Природно-хозяйственные комплексы степи Кубани
план-конспект урока по краеведению (7 класс) на тему

Открытый урок Кубановедения МАОУ СОШ №6, Курганинский район, Краснодарский край

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kubanovedenie_7_klass_2.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

основная общеобразовательная школа № 6

7 класс

krasnodarskiy_kray

Разработала: учитель кубановедения

МАОУ СОШ №6

Айвазян Екатерина Сергеевна

Разработка урока кубановедения

 7 класс

Тема урока «Природно-хозяйственные комплексы степи»

Цели:

- Вспомнить характерные признаки степной зоны.

-Раскрыть отрицательные стороны влияния хозяйственной деятельности человека на природу степи

- Обозначить экологические проблемы своей местности и возможные пути их решения

- Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование урока:

1. Учебник Трёхбратов Б. И. Кубановедение. 7 класс.

 2. Выставка книг о Краснодарском крае.

3. Карта Краснодарского края.

4. Мультимедийная установка.                                        

   Презентация «Степные зоны Кубани».

 ХОД УРОКА:

  1. Организация учащихся к уроку. Сообщение темы урока и целей урока.

Посмотрите вокруг – зачарует краса:

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена!

                                                                                   В.С.Подкопаев

2.Проверка домашнего задания:

Дома вы подготовили сообщения на тему: «Природа Краснодарского края» (работа с картой)

- На какие природные зоны делится наш край?

- Что вы можете рассказать о растительности?

- какие культурные растения выращивают на Кубани?

- что вы могли бы сказать о климате Кубани?

- расскажите немного о животном мире крае.

3.Актуализация знаний

- Какую часть территории Краснодарского края занимает степная зона?

- На какие три крупные территории можно разделить степную зону?

- Продолжи фразу

Лето в степи… жаркое, сухое

Зима сравнительно…тёплая

Весна на Кубани…ранняя

Реки в степной части…мелководные

Река Кубань самая…длинная, многоводная

Чернозёмы самые… плодородные

- Ответь на вопрос, выполни задание:

Почему Таманский полуостров часто называли островом?

Чем интересны озера Голубицкое и Солёное?

Покажи на карте Закубанские реки.

Покажи на карте Степные реки.

Почему степная зона наиболее интенсивно осваиваются человеком?

4. Изучение нового материала.

     1.Азово-Кубанская равнина

1. Степные реки           2. Травы

3. грызуны, птицы, насекомые.

4. Растительность       5. Животные

    2.Таманский полуостров

-сопки, озера, растительность, животный мир.

   3.Закубанская равнина

- Рельеф, реки, растения.

ФИЗМИНУТКА

   4.«Освоение человеком степной зоны»

На слайде «Степные зоны Кубани»

Рассказ учителя о воздействии человека на природный комплекс Азово-Кубанской равнины, работа со словарём: орошение, подножный корм.

Из-за уничтожения растительности почва подвергается ветровой эрозии

Применение сельскохозяйственной техники разрушается структура почвы

Мероприятия с целью сохранения плодородия кубанских чернозёмов

Правильная вспашка

Соблюдение севооборота

Проведение мелиоративных работ

5. Учитель разбивает учащихся на группы, работа с учебником.

1 гр. Назовите экологические проблемы степных рек, предложите мероприятия для решения этих проблем.

2 гр. Расскажите о влиянии человека на природу.

3 гр. Расскажите об освоении человеком степных зон.

6. Рефлексия

- Что послужило причиной изменения естественного облика кубанской степи?

- Воздействие человека

7. Подведение итогов

8. Домашнее задание :  параграф 2 прочитать и перескзать, подготовить  сообщения об исчезающих видах животных степи

                                                                                                     Приложение №1

Розовый пеликан Отряд Веслоногие Семейство Пеликановые

Статус. Вид находится под угрозой исчезновения.

Краткое описание. Крупная птица с размахом крыла до 3 м и массой 8 – 11 кг. Оперение бледно — розовое. Маховые крылья чёрные с белыми стержнями. Вокруг глаз жёлтое кольцо. На голове хохолок из перьев. Все пальцы на коротких и сильных ногах жёлтого цвета соединены перепонками. Длина клюва до 60 см. Питается рыбой. Гнездится небольшими колониями в труднодоступных местах среди камыша. Гнездо сооружает из веток, сучьев, палок, травы и стеблей камыша. Откладывает яйца в мае. В кладке не более 3 белого цвета яиц с толстым известковым налётом. Насиживание 33 дня. Птенцы находятся с родителями 14 месяцев. Зимуют пеликаны в Индии, Иране, Египте, Турции, Болгарии.

Распространение и среда обитания. В Краснодарском крае – в дельте Кубани, в Ахтарско – Гривенской системе лиманов.

Численность и тенденция её изменения. В 1987 — 1988 гг. на о.Голеньком в колонии с кудрявым пеликаном, большим бакланом и другими птицами гнездилось 4 пары.

Лимитирующие факторы и меры охраны. Освоение р. Кубани под рисосеяние, применение ядохимикатов, выжигание тростника, беспокойство со стороны охотников и рыболовов, браконьерство. В местах гнездования пеликанов следует организовать заказники, а в дельте р. Кубани необходимо организовать заповедник.

                                                                                               Приложение №2

ДрофаОтряд Журавлеобразные Семейство Дрофиные

Статус. Вид находится под угрозой исчезновения.

Краткое описание. Крупная птица, масса до 11 – 12 кг. Оперение самца охристо – рыжее с поперечными чёрными полосами. Голова и пучки перьев – усы по бокам головы – пепельные. Самка меньше самца, у неё отсутствуют усы. Перелётная птица. Гнездится на открытых участках. В кладке 2 – 3 яйца. Насиживание около месяца. Воспитанием потомства занимаются самки. Самцы держатся отдельно, собравшись в небольшие табуны. Легко переносит низкую температуру, может доставать корм даже из – под снега, пока он не глубок. В суровые зимы улетает на южный берег Чёрного моря. Питается мелкими грызунам, ящерицами, насекомыми и их личинками, плодами, семенами, почками и другими съедобными частями травянистых и кустарниковых растений. В последнее время гнездится на посевах злаков, но из – за ранних сельскохозяйственных работ не успевает вывести потомство и воспитать птенцов.

Распространение и среда обитания. В Краснодарском крае – в районах Азово – Кубанской низменности.

Численность и тенденция её изменения. Заметно сокращается. По ориентировочным данным, в крае ежегодно регистрируется не более 400 птиц, гнёзда и выводки встречаются крайне редко.

Лимитирующие факторы и меры охраны. Распашка земель, механизация и химизация сельского хозяйства, раннее сенокошение, частая обработка полей, вытаптывание гнёзд скотом,браконьерство с применением автотранспорта. Целесообразно в местах гнездования организовать заказники и степной заповедник, ограничить применение ядохимикатов и удобрений, ужесточить борьбу с браконьерством.

                                                                                                   Приложение №3

Выбери правильный ответ

1. В настоящее время естественная степная растительность сохранилась

А) По берегам рек;

Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения;

2. Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-

А) Эрозия почв;

 Б) Севооборот;

В ) Орошение

3. Песок, глина, гравий, мергель, гипс – это

А) горючие полезные ископаемые,

Б) целебные;

В) строительные

5. На Тамани благоприятные условия для разведения

А) пшеницы;

Б) винограда;

В) риса

6. Каналы и водохранилища построены

А) На Азово-Кубанской равнине,

Б) На Таманском полуострове,

В) На территории Закубанской равнины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Природно-хозяйственные зоны России"

В работе представлена подборка  фотографий, иллюстрирующих типичные ландшафты на территории России....

Урок географии в 8 классе по теме: "Природно- хозяйственные зоны России"

Урок обобщения и систематизации по теме "Природно-хозяйственные зоны России"...

Урок по теме "Природно-хозяйственная зона степь"

Методическая разработка урока по теме "Природно-хозяйственная зона степь"  с использованием графических способов визуализации информации и ИКТ....

Презентация "Природно-хозяйственный комплекс Азовского побережья"

Презентация для школьников изучающих предмет "кубановедение" в 7 классе...

Природные и природно-хозяйственные зоны России. Северные безлесные зоны

План-коспект урока для учащихся 8-го класса. В ходе урока дети должны научиться давать физико-географическую характеристику природным зонам России. Научатся выявлять связи между компонентами природных...

Природно-хозяйственные зоны. Лесостепи и степи. Растения, животные

Урок географии с экологической составляющей в 8 классе...

Природно-хозяйственные комплексы степи Кубани

Открытый урок Кубановедения МАОУ СОШ №6, Курганинский район, Краснодарский край...