Литературно-музыкальная композиция "Нет поэзии без науки"
материал по краеведению (10 класс) по теме

Глушкова Ольга Юрьевна

Данная литературно-музыкальная композиция рассказывет о дружбе известного учёного-слависта И.И.Срезневского и поэтов А.Майкова и Я Полонского.

В ней звучат стихотворения этих поэтов и музыка, которую любили слушать в семье Срезневских.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon net_poezii_bez_nauki....doc34.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                     

                                       Литературно-музыкальная композиция

                                               «Нет поэзии без науки...»

О литературном содружестве Я.П. Полонского, А.Н. Майкова и И. И. Срезневского.

Звучит фортепианная «Прелюдия» ми бемоль мажор С.Рахманинова.

1 чтец     В начале девятнадцатого века

                В российском небе вспыхнула звезда -

                Всевышний подарил нам человека,

                Чьё имя будет в памяти всегда.

Ведущий1. Эти строки шиловской поэтессы Людмилы Гавриловны Балыгиной посвящены выдающемуся русскому академику, слависту, крупнейшему знатоку старославянской письменности, педагогу, археологу, путешественнику и этнографу Измаилу Ивановичу Срезневскому.

Ведущий 2. Да, Необычайно широк был диапазон научной деятельности  Измаила Ивановича Срезневского. Академик создал около 800 научных работ. Не говоря уже о том, что имя его стало символом единения славянских народов, когда упрочение позиций русского языка и культуры в современном мире стало вопросом государственной важности.  Именно поэтому И.И.Срезневский  и сегодня является ярким примером беззаветного служения национальным идеалам. Он поистине живительный источник глубокой любви к Родине, её языку и культуре.

Ведущий1. Но Упаси вас Бог представить Измаила Ивановича чисто кабинетным учёным, зарывшимся от жизни в ископаемые рукописи. A какие знаменитые фамилии России стремились поддерживать дружественные связи с бывшим крестьянким родом Срезневских?!

 Семья Цветаевых, семья Поленовых, семья Полонских, семья Толстых,  семья Горенко. Эта дружба прошла не через одно поколение. От отца Ивана Евсеевича досталась сыну Измаилу,от сына — внукам и внучкам, от внуков — правнукам.

Звучит «Песня цыганки»  на стихи В.Я Полонского.

Мой костер в тумане светит;
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.

Ночь пройдет – и спозаранок
В степь, далёко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой.

На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни:
Как концы ее, с тобою
Мы сходились в эти дни.

Кто-то мне судьбу предскажет?
Кто-то завтра, сокол мой,
На груди моей развяжет
Узел, стянутый тобой?

                                                                     

Вспоминай, коли другая,
Друга милого любя,
Будет песни петь, играя
На коленях у тебя!

Мой костер в тумане светит;
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту. 

Ведущий 2 При всей занятости научными трудами И.И. Срезневский всегда интересовался литературой, много читал, любил поэзию, признавал силу её «задушевной правды» В его доме  часто бывали писатели и поэты, литературоведы и критики. Интересными были дружеские отношения учёного с петербургским поэтом Яковом Петровичем Полонским, уроженцем г. Рязани. А романс «Песня цыганки», написанный на его стихи, был одним из самых любимых в семье Срезневских.

 Звучит романс Глинки «Жаворонок»

2 чтец. 
Пахнет полем воздух чистый... 
В безмятежной тишине, 
Песни птички голосистой 
Раздаются в вышине  . 

Есть у ней своя подруга, 
Есть у ней приют ночной, 
Средь некошенного луга, 
Под росистою травой. 

В небесах, но не для неба, 
Вся полна живых забот, 
Для земли, не ради хлеба, 
Птичка весело поет. 

Внемля ей, невольно стыдно 
И досадно, что порой 
Сердцу гордому завидна 
Доля птички полевой!

Ведущий1  Дом Срезневских по субботам являл собой союз  науки и искусств, где часто звучали стихи Я.Полонского и романсы на его произведения.

Звучит романс «Вчера мы встретились».

Вчера мы встретились; - она остановилась -

Я также - мы в глаза друг другу посмотрели.

О боже, как она с тех пор переменилась;

В глазах потух огонь, и щеки побледнели.

И долго на нее глядел я молча строго -

                                                                 

Мне руку протянув, бедняжка улыбнулась;

Я говорить хотел - она же ради бога

Велела мне молчать, и тут же отвернулась,

И брови сдвинула, и выдернула руку,

И молвила: "Прощайте, до свиданья",

А я хотел сказать: "На вечную разлуку

Прощай, погибшее, но милое созданье".

Ведущий 2 «Субботы Срезневского», в которых звучало прекрасное русское слово, были наполнены идеалами, нравственными помыслами, объединяли людей науки и искусства и побуждали к творчеству в необыкновенно плодотворный век. Недаром Н.А.Добролюбов говорил : «Блажен, Срезневского суббот не посещавший...»

3 чтец   

 Век девятнадцатый — мятежный, строгий век —
Идёт и говорит: «Бедняжка человек!
О чём задумался? бери перо, пиши:
В твореньях нет творца, в природе нет души.
Твоя вселенная — броженье сил живых,
Но бессознательных, — творящих, но слепых,
Нет цели в вечности; жизнь льётся, как поток.
И, на её волнах мелькнувший пузырёк,
Ты лопнешь, падая в пространство без небес, —
Туда ж, куда упал и раб твой, и Зевес,
И червь, и твой кумир; фантазию твою
Я разбиваю в прах… покорствуй, я велю!»
Он пишет — век идёт; он кончил — век проходит.
Сомненья вновь кипят, ум снова колобродит, —
И снова слушает бедняжка-человек,
Что́ будет диктовать ему грядущий век… 

Ведущий1 Среди друзей И.И.Срезневского выделялся Апполон Николаевич Майков.  С Майковым Срезневского сближали общность взглядов, одинаково чистая любовь к поэзии.

Старшая дочь Измаила Ивановича Ольга Измайловна Срезневская вспоминала : « Майков нашёл в Измаиле Ивановиче сочувствующего и вместе с тем строго ценителя, внимательного и вдумчивого советника. Он стал иногда прочитывать ему свои произведения, прежде чем отдавать из в печать и принимал во внимание его замечания; случалось, что делал и значительные исправления по его указаниям.»

Ведущий 2 В архиве Измаила Ивановича сохранилось несколько относящихся к тому времени писем и корректурных листов с поправками его и Майкова.

Звучит «Скерцо» Ф.Шопена

Чтец 4

Вдохновенье - дуновенье
Духа Божья!.. Пронеслось -
И бессмертного творенья
Семя бросило в хаос.

                                                                         

Вмиг поэт душой воспрянет
И подхватит на лету,
Отольет и отчеканит
В медном образе - мечту!
  

Ведущий1 «Неоцененнейший мой Измаил Иванович!.. О, как я счастлив, что получил от Вас Ваше письмо. Жаль, что у вас мало времени, или что мы не в разных городах живём, писал Майков  Срезневскому,- совестно получать от вас такие длинные письма, ну добро бы в другм городе, это в порядке вещей. А то ведь украл у вас время!...Спешу письменно поблаодарить вас. Утверждающей фразой заканчивалось письмо поэта: «нет поэзии без науки».

Звучит русская народная песня «Не одна во поле дороженька»

Чтец 5

 Кругом царила жизнь и радость,
И ветер нес ржаных полей
Благоухание и сладость
Волною мягкою своей.

Но вот, как бы в испуге, тени
Бегут по золотым хлебам;
Промчался вихрь - пять-шесть мгновений
И, встречу солнечным лучам,

Встают с серебряным карнизом
Чрез всё полнеба ворота,
И там, за занавесом сизым,
Сквозит и блеск и темнота.

Вдруг словно скатерть парчевую
Поспешно сдернул кто с полей,
И тьма за ней в погоню злую,
И все свирепей и быстрей.

Уж расплылись давно колонны,
Исчез серебряный карниз,
И гул пошел неугомонный,
И огнь и воды полились...

Где царство солнца и лазури!
Где блеск полей, где мир долин!
Но прелесть есть и в шуме бури,
И в пляске ледяных градин!

Их нахватать - нужна отвага!
И - вон как дети в удальце
Ее честят! как вся ватага
Визжит и скачет на крыльце!

 

                                                                           

 Ведущий 2 Советы Измаила Ивановича Срезневского , которые он давал А. Майкову Всегда оказывались востребованными: то в подборе слов и выражений , то в содержательном плане (особенно это касалось стихотворного перевода майкова «Слово о полку Игореве») Как учёный, глубоко знавший историю по памятникам письменности,Срезневский своими энциклопедическими знаниями был грамотным консультантом.

Звучит русская народная песня на гуслях.

Чтец 6

                    Не начать ли нашу песнь, о братья,

                     Со сказаний о старинных бранях, -

                     Песнь о храброй Игоревой рати

                     И о нем, о сыне Святославле!

                     И воспеть их, как поется ныне,

                     Не гоняясь мыслью за Бояном!

                     Песнь слагая, он, бывало, вещий,

                     Быстрой векшей по лесу носился,

                     Серым волком в чистом поле рыскал,

                     Что орел, ширял под облаками!

                     Как воспомнит брани стародавни,

                     Да на стаю лебедей и пустит

                     Десять быстрых соколов вдогонку;

                     И какую первую настигнет,

                     Для него и песню пой та лебедь, -

                     Песню пой о старом Ярославе ль,

                     О Мстиславе ль, что в бою зарезал,

                     Поборов, касожского Редедю,

                     Аль о славном о Романе Красном...

                     Но не десять соколов то было

                     Десять он перстов пускал на струны,

                     И князьям, под вещими перстами,

                     Сами струны славу рокотали!

Ведущий1 Измаил Иванович Срезневский  прожил 67 лет — не столь долгую, но очень яркую жизнь, насыщенную разносторонними интересами, увлечениям, событиями. Егоприродная одарённость, воспитанность, усердие в трудах и любовь к научным знаниям нашли выражение в его трудах, которые принесли ему мировую славу. Его наследие — неистощимый кладезь идей, духовный родник подлинных живых мыслей и наблюдений. В этом мы видим огромную заслугу И.И.Срезневского.

Ведущий2 В пору великого двенадцатого года,

                   Когда Россия знать себя дала врагам,

                   Родился гражданин средь русского народа

                   Отчизне в честь и на отраду нам.

                   И, торжествуя праздник Измаила,

                   Мы за него не ведаем тревог,

                   И верим, что его не оскудеет сила

                   И что во всём его устроит Бог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Литературно-музыкальная композиция «В свой час своя поэзия в природе….»

Литературно-музыкальная композиция «В свой час своя поэзия в природе….»( по лирике поэтов ХХ века С.Есенина и Н.Рубцова)....

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...

Сценарий литературно-музыкальной композиции по поэзии А.Бахтинова "Журавлиное сердце"

Сценарий разработан для учащихся старших классов. Мероприятие посвящено знакомству с творчеством поэта с.Труновского Ставропольского края....

Урок в форме литературно-музыкального салона по поэзии Серебряного века. 11 класс

Цели: Показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.Расширить представление обучающихся о творчестве поэтов Серебряного века.Пробудить интерес к творчеству поэтов Сере...

« От романтики до... прозрения (Урок внеклассного чтения в форме литературно-музыкальной композиции) Посвящен поэзии XX столетья:„серебряный век” русской литературы/

Школьная программа не даёт возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому в этом сценарии некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образов...