Урочная и внеурочная деятельность школьных музеев во время ДО
учебно-методический материал

опыт работы в проведении урочных и внеурочных мероприятий в школьном музее во время дистанционного обучения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урочная и внеурочная деятельность школьных музеев во время ДО

(из опыта работы в школьном музее МБОУ Сунтарской СОШ №1)

Автор:

Тихонова Т.Д. учитель истории и обществознания высшей категории,

 МОБУ "Средняя общеобразовательная школа № 1" городского округа "город Якутск"

секция: "Лучший проект школьного музея"

 2022г.

Введение

Актуальность и проблема:

ДО (дистанционное обучение) привычная обыденность современной действительности  постепенно вошел и в деятельность  школьных музеев. Появилась проблема: проведения музейных мероприятий, экскурсий и т.д.в условиях ограничительных мер. На протяжении последних пяти лет популярным трендом остается геймификация музейного опыта. Квесты, викторины, паззлы сейчас являются непременным атрибутом большинства музейных интерактивных гаджетов-гидов. Таким образом ребенок с малых лет в своей естественной среде может начать изучение истории своего родного края.

Социокультурная ситуация: сегодня музейно-педагогической деятельность тесно связана с изменениями ее стратегии на различных этапах развития общества. В современных условиях она ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя. Музейная программа составляется с учетом психологических, социально-демографических и других характеристик музейной аудитории и социальной обстановки.

Цель проекта: Создать модернизированную, инновационную, привлекательную форму работы с целевыми аудиториями, способствующего повышении интереса учащихся к музейной деятельности, через изучение истории родного края, посредством применения информационно-коммуникационных технологий, которая не ограничено временем, пространством и социально-политической обстановкой в мире.

Задачи проекта:

1. Расширение знаний и развитие интересов у учащихся о малой Родине в целом: её истории, традициях, культурной среде, героях. Формирование у учащихся осознанного отношения к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.

2. Обеспечение внедрения современных информационных технологий, инновационных форм методик работы с целевыми аудиториями в музейной педагогике.

3. Обеспечение непрерывного  взаимодействия школы – социума – семьи, путем привлечения к исследовательской деятельности семей школьников, общественных организаций, предприятий и др.

Новизна.  актуализация эффективных методов для реализации постоянной образовательной деятельности школьных музеев в данной ситуации во время ДО.

Урочная и внеурочная деятельность школьных музеев во время ДО.

Культурная и социальная значимость проекта: процессы глобализации в современном обществе затрагивают все его сферы, и в первую очередь – образование и просвещение, что свидетельствует об их важной роли в устойчивом развитии человечества. Неуклонно растет интерес к музеям, как активным центрам социокультурной и просветительско-образовательной жизни общества, что способствует развитию новых форм и методов музейной педагогики. Современное функционирование музейных комплексов можно охарактеризовать динамичным развитием интерактивных методов представления коллекций и применением всего обширного опыта мировой и российской музейной педагогики для непрерывного образования от дошкольного возраста до зрелых лет. В настоящее время музеи расширяют свою аудиторию благодаря многочисленным высокотехнологичным виртуальным средствам, интерактивным экспозициям для всех возрастных групп посетителей, формируя ценностное отношение к природному и культурному наследию.

Инновационные формы и продвижение: (полное описание форм и методов работы в презентации и не дублируются в докладе)

  • интерактивные методы (интерактивная музейная квест-игра об истории школы, различные интернет платформы для создания сканвордов, ребусов, кроссвордов, заданий по карте и хронологии, мемо-игр и др.)
  • виртуальные экскурсии (использование QR-кодов, интерактивных платформ, приложений, ютюба и др.)
  • использование приложений (для виртуальных экскурсий, "оживи раритетный стенд", "из первых уст" - интерактивное оживление стендов и др)
  • виртуальные викторины, конкурсы с моментальной выдачей не только результатов, но и сертификатов, что оперативно - не ограничено временем и пространством, эффективно для экономии бумаги и соответственно экологично  и др.
  • живая реклама музея для привлечения интереса подрастающего поколения к изучению истории родного края через исследование музейных экспонатов и др.
  • облака для хранения информаций, составления онлайн викторин, сертификатов и др. (гугл, яндекс, мейл и др)
  • социальные сети (ватсап, телеграмм, инстаграм, вконтакте и др.)

Постановка проблемы: идея создания  "Социально - исторического проекта изучения истории родного края" была заложена еще с 2005 года (2005-2007гг. "История политических репрессий в Сунтарском улусе" Эльгяйская СОШ, 2010-2013гг. "Виртуальный музей моего села", "История Якутии в истории моего села" Крестяхская СОШ, с 2015г. Сунтарская СОШ №1- "Сунтаарым - мин дойдум").  Проект развивается в рамках программы по патриотическому воспитании молодёжи, ориентирована на учащихся школы и составлена на основе школьной программы по патриотическому воспитанию. Главной проблемой и целью проекта является убывание интереса к истории своего родного края, «Малой родины», краеведческой деятельности; усовершенствование методики проведения краеведческой деятельности; информатизация процесса образования, интеграция форм урочной и внеурочной и внешкольной деятельности, и соответствие новым образовательным стандартам. И самое главное установление связей между учащимся – родителями – школой – социумом в процессе деятельности краеведческого клуба.

Мы решили начать с самого малого - создать игру об истории школы приуроченный юбилею школы, затем виртуальный музей. Итогом должен стать школьный музей: начнем с истории школы, затем расширимся до формата краеведческого школьного музея.

Предмет, возраст учащихся:

- История, обществознание + информатика и ИКТ + краеведение + география + КНРС(Я)

-5 -11 классы

Продолжительность проекта: Долговременная. Не ограничено, то есть будет идти постоянное обновление истории родного края  

Форма проекта:  комплексный,  коллективный, творческий;

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение и сравнение, опрос и анкетирование, теоретический анализ, статистические методы, моделирование.

Механизмы реализации проекта:

Литература и источники: Сунтар: прошлое, настоящее, будущее. – Якутск, 2009;  Сунтар в ракурсе времени. – Якутск, 2014.; 3.      Сунтар от века к веку. – Якутск, 2014.;      Добро пожаловать в Сунтар. – Якутск, 2014г. где написана краткая история до 2006 года нет полной информации, так как остальные книги автобиографического направления. Кроме того за 5 лет история наслега изменилась и постоянно обновляется.

Интернет источники: информацию об истории Сунтарского наслега Сунтарского улуса можно кратко найти по следующим ссылкам:

  • Сунтарский улус (http://arktika.ykt.ru/ulusy/)
  • Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 (ssosh1.clan.su)
  • Сунтар — Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/)
  • "Лучшие люди России" Международная энциклопедия. МОУ «СУНТАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ А.П.ПАВЛОВА» (http://bestpeople.name/book/face/)
  •  Село Сунтар (www.komandirovka.ru)    
  • Сунтарская центральная районная библиотека (http://suntarlib.ru/)
  • Образовательные учреждения с.Сунтар (http://readik.ru/school/region14/str1_90_14_3963_4.php)
  • Сунтар и Сунтарскаий улус (Сунтарский, Suntar.Ykt.Ru) (http://forum.ykt.ru/)
  • ♥ СУНТАР ♥
    (http://vkontakte.ru/ssuntar)
  • Сунтар это: (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1336879)
  • http://ssosh1.clan.su/ - сайт МБОУ ССОШ №1
  • http://suntar1.ucoz.net - виртуальный музей МБОУ ССОШ №1 - "Первая улусная школа Якутии".


Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение и сравнение, опрос и анкетирование, теоретический анализ, статистические методы, моделирование.

Механизмы реализации проекта:

Реализация данного проекта осуществлялась и осуществляется по следующим направлениям:

Направление

Сроки

Содержание

Ответственные

1

Исследовательское

С 2015г.

В течении года.

сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, работа над рефератами, участие в различных педчтениях, участие в интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях

Все историки

2

Архивное

С 2015г.

В течении года.

ведение летописи истории села, оформление и учёт собранных материалов, ведение архивной документации

Все историки

Михайлов В.В.

3

Экспозиционная

С 2015г.

В течении года.

оформление передвижных выставок, постоянных стендов и витрин

4

Информационная

С 2016-2017 уч. года. В течении каждого учебного года.

создание информационного путеводителя по истории родного края «вчера» и «сегодня», создание виртуальной экскурсии по музею, ССОШ №1, создание проекта "Сунтаарым - мин дойдум" для учеников 5 класса (настольная игра, задачник); создание сайта "Первая улусная школа Якутии"

Тихонова Т.Д..

5

Культмассовая работа

С 2015-2015 уч. года. В течении каждого учебного года.  

проведение классных часов, праздников, мероприятий, творческих конкурсов, викторин, конкурсов проектов с использованием исследованных материалов

Евсеев А.В.

6

Туристическое

Каждый июнь учебного года.

походы, поездки, разработка новых маршрутов

Лидочен С.Н.

7

Экскурсионное

С 2015-2016 уч. года. Каждый год

экскурсии по культурным, историческим местам села, разработка новых экскурсий (в том числе фото, видео и 3D экскурсии)

Тихонова Т.Д.

8

Интерактивное

С 2020г.

Создание условий, выбор форм и методов работы школьного музея во время ДО

Все историки

Формы организации работы с аудиторией:

• лекции (зум, вебинар, ютюб и др);

• виртуальные экскурсии;

• киносеансы (онлайн платформы, ютюб, социальные сети и др.);

• встречи с интересными людьм(зум, вебинар, прямой эфир - социаль.сети и др); и;

•интерактивные музейные  исторические игры, викторины, квесты и др.;

• проектная и исследовательская деятельность;

• использование интернет – технологий, приложений, платформ, приложений и др.;

• посещение школьных музеев, памятных мест (онлайн платформы, ютюб, социальные сети и др.);

• оформление интерактивных выставок, обновление экспозиций;

План проведения проекта:

Краеведческо – исследовательская работа учащихся будет осуществлена в 4 этапа, это:

1 этап. Организационно-подготовительный

• Формирование групп учащихся.

• Составление плана работы.

• Формулирование  вопросов и тем для исследований.

• Введение в проблематику проекта с помощью вводной лекции  учителя.

• Определение этапов работы над проектом.

• Изучение  информации о школе, селе

2 этап. Исследовательский

  • Сбор информации о школе

- письменная

- электронная

- видео и фотоматериалы

Сбор информации об истории школы «вчера и сегодня»: осуществляется в виде

  • Воспоминаний,  краткой информации
  •  Фотографий из личного архива и архива предприятий
  • Электронная история (личные архивы, архивы предприятий)
  • Интернет источники (о школе, селе)
  • Сбор видеоматериалов и слайд презентаций
  • Фотографирование исторических объектов школы, людей, природы и др.
  • И др.
  • Перевод: перевод текстов с якутского на русский язык, (воспоминания, информация из книг и  статей, источников, документы, электронной информации).

Составление электронных заготовок

- составление электронных заготовок для музея на программах Microsoft Office Word, PowerPoint и др.

- отредактировать и перевести слайд презентации, электронные материалы

- составить анализ собранной информации (письменные источники и электронная информация)

3 этап. Практический.  

  • Составление интерактивных форм работы во время ДО "Виртуальной прогулки по ССОШ №1", игры, встречи, квесты, викторины и др.по  перспективному плану.  
  • Оформление интерактивных выставок, постоянных стендов и витрин.
  • Походы, поездки, разработка новых маршрутов для сбора материалов (по ограниченным составом групп).
  • Экскурсии по культурным, историческим местам из истории школы, разработка новых экскурсий (в том числе фото, видео и 3D экскурсии) (по ограниченным составом групп).
  • Проведение классных часов, праздников, мероприятий, творческих конкурсов, викторин, конкурсов проектов с использованием исследованных материалов с использованием интерактивных методов работы.

Основные цели создания интерактивных методов и форм работы:

•        формирование чувства патриотизма и гордости за свою школу через привлечения внимания к исследовательской деятельности;

•        повышение мотивации учащихся к изучению истории родной школы

•        совершенствование навыков самостоятельной краеведческой, музейной работы учащихся, развитие их творческой инициативы;

•        расширение интеграции, прежде всего с курсом информационных технологий, представление возможности конкретного применения полученных на уроках информатики знаний;

•        формирование социальной активности;

•        формирование информационной культуры.

Оформление интерактивных выставок, стендов и витрин.

Оформление стендов и витрин, интерактивных выставок осуществляется по следующим направлениям:

  • Семейная реликвия (история семей, родовое древо и др.)
  • Виртуальный музей СОШ№1
  • Памятники и памятные места из истории школы
  • Наша гордость (ученые, деятели культуры и искусства, заслуженные работники, ветераны и др.)
  • Наши герои (участники войн и локальных конфликтов 20 века)
  • История одной ложки (вещи с историей)

Экскурсии по культурным, историческим местам, разработка новых экскурсий (в том числе фото, видео и 3D экскурсии).

Маршрут экскурсий, по следующим направлениям:

  • Музейная экскурсия
  • Библиотечная экскурсия
  • Памятные места
  • Моя школа сегодня

Виды экскурсионной деятельности:

  • Выездные
  • Фото – экскурсии
  • Видео экскурсии
  • 3D экскурсии

Помощь в проведении уроков,  классных часов, праздников, мероприятий, творческих конкурсов, викторин, конкурсов проектов с использованием исследованных материалов и интерактивных форм и методов работы.

Заключение.

Ожидаемая результативность проекта:

1.  Повышение интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране через систему творческого участия в деятельности краеведческого кружка.

2.  Повышение эффективности работы школьного музея за счет использования инновационных форм и методов для решения сложившихся задач во время ДО (ограничительных мер).

3.  Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.

4.  Расширение возможностей школьного музея за счет использования новых  наиболее эффективных методов

5.  Создание электронной базы об истории школы.

6.  Презентация итоговых материалов проекта в перед общественностью (игра, стенды, виртуальный музей, школьный музей).

Ожидаемая результативность проекта для семей:

1. Привлечение родителей к школьной жизни за счет их участия на различных мероприятиях (классных часах, тематических неделях школы и др.)

2. Установление связей с семьями села за счет помощи родителей к краеведческим исследованиям

3. Помощь в составлении родословного семей, раскрытии нового не исследованного в их истории

Выводы:

  • 1. в условиях ДО новые технологии помогают проводить музейные мероприятия
  • 2. новые технологии привлекают современных детей своим визуальным контентом к самой традиционной музейной деятельности. Поэтому должен быть призыв, привлечение обзора исследователя к самим экспонатам, экспозициям
  • 3. успешная социализация, способ игровым методом знакомства с экспонатами и экспозициями музея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в урочной и внеурочной деятельности

В статье рассказывается о работе школьного музея Камышевской основной школе....

Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности музея-гостиной «А.С.Пушкин»

Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности  музея-гостиной «А.С.Пушкин».  Беляева Т.В. ГБОУ №1467, МоскваНа современном этапе образования и воспитания школьный музей - это ...

Школьный проект, как интеграция урочной и внеурочной деятельности

Школьный проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкре...

Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.

Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и  в спорте....

Программа школьной экспериментальной площадки "Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла"

Программа направлена на создание условий для формирования и развития проектной компетентности посредством метапредметных проектов....

"Медиаресурсы музеев Санкт-Петербурга в процессе самообразования учителя и организации урочной и внеурочной деятельности в предметных областях ОРКСЭ и ОДНКНР"

Аннотация. В статье в качестве эффективного решения проблемы недостатка предметных и цифровых компетенций учителей  предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР предлагается использование медиаресурсов музе...

«Развитие креативного мышления во время урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета Технология».

В век, когда технологии быстро развиваются, общество претерпевает молниеносные изменения, нам необходимы люди, которые имеют креативный подход к любым вопросам, в том числе и в сфере образования. Люди...