Роль школьного музея в урочной и внеурочной деятельности
статья по краеведению по теме

В статье рассказывается о работе школьного музея Камышевской основной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль школьного музея

в урочной и внеурочной деятельности.

1.Введение.

     а) Актуальность краеведческой работы.

     б) Перспективность и практическая значимость.

2.Формы и методы внеурочной деятельности.

      а)  Групповые формы деятельности.

      б)  Индивидуальные формы деятельности.

3. Заключение.

Введение

Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

         Историческое краеведение в Камышевской школе проводится в двух формах:

   -на уроках,  

  - во внеклассной работе.        

       Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей.

         Базируется этот процесс на трех принципах:

   - Условием успешной краеведческой работы в школе являются глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения.

-  Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках истории, хотя бы в рамках регионального компонента,  постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы.

- Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.

        Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания. Следует отметить, что регион, в котором живет человек – это не только географическое и политическое образование. Это, прежде всего, люди, объединенные едиными целями и проблемами. Сбор и изучение краеведческой информации позволяет понять значимость региона для страны в целом, а значит и значимость отдельно взятого человека, живущего в нем. Региональная история знакомит ученика не с отвлеченными событиями, а с конкретным человеком, живущим здесь и сейчас, с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше осмыслить события, происходившие в стране, понять их истинный смысл. Такой подход к определению места и значимости  краеведческой деятельности делает его актуальным и перспективным в своей практической значимости. Возможность приложить руку к созданию истории своего края служит хорошим способом мотивации учащихся в начале краеведческой работы и процессе осуществления деятельности. Ощущение своей принадлежности к тому месту, где ты родился, к своим корням, способствует усилению альтруистических тенденций и воспитанию патриотизма.

Групповая форма деятельности.

В  Камышевской школе краеведческая работа осуществляется в тесном взаимодействии учителей, не зависимо от предмета их педагогической деятельности. Каждый классный руководитель, в среднем звене, с 5 по 9 класс со своими подопечными, будь то преподаватель иностранного языка, историк или математик  в течение учебного года выполняет поставленную руководителем школьного музея задачу по краеведению.

Спектр постановки вопросов довольно таки широк, он охватывает тематику, от истоков основания школы на селе, переходит к истории села и разбивается на детальные задания, касающиеся всех сфер общественной жизни. От внимательного и пытливого ока не ускользает ни один момент местного значения, являющийся более или менее значимым. Так,  учащиеся и их педагоги в течение 2009, 2010 и 2011 годов подготовили ряд работ, содержащих в себе сведения о жителях села, лауреатах различных премий и ветеранах сельскохозяйственного производства. Имеются и оформлены скрупулезно подобранные данные по  учительскому составу школы . Отмечены  директора школ, руководивших за прошедшие с ее основания время, а также, учащиеся  военного времени и их общественно полезная деятельность.

Формы деятельности распределяются на две категории:  групповая и индивидуальная.

Групповая форма представляет собой процесс, когда класс разбивается на специально подобранные группы и руководитель  ставит перед рабочей группой следующие задачи:

  1. Распределение направлений поисковой деятельности.

а)      Работа с печатными источниками информации.

б) Работа со старожилами села, очевидцами событий и непосредственными участниками.

     2.  Сбор и систематизация информации в редакционной коллегии класса.

а)  Анализ полученной информации.

б)  Выявление недостатков.

в)  Доработка результатов и помощь отстающим.

 На усмотрение ребят остается  распределение ролей, и  выбор удобного времени, чаще всего они предпочитают выполнять свои обязанности по выходным дням. При этом происходит развитие соревновательной составляющей среди рабочих групп внутри одного класса.

Индивидуальные формы деятельности.

Следующим этапом в краеведческой работе является оформление имеющейся в наличии информации в надлежащую форму, для отчета на внутри школьной  весенней краеведческой конференции. Каждый ученик, имея достаточное количество тщательно подобранных данных, приступает к самостоятельной работе. При этом используются ксерокопии фотографий, старые письма из личного архива  интервьюируемых. Индивидуальная форма работы предполагает тесное сотрудничество целой цепочки лиц, ученика, его родителей и учителя. Родители помогают  в наборе текста на компьютере, составлении предложений для описания изученных событий, роль учителя сводится к роли редактора, принимающего у «журналистов» их рабочие материалы на электронных носителях и редактирующего их в соответствии со своим усмотрением, естественно, учитывая мнение автора. Следующий этап -    сама конференция. В торжественной обстановке, в актовом зале  проводится открытый классный час, посвященный очередному закрытию и новому открытию краеведческого процесса в жизни школы. Каждый ученик со своей работой выступает как индивидуальный докладчик, показывая то, что он и его группа сумели наработать за отпущенное им время. Выступления подобраны так, что бы не прерывалась логическая связь между событиями. Каждый класс представляет свою работу в виде отдельных по названию, но близких по направленности блоков                информации.  Презентование исследований сопряжено с активным использованием ИКТ, в частности, любой из присутствующих, наблюдает за ходом конференции по мультимедийному экрану, где, события текут в рамках компьютерной программы Power point. После подведения итогов работы и определения победителей в различных номинациях, материалы исследований поступают в школьный музей, пополняя методическую копилку школы, облегчая подбор информации о родном крае для использования ее уже в урочной деятельности, например, при включении в урок обязательного регионального компонента. А ученики получают заслуженные оценки в журнал. Это является дополнительным и довольно эффективным элементом мотивации. В перспективе, собранные материалы, могут служить основой для создания более глубоких работ по истории родного края, выходом на районный и областной уровень участия.

Подводя итог выше сказанному, хочется вспомнить слова В.П. Беспалько ,который дает следующее определение педагогической технологии: Педагогическая технология – это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса.                     Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся. Кроме того, педагогическая технология направлена на обучение и в процессе подготовки краеведческой работы, дети обучаются различным важным функциям, таким как:

Инструментальная: формирует определенные навыки и умения;

Гностическая: формирует знания и развитие мышления учащихся;

Социально-психологическая: развивает коммуникативные навыки.

Воспитывается любовь к родному краю, пробуждается интерес к истории в целом, открываются подходы к раскрытию некоторых качеств, пока еще дремлющих в детском сознании и, наверное, самое главное, воспитывается гражданин - ответственный и не равнодушный, что так важно при построении гражданского общества. В Камышевской школе осуществляется систематическое воплощение заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса со своими целями и задачами, соответствующими  духу времени и тенденциям развития системы образования. Из элементов работы отдельно взятого ребенка и учителя складывается целостная система работы школы, школьного музея и  педагогов различных направлений предметной деятельности в рамках краеведения. А что касается трудностей и подводных камней на пути становления опыта педагогов и развития краеведческого направления, так,  дорогу осилит идущий.

В заключение хочу сказать, что хотя в нашей школе обучается всего лишь около 50и учащихся, коллективом учителей, родителей и учеников создан хороший музей, материалы которого помогают в проведении общешколь-ных родительских собраний, классных часов, научно – практических конференций и всевозможных библиотечных мероприятиях. В нашем селе на сегодняшний день нет ни колхоза, ни акционерного общества, но есть школа и школьный музей и это значит, что жизнь продолжается. Я, бывшая горожанка, приехала в это село в 1982году и проработала в Камышевской общеобразовательной школе 30 лет. По специальности я учитель иностранного языка, три десятилетия веду в данной школе немецкий язык, но пришлось по совместительству поработать  и русоведом, и географом,  и более десяти лет вела историю и обществознание, год проработала заместителем директора по воспитательной работе, почти десятилетие была пионерской вожатой и много лет классным руководителем, поэтому вся воспитательная работа в школе мне очень близка и я посчитала рассказать об особенностях краеведческой работы на современном этапе. Хочется отметить, что ведение краеведческой работы на современном этапе , конечно, значительно отличается от той работы, которую я вела в начале моего педагогического пути. Что было раньше? Вот, например, как мы собирали материал о ветеране ВОВ и Герое социалистического труда Степане Константиновиче Петелине: ручка, бумага и беседа с ветераном, затем всё это оформлялось при помощи трафаретов и фотографий и использовалось в работе. А в этом, 20012 году, чтобы рассказать о том, как наши ребята защищали конституционную целостность нашего государства в Чечне, я просто подготовила презентацию  о замечательном парне, бывшем моём ученике и друге моего сына Коршунове Евгении Александровиче, который геройски воевал в Чечне, награждён  многими медалями за  отличную службу в армии .К сожалению, Жени не стало уже в мирное время, но память о нём жива и презентацию с использованием информационно – компьютерных технологий ученики смотрели в звенящей тишине, а когда закончился видеофильм, никто не спешил покинуть помещение. И права поговорка о том , что лучше один раз увидеть , чем много раз услышать.

Считаю, что краеведческая работа не должна останавливаться ни на минуту в любой школе, будь то такая же , как у нас маленькая сельская школа в заброшенном селе, будь то школа в большом мегаполисе. Тем более, что используя современные технологии есть ещё больше возможностей воздействовать на умы и души детей. Ребёнок ведь  как губка, впитывает всё то, что его окружает!  И ещё: настоящего нет без прошлого. Школьный краеведческий музей – это реальное дело, в которое нужно стараться вовлечь ребёнка, и тогда будет во многом решена проблема занятости ребёнка во внеурочное время, надо только умело организовать эту работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности музея-гостиной «А.С.Пушкин»

Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности  музея-гостиной «А.С.Пушкин».  Беляева Т.В. ГБОУ №1467, МоскваНа современном этапе образования и воспитания школьный музей - это ...

Роль школьных музеев в активизации познавательной деятельности учащихся по литературе

Школьные музеи играют большую роль  в активизации познавательной деятельности учащихся.    ...

Роль школьного музея в организации научно – исследовательской деятельности школьников

Школьный музей играет огромную роль в воспитании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданственность и патриотизм, способствует развитию их гражданской компетентности, самостоятельности. По...

Урочная и внеурочная деятельность школьных музеев во время ДО

опыт работы в проведении урочных и внеурочных мероприятий в школьном музее во время дистанционного обучения...

"Медиаресурсы музеев Санкт-Петербурга в процессе самообразования учителя и организации урочной и внеурочной деятельности в предметных областях ОРКСЭ и ОДНКНР"

Аннотация. В статье в качестве эффективного решения проблемы недостатка предметных и цифровых компетенций учителей  предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР предлагается использование медиаресурсов музе...