Краеведческий кружок. Программа.
материал по краеведению (8 класс) по теме

Программа краеведческого кружка по истории Волгоградской области разработан для обучающихся среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_zapiska.doc96.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_kraevedcheskogo_kruzhka.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.

Академик Д.С. Лихачев

Пояснительная записка

«листая страницы истории» по содержанию является  социально-педагогической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной, по форме организации —кружковой, по  времени реализации — годичной.

Программа разработана на основе авторского  элективного курса «история родного города в истории страны». Составитель С. Е. Чистяков.  учитель истории высшей категории  МОУ  СОШ № 48 г. Волгограда.

Работу по изучению краеведения целесообразно выстраивать по следующим принципам:

- систематичности;

- доступности для учащихся при определении содержания и форм   проведения работы;

- использования межпредметных связей. Обращение к краеведению происходит в ходе изучения различных предметов (географии, литературы, истории, обществознания, биологии, искусствоведения, фольклора, этнографии  и др.);

- опоры на социальный опыт учащихся;

- направленности на формирование положительного личностного отношения школьников к истории родного края, их активной гражданственности.

Актуальность.

Переломная эпоха, в которую вступила Россия в конце XX века, особенно остро ставит перед нашим обществом проблему воспитания нового человека, гражданина и патриота. Гражданственность и патриотизм – это прежде всего чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Эта причастность и ответственность приобретается только в ходе глубокого, предметного, заинтересованного, вдумчивого знакомства с историей своей семьи, края, города и страны в их целостности и единстве.

По всей вероятности, чувству любви к Родине научиться нельзя. Оно приходит к каждому в свое время, но бывает – не приходит совсем.

Почему? Ведь для того, чтобы что-то полюбить, надо, как минимум, с этим познакомиться.

В наших школах до последнего времени “проходили” лишь историю всей страны вообще, не акцентируя внимание учащихся на особенностях истории тех краев и городов, где ребята живут и растут. В результате, получали “знания вообще”, никак не  связанные с родным селом или городом, даже в том случае, когда крупные исторические события, изучаемые в школе, происходили непосредственно на знакомых и любимых с детства улицах. О любви к своей Родине написано и сказано столько, что, пожалуй, ничего нового и не придумать. Но сегодня это чувство и у взрослых, и у детей подвергается серьезным испытаниям.

Так уж повелось в нашем Отечестве, что мы слишком долго уходили от своей истории, Казалось, что прошлое нам уже никогда не пригодится, что все важное и значительное – лишь в будущем.

В ходе исторических событий последних лет вновь пересматривается отношение к прошлому, во весь рост встало тревожное и непонятное настоящее, а впереди маячит и вовсе непредсказуемое будущее. Поток негативной радио- и телевизионной информации и отрицательных эмоций  травмирует даже взрослых. У ребенка на фоне нарастающей волны разнообразных недетских жизненных проблем создаются устойчивые комплексы исторической и государственной неполноценности, безысходное мироощущение человека, обреченного жить в самой неудачливой и “плохой” стране на свете. В ситуации, когда социологи у 80% столичных старшеклассников обнаруживают желание уехать навсегда из России, нельзя говорить не только о социально-государственном возрождении, но и даже о простых надеждах на относительное благополучие завтрашнего дня.

Есть удачная английская пословица: “Права она или не права, но это моя страна!” Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.

Изучение истории Москвы имеет свои особенности. Дело в том, что Москва – это не просто столица великого государства, мегаполис с многомиллионным населением – это целая страна, впитавшая в себя богатейшие многонациональные исторические, культурные традиции и сохраняющая все эти бесценные памятники во всем их разнообразии. Эта "малая Родина", как никакая другая, носит на себе отпечаток многообразия жизни и истории нашего Отечества.

Единственная возможность нормальной социализации детей в настоящее время видится в восстановлении во всей полноте исторической памяти, в спокойном "взращивании" человека, воспитании чувства принадлежности к  великой стране, причастности к судьбам Отечества. Центром этой титанической работы может быть музей – хранитель уникальных памятников народной культуры, мастерства, традиций и самой истории родного края. Только в музее ребенка окружают вещи и события всех эпох, которые пережило человечество.

Обращаясь к эмоциональной сфере учащегося, можно решать сложнейшую психолого-педагогическую задачу – включение общечеловеческих ценностей в духовный мир ребенка. Ведь, как правило, понятия вырабатываются у детей только в результате самостоятельного действия с каким-либо предметом, а подлинный музейный предмет, обладающий глубоким значением и смыслом, дает пищу для размышлений и раздумий. С его помощью происходит “погружение” подростка в историческое прошлое семьи, родного города, или даже всего человечества.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что программа дополняет и расширяет знания по истории родного края и его материальной культуре.

 Она охватывает вопросы территориальной, природной и культурной истории Волгограда и его районов в их единстве и взаимосвязи. Взаимосвязь достигается за счет привлечения в процессе обучения материалов экскурсий, , а также результатов самостоятельного творчества детей.

Составной частью программы является экскурсионный раздел, позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный потенциал культурно-исторических памятников и государственных музеев. Экскурсии в  музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях.

Программа уделяет большое внимание музейным экскурсиям, так как проведение только аудиторных занятий почти всегда оторвано от реально существующего города, а без знания внешнего облика улиц, памятников культуры и архитектуры, без представления о городском пространстве и умения ориентироваться в нем  невозможно плодотворное изучение любого города.

Программа, включающая в себя аудиторные занятия, экскурсии, совместный отдых в каникулярное время, позволяет использовать принцип непрерывности образования и воспитания.

Цель программы:

  1. Сформировать  у детей целостную картину знаний по истории края,  
  2. Воспитать потребность участвовать в  возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края.

Задачи программы:

 воспитание бережного отношения к культурному наследию;

  1.  развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
  2. формирование исторического сознания;
  3. создание ситуации соприкосновения с  историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;
  4.  обучение основам исследовательской работы;
  5.  воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;
  6.  формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;
  7.  воспитание активной жизненной позиции.

Все образовательные блоки  предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать проекты по истории родного края.

Практика работы показывает, что в течение года возможны ситуации, требующие замены темы или увеличения часов на изучение той или иной темы в связи с возникновением какой-либо экстремальной, непредвиденной, сенсационной или форс-мажорной ситуации. В этом случае педагог оставляет за собой право корректировать учебно-тематический план, согласовывая это с администрацией.

Отличительные особенности

Работу по изучению краеведения целесообразно выстраивать по следующим принципам:

- систематичности;

- доступности для учащихся при определении содержания и форм   проведения работы;

- использования межпредметных связей. Обращение к краеведению происходит в ходе изучения различных предметов (географии, литературы, истории, обществознания, биологии, искусствоведения, фольклора, этнографии  и др.);

- опоры на социальный опыт учащихся;

- направленности на формирование положительного личностного отношения школьников к истории родного края, их активной гражданственности.

 Методы и формы обучения

Методы обучения:

Словесный:

● объяснение нового материала;

● рассказ обзорный для раскрытия новой темы;

● беседы с учащимися в процессе изучения темы;

Наглядный:  применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;

Практический:  работа с географическими картами,  иллюстрациями,

Игровой:  создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;

Исследовательский:  выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.

Формы обучения:

● приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;

● проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;

● беседы с учащимися в процессе изучения темы;

● самостоятельная работа с книгами;

● работа с иллюстрациями;

● просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;

● практическая работа по созданию слайдов;

● развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;

● экскурсии в государственные музеи города;

● встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);

● фотофиксация памятников истории и культуры на территории района и города

● проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров;

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 14 до 16 лет. Дети 14-16 лет осмысленно подходят к выполнению предложенных заданий, способны для выполнения определенных исследовательских заданий во время занятия. Специфика города такова, что посещение музеев и выставок связано с использованием транспорта, что так же влияет на возрастной ценз учащихся.

Сроки реализации образовательной программы  1 год.

Формы занятий:

Практикум – работа в классе с использованием как традиционных форм (лекция, объяснение, собеседование), так и активных (текущая работа с документами, мультимедиа  источниками и т. д.).

Выездное занятие – занятие на основе посещение музеев, экскурсий и т. д.

Лабораторное занятие – урочное занятие по документам, раздаточным материалам и т. д.

Семинар  занятие по опросу, представлению докладов, презентаций, проектов и т. д.

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Воспитанник будет знать:

Основные даты истории города

Главные события истории Волгограда

Основные биографические моменты известных жителей города

Административное деление города

Воспитанник будет уметь:

 Составлять вопросы для викторин и блиц-турниров.

Создавать и защищать проект.

 работать с документами, мультимедиа  источниками и т. д

решать возникающие познавательные задачи

высказывать собственную точку зрения

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  1.  давать оценки конкретных поступков людей с нравственной и правовой точки зрения
  2. осознанно выполнять гражданских обязанностей
  3. анализировать и использовать  информацию

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

  1.  Сознательного не принимать антиобщественного поведения.

Способы проверки результатов освоения программы.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме бесед, диспутов, защиты проектов, опроса, в игровой форме, форме решения моделирования ситуации.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Содержание обучения. Разделы, темы.

 

Кол-во часов  

Формы проведения занятий

1

Вводное занятие.

1

Практикум (1 ч)

2

Россия во второй половине XVI в. Основание Царицына.

2

Практикум (2 ч)

3

Россия и Царицын в XVII в.

2

Практикум (2 ч)

4

«Бунташный век». Степан Разин в нашем крае

2

Практикум (2 ч)

5

Россия и Царицын в эпоху Петра I

2

Практикум (2 ч)

6

Россия и Царицын во второй половине XVIII в.

6

Практикум (2ч)

Практикум  (4 ч)

7

Царицын в дореформенный период первой половине XIX в.

2

Практикум (2 ч)

8

Царицын в пореформенный период.

4

Практикум (3 ч)

Лабораторное занятие (1 ч)

9

Дореволюционный Царицын.

2

Практикум с использованием мультимедиа материалов (1 ч)

Лабораторное занятие (1)

10

Культурная жизнь в дореволюционном Царицыне.

2

Практикум с использованием мультимедиа материалов (1 ч)

Лабораторное занятие (1)

11

Промежуточная проверочная работа

1

Семинар (1 час)

12

Революционные события в стране и Царицыне

6

Практикум (4 ч)

Лабораторное занятие (2 ч)

13

Гражданская война. Красный Царицын.

5

Практикум (2 ч)

Выездное занятие (3 ч)

14

Царицын – Сталинград в 1920 – 1930-х

4

Практикум (4 ч)

15

Сталинградская битва

9

Практикум (4 ч)

Дискуссия в форме «круглого стола» (1 ч)

Выездное занятие (4 ч)

16

Восстановление страны и Сталинграда (1943 – 1950-е гг.)

3

Практикум (3 ч)

17

Я и моя семья в истории страны и города.

2

Практикум (1 ч)

Лабораторное занятие (1 ч)

18

Архивы города и использование фондов в исследовательской работе

1

Практикум (1 ч)

19

Страна и Волгоград в 60 – 80-е годы XX в.

4

Выездное занятие (2 час)

Практикум (2 ч)

20

Современный Волгоград

2

Практикум (1 час) с использованием мультимедиа материалов.

Выездное занятие (4 час)

Итоговое проверочное занятие.

Защита творческих работ и проектов

2

Семинар (1 ч)

Пресс-конференция (1 ч)

Итого

68

Часов.

Практикумы – 45 часов

Дискуссии (пресс–конференции) – 2 часа

Выездные занятия – 13 часов

Лабораторное занятие – 6 часа

Семинары – 2 часа


СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вводное занятие.

Краеведение как историческая дисциплина. Значение изучения истории малой Родины. Цели и задачи курса.

Древнее прошлое нашего края. Первобытные жители в нашем крае. Степные народы. Золотая Орда и наш край.

Тема 2. Россия во второй половине XVI в. Основание Царицына

Эпоха Ивана IV. Основные направления внешней политики России во второй половине XVI в. Южное направление внешней политики: задачи, результаты, оценка.

Строительство Волжской сторожевой линии. Переволока. Мечетное городище. Основание Царицына: место, год. Функции крепости и ее первые поселенцы. Как выглядела первая царицынская крепость. Происхождение названия города.

Тема 3. Россия и Царицын в XVII в. .

Смутное время в России: причины, сущность. Значение ополчения Минина и Пожарского.

Царицын в Смутное время. Самозванцы. Гибель первой крепости и строительство новой. Воевода-строитель – Миссюр Соловцев. Устройство и функции Царицына-крепости.

Тема 4. «Бунташный век». Степан Разин в нашем крае .

«Бунташный век». Народные волнения в России в XVII в. Восстание Степана Разина.

Степан Разин в Царицыне. Отношение горожан и гарнизона к разинскому восстанию. Управление в Царицыне во время восстания. Оценка действий разинцев. Итоги и причины поражения восстания.

Тема 5. Россия и Царицын в эпоху Петра I .

Преобразования Петра I и их значение.

Как выглядел Царицын в начале XVIII в. Посещение Петром Царицына. Восстание Булавина и Царицын. Петровские реликвии. Царицынская сторожевая линия.  

Тема 6. Россия и Царицын во второй половине XVIII века .

Эпоха «просвещенного абсолютизма». Победоносные войны России.

Изменение функции Царицына. Как выглядел Царицын. Жители города и их занятия. Пугачев и Царицын.

Освоение края. Немецкая колония в Сарепте и ее влияние на социально-экономическое и культурное развитие региона.

Тема 7. Царицын в первой половине XIX века .

Царицын – периферийный уездный город. Наши земляки в Отечественной войне 1812 года. Эпидемии. Положение Царицына в регионе к середине XIX в.

Тема 8. Царицын в пореформенное время.

Буржуазные реформы 60 – 70-х годов XIX в.: сущность и значение.

Царицын – «русский Чикаго». Железнодорожное и промышленное строительство. Изменение численного и социального состава жителей города. Положение различных слоев населения Царицына и их занятия.

Тема 9. Дореволюционный Царицын .

А. А. Лапинский и его краеведческий и фотографический труд «Прогулка по городу, которого нет». История создания и значение.

Облик дореволюционного Царицына. Архитектура. Набережная. Улицы. Площади. Культурная жизнь и образование в Царицыне.

Посещение краеведческого музея, как обобщение пройденного материала.

Тема 10. Революционные события в России и Царицыне .

Российские революции: причины, сущность, значение, оценка.

Положение и общественное движение рабочих. Основные события революционных событий в Царицыне в годы Первой российской революции. 1917 год в Царицыне. Установление Советской власти.

Работа с документами.

Тема 11. Гражданская война. Красный Царицын .

Гражданская война: причины, основные события, итоги, оценка.

Оборона Красного Царицына. ЧОКпрод. И. Сталин, К. Ворошилов,  И. Тулак. «Белые» в Царицыне.

Тема 12.  Царицын – Сталинград в 1920 – 1930-х гг.

Последствия Гражданской войны (разруха, голод). НЭП. Индустриализация и коллективизация: сущность, осуществление, итоги и оценка.

Восстановление разрушенного хозяйства Сталинграда. Переименование города в Сталинград. Сталинградский тракторный завод. СталГРЭС. Социалистическое соревнование. Общественно-духовное развитие советского общества. Разрушение церквей.

Тема 13. Сталинградская битва .

Великая Отечественная война (июнь 1941-июль 1942).

Оборонительный период Сталинградской битвы. Приказ № 227. Бои на улицах города. Героизм советских солдат. Контрнаступление Красной Армии и разгром немецких войск. Значение Сталинградской битвы.

Дискуссия: «Причины победы Советской Армии под Сталинградом».

Тема 14. Восстановление страны и Сталинграда .

Потери СССР в войне. Восстановление народного хозяйства страны.

Восстановление Сталинграда. А. М. Черкасова. Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина.  Волжская ГЭС.

Тема 15. Я и моя семья в истории города и страны .

Родословная. Ее виды и содержание. Значимость исследования родословной. Виды документов и методика поиска информации для составления родословной. Методика изображения родословной. Родословная роспись.

Работа по составлению родословной.

Тема 16.  Архивы города и работа с фондами архивов.

Архивы и архивное дело. Архивные документы: виды и особенности. Правила работы с документами. Требования представления и оформления. Архивы г. Волгограда.

Тема 17. Страна и Волгоград в 60 – 80-е годы XX в. .

Развитие народного хозяйства страны. Пятилетки. Новые промышленные предприятия Волгограда. Жилищное строительство. Культура и образование.

Тема 18. Современный Волгоград .

Волгоград в эпоху перестройки и современной России. Облик современного города и перспективы развития.

Промежуточное и итоговое обобщение и защита рефератов и проектов .



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к программе

Краеведческого кружка «Память»

Пояснительная записка.

«Память» - по содержанию является социально – педагогической;

По функциональному предназначению – учебно – познавательной;

По форме организации – кружковой;

По времени реализации – годичной.

Программа разработана на основе

Работу по формированию новых знаний целесообразно проводить по следующим принципам:

-Системность

-Доступность

-Использование межпредметных связей (история, обществознание, литература, география)

-Опора на жизненный опыт обучающихся

-Формирование положительного опыта по изучению истории малой Родины, патриотических чувств, активной гражданской позиции.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей.  

Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.

Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений, расположенных на территории Волгоградской области, жителей района в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании и разработана данная Программа.

Одним из возможных путей воспитания патриотизма у современных подростков является  привлечение их к систематическому занятию краеведческой деятельностью. Как показывает практика одним из наиболее удачных способов привлечения подростков к изучению истории и культуры родного края, является интеллектуальная игра. Занятия строятся как  система интеллектуальных краеведческих игр, к которым необходима подготовка в виде классических занятий и занятий по сбору краеведческих информационных материалов, так и познавательных игр, где позволяется участникам в ходе самой игры получить знания по истории края и познакомиться с существующей научной литературой по данному периоду.

Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся муниципального образовательного учреждения  средней общеобразовательной школы №22  Красноармейского района г. Волгограда.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что программа  способствует формированию исторической памяти, общечеловеческой культуры, толерантности.

Программа уделяет большое внимание не только аудиторным занятиям, но и посещению музеев, экскурсии по местам где происходили интересные события. Проведение только аудиторных занятий оторвано от исторической и культурной памяти.

Данная программа позволяет использовать принцип непрерывности образования и воспитания, так как используются различные формы проведения занятий: аудиторные занятия, развивающие игры, экскурсии, совместный отдых в каникулярное время.

Цели и задачи:

Целью Программы является патриотическое воспитание учащихся муниципального образовательного учреждения  средней общеобразовательной школы №22 Красноармейского района г. Волгограда.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1.  изучение истории и культуры Отечества и родного края;
  2. нравственное  развитие учащихся,
  3. методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания;
  4. консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей.
  5. формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
  6. Привлечь подростков к изучению истории родного края;
  7. Способствовать развитию познавательной активности учащихся:
  8. Расширить исторический кругозор школьников;
  9. Развитие умения самостоятельно работать с научной литературой.

Программа рассчитана на 2011-2012 учебный  год. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школы с музеями района и города, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями.

Программа предусматривает занятия с  учащимися 6-9 классов, создана с использованием  апробированных в ноябре 2001, декабре 2002, марте 2003 года на базе МОУ ДЮЦ Волгограда материалов.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, общее количество занятий – 34.

Занятия делятся на теоретические и практические. Практические включают в себя такие формы работы как посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видео фильмов, в том числе и кинохроники, работа с документами разного типа, проведение краеведческих игр, разработанных как самими детьми, так и готовых материалов МОУ ДЮЦ Волгограда и образовательных Интернет - сайтов.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.

Контроль выполнения программы возлагается на администрацию МОУ СОШ №22. Участниками программы являются обучающиеся МОУ СОШ  6-9 классов.

 В состав участников программы могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Методы обучения:

Словесный:

● объяснение нового материала;

● рассказ обзорный для раскрытия новой темы;

● беседы с учащимися в процессе изучения темы;

Наглядный:  применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;

Практический:  работа с географическими картами,  иллюстрациями,

Исследовательский:  выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.

Формы обучения:

● приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;

● проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;

● беседы с учащимися в процессе изучения темы;

● самостоятельная работа с книгами;

● работа с иллюстрациями;

● развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;

● экскурсии в государственные музеи города;

● встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);

● фотофиксация памятников истории и культуры на территории района и города

● проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров;

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 12 до 15 лет. Дети 12-15 лет осмысленно подходят к выполнению предложенных заданий, способны для выполнения определенных исследовательских заданий во время занятия.

Сроки реализации образовательной программы  1 год.

Формы занятий:

Практикум – работа в классе с использованием как традиционных форм (лекция, объяснение, собеседование), так и активных (текущая работа с документами, мультимедиа  источниками и т. д.).

Выездное занятие – занятие на основе посещение музеев, экскурсий и т. д.

Лабораторное занятие – урочное занятие по документам, раздаточным материалам и т. д.

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Воспитанник будет знать:

Основные даты истории города

Главные события истории Волгограда

Основные биографические моменты известных жителей города

Административное деление города

Воспитанник будет уметь:

 Составлять вопросы для викторин и блиц-турниров.

Составлять и проводить экскурсии по историческим местам посёлка «Южный»

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  1.  давать оценки конкретных поступков людей с нравственной и правовой точки зрения
  2. осознанно выполнять гражданских обязанностей
  3. анализировать и использовать  информацию

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

  1.  Сознательного не принимать антиобщественного поведения.

Способы проверки результатов освоения программы.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме бесед, диспутов, защиты проектов, опроса, в игровой форме, форме решения моделирования ситуации.


Учебно – тематический план

№ п\п

Тема занятий

Тип занятия

Тип занятия

дата

Наш край в древности

теория

Наш край в древности

практика

Основание крепости

теория

Основание крепости

практика

Петр 1 и Царицынская крепость

теория

Петр 1 и Царицынская крепость

практика

Царицынская сторожевая линия

теория

Царицынская сторожевая линия

практика

История крепости в датах

теория

История крепости в датах

практика

Люди Царицынской крепости

теория

Люди Царицынской крепости

практика

Царицын в истории крестьянских войн и восстаний

теория

Игра: ключ от крепости

практика

Городские поселения: Сарепта.

теория

Городские поселения: Бекетовка.

теория

Городские поселения: Городище.

практика

Городские поселения: Отрада.

практика

Имение Тундутово: история, персоналии, материальная культура.

теория

практика

Царицын в цифрах

практика

Русский Чикаго: промышленность

теория

Русский Чикаго: торговля

практика

Русский Чикаго: события и люди

теория

Русский Чикаго: события и люди

практика

Игра:  Русский Чикаго.

практика

Грозные годы 17-го.: становление советской власти

теория

Грозные годы 17-го.: становление советской власти

Посещение музея обороны.

практика

Грозные годы 17-го: события и люди

теория

Грозные годы 17-го: события и люди

практика

23.

Гражданская война: бои вблизи поселка «Южный»

теория

практика

24.

Игра: Люди гражданской войны

практика

25.

Сталинград – эпоха индустриализации

теория

26.

Игра :Сталинград – эпоха индустриализации. Город в цифрах.

практика

Сталинград – город-герой

теория

Сталинград – город-герой

практика

В нашем крае когда то гремели бои. Сталинградская битва «На южных подступах…»

теория

Игра: Люди Великой Отечественной

практика

Восстановление Сталинграда

теория

Восстановление Сталинграда

практика

Просмотр фильма город на Волге.

теория

Блиц-турнир: Город-герой.

практика

Мой родной Волгоград

теория

Там, где Волга сливается с Доном

теория

Там, где Волга сливается с Доном

Посещение музея

34.

Игра: Центр 5 морей

практика

Волгоград индустриальный

теория

практика

Главная Высота России

Составление экскурсии.

практика

Главная Высота России

теория

История основания посёлка «Южный»

практика

Игра: Главная Высота России

практика

Волгоград: наука и культура.

теория

Волгоград: наука и культура.

теория

Волгоград: наука и культура.

теория

Игра Знаменитости Волгограда

практика

Панорама Сталинградской битвы

Поездка в музей

Панорама Сталинградской битвы

теория

Панорама Сталинградской битвы

теория

Награды города

теория

Награды города

теория

Игра: Награды города

практика

Молодой мой Волгоград: 420 лет

теория

Молодой мой Волгоград: 420 лет

теория

Молодой мой Волгоград: 420

практика

Игра: Летопись Веков.

практика

Город – современник: история в цифрах

теория

Город – современник: события и люди

теория

Игра : Земляки.

практика

Город – современник

практика

практика


Приложения

1 к игре «Ключ от крепости»

Город в истории крестьянских войн

Задание 1:

Перед вами краткие донесения, вы должны определить, кто и по какому поводу их отправил

  1. Снимаю осаду, узнал о приближении отряда Михельсона.
  2. Казаки близко от вверенной мне крепости, в Паньшине собирается большое войско.
  3. Держитесь, иду на помощь, веду из Астрахани 5 тысяч человек

Город в истории крестьянских войн

Задание 2:

Перед вами краткие донесения, вы должны определить, кто и по какому поводу их отправил

  1. Заперся с верными стрельцами в крепостной башне, долго не продержусь
  2. Ранен под Симбирском, направляюсь в Царицын
  3. На днях в Царицын прибыла команда полковника Бошняка, наш гарнизон значительно пополнился

Город в истории крестьянских войн

Задание 3:

Перед вами краткие донесения, вы должны определить, кто и по какому поводу их отправил

  1. Попали в засаду в районе Денежного острова
  2. Снял все пушки со сторожевой линии, жду осады
  3. Наши полки разбиты на Реке Мечётной, я пленён

Город в истории крестьянских войн

Задание 4:

Перед вами краткие донесения, вы должны определить, кто и по какому поводу их отправил

  1. Опасаюсь зимовать в Царицыне, ухожу на Дон
  2. Выхожу с войском из Дубовки, иду на Царицын
  3. Жду осады, сжег городское предместье, вооружил местных жителей

Город в истории крестьянских войн

Задание 5:

Перед вами краткие донесения, вы должны определить, кто и по какому поводу их отправил

  1. Узнал о смерти Булавина, с отрядом казаков в 400 человек ухожу на Дон
  2. Казаки близко от вверенной мне крепости, в Паньшине собирается большое войско.
  3. Держитесь, иду на помощь, веду из Астрахани 5 тысяч человек

Город в истории крестьянских войн

Задание 6:

Перед вами краткие донесения, вы должны определить, кто и по какому поводу их отправил

  1. Снял все пушки со сторожевой линии, жду осады
  2. Заперся с верными стрельцами в крепостной башне, долго не продержусь
  3. Ранен под Симбирском, направляюсь в Царицын

Город в истории крестьянских войн

Ответы:

  1. Пугачёв, Унковский, князь Львов
  2. Тургенев, Разин, Цыплетев
  3. Лопатин, Цыплетев, Кутейников
  4. Разин, Пугачёв, Цыплетев
  5. Некрасов, Унковский, Князь Львов
  6. Цыплетев, Тургенев, Разин

История крепости в датах

Задание 1

Перед вами  даты, выберите лишнюю в каждом ряду и объясните, чем связаны три остальные

  1. 1555-1556 годы; 1589 год; 1615 год; 1588 год.
  2. 1769 год; 1765 год; 1775 год; 1708 год.
  3. 1695 год; 1720 год; июль 1722 года; ноябрь 1722 года.

Задание 2

Перед вами  даты, выберите лишнюю в каждом ряду и объясните, чем связаны три остальные

  1. октябрь1669 года;  июль1670 года;  май 1670 года; февраль 1672 года
  2. 1717 год; 1720 год; 1777 год; 1735 год.
  3. 1733 год; 1776 год; 1722 год; 1734 год.

Задание 3

Перед вами  даты, выберите лишнюю в каждом ряду и объясните, чем связаны три остальные

  1. 1623 год; 1615 год; 1703 год; 1636 год.
  2. 1728 год; 1614 год; 1791 год; 1777 год.
  3. июнь 1708 года; май 1670 года; сентябрь 1774 года; март 1775 года.

Задание 4

Перед вами  даты, выберите лишнюю в каждом ряду и объясните, чем связаны три остальные

  1. 1664 год; 1704 год; 1787 год; 1769 год.
  2. октябрь1669 года;  июль1670 года;  май 1670 года; февраль 1672 года
  3. 1695 год; 1720 год; июль 1722 года; ноябрь 1722 года.

Задание 5

Перед вами  даты, выберите лишнюю в каждом ряду и объясните, чем связаны три остальные

  1. 1664 год; 1620 год, 1718 год; 1720 год.
  2. 1717 год; 1720 год; 1777 год; 1735 год.
  3. 1555-1556 годы; 1589 год; 1615 год; 1588 год.

Задание 6

               Перед вами  даты, выберите лишнюю в каждом ряду и объясните, чем связаны три  

             остальные

  1. 1769 год; 1765 год; 1775 год; 1708 год.
  2. 1733 год; 1776 год; 1722 год; 1734 год.
  3. 1728 год; 1614 год; 1791 год; 1777 год.

Ответы:

Задание 1:

  1. Основание Царицына: 1555-1556 годы – версия Лугарёва; 1589 год – официальная версия; 1588 год – версия С.И.Рябова. Лишняя – 1615 г.
  2. Ергенинский минеральный источник: 1769 год - найден; 1765 год – основание Сарепты; 1775 год – начал использоваться; 1708 год - лишний.
  3. Приезды Петра 1 в Царицын: 1695 год; июль 1722 года; ноябрь 1722 года; 1720 год – лишний.

Задание 2:

  1. Разин в Царицыне: октябрь1669 года;  июль1670 года;  май 1670 года; февраль 1672 года – лишний.
  2. Сторожевая линия: 1717 год – указ о строительстве; 1720 год – завершение основных работ; 1777 год упразднение; 1735 год - лишний.
  3. Волжское казачество: 1733 год – учреждение войска; 1776 год – упразднение войска; 1734 год – Дубовка становится центром войска; 1722 год – лишний.

Задание 3:

  1. Гости описавшие Царицын: 1623 год - Котов; 1703 – де Бруин год; 1636 год – Олеарий; 1615 год – лишний.
  2. Крупные пожары: 1728 год; 1614 год; 1791 год; 1777 год - лишний.
  3. Осады Царицына в ходе крестьянских выступлений: июнь 1708 года – Некрасов, Павлов; май 1670 года - Разин; сентябрь 1774 года - Пугачёв; март 1775 года - лишний.

Задание 4:

  1. Иоанно-Предтеченская церковь:1664 год - возведение; 1704 год - освящение; 1787 год – освящение предела Корсунской Божьей Матери; 1769 год - лишний.
  2. Разин в Царицыне: октябрь1669 года;  июль1670 года;  май 1670 года; февраль 1672 года – лишний.
  3. Приезды Петра 1 в Царицын: 1695 год; июль 1722 года; ноябрь 1722 года; 1720 год – лишний.

Задание 5:

  1. Церкви на набережной: 1664 год – Иоанно-Предтечинская 1718 год – Успенский собор; 1720 год – Троицкая; 1620 год – лишний.
  2. Сторожевая линия: 1717 год – указ о строительстве; 1720 год – завершение основных работ; 1777 год упразднение; 1735 год - лишний.
  3. Основание Царицына: 1555-1556 годы – версия Лугарёва; 1589 год – официальная версия; 1588 год – версия С.И.Рябова. Лишняя – 1615 г.

            Задание 6:

  1. Ергенинский минеральный источник: 1769 год - найден; 1765 год – основание Сарепты; 1775 год – начал использоваться; 1708 год - лишний.
  2. Волжское казачество: 1733 год – учреждение войска; 1776 год – упразднение войска; 1734 год – Дубовка становится центром войска; 1722 год – лишний.
  3. Крупные пожары: 1728 год; 1614 год; 1791 год; 1777 год - лишний.

Царицынская сторожевая линия

Задание 1

18.6.5.21.20. – 19.16.14.12.15.21.20.16.6.   9.6.14.13.33.15.16.6.   21.12.18.6.17.13.6.15.10.6.   19.    3.1.13.16.14.     10.  18.3.16.14.

Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.

Ключевые слова:

4.18.1.25.6.3.19.12.1.33. – одна из крепостей Царицынской сторожевой линии;

2.1.12.21.15.10.15. – автор первого плана Царицынской сторожевой линии;

14.6.5.16.20.16.25.15.1.33. – так по ошибке иногда называют одну из крепостей

Царицынской сторожевой линии;

12.18.16.17.16.20.16.3. – руководитель работами по сооружению сторожевой линии;

13.32.2.1.18.19. – этот человек инспектировал Царицынскую сторожевую линию;

12.1.9.1.12.11. – на них возложили содержание Царицынской сторожевой линии с середины XVIII века.

Царицынская сторожевая линия

Задание 2

2.1.19.20.10.16.15. – 12.18.6.17.16.19.20.15.16.6.   19.16.16.18.У.8.6.15.10.6.   17.33.20.10.У.Г.16.13.30.15.16.Й.   Ф.16.18.14.29.

Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.

Ключевые слова:

14.6.25.7.20.15.1.33. – крепость сторожевой линии расположенная ближе всего к Царицыну;

5.16.15.19.12.1.33. - крепость сторожевой линии расположенная дальше всего от Царицына;

18.6.5.21.20. – линия имела 4 крепости и один…;

8.10.20.12.16.3. – он просил Петра 1 пересилить в район сторожевой линии малороссов;

12.1.15.5.29.2.1.15.19.12.1.33. – название этой крепости сторожевой линии есть только у Лепёхина

17.1.15.30.26.10.15. – городок, который связывала с Царицыном сторожевая линия

Царицынская сторожевая линия

Задание 3

18.6.5.21.20. – 19.16.14.12.15.21.20.16.6.   9.6.14.13.33.15.16.6.   21.12.18.6.17.13.6.15.10.6.   19.    3.1.13.16.14.     10.  18.3.16.14.

Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.

Ключевые слова:

12.10.18.10.13.13.16.3. – этот человек описал Сторожевую линию по материалам архива Сената

2.1.12.21.15.10.15. – автор первого плана Царицынской сторожевой линии;

14.6.28.7.20.12.1. – река на которой стояла крепость, расположенная ближе всего к Царицыну;

5.16.15. – река на которой стояла крепость, расположенная дальше всего от Царицына;

1.9.16.3. – крепость после взятия которой Петр 1 осмотрел место, выбранное для сторожевой линии; расположенная ближе всего к Царицыну;

19.16.13.33.15.19.12.10.11. – название полка, входившего в гарнизон сторожевой линии.

Царицынская сторожевая линия

Задание 4

2.1.19.20.10.16.15. – 12.18.6.17.16.19.20.15.16.6.   19.16.16.18.У.Ж.6.15.10.6.   17.33.20.10.У.4.16.13.Ь.15.16.11.   22.16.18.14.29.

Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.

Ключевые слова:

19.16.13.33.15.19.12.10.11. – название полка, входившего в гарнизон сторожевой линии.

12.18.16.17.16.20.16.3. – руководитель работами по сооружению сторожевой линии;

14.6.5.16.20.16.25.15.1.33. – так по ошибке иногда называют одну из крепостей

Царицынской сторожевой линии;

22.18.16.13.16.3. – казачий атаман, просивший Петра поселить вдоль линии казаков;

12.1.15.5.29.2.1.15.19.12.1.33. – название это крепости сторожевой линии есть только у Лепёхина

4.18.1.25.6.3.19.12.1.33. – одна из крепостей Царицынской сторожевой линии;

Царицынская сторожевая линия

Задание 5

18.6.5.21.20. – 19.16.14.12.15.21.20.16.6.   9.6.14.13.33.15.16.6.   21.12.18.6.17.13.6.15.10.6.   19.    3.1.13.16.14.     10.  18.3.16.14.

Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.

Ключевые слова:

4.18.1.25.6.3.19.12.1.33. – одна из крепостей Царицынской сторожевой линии;

2.1.12.21.15.10.15. – автор первого плана Царицынской сторожевой линии;

14.6.5.16.20.16.25.15.1.33. – так по ошибке иногда называют одну из крепостей

Царицынской сторожевой линии;

12.18.16.17.16.20.16.3. – руководитель работами по сооружению сторожевой линии;

13.32.2.1.18.19. – этот человек инспектировал Царицынскую сторожевую линию;

12.1.9.1.12.11. – на них возложили содержание Царицынской сторожевой линии с середины XVIII века.

Царицынская сторожевая линия

Задание 6

18.6.5.21.20. – 19.16.14.12.15.21.20.16.6.   9.6.14.13.33.15.16.6.   21.12.18.6.17.13.6.15.10.6.   19.    3.1.13.16.14.     10.  18.3.16.14.

Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.

Ключевые слова:

12.10.18.10.13.13.16.3. – этот человек описал Сторожевую линию по материалам архива Сената

2.1.12.21.15.10.15. – автор первого плана Царицынской сторожевой линии;

14.6.28.7.20.12.1. – река на которой стояла крепость, расположенная ближе всего к Царицыну;

5.16.15. – река на которой стояла крепость, расположенная дальше всего от Царицына;

1.9.16.3. – крепость после взятия которой Петр 1 осмотрел место, выбранное для сторожевой линии; расположенная ближе всего к Царицыну;

19.16.13.33.15.19.12.10.11. – название полка, входившего в гарнизон сторожевой линии.

Царицынская сторожевая линия

Задание 1

18.6.5.21.20. – 19.16.14.12.15.21.20.16.6.   9.6.14.13.33.15.16.6.   21.12.18.6.17.13.6.15.10.6.   19.    3.1.13.16.14.     10.  18.3.16.14.

Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.

Ключевые слова:

4.18.1.25.6.3.19.12.1.33. – одна из крепостей Царицынской сторожевой линии;

2.1.12.21.15.10.15. – автор первого плана Царицынской сторожевой линии;

14.6.5.16.20.16.25.15.1.33. – так по ошибке иногда называют одну из крепостей

Царицынской сторожевой линии;

12.18.16.17.16.20.16.3. – руководитель работами по сооружению сторожевой линии;

13.32.2.1.18.19. – этот человек инспектировал Царицынскую сторожевую линию;

12.1.9.1.12.11. – на них возложили содержание Царицынской сторожевой линии с середины XVIII века.

Задание 2

2.1.19.20.10.16.15. – 12.18.6.17.16.19.20.15.16.6.   19.16.16.18.У.8.6.15.10.6.   17.33.20.10.У.Г.16.13.30.15.16.Й.   Ф.16.18.14.29.

Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.

Ключевые слова:

14.6.25.7.20.15.1.33. – крепость сторожевой линии расположенная ближе всего к Царицыну;

5.16.15.19.12.1.33. - крепость сторожевой линии расположенная дальше всего от Царицына;

18.6.5.21.20. – линия имела 4 крепости и один…;

8.10.20.12.16.3. – он просил Петра 1 пересилить в район сторожевой линии малороссов;

12.1.15.5.29.2.1.15.19.12.1.33. – название это крепости сторожевой линии есть только у Лепёхина

17.1.15.30.26.10.15. – городок, который связывала с Царицыном сторожевая линия

Задание 3

18.6.5.21.20. – 19.16.14.12.15.21.20.16.6.   9.6.14.13.33.15.16.6.   21.12.18.6.17.13.6.15.10.6.   19.    3.1.13.16.14.     10.  18.3.16.14.

Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.

Ключевые слова:

12.10.18.10.13.13.16.3. – этот человек описал Сторожевую линию по материалам архива Сената

2.1.12.21.15.10.15. – автор первого плана Царицынской сторожевой линии;

14.6.28.7.20.12.1. – река на которой стояла крепость, расположенная ближе всего к Царицыну;

5.16.15. – река на которой стояла крепость, расположенная дальше всего от Царицына;

1.9.16.3. – крепость после взятия которой Петр 1 осмотрел место, выбранное для сторожевой линии; расположенная ближе всего к Царицыну;

19.16.13.33.15.19.12.10.11. – название полка, входившего в гарнизон сторожевой линии.

Задание 4

2.1.19.20.10.16.15. – 12.18.6.17.16.19.20.15.16.6.   19.16.16.18.У.Ж.6.15.10.6.   17.33.20.10.У.4.16.13.Ь.15.16.11.   22.16.18.14.29.

Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.

Ключевые слова:

19.16.13.33.15.19.12.10.11. – название полка, входившего в гарнизон сторожевой линии.

12.18.16.17.16.20.16.3. – руководитель работами по сооружению сторожевой линии;

14.6.5.16.20.16.25.15.1.33. – так по ошибке иногда называют одну из крепостей

Царицынской сторожевой линии;

22.18.16.13.16.3. – казачий атаман, просивший Петра поселить вдоль линии казаков;

12.1.15.5.29.2.1.15.19.12.1.33. – название это крепости сторожевой линии есть только у Лепёхина

4.18.1.25.6.3.19.12.1.33. – одна из крепостей Царицынской сторожевой линии;

Задание 5

18.6.5.21.20. – 19.16.14.12.15.21.20.16.6.   9.6.14.13.33.15.16.6.   21.12.18.6.17.13.6.15.10.6.   19.    3.1.13.16.14.     10.  18.3.16.14.

Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.

Ключевые слова:

4.18.1.25.6.3.19.12.1.33. – одна из крепостей Царицынской сторожевой линии;

2.1.12.21.15.10.15. – автор первого плана Царицынской сторожевой линии;

14.6.5.16.20.16.25.15.1.33. – так по ошибке иногда называют одну из крепостей

Царицынской сторожевой линии;

12.18.16.17.16.20.16.3. – руководитель работами по сооружению сторожевой линии;

13.32.2.1.18.19. – этот человек инспектировал Царицынскую сторожевую линию;

12.1.9.1.12.11. – на них возложили содержание Царицынской сторожевой линии с середины XVIII века.

Задание 6

18.6.5.21.20. – 19.16.14.12.15.21.20.16.6.   9.6.14.13.33.15.16.6.   21.12.18.6.17.13.6.15.10.6.   19.    3.1.13.16.14.     10.  18.3.16.14.

Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.

Ключевые слова:

12.10.18.10.13.13.16.3. – этот человек описал Сторожевую линию по материалам архива Сената

2.1.12.21.15.10.15. – автор первого плана Царицынской сторожевой линии;

14.6.28.7.20.12.1. – река на которой стояла крепость, расположенная ближе всего к Царицыну;

5.16.15. – река на которой стояла крепость, расположенная дальше всего от Царицына;

1.9.16.3. – крепость после взятия которой Петр 1 осмотрел место, выбранное для сторожевой линии; расположенная ближе всего к Царицыну;

19.16.13.33.15.19.12.10.11. – название полка, входившего в гарнизон сторожевой линии.

Ответы:

  1. Редут – сомкнутое  земляное укрепление с валом и рвом. Грачевская, Бакунин, Медоточная, Кропотов, Любарс, казаки.
  2. Бастион – крепостное сооружение пятиугольной формы. Мечётная, Донская, редут, Житков, Кандыбанская, Паньшин.
  3. Редут – сомкнутое  земляное укрепление с валом и рвом. Кириллов, Бакунин, Мечётка, Дон, Азов, Сольянский.
  4. Бастион – крепостное сооружение пятиугольной формы. Сольянский, Кропотов, Медоточная, Фролов, Кандыбенская, Грачевская.
  5. Редут – сомкнутое  земляное укрепление с валом и рвом. Грачевская, Бакунин, Медоточная, Кропотов, Любарс, казаки.
  6. Редут – сомкнутое  земляное укрепление с валом и рвом. Кириллов, Бакунин, Мечётка, Дон, Азов, Сольянский.

Ответы:

  1. Редут – сомкнутое  земляное укрепление с валом и рвом. Грачевская, Бакунин, Медоточная, Кропотов, Любарс, казаки.
  2. Бастион – крепостное сооружение пятиугольной формы. Мечётная, Донская, редут, Житков, Кандыбанская, Паньшин.
  3. Редут – сомкнутое  земляное укрепление с валом и рвом. Кириллов, Бакунин, Мечётка, Дон, Азов, Сольянский.
  4. Бастион – крепостное сооружение пятиугольной формы. Сольянский, Кропотов, Медоточная, Фролов, Кандыбенская, Грачевская.
  5. Редут – сомкнутое  земляное укрепление с валом и рвом. Грачевская, Бакунин, Медоточная, Кропотов, Любарс, казаки.
  6. Редут – сомкнутое  земляное укрепление с валом и рвом. Кириллов, Бакунин, Мечётка, Дон, Азов, Сольянский.

2 к игре «Земляки»

Интеллектуальная краеведческая игра «Земляки»

Этап «Знаменитости и Царицын, Сталинград, Волгоград»

Перед вами на карточках имена людей, которые всем хорошо известны, все они в разное время приезжали в наш город, разберитесь, когда и зачем каждый из них побывал в городе на Волге.

Адам Олеарий

В 1636 году, проездом, в составе посольства, направлявшегося в Персию, для налаживания торговых отношений.

Сергей Юльевич Витте

В 1892 году, в связи эпидемией холеры, которая охватила обширный регион от Баку до Нижнего Поволжья.

Дмитрий Иванович Менделеев

10 мая 1885 года, знакомился с производством на нефтеперегонном заводе   Нобеля.

Константин Михайлович Симонов

В сентябре 1942 года, по заданию газеты «Красная звезда», с целью написать ряд очерков о сражающемся Сталинграде.

Долорес Ибаррури

В феврале 1963 года, в связи с 20-летием победы под Сталинградом и навестить могилу сына.

Глеб Максимильянович Кржижановский

В сентябре 1927 года, лично осмотрел местность в районе предполагаемого строительства Волго-Донского канала.

Корнелий де Бруин

В сентябре 1707 года, проездом, возвращаясь из путешествия по Персии и Индии.

Леонид Ильич Брежнев

В октябре 1967 года, в связи с открытием памятника-ансамбля на Мамаевом Кургане.

Илья Ильич Мечников

В 1891 и 1911 годах, выяснял источники чумных и холерных эпидемий в Нижнем Поволжье.

Михаил Иванович Калинин

3 января 1920 года, в связи с освобождением Царицына, выступал на митинге на заводе ДЮМО.

Алексей Максимович Горький

В 1988 году, некоторое время жил и работал в Царицыне, на станциях Волжская и Крутая.

Федор Иванович Шаляпин

Трижды побывал в Царицыне, с гастрольной поездкой в сентябре 1909 года, затем проездом в 1910 и 1916 гг.

Рокуэлл Кент

26 июля 1964 года, поклониться мужеству защитников Сталинграда. Он подарил коллекцию своих картин Советскому Союзу «за Сталинград».

Евгений Викторович Вучетич

Неоднократно, с  1959 по 1967 гг., был руководителем авторского коллектива скульпторов и архитекторов, работавших в Сталинграде

Ольга Бергольц

В 1952 году, посмотреть на восстановление легендарной Волжской твердыни.

Александр Васильевич Суворов

В сентябре 1774 года, проездом, с инспекцией на Ахтубинский шелковый завод.

Граф Михаил Тариэлович Лорис-Меликов

26 февраля 1879 года, с чрезвычайными полномочиями, как астраханский, саратовский и самарский губернатор, в связи с серьезной эпидемией чумы.

Питер Симон Паллас

В 1769 году, проездом, путешествуя по Поволжью и Северному Кавказу, с целью сбора геологических, ботанических и этнографических материалов.

Иван Иванович Лепехин

В 1768 году, путешествуя по Российскому государству, проехал по линии от Волги до Дона и проездом побывал в Царицыне.

А.Н. Косыгин

В октябре 1967 года, в связи с открытием памятника-ансамбля на Мамаевом Кургане.

Иосиф Виссарионович Сталин

6 июня 1918 года прибыл в Царицын в качестве руководителя продовольственным делом на юге России.

Никита Сергеевич Хрущев

22 июля 1942 года был назначен членом военного совета Сталинградского фронта.

Вениамин Хлебников

В 1916 году, прибыл в Царицын по мобилизации и был определен солдатом в 93-полк.

Лев Давидович Троцкий

29 октября 1918 года посетил Сарепту, был и в Царицыне, в поездке его сопровождал И.В. Сталин.

Алексей Николаевич Толстой

В 1928 году был в Сталинграде проездом, в связи с подготовкой материалов для романа «Хлеб».

Алексей Максимович Горький

В августе 1929 года, проездом из Астрахани. Встречался с трудящимися города, ездил в колонию беспризорных детей на Бакалду.

Павел Николаевич Милюков

В 1915 году приезжал в Царицын для чтения лекции.

Клемент Ефремович Ворошилов

В июле-августе 1918 года командовал группой войск во время обороны Царицына.

Андрей Евгеньевич Снесарев

До сентября 1918 года был военным руководителем Северо-Кавказского военного округа. Организовывал оборону Царицына.

Марина Мнишек

В 1614 году, проездом из Астрахани в Казань.

Сергей Юльевич Витте

В 1892 году, в связи эпидемией холеры, которая охватила обширный регион от Баку до Нижнего Поволжья.

Граф Михаил Тариэлович Лорис-Меликов

26 февраля 1879 года, с чрезвычайными полномочиями, как астраханский, саратовский и самарский губернатор, в связи с серьезной эпидемией чумы.

Корнелий де Бруин

В сентябре 1707 года, проездом, возвращаясь из путешествия по Персии и Индии.

Питер Симон Паллас

В 1769 году, проездом, путешествуя по Поволжью и Северному Кавказу, с целью сбора геологических, ботанических и этнографических материалов.

Алексей Николаевич Толстой

В 1928 году был в Сталинграде проездом, в связи с подготовкой материалов для романа «Хлеб».

Алексей Максимович Горький

В 1988 году, некоторое время жил и работал в Царицыне, на станциях Волжская и Крутая.

Михаил Иванович Калинин

3 января 1920 года, в связи с освобождением Царицына, выступал на митинге на заводе ДЮМО.

Иосиф Виссарионович Сталин

6 июня 1918 года прибыл в Царицын в качестве руководителя продовольственным делом на юге России.

Федор Иванович Шаляпин

Трижды побывал в Царицыне, с гастрольной поездкой в сентябре 1909 года, затем проездом в 1910 и 1916 гг.

Рокуэлл Кент

26 июля 1964 года, поклониться мужеству защитников Сталинграда. Он подарил коллекцию своих картин Советскому Союзу «за Сталинград».

Алексей Максимович Горький

В августе 1929 года, проездом из Астрахани. Встречался с трудящимися города, ездил в колонию беспризорных детей на Бакалду.

Павел Николаевич Милюков

В 1915 году приезжал в Царицын для чтения лекции.

Лев Давидович Троцкий

29 октября 1918 года посетил Сарепту, был и в Царицыне, в поездке его сопровождал И.В. Сталин.

А.Н. Косыгин

В октябре 1967 года, в связи с открытием памятника-ансамбля на Мамаевом Кургане.

Илья Ильич Мечников

В 1891 и 1911 годах, выяснял источники чумных и холерных эпидемий в Нижнем Поволжье.

Глеб Максимильянович Кржижановский

В сентябре 1927 года, лично осмотрел местность в районе предполагаемого строительства Волго-Донского канала.

Иван Иванович Лепехин

В 1768 году, путешествуя по Российскому государству, проехал по линии от Волги до Дона и проездом побывал в Царицыне.

Евгений Викторович Вучетич

Неоднократно, с  1959 по 1967 гг., был руководителем авторского коллектива скульпторов и архитекторов, работавших в Сталинграде

Дмитрий Иванович Менделеев

10 мая 1885 года, знакомился с производством на нефтеперегонном заводе   Нобеля.

Александр Васильевич Суворов

В сентябре 1774 года, проездом, с инспекцией на Ахтубинский шелковый завод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий кружок. Программа.

Программа краеведческого кружка по истории Волгоградской области разработан для обучающихся среднего звена....

Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся через краеведческий кружок

программа занятий краеведческого кружка по изучению истории родного края для учащихся 5-9классов на материале темы «История семьи Ксенофонтовых», будет наиболее эффективной при учете следующих педагог...

литературно-краеведческий кружок

Литературно-краеведческий кружок имеет литературную и краеведческую направленность. Основное направление в деятельности кружка- изучение истории родного села....

Краеведческий кружок как основа патриотического воспитания

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы.Одной из форм патриотического воспитания в школе является краеведческий кружок, который чер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Краеведческий кружок детского фольклорного объединения «Истоки»

Настоящая программа является программой воспитания патриотизма у  школьников.   Историческое краеведение в школе  является одним из источников обогащения учащимися знаниями  о...