«Дети войны»
творческая работа учащихся (краеведение) по теме

Краеведческие чтения

«Помнит мир, спасённый о войне, о каждом годе, лете, ночи,  дне…»,

посвящённые Дню  Победы в годы Великой отечественной войны                                                                                                                                                         

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedch._chteniya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

 с.  Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»

Тема: «Дети войны»

Краеведческие чтения

«Помнит мир, спасённый о войне, о каждом годе, лете, ночи,  дне…»,

посвящённые Дню  Победы в годы Великой отечественной войны

                                   Материал подготовлен членами            

                                   краеведческого кружка

                                   МОУ «СОШ с. Александровка 3-я          

                                   Калининского района        

                                   Саратовской области».

                                   Руководитель: учитель              

                                   географии С.А. Арбузова

- 1 -

(Выбегает девочка с цветами и поёт).

«Выглянуло солнышко,

Блещет на лугу.

Я навстречу солнышку

По траве бегу.

И ромашки белые рву я на лету.

Я веночек сделаю, солнышко вплету» -2 раза

Раздаётся взрыв, гул.  Девочка кричит: «Мама!». Звучит музыка, дети выходят в военной форме.

1. Шло детство, поспела клубника…

Нам день обещал тишину,

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

Мы ждали гостей, наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слёз удержать не могла.

2. И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик,

И было нам детям непросто

Понять этой скорби язык.

Война надвигалась столько.

Родной закручинился кров…

3. Война обрушилась на детей так же, как на взрослых – бомбами, голодом, холодом, разлуками. Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными.

4. Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: Фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.

54 тяжелобольных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в тебердинское ущелье.

5. Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детдома.

Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.

6. В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то эсесовцы бросали живых детей в раскалённые печи.

- 2 -

7. Что может быть страшнее смерти ребёнка? Дети на войне… есть поговорка: «На войне детей не бывает, те, кто попали на войну, расстались с детством навечно. Но дети в ту суровую пору были не только жертвами, они становились защитниками своей Родины.

8. В эти годы порой казалось,

Что мир детства - навек опустел,

Что не вернётся радость

В сёла, где дом без стен.

9. Ушли на фронт отцы, сыновья, братья и мужья. Вместо них стали работать жены, матери, дети. Каждый старался помочь фронту.

10. На фронте решается всё, что мы здесь можем сделать?  Мы ещё малы.

11. Я думаю, что мы тоже можем помочь фронту.

12. Чем?

13. Я пойду помогать в поле, буду собирать колоски, работать на току в

с. 3 Александровка.

14. Дети нашего села помогали убирать урожай, старались, чтобы ни одно зёрнышко не оставалось на поле, ходили собирать колоски.

15. Савранская Александра Алексеевна родилась в с. 3 Александровка. Когда началась война, она была молоденькой девчонкой. Помнит, когда отец уходил на фронт, то приказал брату: «Смотри, Петя, за мужика остаёшься. Мамку береги, сестрёнок тоже». Петя робко кивал головой, утыкаясь в грудь отца, а Шура сидела в крепких папиных руках. Мама сильно плакала и приказала со двора никуда не уходить. А дети смотрели на улицу, по которой,  рыдая, шли люди, провожая своих родных на войну, а возможно и на смерть.

   В то время, когда отец с другими солдатами сражался с фашистами, дети помогали маме, которая появлялась дома только к ночи, уставшая и измученная от работы. Петька стал настоящим кормильцем семьи. А у Шуры тоже была ответственная работа: огород прополоть, воды натаскать, за коровой ходить, доить, да за младшими сестрёнками и братишками следить. Откуда же у этой молоденькой девочки брались силы, чтобы ворот колодца крутить? Ведь если железный «баран» вырвется из рук, то убьёт сразу. А однажды мама больная пошла на работу. Шура упросила её, чтобы пойти вместе с ней. А дома

 по - хозяйству оставили младшую сестрёнку. Так впервые Шура стала работать на прицепе. Хрупкими ручонками она бралась за рычаги, чтобы поднять лапки культиватора, лемеха плуга, очищала забившиеся от мусора и соломы бороны. Она забывала про усталость. Правда есть хотелось почти всегда. Но эта тема была запретной, даже самые маленькие молчали. Тех подростков, которые

- 3 -

работали в поле, кормили клёцками и пареным зерном. Шура заворачивала пареное зерно и приносила домой младшим братишкам и сестрёнкам. Скоро привыкли и к голоду. Но мамины слёзы Шура не забудет никогда. Правда она их прятала, плакала тайком. Но когда получила похоронку,  мама громко рыдала. Вот так и прошло детство Савранской Александры Алексеевны.  К 65-летию Победы она получила юбилейный знак «Труженица тыла».

16. Кагаева Александра Николаевна родилась в 1930 году в с. 3 Александровка. Отец ушёл на фронт на третий день войны. А она вместе с мамой и шестью братьями и сёстрами остались в маленьком доме рядом с рекой Баланда. Отец писал редкие письма, и она понимала, что папка вернётся не скоро. Александра, как и другие подростки,  стала помогать в с/х работах, на прицепе, работала на току, возила зерно на лошадях от комбайна, вручную сортировали, веяли зерно. Во время работы на прицепе поднимали бороны, сеяли зерно. Александра работала почти наравне с взрослыми: с утра до позднего вечера. Вместе со старшим братом мама рыла окопы, а Александра оставалась работать и дома, и в поле. Хрупкие руки, худенькое тельце, подкашивающиеся ноги выдерживали всё. Она понимала, что в тылу от них зависит многое, ведь на фронте ещё тяжелее, там смерть, кровь, искалеченные люди.

   Однажды от усталости Александра оступилась,  и нога попала в колено прицепа. Оторвало часть стопы, но Шура даже не смогла громко заплакать, а только слёзы катились по щекам и крепко сжались тонкие губёнки. А в голове прокрутилось. Как я буду помогать младшим, маме? Шура лишилась часть конечности, ей сделали протез. Но сильная духом она не смогла сидеть без дела дома. Александра продолжала работать в хозяйстве по силе возможности - на току, поваром.

   Действительно, те ребята, которых застала война, должны были расстаться с детством в обычном, мирном смысле этого слова.

17. В годы войны в наше село приезжали эвакуированные женщины, вместе с детьми из разных мест Украины.

У меня братишка новый,

Новый братик лет пяти.

Он сказал мне:

18. «Я приехал,

Буду здесь теперь расти».

19. Я хорошего такого не встречала малыша,

У него в руках тетрадка, два моих карандаша.

У него в тетрадках пушки, по две с каждой стороны.

Я спросила: «Ты откуда?» Он ответил:

- 4 -

20. «Я с войны».

На войне летали пули у меня над головой,

А потом вернулись наши – оказалось, я живой.

Ты теперь моя сестра, мне, наверное, спать пора.

Ты скорей мне руки вымой, я не вымытый с утра».

21. Дети и война… .  Это страшное сочетание и сегодня обжигает, останавливает, предостерегает, потрясает людей. Многие мальчишки и девчонки отдали своё детство – настоящее солнечное, с книжками и играми, смехом и праздниками. Отдали, чтобы Земля осталась землёй людей, у которых жизнь должна начинаться с книжек, игр и праздником.

22. Да будет светлый жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей

Земле достаточно убитых.

23. Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова,

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

(Дети уходят)

Савранская Александра Алексеевна

 родилась в с. 3 Александровка. Когда началась война, она была молоденькой девчонкой. Помнит, когда отец уходил на фронт, то приказал брату: «Смотри, Петя, за мужика остаёшься. Мамку береги, сестрёнок тоже». Петя робко кивал головой, утыкаясь в грудь отца, а Шура сидела в крепких папиных руках. Мама сильно плакала и приказала со двора никуда не уходить. А дети смотрели на улицу, по которой,  рыдая, шли люди, провожая своих родных на войну, а возможно и на смерть.

   В то время, когда отец с другими солдатами сражался с фашистами, дети помогали маме, которая появлялась дома только к ночи, уставшая и измученная от работы. Петька стал настоящим кормильцем семьи. А у Шуры тоже была ответственная работа: огород прополоть, воды натаскать, за коровой ходить, доить, да за младшими сестрёнками и братишками следить. Откуда же у этой молоденькой девочки брались силы, чтобы ворот колодца крутить? Ведь если железный «баран» вырвется из рук, то убьёт сразу. А однажды мама больная пошла на работу. Шура упросила её, чтобы пойти вместе с ней. А дома

 по - хозяйству оставили младшую сестрёнку. Так впервые Шура стала работать на прицепе. Хрупкими ручонками она бралась за рычаги, чтобы поднять лапки культиватора, лемеха плуга, очищала забившиеся от мусора и соломы бороны. Она забывала про усталость. Правда есть хотелось почти всегда. Но эта тема была запретной, даже самые маленькие молчали. Тех подростков, которые

работали в поле, кормили клёцками и пареным зерном. Шура заворачивала пареное зерно и приносила домой младшим братишкам и сестрёнкам. Скоро привыкли и к голоду. Но мамины слёзы Шура не забудет никогда. Правда она их прятала, плакала тайком. Но когда получила похоронку,  мама громко рыдала. Вот так и прошло детство Савранской Александры Алексеевны. В 2010 году к 65-летию Победы она получила юбилейный знак «Труженица тыла».

Кагаева Александра Николаевна

 родилась в 1930 году в с. 3 Александровка.

    Отец ушёл на фронт на третий день войны. А она вместе с мамой и шестью братьями и сёстрами остались в маленьком доме рядом с рекой Баланда.

 Отец писал редкие письма, и она понимала, что папка вернётся не скоро. Александра, как и другие подростки,  стала помогать в с/х работах, на прицепе, работала на току, возила зерно на лошадях от комбайна, вручную сортировали, веяли зерно. Во время работы на прицепе поднимали бороны, сеяли зерно. Александра работала почти наравне с взрослыми: с утра до позднего вечера. Вместе со старшим братом мама рыла окопы, а Александра оставалась работать и дома, и в поле. Хрупкие руки, худенькое тельце, подкашивающиеся ноги выдерживали всё. Она понимала, что в тылу от них зависит многое, ведь на фронте ещё тяжелее, там смерть, кровь, искалеченные люди.

   Однажды от усталости Александра оступилась,  и нога попала в колено прицепа. Оторвало часть стопы, но Шура даже не смогла громко заплакать, а только слёзы катились по щекам и крепко сжались тонкие губёнки. А в голове прокрутилось. Как я буду помогать младшим, маме? Шура лишилась часть конечности, ей сделали протез. Но сильная духом она не смогла сидеть без дела дома. Александра продолжала работать в хозяйстве по силе возможности - на току, поваром.

   Действительно, те ребята, которых застала война, должны были расстаться с детством в обычном, мирном смысле этого слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне "Дети войны"

Проект посвящен всем погибшим детям в годы Великой Отечественной войны.    Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели...

Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").

Проект  "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны"  был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель  Л.В. Шатилова, объявила о  ра...

дети войны и дети мира

Прошло ровно 70 лет, как весь мир с огромным облегчением вздохнул: закончилась  Вторая Мировая, которую мы называем Великой Отечественной Войной. Эта беда коснулась практически каждого уголка зем...

Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"

В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....

Дети войны (К 100-летию Первой мировой войны)

Наше поколение, к сожалению, мало знает о героях, об участниках Великой Отечественной войны. Но что тогда говорить о Первой мировой войне. О героях этой войны мало знает даже старшее поколение....

Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста

Историческая литературно-музыкальная композиция  «Детям о детях войны»  для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающаяся показом слайдов с аудио- и видеоматериалами,...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дети войны - дети Победы»

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дети войны - дети Победы"....