Краеведческий кружок как основа патриотического воспитания
статья по краеведению на тему

Малеева Ираида Викторовна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы.Одной из форм патриотического воспитания в школе является краеведческий кружок, который через любовь к Родному краю, к своей малой Родине, позволяет воспитать гармонично развитую личность, формирует молодого человека как гражданина, патриота свой малой Родины, а в конечном итоге своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

   Краеведческий кружок как основа патриотического воспитания    

                                                     

                                                             Когда я вспоминаю о Родине    

                                                               передо мной встает Орел, затем

                                                               Москва, великий город на Неве, а  

                                                               за ними вся Россия.

                                                                                               Иван Бунин

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Одной из форм патриотического воспитания в школе является краеведческий кружок, который через любовь к Родному краю, к своей малой Родине, позволяет воспитать гармонично развитую личность, формирует молодого человека как гражданина, патриота свой малой Родины, а в конечном итоге своей страны. Жить в родном крае и не знать об истории своей малой Родины это просто неуважение к людям, создавшим условия, в которых ты живёшь. Краеведение помогает понять, что надо не только знать, но и хранить наше прошлое, так как оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.

Ценность  краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории, географии, культуре родного края. Современное краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:

- воспитание гражданственности и любви к Родине;

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;

- формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;

- защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.

Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания. И в этом помогает деятельность краеведческого кружка. На протяжении многих лет в школе действует  краеведческий кружок «Следопыт». Задачи кружка: ознакомление с историей и современной жизнью Ульяновской области, Вешкаймского района, Стемасского сельского поселения; формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности. Основные направления краеведческого кружка: "Тепло отчего дома","Моя Малая Родина","Наши традиции","Мы и природа".

Изучая направление «Тепло отчего дома», ребята получают знания об истории происхождения имен, семейных взаимоотношениях, обязанностях в семье, знакомятся с предметным миром, который их окружает, узнают историю вещей, хранящую память семьи.   С помощью родителей ребята составляют  родословную своей семьи, знакомятся с семейными традициями, профессиями членов семьи.

Взаимодействие ребят с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует бережному отношению к традициям и сохранению  семейных связей, помогает улучшению отношений между поколениями, изменяет статус юного исследователя среди одноклассников.      Исследовательская работа «Моя родословная» была представлена на Всероссийской конференции исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество-2013» в городе Москва.

Работа, направленная на изучение учащимся своей семьи, помогает сплочению членов семьи, воспитывает чувство гордости за свою семью, способствует осознанию учеником своей значимости, принадлежности к определенной социальной группе (ты - член семьи).

Изучая направление «Моя Малая Родина», ученики знакомятся  с основными моментами истории села, с ключевыми событиями. Рассказывают  о своих земляках, знаменитых людях села, узнают об истории школы, героических подвигах односельчан в годы Великой Отечественной войны. К 150-летию членами кружка была представлена коллективная  исследовательская работа «История Стемасской школы».

Главное богатство села – его жители, те, которые создают материальные и духовные ценности. Наша задача  сохранить память о знаменитых сельчанах. Для создания мотивационной среды воспитания  вводятся разнообразные творческие задания:

-    творческие работы «Знаменитые люди села»;

-    рисование на тему «Село, в котором я живу»;     

-  оформление рукописной книги «Герои Великой Отечественной войны » и др.

Темы краеведения по направлению «Наши традиции» находятся в тесной связи с общественно важными событиями, календарными праздниками повышает социальную значимость деятельности. В рамках проведения районного детского конкурса народного творчества «Венок дружбы» юные краеведы представили исследовательский  проект «Живут в России разные народы с давних пор», в котором исследуются культура, традиции и быт  многонационального села Стемасс.

Изучение природного наследия края «С любовью к природе» помогает формировать экологическое мышление. Выполненные учащимися творческие работы: «Целительная сила воды», «Памятник природы – болото Нижнее Бритвенное», сочинения о красотах природы - формирует  нравственный запрет наносить ущерб природе.

  Тема родного края неисчерпаема. Используемые материалы по краеведению, способствуют познанию окружающего мира, воспитанию у школьников коллективистических качеств, развитию интеллектуальной деятельности. У детей формируется чувство любви к малой Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории.

Ценность  краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания

         школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории,    

        географии, культуре родного края,  формирует  патриотическое  отношение к

        своему краю.  Учащиеся чувствуют себя осознанно частичкой  большого  

        государства.

Литература

1. Историческое краеведение. /Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательной школы./Под ред. Т.Б.Табардановой.– Ульяновск: КТП ,2007.

2. Краеведческий музей в школе: Учебное пособие/ Аксенова З.Р. и др.; под ред. Л.П.Шабалиной.- Ульяновск: УлГПУ,1999.-73 с. 15. Милонов Н. Литературное краеведение. М., 1986.

3.Храмова Е.В., Храмов А.А. Краеведческий материал к элективному курсу «Люби и знай свой край»,- Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.

4. Роль краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения: материалы 2 межрегиональной научно-практической конференции /под ред. Т.Б. Табардановой.- Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.

5. Духовно-нравственное воспитание и экологическое образование: методические рекомендации. /ред. Ахмедов М.А. //- Ульяновск: УИПК ПРО, 2008.

6.Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М., 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный краеведческий музей как центр патриотического воспитания

Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащ...

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Проблема духовного-нравственного развития личности в истории человечества всегда была актуальной. Человек многогранной духовной  жизни – это личность, имеющая высокие нравственные потребности, ум...

Методическая разработка на тему: Роль краеведческой исследовательской работы в патриотическом воспитании студентов

Историческое краеведение сегодня — это сложное самостоятельное направление науки во всём мире. Изучение местной истории представляет не только сугубо региональный интерес. Процессы, разворачивающиеся ...

Теоретические основы патриотического воспитания подрастающего поколения

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к об...