Мы изучаем Шолоховский край
статья по краеведению (8 класс) по теме

Софина Елена Петровна

Статья о культурном ландшафте Тихого Дона, особенностях его освоения казаками. Рекомендована для использования на уроках краеведения, при изучении географии Ростовской области, географии Шолоховского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мы изучаем Шолоховский край.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Е.П. Софина

МЫ ИЗУЧАЕМ ШОЛОХОВСКИЙ КРАЙ

Не сохами-то славная землюшка наша распахана...

Распахана наша землюшка лошадиными копытами,

А засеяна славная землюшка казацкими головами,

Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,

Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,

Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами.

Старинная казачья песня

Культурный ландшафт Тихого Дона представляет собой часть заселенного с XVI в. казаками бассейна реки Дон, которому в современном административном делении соответствует преобладающая часть Ростовской области и прилегающие к ней районы Волгоградской и Воронежской областей. Исторические условия формирования донского казачества, возникшего как сообщество вольных и воинственных людей, не признававших государственную власть и живших за счет случайной добычи, а впоследствии образовавших особое, «служилое сословие» по охране и расширению рубежей Российской Империи, привели к возникновению уникальной порубежной культуры. Жизнь в условиях пограничья и пограничной государственной службы, с одной стороны, и труд скотовода и землепашца, с другой, сформировали особые формы поведения, внутренних отношений, обособленности от иных российских сословий, морально-этических представлений, традиций природопользования, обустройства жилого пространства, диалектные особенности, что в целом выделяет казачество в особую субэтническую общность. Развитие казачества как сословно-этнического сообщества было прервано революционными потрясениями начала XX века и привело к уничтожению значительной его части. Тем не менее данная общность выжила, а в настоящее время ее культурные черты постепенно возрождаются. Донское казачество можно рассматривать как уникальный субэтнический реликт.

В XX в. многих народов мира коснулись великие социальные и общественные потрясения. В их ряду донское казачество выделяется тем, что его культурные особенности и его трагедия подробно описаны великим русским писателем М.А. Шолоховым. Роман «Тихий Дон», за который писатель удостоился Нобелевской премии, зафиксировал в художественных образах живую реальность, следы и фрагменты которой мы можем обнаружить сегодня в современных ландшафтах, облике поселений, традициях жизненного уклада возрождающегося донского казачества. И кому, как не нам, жителям станицы Вешенской, знать, что «Тихий Дон»  не только замечательный роман, но и пример гражданского подвига писателя, благодаря которому сегодняшние поколения могут узнать правду о том, какими путями и способами удалось сохранить богатейшую традиционную культуру и культурное наследие казаков. И по праву край Тихого Дона можно называть сегодня Шолоховским краем.

Как же формировался современный культурный ландшафт Шолоховского края? С середины XVI века на границе Российской империи с ее южными соседями в зоне контактов с Крымским ханством и Османской империей возникает донское казачество. История происхождения казаков до сих пор  один из спорных вопросов. Их быт был иным, чем у населения других частей страны. Донские казаки  люди вольные, не знавшие крепостного права. С началом образования казачества здесь главенствовал принцип: «С Дона выдачи нет». Подобная формула означала, что бежавшие на Дон считались такими же вольными, как жившие здесь. И их не выдавали. Этот принцип влиял на развитие материальной и духовной культуры донцов. «Мы люди небогатые, городки наши некорыстны, оплетены плетнями, а обвешаны тернами, а надобно их доставать головами, на попечение которых у нас сильные руки, острые сабли и меткие пищали…»,- говорили казаки. В казачье братство вступали русские, украинцы, белорусы, поляки, турки, татары, калмыки, грузины, черкесы, и это оказывало влияние на формирование своеобразного типа донского казака: «С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда  и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному  Турки...»[1] 

Забросила судьба этих сильных и добрых людей в край богатой природы, созданной для человека, для его безбедного существования. Край этот был широк и необъятен: обилен и зверем, и птицей, и рыбой. Казачьи дома были, как правило, деревянные, а все остальные дворовые постройки  чаще всего из мелового камня или хвороста; плели плетни и обмазывали глиной. Заготовку леса делали в зимнее время, когда не было сокодвижения и вся «нечисть», спящая под корой, легко удалялась при обтесывании бревен. Затем лес «выдерживали»: сушили, а иногда даже топили в реке, чтобы он стал более прочным. И только после этого приступали к роспуску его на пластины и доски. Жилища казачьих поселений Верхнего Дона конца XIX  начала XX вв. имели свои особенности. Они не были похожи ни на русскую избу, ни на малороссийскую хату. Казаки и сейчас называют свои дома «куренями».

Курень представляет собой квадратный одноэтажный дом, на подклети или без нее. Подклеть  это цокольное полуподвальное помещение под домом. Там располагалась «стряпка» с русской печью. Стены куреня были сложены из деревянных наборных пластин, в заборку и из деревянного бруса. Наружные и внутренние стены обивались дранкой, в промежутках между ними набивалась глина, перемешанная с соломой. После высыхания стены куреня мазались глиной с песком и белились мелом. Четырехскатную крышу крыли камышом или рогозом (чаканом), реже  железом. Такой природный материал имел свои достоинства: зимой сохранял тепло, а летом – прохладу. Чтобы крыша не давала течь, верх ее (у трубы) плотно наполняли соломой и мелом. Что касается архитектурных деталей куреня, то украшения орнаментов в станицах Верхнего Дона были частыми. Дома украшали резные детали из дерева на карнизах, фронтонах, крыльце, ставнях.

Строительство жилого дома планировалось казаком с таким расчетом, чтобы в нем могло прожить не одно поколение, чтобы в нем выросли не только внуки, но и правнуки, и их дети. При строительстве дома соблюдались определенные обряды. Считалось, что если положить под угол в основании дома медную, серебряную или золотую монету (в зависимости от достатка), то это принесет долголетие дому, достаток и счастье хозяину.

При устройстве усадьбы казаки большое внимание уделяли возведению изгороди и оформлению въезда. Внешний вид того и другого находился в прямой зависимости от благосостояния семьи, ее трудолюбия и находчивости. Весь двор огораживался плетнем или деревянным штакетником, с деревянными воротами. Выбор материала для плетня зависел от того, какие ивы росли в населенном пункте. Обилие зарослей белотала (ива корзиночная), чернотала (ива козья и серая) в пойме степных речек и реки Дон, а также краснотала (ива красная) на песчаных увалах левобережья позволяло использовать гибкие прутья для изготовления изгородей.

Все жилые и хозяйственные постройки незамысловатые, экологически чистые, и достаточно прочные, чтобы ими пользовались долгие годы, многие поколения. Многому можно было бы поучиться современным строителям у неприхотливых самодельных строителей старшего поколения казаков, а их, к сожалению, осталось очень и очень мало.

До начала XVIII в. пахать землю и сеять хлеб казакам запрещалось под страхом смертной казни. Считалось, что занятие казака земледелием отвлечет его от главной и основной обязанности – быть воином. Но к XIX в. земледелие становится основой экономической жизни казаков. Нередко и само понятие казачества определяется как «вольные люди на вольной земле». Постепенно все больше земель вовлекалось в хозяйственную деятельность, что привело к нарушению экологической стабильности геосистем на легких песчаных почво-грунтах на левобережье Дона, к движению песков и их наступлению на поселения и хозяйственные угодья. Территория явилась своего рода испытательным полигоном антропогенной деградации и последующего преобразования экосистем. С середины XIX в. началось закрепление песчаных массивов методами облесения. По решению станичного схода ранней весной высаживали «колья» краснотала, который хорошо укоренялся во влажной почве. Но, как правило, дальнейшего ухода за посадками не велось: подросший краснотал вырубался для хозяйственных нужд, уничтожался козами и овцами. До нашего времени сохранились участки старых посадок краснотала по песчаному левобережью Дона, которые можно даже назвать реликтовыми. Формирование лесных сообществ – сосновых боров, начатое в районе хутора Антиповского учителем Кондрашовым в 1905 г. превзошло все ожидания; а Кондрашовский бор и сегодня радует взгляд своим величием. Сегодня массивы движущихся песков облесены искусственными насаждениями, преимущественно сосновыми борами. За несколько сотен лет природно-культурного взаимодействия сформировался мозаичный ландшафт с особой биотической и ценотической структурой, обеспечивающей высокий уровень биоразнообразия, экологической устойчивости и биологической продуктивности.

На территории Шолоховского края мы можем познакомиться с уникальными реликтовыми ландшафтами, среди которых урочища «Ольшаники», «Островное», «Паники», «Шолоховские озера», «Еланские озера», «Лазоревая степь» и другие.

Край Тихого Дона включает важные и значимые природные местообитания для сохранения in-situ биоразнообразия, в том числе местообитания угрожаемых видов, включенных в международную и российскую Красные книги. На песчаных террасах широкое распространение имеют так называемые аренные леса, занимающие западины рельефа и ендовы (сырые блюдцеобразные облесенные понижения, иногда с озером в центре) – специфичные только для этих мест биогеоценозы. В широколиственных пойменных лесах встречаются деревья-долгожители, в частности дубы, возраст которых превышает 400 лет.

Культурный ландшафт Тихого Дона не имеет аналогов в ряду объектов Всемирного наследия, будучи сформирован казаками, культурная специфика которых во всемирном наследии не представлена. В Списке всемирного наследия также отсутствуют примеры, когда целостный территориальный комплекс – культурный ландшафт – всесторонне описан в художественном произведении, получившем мировое признание и таким образом уже предъявленном мировому сообществу.

ПРИМЕЧАНИЯ


[1] Шолохов М.А. Тихий Дон. М.: Московский писатель, 2004. С. 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШОЛОХОВСКИЙ КРАЙ КАК ОБЪЕКТ НАСЛЕДИЯ И РЕСУРС РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В настоящее время все большее внимание уделяется охране целостных историко-культурных и природных территориальных комплексов, включающих в себя отдельные памятники и их ансамбли, исторически х...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Люби и изучай родной край"

Программа "Люби и изучай родной край" несет в себе  возможность комплексного формирования личности на основе исследования  преемственности разнонаправленного исторического опыта поколен...

Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс

В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Образовательная программа "Изучаем родной край" для начальной школы

Тематическая образовательная программа «История родного края» предназначена для занятий краеведением с учащимися начальной школы. Разработана для учебных групп "Активисты школьного музея". Прграмма ра...

Программа кружка «Изучаем родной край»

Программа дополнительного образования детей  12 – 16 летСрок реализации — 1 год....

Разработка дидактической игры по географии « Люби и изучай свой край»

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цел...