История ХМАО с древности до наших дней. Часть 1
материал по краеведению (10 класс) по теме

 

Цель: знакомство учащихся предпрофильных классов с историей, традициями, культурой и бытом народов Югры.

Данный элективный курс позволяет расширить кругозор учащихся, формирует толерантную позицию школьников, которые живут в поликультурном, этноконфессиональном обществе.

Данная тема будет рассматриваться с использованием:

  1. учебно-методического материала по истории ХМАО с древности до наших дней;
  2. электронного атласа: «Люби и знай свой край родной. Ханты-Мансийский автономный округ»;
  3. электронной книги: И.Б.Мюллер. Нравы и обычаи остяков;
  4. электронной книги: История Югорской земли в документах (с древнейших времён до 1917 года).

Курс рассчитан на 17 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultatvnyy_kurs_na_temu._hmao_10_kl.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ФАКУЛЬТАТВНЫЙ КУРС НА ТЕМУ:

«История Ханты – Мансийского автономного округа с древности до наших дней»

Цель: знакомство учащихся предпрофильных классов с историей, традициями, культурой и бытом народов Югры.

Данный элективный курс позволяет расширить кругозор учащихся, формирует толерантную позицию школьников, которые живут в поликультурном, этноконфессиональном обществе.

Данная тема будет рассматриваться с использованием:

  1. учебно-методического материала по истории ХМАО с древности до наших дней;
  2. электронного атласа: «Люби и знай свой край родной. Ханты-Мансийский автономный округ»;
  3. электронной книги: И.Б.Мюллер. Нравы и обычаи остяков;
  4. электронной книги: История Югорской земли в документах (с древнейших времён до 1917 года).

Курс рассчитан на 17 часов.

Содержание курса

Тема 1. Наш край в древности.

Рассмотреть географическую карту. Предыстория (плейстоцен, палеолит, голоцен, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век). Традиционное хозяйство коренного населения западной Сибири. Традиции, обычаи, одежда  обских угров.  

Тема 2. Югорское Средневековье (VIII – XV вв.).

Изменение территории расселения таёжных народов Западной Сибири (использование карты-схемы). Ранний железный век. Почему Сибирь назвали Сибирью. Торговые связи Югры в древности (). Образование угорских княжеств Западной Сибири в конце XIV – начале XV в.

Тема 3. «Сибирское взятие» (конец XV – XVII вв.)

Покорение Сибири (использование карты-схемы). Взаимоотношения Москвы и Югорской земли в XVI в. Сибирское ханство. Взаимоотношение Сибирского ханства и Русского государства. Походы дружины Ермака в Сибирь (использование карты-схемы). Первые русские города и остроги в Западной Сибири.    

Тема 4. Наш край в XVII в.

Русское и коренное население Северо-Западной Сибири в XVII в. Язычество и христианство на обских берегах.

Тема 5. Первые сто лет в составе империи.

Народы края в XVIII в. Государственные повинности. Культура и быт народов края.

Тема 6. На переломном этапе (конец XIX в. – 1930ые гг.).

Изменение в структуре населения в XIX в. Экономическое развитие. Культура, быт, общественная жизнь народов края. Народы края в XIX в. Экономика и хозяйственное положение жителей Обь-Иртышского Севера. Культурно-просветительская, научная и медицинская сферы. Край во время гражданской войны. Советская власть в округе. Культурные преобразования.

Тема 7. Великая война в судьбе края (1941-1945 гг.).

Роль округа в годы войны. Участие северян в боевых действиях. Помощь фронту.

Тема 8. Послевоенные трудовые будни (1945 – середина 1960х гг.).

Административное устройство. Экономическое развитие. Общественно-политические и национальные отношения. Социальная структура послевоенного общества.

Тема 9. На пути в будущее: надежды и реальность (1970ые – начало XXI в.).

Экономическое развитие. Культура, быт, общественная жизнь народов края. Развитие нефтегазодобывающей отросли, развитие сельского хозяйства, строительство городов. Досуг жителей Югры. Подведение итогов изученного курса.

Элективный курс предполагает экскурсии в историко-краеведческий музей, музей воинской славы.

Тематическое планирование курса для 10 класса

Тема курса

Формы работы

часы

1

Наш край в древности.

  1. Урок изучения нового материала.
  2. Урок-путешествие.

2

2

Югорское Средневековье

(VIII – XV вв.).

Комбинированный урок.

1

3

«Сибирское взятие»

(конец XV – XVII вв.)

Лекция с элементами беседы.

1

4

Наш край в XVII в.

Комбинированный тип урока с элементами практической деятельности учащихся.

1

5

Первые сто лет в составе империи.

Семинар

2

6

На переломном этапе (конец XIX в. – 1930ые гг.).

Лабораторная работа

2

7

Великая война в судьбе края (1941-1945 гг.).

  1. Изучение нового материала с элементами беседы.
  2. Лабораторная работа.
  3. Урок-обобщение

3

8

Послевоенные трудовые будни (1945 – середина 1960х гг.).

  1. Лекция с элементами беседы.
  2. Комбинированный.

2

9

На пути в будущее: надежды и реальность (1970ые – начало XXI в.).

  1. Изучение нового материала с элементами беседы.
  2. Лабораторная работа.
  3. Урок-обобщение

3

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Федоровская средняя общеобразовательная школа № 3».

Утверждено

Директор школы

_______________Л. П. Бочкова

«______» сентября 2011 г.

План элективного курса

На 2011 - 2012 учебный год.

Название элективного курса: ««История Ханты – Мансийского автономного округа с древности до наших дней»

Класс: 10

Преподаватель: Сиротина Виктория Викторовна.

Согласовано с учебной частью

«______» сентября 2011 г.

Методист

_________________

Используемая литература

  1. ХМАО – Югра: Обские угры. Под ред. А. Щукина. – г. Тюмень: ИФО «Тюмень», 2005 г.
  2. Куриков В. ХМАО: с верой и надеждой в третье тысячелетие. – Екатеринбург: ИД «Зевс», 2000 г.
  3. ХМАО – Югра: Сказание о земле Югорской. Под ред. А. Щукина. – г. Тюмень: ИФО «Тюмень», 2005 г.
  4. западная Сибирь: История поиска (две части). Публицистический научно – популярный сборник / ред. – составитель Л.В. Цареградская. – Екатеринбург, 2008 г.
  5. Электронный атлас. ХМАО: люби и знай свой край родной, 2004 г.
  6. Электронное издание: ХМАО – Югра. Комитет по информационным ресурсам, 2010 г.
  7.  Электронное издание: энциклопедия ХМАО – Югра, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С древности до наших дней.

Задачи: 1.     Сформировать представление  об особенностях географического положения территории ХМАО.2.     Сформировать представление о выявлении этапов о...

Презентация к теме "Реклама" "История рекламы от древности до наших дней"

Данная презентация дает представление  о возникновении и развитии рекламы от древности до наших дней. Рассчитана на 6 класс....

Развитие представлений о семье и семейных отношениях с древности до наших дней

Понятие семья. Развитие представлений о семье и семейных отношениях с древности до наших дней....

Носители информации - от древности до наших дней

Испокон веков люди передавали накопленный жизненный опыт из поколения в поколение. Но человеческая память неспособна вместить все знания. Поэтому с древнейших времен люди стали приспосабливать для эт...

Методическое пособие по истории Ханты-Мансийского автономного округа XX в. (к учебнику «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней» авторский коллектив Н.Н.Баранов, С.В. Горшков, А.П. Зыков и др.)

Цель данного пособия помочь учителям и учащимся лучше узнать историю Ханты-Мансийского округа  XX в., глубже понять особенности развития края и взаимосвязь разных сторон жизни Ханты-Мансийского о...

Урок по теме: " Проценты из древности до наших дней"

вашему вниманию представлена карта урока математики для 6 класса по теме: "Проценты из древности до наших дней."...

«Государственная символика России – от древности до наших дней»

Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи....