просторный халат, подпоясывались кушаком. В холодное время носили стеганые на вате или меховые бешметы, шубы. Головным убором мужчин была тюбетейка,  поверх неё в холодную пору надевали меховую или стеганую шапку, а летом войлочную шляпу. Женские уборы различались мноообразием- разнотипно богато украшенные шапочки, покрывала, полотенцеобразные головные уборы. Женщины носили много украшений- серьги, подвески к косам, нагрудные  украшения, перевязи, браслеты, при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиционными видами обуви были кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Рабочей обувью были лапти татарского образца, которые носили с белыми суконными чулками, а мишари с онучами.

            ( слайды с изображением татарской одежды)

     

    Учитель: Ребята, на нашем празднике присутствуют гости: коллектив башкиро-татарских культур «Мирас» («Наследие»).Руководитель: Инсапова Гюзель- апа. Предоставим им слово.

     (Гости рассказывают о  национальных костюмах, исполняют  песни на татарском языке, танцуют). Кроме того, ребята узнают о Священной  книге-Коране.

                                            (слайды)

    УЧЕНИЦА:  ПИЩА ТАТАР.

    Основу питания составляла мясо- молочная и растительная пища: супы, заправленные кусочками теста, кислый хлеб, лепешки, блины. Пшеничная мука использовалась как заправка для различных блюд. Популярна была лапша домашнего приготовления, её варили в мясном бульоне с добавлением масла, сала, кислого молока. К лакомым  блюдам относился баурсак- шарики из теста, вареные в сале или масле. Разнообразны были каши из чечевицы, гороха, ячменной крупы, пшена и др. Мясо употреблялось разное- баранина, говядина, птица. Впрок готовили тутырма- колбасу с мясом, кровью и крупами. Из теста делали бэлэши- с мясной начинкой. Разнообразны были молочные продукты: катык-особый вид кислого молока, сметана, корт-сыр и др.Овощей ели мало, но  с конца 19 века заметную роль в питании татар стал играть картофель. Напитками были чай, айран( смесь катыка и воды). Праздничным напитком был ширбэт- из фруктов и растворенного в оде мёда. Ислам обуславливал запреты на свинину и спиртные напитки.

         На сцене   ученицы представляют татарские блюда, читают  стихи собственного сочинения: (слайды)

    1-я ученица:

    До чего же хороши в Татарстане бэлэши!

    Хворост- просто объеденье,

    К чаю чем не угощенье!

    2-я ученица:

    А чак- чак какое чудо!

    Насладитесь этим блюдом!

    Раз попробуешь- полюбишь

    Вкус его ты не забудешь!

     1-я ученица:

    И не спутаешь никак

    Другой шедевр- баурсак!

    Много яств в татарской кухне,

    И напитки тоже есть,

    Просто времени не хватит

    Все сегодня перечесть!

    2-я ученица:

    У татар своя культура,

    У башкир она своя.

    Мы живем в любви и дружбе,

    Это ж Родина моя!

    Учитель: Каждая народность имеет свою культуру, накопленную десятилетиями ,обряды,  национальные праздники. Одним из самых  значимых праздников является Сабантуй.( слайды).

    Ученик читает стихотворение « Сабантуй»:

    Сабантуй- веселый праздник,

    Это всем давно известно.

    Сколько игр и зрелищ разных!

    Приходите- интересно!

    Хорошо, когда все видно,

    А немного опоздал,

    И уже до слез обидно,

    И уже до слез завидно!

    Кто-то больше увидал!

    Я успел к борьбе и бегу,

    Посмотрел футбольный матч,

    А потом катал в телеге

    Нас, ребят, один силач!

    Видел, как на шест взбирались:

    Приз висел, ого , какой!

    Самовар!

    Да зря старались:

    Где же снять одной рукой!

    Тут я зазевался малость-

    В поле скачки начинались-

    Здесь толпа стеной стояла

    Проскользнуть не удалось.

    Так и надо мне, зевале:

    Из-за спин смотреть пришлось!

    -Эге- гей- кричу-

    Скажите,

    Кто хоть будет победитель?

    Проворчал болельщик зло:

    «Снова синее седло!»

    Синее? Я страшно рад,

    Это же мой старший брат!

    «Кто-то много понимает!»-

    Я шепчу из-за спины.

    Синих седел не бывает,

    То  жокейские штаны!

    Сабантуй- веселый праздник,

    Это всем давно известно,

    Столько игр и зрелищ разных!

    Приходите, интересно!

    УЧИТЕЛЬ: каждый народ  свято хранит произведения устного народного творчества. И  сегодня мы познакомимся со сказкой «Завещание»:

    На сцене  члены театрального кружка инсценируют сказку ( слайды)

    Жил, говорят, в далекие времена старик. Было у него три сына. Перед смертью позвал старик к себе старшего сына и сказал ему:

    — Сынок, коль сможешь, строй дом в каждой деревне. Затем подзывает среднего сына:

    — А ты, сын мой, кушай сладко всю жизнь. И младшему сыну напутствие дал:

    — Почаще женись.

    Ладно. Умер старик. Сыновья его стали думать да гадать, как же им завещание отца исполнить. Старший тревожится: как же ему в каждой деревне дом построить? Средний решил отправиться по белу свету искать самые вкусные кушанья. Младший размечтался, как он будет много раз жениться.

    Вот однажды приходит к ним старец. Поздоровался, о житье-бытье стал расспрашивать.

    194

    _ Жизнь-то не из легких оказалась, бабай,— сокрушается старший из братьев.— Отец перед кончиной наказывал в каждой деревне дом выстроить. А я пока не выполнял отцовского наказа.

    Средний говорит:

    — А мне отец советовал кушать вкусные яства. Младший сын тоже в сторонке не остался:

    — А мне отец завещал: «Почаще женись, мол». Хочу отцовскому совету следовать, да ничего у меня не получается.

    Старец выслушал, что ему три брата рассказали, и говорит им:

    — Эх, сынки, ведь вы неправильно истолковали отцово завещание. Он ведь вам что советовал: «строй в каждой деревне дом» — значит «приобрети себе в каждой деревне друзей, с друзьями легче прожить на свете», «кушай сладко всю жизнь» — это так надо понимать: «если еда трудом добывается, то даже ржаной хлебушко слаще всего окажется», «почаще женись» — значит, это так: «постоянно ищи себе работу, станешь тогда о жене крепче скучать, а вернешься — словно вновь женился». Вот ведь оно как. Отец завещал вам трудом рук своих жизнь налаживать.

    Сказав это, старец ушел. С того дня братья стали, как было им подсказано, выполнять отцовское завещание.

    Ученица читает стихотворение Пасарби Цекова «РОССИЯ- МАТЬ»

    Как солнце щедрое в небесной сини

    Из века в век  не устает сиять,

    Так согреваешь нас и ты, РОССИЯ,

    Для ста народов ты- родная мать.

    Необозримы светлые просторы

    Цветущей, нестареющей земли.

    И тундра, и тайга, и наши горы

    С тобою вместе счастье обрели.

    И мой народ вскормила ты, РОССИЯ,

    Нас приняла в единую семью.

    За все тебе сыновнее спасибо,

    РОССИЯ- мать, я гимн тебе пою.

    Ты раскрываешь нам свои объятья,

    Радушия тебе не занимать,

    Мы все- одна семья, навеки- братья,

    С тобой мы навсегда, РОССИЯ- мать!

    Заключительное слово учителя, участники праздника, гости выходят на сцену под   звуки  национальной татарской песни( слайды).

    Приложение: слайды к мероприятию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие: "Планета толерантности"

    Материал   раскрывает   понятие, значение   слова  -  толерантность, приёмы   развития   этого   качества....

    Сценарий воспитательного мероприятия "День толерантности"

    Сценарий воспитательного мероприятия "День толерантности"...

    Презентация внеклассного мероприятия "Воспитание толерантности" для 5 класса

    Данная презентация является наглядным пособием для проведения внеклассного мероприятия по данной теме. Презентация содержит ряд заданий, упражнений которые помогут классным руководителям в формировани...

    Творческая разработка мероприятия по толерантности "Беседа о толерантности"

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Толерантность"...

    Презентация к сценарию мероприятия по толерантности "Возьмемся за руки, друзья"

    Данную презентацию можно использовать как для предложенного мною сценария по толерантности "Возьмемся за руки, друзья", так и использовать ее слайды к другим сценариям по данной теме....

    Внеклассное мероприятие по толерантности "Мы разные, но мы вместе - и в этом наша сила!"

    Внеклассное мероприятие по толерантности для учащихся 8-11 классов. Данный материал будет полезен для классных руководителей и воспитателей детских домов и школ-интернатов....


     

    Комментарии

    В мероприятии дается историческая справка о этносе татарской нации, обычаях, национальных костюмах. Повествуется о национальной кухне, произведениях устного народного творчества.