Выступление на тему "Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы)
статья по краеведению (8 класс) по теме

Преподавая предмет "Духовное краеведение Подмосковья", стараюсь воздействовать прежде всего на души своих учеников, воспитать высокие нравственные качества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию

Выступление на районных «Рождественских чтениях»

Автор Киселева Наталья Ивановна

 «Дерево добра»

«... дерево доброе приносит и плоды добрые...».
Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 17

Способны ли мы каждый в своей школе посадить, вырастить и сберечь дерево добра? Я верю, что мы можем. И тогда какой красивый сад будет в Подольском районе!

Я хотела бы сегодня , уважаемые коллеги, поделиться крупицами своего опыта как учителя трех предметов «Духовное краеведение Подмосковья», обществознание в 6-7 классах и искусства в 8-9 классах. В прошлом году я составила надпредметную (как этого от нас требовали), а точнее межпредметную программу, которая помогла мне определить стратегию работы с классными коллективами с 6 по 9 класс. Тогда я и осознала: какая  возможность мне представлена - воздействовать на каждого ребенка нашей школы в течение 4 лет, но с очень разных точек приложения своих сил, знаний и опыта.  И все , о чем я  говорю с учащимися подчинено одной цели: воспитать  духовную  личность с высокими нравственными качествами, личность,  способную устоять в условиях, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. Я очень хочу научить быть своих учеников счастливыми людьми. А что составляет человеческое счастье? Я понимаю это так : воспитываться в хорошей семье, а потом и самому создать такую же, иметь  заботливых и благодарных детей, найти работу по душе и получать достойную зарплату, быть трудолюбивым и знающим работником,  иметь приятное окружение, быть порядочным человеком, жить в богатой и любимой  стране достойным гражданином, а главное -  быть уверенным не только в своем завтрашнем дне, но и в будущем своих детей.

Обо всем этом я и беседую со своими учениками на тех предметах, о которых я уже упомянула.

      Подбирая материал для каждого урока я думаю прежде всего о том, чтобы  научить ребенка слышать и внимать все прекрасное, видеть и развивать  в себе движения к добру, научить различать добро и зло. Доказываю  на каждом уроке, что, следуя  за добрыми влечениями сердца и совести, возможно сделать счастливым не только себя, но и тех, кто тебя окружает.

В этом мне помогают не только замечательные учебники, фильмы, но и практически безграничные возможности интернета. Увидела сама что-то интересное на канале «Культура», скачиваю эти передачи для уроков. Однажды, глядя на лица учащихся во время просмотра очень серьезных, а потом очень веселых фрагментов, попросила у них разрешения пофотографировать  их.  Лица были необыкновенно одухотворенные и думающие! К воспитанию своих учеников, себе в помощь  я привлекаю самые лучшие умы. Одним из них является Дмитрий Сергеевич Лихачев.

 Много лет назад я впервые сама прочитала его «Письма о добром и прекрасном» , потом своим ученикам, которым сейчас уже больше 40 лет. Прочитала и поверила этому великому хранителю всего русского, Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. На уроках «Духовного краеведения», искусства я часто их читаю. Одно из их  сподвигло меня  на проведение социологического опроса уже для уроков искусства.

«Одно из счастливейших воспоминаний моей жизни. Мама лежит на кушетке. Я забираюсь между ней и подушками, ложусь тоже, и мы вместе поем песни. Я еще не ходил в подготовительный класс. 

Дети, в школу собирайтесь, 
Петушок пропел давно. 
Попроворней одевайтесь! 
Смотрит солнышко в окно. 

Человек, и зверь, и пташка – 
Все берутся за дела, 
С ношей тащится букашка, 
За медком летит пчела. 

Ясно поле, весел луг, 
Лес проснулся и шумит, 
Дятел носом: тук да тук! 
Звонко иволга кричит. 

Рыбаки уж тащат сети, 
На лугу коса звенит… 
Помолясь, за книги, дети! 
Бог лениться не велит.

Этой трогательной песенкой многими другими очень многие мамы будили или укачивали своих детей на Руси, настраивали на учебу и труд!). Ни одно поколение мам на всю жизнь запомнило ее с голоса своих матерей и  продолжали петь ее по утрам, несмотря на десятилетия гонений на Церковь, на веру, на верующих людей. А подо что засыпают и просыпаются нынешние дети?   В лучшем случае под «Простоквашино»,  «Ну , погоди!», а в худшем случае все то, что создано в Америке.

О колыбельных песнях. Итоги социологического опроса.

      Таким образом, духовно-нравственное развитие ребенка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учебы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими, по телевидению, радио и т.д.

Русский писатель и просветитель Николай Николаевич Новиков в 1783 г. в трактате « О воспитании и наставлении детей» писал: « Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами.

 Первая главная часть воспитания - попечение о теле.

Вторая главная часть воспитания: образование сердца и называется учёными нравственным воспитанием.

Третья главная часть воспитания просвещение, или образование разума.

Не эти ли ценности как что-то новое нам предлагает проект «Наша новая школа» и так ли уж она нова? Как при Яне Амос Каменском, так и сейчас существует  треугольник, на вершине которого ребенок, о в основании семья и школа, общество в целом.

Так было, есть и будет. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети.  
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Воспитание эффективно, если есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Именно эту связь обеспечивает семья. А в школе -такие предметы как «Духовное краеведение», обществознание и искусство, литература. За год мои ученики рассказывают 4 стихотворения (одно в четверть) по каждому из предметов. Стихи  очень умело подобраны авторами учебников. Таким образом и поэзия помогает в воспитании.

Вспомним слова  Пушкина:
   Два чувства дивно близки нам —
   В них обретает сердце пищу —
   Любовь к родному пепелищу,
   Любовь к отеческим гробам.
   Животворящая святыня!
   Земля была б без них мертва.

А это стихотворение моего сына, он написал его в 18 лет по дороге с деревенского кладбища, где похоронены все наши далекие предки, которых он знает только по рассказам, но чьи фотографии висят в родительском  доме  и там же похоронена и его бабушка с дедушкой, которых  он помнит и любит.

Там вековая тишина,

Своя для всякого она.

Там поднебесная земля

Теряет грани, времена.

Здесь беспокойная душа

Покой находит навсегда.

Здесь открываются глаза

Иному царствию добра…

Через просвещение к духовно-нравственному воспитанию, а духовно- нравственное воспитание обязательно просветит умы и души детей. Главное, чтобы в школе была система такого воспитания на  уроках «Духовного краеведения Подмосковья», «Обществознания»  и истории, искусства и литературы, физики и математики, а лучше, если этот процесс будет непрерывным на всех предметах учебного плана.

      Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние наших детей, то при всех наших самых замечательных инновациях, методиках, программах, учебниках мы рискуем  не получить никакого результата.

Мы благоразумные люди и не будем отрицать, что современному молодому человеку необходимо еще  и успевать очень много  учиться, чтобы шагать в ногу с прогрессом, чтобы занять в жизни определенную социальную нишу, овладеть профессией, стать самодостаточной личностью. Но «Образованный человек без нравственности, опаснее необразованного», «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает» (Ян Амос Коменский). Поэтому одной из главнейших задач воспитания является  развитие и воспитание интеллектуальной личности с высокой нравственностью. А нравственность -  граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх духовность, а она бесконечна.  Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на ГМО классных руководителей (из опыта работы)

Презентация иллюстрирует конспект по теме "Здоровьесберегающие технологии как ресурс образовательной среды" (из опыта работы)...

Выступление на педсовете на тему «Из опыта работы с интерактивной доской и ее применение в учебном процессе»

На педсовете 19.02.2012 г. я поделилась своими результатами освоения методикой работы с интерактивной доской....

«Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания» (из опыта работы)

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… »...

« Роль советника директора по воспитанию в формировании патриотического воспитания (из опыта работы)

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».Актуальность патри...