Краеведческий кружок как основа патриотического воспитания
статья по краеведению на тему
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы.Одной из форм патриотического воспитания в школе является краеведческий кружок, который через любовь к Родному краю, к своей малой Родине, позволяет воспитать гармонично развитую личность, формирует молодого человека как гражданина, патриота свой малой Родины, а в конечном итоге своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.docx | 31.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведческий кружок как основа патриотического воспитания
Когда я вспоминаю о Родине
передо мной встает Орел, затем
Москва, великий город на Неве, а
за ними вся Россия.
Иван Бунин
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
Одной из форм патриотического воспитания в школе является краеведческий кружок, который через любовь к Родному краю, к своей малой Родине, позволяет воспитать гармонично развитую личность, формирует молодого человека как гражданина, патриота свой малой Родины, а в конечном итоге своей страны. Жить в родном крае и не знать об истории своей малой Родины это просто неуважение к людям, создавшим условия, в которых ты живёшь. Краеведение помогает понять, что надо не только знать, но и хранить наше прошлое, так как оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.
Ценность краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории, географии, культуре родного края. Современное краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
- формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;
- защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.
Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания. И в этом помогает деятельность краеведческого кружка. На протяжении многих лет в школе действует краеведческий кружок «Следопыт». Задачи кружка: ознакомление с историей и современной жизнью Ульяновской области, Вешкаймского района, Стемасского сельского поселения; формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности. Основные направления краеведческого кружка: "Тепло отчего дома","Моя Малая Родина","Наши традиции","Мы и природа".
Изучая направление «Тепло отчего дома», ребята получают знания об истории происхождения имен, семейных взаимоотношениях, обязанностях в семье, знакомятся с предметным миром, который их окружает, узнают историю вещей, хранящую память семьи. С помощью родителей ребята составляют родословную своей семьи, знакомятся с семейными традициями, профессиями членов семьи.
Взаимодействие ребят с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует бережному отношению к традициям и сохранению семейных связей, помогает улучшению отношений между поколениями, изменяет статус юного исследователя среди одноклассников. Исследовательская работа «Моя родословная» была представлена на Всероссийской конференции исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество-2013» в городе Москва.
Работа, направленная на изучение учащимся своей семьи, помогает сплочению членов семьи, воспитывает чувство гордости за свою семью, способствует осознанию учеником своей значимости, принадлежности к определенной социальной группе (ты - член семьи).
Изучая направление «Моя Малая Родина», ученики знакомятся с основными моментами истории села, с ключевыми событиями. Рассказывают о своих земляках, знаменитых людях села, узнают об истории школы, героических подвигах односельчан в годы Великой Отечественной войны. К 150-летию членами кружка была представлена коллективная исследовательская работа «История Стемасской школы».
Главное богатство села – его жители, те, которые создают материальные и духовные ценности. Наша задача сохранить память о знаменитых сельчанах. Для создания мотивационной среды воспитания вводятся разнообразные творческие задания:
- творческие работы «Знаменитые люди села»;
- рисование на тему «Село, в котором я живу»;
- оформление рукописной книги «Герои Великой Отечественной войны » и др.
Темы краеведения по направлению «Наши традиции» находятся в тесной связи с общественно важными событиями, календарными праздниками повышает социальную значимость деятельности. В рамках проведения районного детского конкурса народного творчества «Венок дружбы» юные краеведы представили исследовательский проект «Живут в России разные народы с давних пор», в котором исследуются культура, традиции и быт многонационального села Стемасс.
Изучение природного наследия края «С любовью к природе» помогает формировать экологическое мышление. Выполненные учащимися творческие работы: «Целительная сила воды», «Памятник природы – болото Нижнее Бритвенное», сочинения о красотах природы - формирует нравственный запрет наносить ущерб природе.
Тема родного края неисчерпаема. Используемые материалы по краеведению, способствуют познанию окружающего мира, воспитанию у школьников коллективистических качеств, развитию интеллектуальной деятельности. У детей формируется чувство любви к малой Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории.
Ценность краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания
школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории,
географии, культуре родного края, формирует патриотическое отношение к
своему краю. Учащиеся чувствуют себя осознанно частичкой большого
государства.
Литература
1. Историческое краеведение. /Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательной школы./Под ред. Т.Б.Табардановой.– Ульяновск: КТП ,2007.
2. Краеведческий музей в школе: Учебное пособие/ Аксенова З.Р. и др.; под ред. Л.П.Шабалиной.- Ульяновск: УлГПУ,1999.-73 с. 15. Милонов Н. Литературное краеведение. М., 1986.
3.Храмова Е.В., Храмов А.А. Краеведческий материал к элективному курсу «Люби и знай свой край»,- Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.
4. Роль краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения: материалы 2 межрегиональной научно-практической конференции /под ред. Т.Б. Табардановой.- Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.
5. Духовно-нравственное воспитание и экологическое образование: методические рекомендации. /ред. Ахмедов М.А. //- Ульяновск: УИПК ПРО, 2008.
6.Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М., 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный краеведческий музей как центр патриотического воспитания
Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащ...
Выступление на педагогическом совете "Краеведческая работа как форма патриотического воспитания"
Выступление на пед.совете...
Историко-краеведческие экспедиции как форма патриотического воспитания учащихся школы № 104 имени Героя Советского Союза М.С.Харченко Санкт-Петербурга
Проведение военно-исторических экспедиций в Партизанский край, по местам боев 2 ЛПБ....
Школьный музей как основа патриотического воспитания детей
Методическая работа...
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Проблема духовного-нравственного развития личности в истории человечества всегда была актуальной. Человек многогранной духовной жизни – это личность, имеющая высокие нравственные потребности, ум...
Методическая разработка на тему: Роль краеведческой исследовательской работы в патриотическом воспитании студентов
Историческое краеведение сегодня — это сложное самостоятельное направление науки во всём мире. Изучение местной истории представляет не только сугубо региональный интерес. Процессы, разворачивающиеся ...
Теоретические основы патриотического воспитания подрастающего поколения
Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к об...