ШОЛОХОВСКИЙ КРАЙ КАК ОБЪЕКТ НАСЛЕДИЯ И РЕСУРС РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
статья по краеведению (8 класс) по теме

Софина Елена Петровна

 

В настоящее время все большее внимание уделяется охране целостных историко-культурных и природных территориальных комплексов, включающих в себя отдельные памятники и их ансамбли, исторически характерные типы застройки и объекты ландшафтной архитектуры, разнообразные формы инженерного обустройства территории, природно-технические системы, биоценозы, адаптированные к традиционному природопользованию, другие объекты, демонстрирующие взаимодействие и взаимообусловленность природных и культурных объектов, явлений и феноменов. Именно такие образования составляют один из наиболее сложных объектов историко-культурного наследия, относящийся к категории «культурный ландшафт». <?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Культурный ландшафт.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.П. Софина

ШОЛОХОВСКИЙ КРАЙ КАК ОБЪЕКТ НАСЛЕДИЯ И РЕСУРС РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В настоящее время все большее внимание уделяется охране целостных историко-культурных и природных территориальных комплексов, включающих в себя отдельные памятники и их ансамбли, исторически характерные типы застройки и объекты ландшафтной архитектуры, разнообразные формы инженерного обустройства территории, природно-технические системы, биоценозы, адаптированные к традиционному природопользованию, другие объекты, демонстрирующие взаимодействие и взаимообусловленность природных и культурных объектов, явлений и феноменов. Именно такие образования составляют один из наиболее сложных объектов историко-культурного наследия, относящийся к категории «культурный ландшафт».

Культурный ландшафт Шолоховского края представляет собой территорию исключительной природной красоты и эстетической ценности. Основной  доминантой ландшафта является река Дон  одна из крупнейших и красивейших рек европейской России, с крутыми и высокими меловыми обрывами правого берега и относительно спокойными и плавными очертаниями левого берега, с многочисленными старичными озерами, протоками и заводями среди изумрудной зелени обширных пойменных лесов, с разноцветьем степи. Степь, река, лес – основные природные топосы культурного ландшафта Тихого Дона, из которых природа создала свои монументальные полотна. С апреля начинается цветение степи  степь в это время называют «лазоревой» из-за цветения тюльпанов, она наполняется пением разнообразных птиц. В мае-июне цветут ковыли, ветер колышет их стебли, создавая иллюзию пробегающих по степи волн серебристого шелка. Бескрайнему простору, открывающемуся с высоких обрывов, под стать плавные извивы широкой реки, в которую опрокинулось само небо, окрашивая ее в синие, свинцовые, зеленые, багряные тона. Шум птичьих стай наполняет воздух Шолоховского края в период весенних и осенних пролетов водоплавающих, привлекаемых обилием корма. С осени его леса одеваются в золотые и багряные одежды, готовясь к зиме, когда природа засыпает, укрытая снегом и льдом. Эстетические ценности ландшафта представлены в произведениях М.А. Шолохова с особой выразительностью и чувством сопричастности традиционной культуры ее месторазвитию.

Все культурные ландшафты разделены на три основные категории: рукотворные (или целенаправленно созданные), эволюционировавшие и ассоциативные.

Рукотворные ландшафты Шолоховского края имеют четкую планировочную композицию, их облик максимально подчинен творческому замыслу их создателей. Для них характерно наличие системообразующего центра (или центров), в них много рукотворных элементов, изменивших или сменивших природные образования. Культурный ландшафт Дона отличается традиционным типом поселений (станицы, хутора), домостроительства (казачий курень, флигель-«стряпка»), организации быта и хозяйства (устройство домовых хозяйственных построек  амбаров, базов, левад, мельничных прудов), а также общинных способов природопользования.

В эволюционировавших ландшафтах природные процессы несколько изменены в результате длительных целенаправленных воздействий. Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим воздействиям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным образом переплетаются процессы эволюции природы и творческой деятельности человека. В процессе хозяйственного освоения степи в XVIXIX вв. была нарушена экологическая стабильность геосистем на легких песчаных почвах левобережья Дона, что привело к движению песков и их наступлению на поселения и хозяйственные угодья. С 1839 г. по решению станичного сбора казаки в целях предотвращения дальнейшего наступления песков предпринимали попытки высадки краснотала (ивы остролистной). В 1905 г. началось закрепление песчаных массивов, посадки сосны положили начало лесоразведения. Антиповский бор, посаженный под руководством учителя С.А. Кондрашова, в настоящее время является памятником природы областного значения. Этот опыт стал примером успешного решения острой экологической проблемы. На сегодняшний день зона охраняемого природного ландшафта имеет наибольший процент лесистости по Ростовской области.

Эволюционировавшие ландшафты в свою очередь подразделяются на субкатегории: ландшафты устойчиво развивающиеся и ландшафты реликтовые, ставшие уязвимыми в современных условиях. Реликтовыми на территории Шолоховского края  являются участки целинной разнотравно-типчаково-ковыльной степи с большой популяцией краснокнижного растения – тюльпана Шренка – так называемая «лазоревая степь», участки ковыльно-чабрецово-типчаковой степи (урочище Паники) и другие.

К ассоциативным ландшафтам могут быть отнесены природные ландшафты, обладающие культурной ценностью, а также освоенные ландшафты, в которых характер освоения имеет вторичное значение, а первичное  связь с историческими событиями, личностями, художественными произведениями. В ассоциативных ландшафтах культурная составляющая  представлена не в материальной, а в ментальной форме, по ассоциации природного объекта с феноменом культуры донского казачества, поддержанием культурной идентичности в народном искусстве (песня, танец) и обрядности (рождение, крещение, свадьба, проводы, похороны и т.д.), а также общинных способов природопользования.

Таким образом, природные комплексы Шолоховского края включаются в историко-культурное пространство без изменения их природной ритмики и эволюции, часто опосредованно, в качестве памятных мест, мест творчества, сакральных (то есть священных, культовых, ритуальных) местностей и т. д.

Развитие казачества было прервано революционными потрясениями начала XX века. Эта трагедия подробно описана великим русским писателем М.А. Шолоховым. Его роман-эпопея «Тихий Дон», за который писатель удостоился Нобелевской премии, зафиксировал в художественных образах живую реальность, следы и фрагменты которой можно обнаружить сегодня в современных ландшафтах, облике поселений и традициях жизненного уклада. Центром действия романа являются хутора и станицы, выступающие в качестве примера традиционного уклада жизни, сформированного под воздействием богатой и разнообразной природы этого края.

Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова старается сберечь историко-ландшафтные особенности и культурные традиции, выделяющие эту территорию в самобытный казачий мир. Природа Дона стала частью национального самосознания и национальной гордости. Донские берега впрямую соотносятся в сознании человека с образами героев шолоховских книг. Не случайно единственно верное название эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» оказалось природно-географическим.

Культурный ландшафт Шолоховского края включает важные и значимые природные местообитания для сохранения биоразнообразия, в том числе местообитания угрожаемых видов биоты, включенных в международную и российскую Красные книги. Высокое биологическое разнообразие, природа, история, этнография, география Тихого Дона, по свидетельству специалистов, достоверно зафиксированы в романе, ставшем текстовым портретом данной местности. Литературное произведение способствовало признанию общекультурной значимости и ценности обширного края, а также сохранению его культурной идентичности. Роман можно рассматривать как своеобразный  кадастр ценностей, в частности, ценностей культурного ландшафта, которые стали целенаправленно сохраняться и поддерживаться с созданием в 1984 г. музея-заповедника М.А. Шолохова, который занимает более 38 000 га и включает в себя комплекс памятников истории и культуры, музейных экспозиций и уникальных природных территорий. В итоге культурный ландшафт Тихого Дона стал местом действия романа, а роман стал эталоном идентичности и способствовал сохранению традиционной культуры и природопользования, что является уникальным примером взаимодействия собственно ландшафта и литературно-художественного образа.

Таким образом, именно здесь, в Шолоховском крае на территории трех северных районов Ростовской области сохранился островок в значительной степени нетронутой природы среднего Дона. Основной задачей сохранения культурного ландшафта стало создание музея под открытым небом, в котором экспозициями и экспонатами стали хутора и станицы; исторические, культурные, этнографические особенности жизни донского казачества; отдельно  методы и формы хозяйствования и, в частности, землепользования; наконец, сама природа Донского края... Эту огромную экспозицию можно назвать «музеем романа», а лучшей исторической справкой, техническим заданием стали «Тихий Дон» и другие произведения Шолохова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы изучаем Шолоховский край

Статья о культурном ландшафте Тихого Дона, особенностях его освоения казаками. Рекомендована для использования на уроках краеведения, при изучении географии Ростовской области, географии Шолоховского ...

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ

В статье рассматривается историко-культурный потенциал г. Рассказово и Рассказовского района...

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ

В статье рассматривается историко-культурный потенциал г. Рассказово и Рассказовского района...

Рабочая программа по основам регионального развития Красноярского края

Рабочая программа включает в себя титульный лист, пояснительную записку с целями курса, требованиями к уровню подготовки, критериями и нормами оценки учащихся....

Использование ресурсов регионального депозитария Кемеровской области

Использование ресурсов регионального депозитария Кемеровской области...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...