Рекреационный комплекс Кубани
план-конспект урока по краеведению (9 класс) по теме

План-конспект урока кубановедения (раздел География Краснодарского края) по теме : "Рекреационный комплекс Краснодарского края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekreacionnoe_hozyaystvo_kubani.rar202.03 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет:   Кубановедение

ТЕМА УРОКА:

«Природно-хозяйственное районирование. Рекреационное хозяйство.»

КЛАСС:   9

НАЗВАНИЕ ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя    общеобразовательная  школа  № 37 ст.Алексеевской.

АВТОР: Бельницкий Владимир Владимирович, учитель ОБЖ и       кубановедения

                                                      2012 г.

Используемый   УМК:      

  1. И.А. Терская, А.В.Терский, Д.А.Терский География Краснодарского края.  / учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – Краснодар, 2009.        

  1. И.П.Лотышев. Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края. - Краснодар, 2010.

Тип урока:   изучение новой темы

Цель урока:  ознакомить учащихся с особенностями рекреационного хозяйства на Кубани и перспективами его развития, воспитывать бережное отношение к природным богатствам родного края.

             

Задачи урока:

  1. Обучающая: 

Обобщить знания об рекреационном хозяйстве Краснодарскго края через материалы, собранные учащимися-исследователями.

  1. Развивающая:

Продолжить формирование навыков работы с документами, анализировать литературу о природных богатствах края, мотивировать поисковую и исследовательскую работу учащихся.

  1. Воспитывающая: 

Способствовать воспитанию личностного, гражданско-патриотического отношения к своей малой Родине, чувства ответственности за сохранение её природных богатств.

Ход   урока

1. Оргмомент.

2. Объявление темы и цели урока.  (запись в тетрадь).

                 На уроках кубановедения мы с вами познакомились с особенности развития промышленности, сельского хозяйства и транспорта на Кубани. Цель сегодняшнего урока изучить особенности рекреационного хозяйства на Кубани через материалы, собранные учащимися.

 3. Проблемный вопрос урока.              

                В чём особенности развития рекреационного хозяйства на Кубани ?

4. Вступительное слово учителя.

                Сегодня туризм в России – это перспективная рекреационная отрасль. Но в его развитии можно выделить ряд проблем. В регионе Северного Кавказа, в частности Краснодарского края , имеющем огромное рекреационное значение для России, практически исчерпана миграционная емкость и превышены параметры экологически допустимой нагрузки, инфраструктурной обеспеченности. Расселение мигрантов в значительной степени стихийно и часто нецелесообразно с экологической точки зрения.

                Сегодня мы поговорим с вами об использовании рекреационных ресурсов в нашем крае. На стр.117 учебника термин «рекреация» ( в переводе с латинского – «восстановление») определяется как отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе его трудовой деятельности. Во многих странах рекреационное обслуживание – ведущая отрасль экономики. Вопрос учащимся: Назовите страны с развитым рекреационным хозяйством. На территории Краснодарского края  это пока одна из перспективных отраслей.

Выступление учащихся по вопросу: « Рекреационный комплекс Кубани сегодня».

         Из выступления учащихся нам становится ясно, что развитие рекреационного хозяйства тесно связано с рекреационными ресурсами: климатическими условиями, разнообразием ландшафтов, наличием лечебных источников, туристических маршрутов, санаториев, домов отдыха. В зависимости от функции определенной территории , которая зависит от  преобладания  в ней какого-либо рекреационного ресурса, её предназначение определяют как  лечебное, оздоровительное, туристское или экскурсионное.

Кроме того территории рекреационного хозяйства делят в зависимости по ландшафтно-климатическому признаку. В нашем крае по данному признаку можно выделить рекреационный комплекс степной зоны,  низкогорной зоны, среднегорной  зоны, а также  зоны Черноморского побережья. Рекреационно-курортное хозяйство Краснодарского края имеет общегосударственное значение. Здесь имеются разнообразнейшие ресурсы для отдыха и лечения граждан нашей страны.

Каковы же особенности рекреационных комплексов Кубани?

  1. Рекреационный комплекс степной зоны. Представлен многочисленными музеями и памятниками природы, туристическими клубами и экскурсионными бюро. Наиболее привлекателен Азово-Таманский участок степной зоны. Далеко за пределами нашей страны известны её здравницы, археологические и геологические(грязевые вулканы) памятники природы . Особую известность этому району дало строительство  этнографического музея «Атамань» , который расположился на живописном берегу Таманского залива.

Выступление учащегося об особенностях  степного рекреационного комплекса.

  1. Рекреационный комплекс низкогорной зоны. Представлен множеством туристских объектов. Наиболее  известным таким районом является курорт Горячий Ключ. Он известен своими санаториями, пансионатами, домами отдыха. Здесь же очень развит туризм. Выступление учащегося об особенностях рекреационного хозяйства низкогорной зоны. В 2010 году по одному из туристских маршрутов от посёлка Фанагорийское  до посёлка Ново-Михайловское прошла команда нашей школы. Она на практике ознакомилась с историческими и природными памятниками этих районов, увидела настоящую красоту нетронутой человеком природы. Выступление учащегося об особенностях маршрута  и достопримечательностях в ходе пешего похода.
  2. Рекреационный комплекс среднегорной зоны. Данный комплекс наиболее развит в Апшеронском, Мостовском и Адлерском районе города Сочи. В этих районах разработано множество туристских маршрутов, они имеют множество санаториев, пансионатов и домов отдыха. Особенное развитие получил рекреационный комплекс в Адлерском районе города Сочи  связи с будущим проведением Спартакиады в 2014 году. Выступление учащегося об особенностях рекреационного комплекса среднегорной зоны.
  3. Рекреационный комплекс Черноморского побережья. Район черноморского побережья – наиболее благоприятная зона для развития рекреационного комплекса. Здесь давно уже функционируют спортивно-туристские и оздоровительные комплексы, строятся новые. Заслуженной славой пользуются курорты Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе, здравницы которых могут одновременно принимать сотни тысяч отдыхающих. Выступление учащегося об особенностях рекреационного комплекса  зоны Черноморского побережья.

 Итоги урока.

Сегодня на уроке мы изучили особенности рекреационного комплекса на Кубани. В целях закрепления изученного материала предлагаю вам несколько тестов.    

  1. Термин «Рекреация» означает:

а.   работа, труд;

б.   развитие хозяйства;

в.   отдых, восстановление сил;

г.   упадок хозяйства.

2.    К рекреационным ресурсам относятся:

а.   наличие природных ископаемых;

б.   разнообразные природные ландшафты;

в.    туристские объекты;

г.     учебные заведения.

3.    Города-курорты Кубани:

а.   Анапа;

б.   Армавир;

в.   Туапсе;

г.   Краснодар;

д.   Сочи.

4.   В зависимости от предназначения рекреационная территория делится на:

а.   промышленную;

б.   туристскую;

в.   сельско-хозяйственную;

г.   Оздоровительную.

5.   На Кубани среди рекреационных зон выделяют:

а.   лесную;

б.   морскую;

в.   низкогорную;

г.   cтепную.

Учитель. В начале урока был поставлен вопрос: « В чём особенности развития рекреационного хозяйства на Кубани ?» К какому выводу вы пришли к концу урока?

Кубань – очень благоприятный район для рекреационного развития. Однако, активно рекреационное хозяйство края начало развиваться только в начале XXI века. Это создало перспективы направления сюда инвестиций, создания новых рабочих мест, укрепления бюджета края. Однако, для развития зон рекреации необходимо решить ряд экономических проблем. Но не меньшее значение при развитии зон туризма играют проблемы экологические. Растущая потребность в отдыхе определяет увеличение количества и размеров рекреационных зон, соответствующее их обустройство. Пути оптимизации рекреационного природопользования предусматривают расчет допустимых нагрузок на зоны отдыха, которые гарантировали бы сохранение качества природных комплексов, обеспечивали бы возможность их самовосстановления.

По подготовке к нашему уроку выступающие учащиеся проделали огромную работу по сбору и систематизации  учебного материала. Проделанная работа  позволила нам получить необходимые знания о состоянии рекреационного комплекса на Кубани

Домашнее задание.

География Краснодарского края. П-ф 26. стр.117-119.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История Кубани. Великая Отечественная война на Кубани.

« История  Великой Отечественной войны на Кубани».Цель:  проверка знаний учащихся о Великой Отечественной войне на Кубани.Задачи: -активизировать знания  о Великой Отечественной во...

Разработка классного часа, посвящённого 70-летию освобождения Кубани "Славе Кубани не меркнуть - традициям жить"

Классный час "Славе Кубани не меркнуть - традициям жить" посвящён 70 - летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, урок памяти нашим землякам, павшим на поле брани, оставшимся в...

Внеклассное мероприятие в 9 классе. Тема: Хлебу Кубани - знак «Качество Кубань»

Внеклассное мероприятие в 9 классе. Тема: Хлебу Кубани - знак «Качество Кубань»...

классный часа«Культура Кубани -история Кубани в лицах

     Цель классного часа: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, формирование умения прослеживать историч...

Природно-хозяйственные комплексы степи Кубани

Открытый урок Кубановедения МАОУ СОШ №6, Курганинский район, Краснодарский край...

Природно-хозяйственные комплексы степи Кубани

Открытый урок Кубановедения МАОУ СОШ №6, Курганинский район, Краснодарский край...