Главные вкладки

    Фольклорное занятие "Мы на Волге живём"
    методическая разработка по краеведению (5 класс) по теме

     Мервит Николаевна Сиитова

    Ученики 5 класса изучают литературно-этнографический курс "Культура народов Поволжья". В конце учебного года было проведено фольклорное занятие на тему: "Мы на Волге живём".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл folklornoe_zanyatie.docx19.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель: рассказать о третьей по численности народности Саратовской области, её обычаях, традициях, праздниках, культуре.

                                Хороша всякая земля, а лучше всех земля своя.

                                                                                       Казахская пословица.

    1. Слово учителя: Одной из самых главных задач образовательного процесса является воспитание патриотизма. А патриотическое воспитание, как известно, начинается с интереса и любви к малой родине. Уже не первый год пятиклассники изучают литературно – этнографический курс «Культура народов Поволжья».

               Главной целью данного курса является пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.

                             Издалека, долго

                             Течёт река Волга.

                             Течёт река Волга,

                             Конца и края нет.

               На берегах нашей реки – великой матушки Волги – проживают многие народы. Сегодня мы расскажем о третьей по численности народности Саратовской области, её обычаях, традициях, праздниках, культуре. Это казахи. (Слайд 1 и песня).

               - Какую казахскую легенду и сказание мы прочитали на уроке краеведения?

               - Какое произведение вам понравилось больше всего?

           2. Знакомство с новой сказкой.

                             - Сегодня мы познакомимся с новой казахской сказкой «Мастер Али».        Прослушав её, вы разгадаете кроссворд.

                            - Что казахам служило жилищем?  Рассказ Кати.

                           - Сейчас мы познакомимся с казахским национальным костюмом. Алина и Айнура рассказывают.

         3. Казахские традиции, обычаи, праздники.

                                Земля появилась – обычай появился,

                                Без обычаев на земле не проживёшь,

                                Без обычаев на земле жить не будешь.

                                Вся жизнь людьми делается,

                                Все обычаи людьми устанавливаются.  Слайды 6,7,8,9.

              - Какие казахские обычаи вы знаете?

              - Базарлык – не очень дорогие вещи или памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки для своих близких и знакомых.

               Алина рассказывает: Базар, базар, базарлык,

                                                       Базардан келде базарлык,

                                                       Мяган келде базарлык,

                                                       Сяган келде базарлык.

                                                       Базар, базар, базарлык.

    В этих словах воплощена народная мудрость, осознание того, что традиция, обычай, праздник – основа жизни. Первым праздником, который берёт своё начало ещё в доисламской истории казахов, является Наурыз, или праздник Весны. Выступление членов кружка «Литературное краеведение».

              Два других праздника связаны уже с исламским ритуалом и их проведение регламентируется «Кораном». Одним из них является «раз-айт» или «праздник разговения» (после завершения поста месяца Рамадан).

               Главным мусульманским праздником является Курбан-айт, или «праздник жертвоприношения». Праздник длится 3-4 дня. Обряд праздника имеет чёткую историческую основу. Согласно преданию, одному из первопредков народов Северной Аравии Ибрахиму однажды во сне явился Аллах, повелевая ему испытать его веру, тайно подняться в горы и принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Когда тот поднялся в горы и готов был убить мальчика, Аллах, убедившись в его преданности, послал в качестве искупительной жертвы ягнёнка. С тех пор в этот праздник во всём мусульманском мире в жертву приносятся овцы и ягнята. Обязательным ритуалом праздника является общая молитва в храме.

                - У казахского народа есть прекрасный конкурс «Айтыс» - состязание. На этом конкурсе идёт состязание, своеобразный песенный диалог. Песни во время состязания могут быть на любую произвольную тему. Сейчас мы проведём айтыс, небольшое импровизированное состязание между мальчиками и девочками. Они будут петь частушки на извечную тему – тему любви.

                  Мальчики: Касен кара, кузен кук.

                                        Сяган айтар сузем куп.

                                        Сяган бер суз  айтаредем,

                                        Касенда кеселер куп.

                   Девочки:     Жегет, жегет екансен,

                                        Жегет емес екансен.

                                         Айтпадеген суздаремде,

                                          Айтеп койган екансен.

                   Мальчики:   Машинянен копоте

                                           Салдер, гулдер етеде.

                                            Мен кыздарде кургенде,

                                           Есем менем кетеде.

                   Девочки:       Шай ешеде узляре,

                                           Терезеде кузляре.

                                           Жас жерегем жандераде,

                                           Сау болсен сузляре.

              4. Казахские игры.

    - Как и у других народов, у казахов есть свои национальные игры. Их много. Мы разучили некоторые из них. Я предлагаю вам сейчас поиграть.

              а) Орамал тастау (бросить платок).

     Играют 2 команды. Встают друг против друга. Ведущий передаёт платок одному из игроков 1 команды. Он бросает платок противнику с возгласом, например «кА», соперник должен поймать его и выкрикнуть слог, который вместе с первым образует слово, например: кА-газ (бумага).

              б) Сакина салу (найти колечко).

               «Где моё колечко?»

               в) Бестас (5 камешков).

             5. Казахская кухня.

    - А теперь речь пойдёт о вкусной части нашего занятия – о традиционной казахской кухне. Конечно, вы её знаете. Назовите. Вы уже попробовали баурсаки. А сейчас будем кушать бешбармак.

            6. Заключение.

     - Вот и заканчивается наше занятие. Я очень хочу, чтобы оно вам запомнилось. Мы обязаны знать свой родной язык, свои традиции, обычаи, праздники, свою культуру. Всем спасибо!

     

     

                       

         

         

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ЖИВЁМ И ПОМНИМ!

    Заметка в школьную газету и на сайт администрации Палехского района Ивановской области о музее Боевого пути 3-армии. Музей Боевой Славы 3-й (общевойсковой) армии был создан в 1983 году на базе ср...

    Законы, по которым мы живём

    (устный журнал)для воспитанников «СРЦдН»среднего и старшего школьного возрастаЕ. А. Дудниковавоспитатель МБУ «СРЦдН»Старооскольского городского округа Цель: формирование правовой грамотност...

    Астрахань - город, в котором мы живём

                    Основная цель в этом мероприятии :раскрыть и изучить особенности родного города, воспитывать патриота своей родины, развивать интер...

    Конспект урока по теме"Обобщение.Растительность Волго-Ахтубинской поймы и дельты р.Волги"

    Урок - обобщение по нескольким пройденным темам.Используется учебник "Растительность Астраханской области".В уроке предусмотрены задаания занимательного характера:загадки,анаграммы,вопросы-тесты,вопро...