Развитие представлений о семье и семейных отношениях с древности до наших дней
учебно-методический материал по психологии ( класс) на тему

Скорых Анна Дмитриевна

Понятие семья. Развитие представлений о семье и семейных отношениях с древности до наших дней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Существует множество понятий определяющих такой феномен как семья. Наиболее интересным представляется проследить изменчивость представлений о семье, то, как она развивалась с течением времени.

По мнению А. Г. Харчева, представления о семье менялись с течением истории человечества.

Это предполагает изменение форм взаимоотношений между людьми, которые постепенно подошли к браку, каким мы понимаем его сейчас, определяются эпохой, ее культурой, законами древних народов, политикой современных государств.

Глава 1.        Развитие представлений о семье и семейных отношений с  древности до наших дней

Семья – важнейший феномен, который сопровождает человека в течение всей его жизни. Она является воплощением ценностей, и одной из важнейших социальных ситуаций развития личности.

В научной литературе существует множество подходов к изучению понятия семья.

Так, по мнению Людвига ван Берталанфи, семья не является простой суммой ее членов, а представляет определенную сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Здесь в качестве характеристики семьи определяется непременное формирование в ней взаимоотношений.

А. И. Захаров определял семью как малую группу, степень сплоченности которой определяется вовлеченностью ее членов в общие дела. Подчеркивая при этом, что семья единственная группа, которая разрастается не за счет приема в нее новых членов группы по увлечениям или интересам, а в результате рождения в ней детей.

С точки зрения А. И. Антонова семья характеризуется присутствием триединства отношений: супружество – родительство – родство. А выпадение одного из этих звеньев ведет к фрагментарности семьи. Сюда относятся: женатые пары без детей, овдовевшие супруги, проживающие с детьми или без взрослых детей.

Роль изменчивости представлений о браке показана в определении А. Г. Харчева. Он определяет брак как исторически меняющуюся форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.  

Отсюда видно, что брак представляется как форма, меняющаяся во времени, соответственно изменялось и отношение общества, власти к феномену брака. Например: в разных обществах устанавливался разный возраст вступления в брак, а также присутствует своя процедура регулирования оформления брака, и условий расторжения брачного союза.

В широком смысле сюда относится политика государств направленная на ограничение или стимуляцию создания семьи, рождения детей. В пример можно привести Китай, численность которого превышает один миллиард человек. Политикой этого государства строго ограничен возраст деторождения, в то время как в других странах вводятся специальные стимулирующие выплаты для родивших нескольких детей.

А. Г. Харчев отмечает, что семья это более сложная форма взаимоотношений, чем брак. Поскольку она подразумевает объединение не только супругов, но и близких родных людей, а также дальних родственников.        

На сегодняшний день вступление в брак представляется заурядным явлением, что кажется так было всегда. Тем не менее, история возникновения моногамной семьи насчитывает многие и многие тысячелетия.

Изначально, в первобытном обществе существовал промискуитет. Который предполагал беспорядочные половые отношения, когда самцы поочередно спаривались с разными самками.

Возражая против промискуитета, ученый Вайри в монографии «Женщина» предполагал следующее: «Такая полная общность жен, могла существовать только у народов находящихся на ограниченной территории, живших абсолютными дикарями, какой мужчина захотел бы взять в жены женщину, будучи неуверенным в отцовстве ее ребенка. А так как в древнем обществе женщина не могла своими силами прокормить ребенка, то человеческий род был бы обречен  на вымирание».

 Это говорит о «невозможности» существования абсолютно беспорядочных отношений.

Фактором притятствующим вымиранию человеческого рода служило появление среди людей парных браков, и соответствующая им высокая избирательность в выборе партнера. Которая реализовывалась через  индивидуальные призывные сигналы, запахи и т.п.  

С появлением родов человеческие взаимоотношения были упорядочены, однако началом появления брака это назвать нельзя. Поскольку брак предполагает зарегистрированные отношения, которые накладывают на человека определенные права и обязанности. Впервые такие обязанности возникли с появлением группового брака. Он представлял собой слияние двух родов при возникновении между ними половых отношений. Главные права, реализовывавшиеся в таком браке, относились к воспитанию детей. Затем повзрослев, мальчики переходили в группу мужчин.  

Вскоре ведущая роль стала принадлежать женщине. Наступил век матриархата.

Учеными было замечено, что у многих народов наследование прав приходило от матери, а не от отца. Если детей в семье не рождалось, то права переходили к брату матери.

 Стоит отметить, что сущность матриархата выражалась в многофункциональности женщины, а не в ее главенстве. В это время группы женщин и мужчин жили рядом, и вели хозяйство совместно, как одна большая группа. Брака, каким мы привыкли его видеть, еще не существовало, а вместо него были родовые союзы. В которых господствовал «коммунальный брак». В нем каждый мужчина, принадлежавший своей группе считал себя мужем всех женщин жившей рядом группы. Такие отношения первобытных народов назывались гетеризм.      

В первобытном человечестве выделялись следующие виды брачно-семейных отношений:

1. Неделимая семья – состояла из группы родственников, здесь женщины и дети не имели одного мужа и отца, а принадлежали всем мужчинам группы.

2. Сегментарная семья – глава семьи имеет отдельных жен, у его братьев – общие жены. А сестры имеют несколько общих мужей.  

3. Индивидуальная семья – каждый мужчина имеет одну или несколько жен. Такая семья также называлась моногамной или полигамной. Или же женщина имела несколько мужей – полиандрия.

К причинам, по которым у древних народов существовала полигамия можно отнести:

1. Отсутствие единобожия, т.е. они, верили во многих Богов, которые подразделялись на старших и подчиненных

2. Отсутствовала аскезы

Возникновение полиандрии также имеет свои причины:

1.  Полиандрия – пережиток патриархата, когда женщина выбирала себе мужа или нескольких мужей по своему вкусу

2. Возникновению полиандрии способствовала финансовая причина древних народов, в то время было принято платить за невесту большой выкуп, поэтому родителям часто приходилось «выкупать» братьям одну жену на всех  

3. Значительное превышение числа мужчин в брачном возрасте над числом женщин

После этого наступает этап моногамного брака, в том виде в каком он существует в настоящее время.

С расширением частной собственности и торговли на первый план стали выдвигаться мужчины. Постепенно роль женщины утрачивается, а бразды правления семьей берет в свои руки мужчина. Основой брака становится соблюдение супружеской верности, а основной задачей женщины – рождение детей, наследников отца.

Патриархат предполагал достаточно жесткий контроль над женщиной, который выражался в окружении жены всевозможными няньками и сиделками, в обязанности которых входило «приглядывать» за женой. Однако патриархат предполагал не власть мужа, а власть отца. Поскольку он связан с наследственным правом.  

За несколько тысячелетий до новой эры в кодексе вавилонского царя Хаммурапи  была прописана моногамия как вид брака, но мужу при этом разрешалось брать наложниц. А за измену особенно жестко карали женщину.

Подобные законы издавались во всех древних странах,  также и в России, где жена напрямую зависела от мужа, а это зависимость была закреплена законодательством.

Постепенно моногамия стала переходить на современный лад, чему во многом способствовала избирательность в выборе супруга, которая впоследствии вылилась в создание семьи. В такой семье большое значение имеет выбор, ценностью признается любовь и супружеская верность.  

Отметим, что брак по взаимному согласию был введен после Французской революции 1793 года. Также была установлена система разводов, отменено различие детей на законных и незаконных.  

Таким образом, представления о семье прошли долгий и сложный путь развития. Они претерпевали различные изменения, которые определялись эпохой, ее культурой, законами древних народов, политикой современных стран.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представление о семье и семейных взаимоотношениях длительно развивались параллельно со сменой эпох в историческом времени.         Изначально семейные взаимоотношения были представлены промискуитетом, когда присутствовали   беспорядочные половые взаимоотношения. С возникновением у людей высокой избирательности такие отношения были прекращены, и половые отношения стали организовываться в группах, однако браком такие союзы назвать было нельзя, поскольку брак предполагает определение прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу, законную регистрацию.

Затем последовал период матриархата, при котором женщине дозволялось иметь одного или несколько мужей. Однако при матриархате выделялась скорее многофункциональность женщины, а не ее главенство в семье.

 С расширением частной собственности и торговли главенствующая роль перешла к мужчинам – наступил патриархат. Здесь главенство отдавалось не мужчине самому по себе, а отцу семейства. Задача женщины состояла в воспитании детей, заботе о семье.  

При моногамии разрешалось иметь только одного супруга. Как вид брака моногамия впервые была прописана в кодексе вавилонского царя Хаммурапи. Однако мужчине в таком браке дозволялось брать наложниц, а женщины за измену подвергались жестокой каре. Постепенно моногамия стала переходить в ту форму, которая известна нам сейчас.

После Французской революции 1793 года, брак стал заключаться по взаимному желанию, во главе стояли ценности любви и верности.

Таким образом, с течением исторического времени изменялись представления о семье, семейных отношениях. Обусловленные культурой своей эпохи, ее законами.        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Султанова, Н. П. Духовно – нравственное воспитание дошкольников / Н. П. Султанова, Н. В. Цилько //Дошкольное воспитание.№5, 2000. – С. 7 – 14.  

2.  Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений [Текст] / Л. Б. Шнейдер // - М.: ЭКСО – Пресс, 2000. – С. 23 – 26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История ХМАО с древности до наших дней. Часть 1

Цель: знакомство учащихся предпрофильных классов с историей, традициями, культурой и бытом народов Югры.Данный элективный курс позволяет расширить кругозор учащихся, формирует толерантную позици...

С древности до наших дней.

Задачи: 1.     Сформировать представление  об особенностях географического положения территории ХМАО.2.     Сформировать представление о выявлении этапов о...

Презентация к теме "Реклама" "История рекламы от древности до наших дней"

Данная презентация дает представление  о возникновении и развитии рекламы от древности до наших дней. Рассчитана на 6 класс....

Развитие представлений о семье и семейных отношениях.

Понятие семья. Развитие представлений о семье и семейных отношениях....

Носители информации - от древности до наших дней

Испокон веков люди передавали накопленный жизненный опыт из поколения в поколение. Но человеческая память неспособна вместить все знания. Поэтому с древнейших времен люди стали приспосабливать для эт...

Методическое пособие по истории Ханты-Мансийского автономного округа XX в. (к учебнику «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней» авторский коллектив Н.Н.Баранов, С.В. Горшков, А.П. Зыков и др.)

Цель данного пособия помочь учителям и учащимся лучше узнать историю Ханты-Мансийского округа  XX в., глубже понять особенности развития края и взаимосвязь разных сторон жизни Ханты-Мансийского о...

Урок по теме: " Проценты из древности до наших дней"

вашему вниманию представлена карта урока математики для 6 класса по теме: "Проценты из древности до наших дней."...