Урок- экскурсия "Героический путь 28-й Легендарной"
методическая разработка по краеведению (9 класс) по теме

Калинина Елена Юрьевна

Рассказ о героических страницах истории 28-ой Армии, которая защищала подступы к Астрахани от фашистских захватчиков. Материал урока основан на поисковых документах, воспоминаниях астраханцев- участников 28-ой Армии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок-экскурсия15.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- экскурсия на тему «Героический путь 28 – ой Легендарной».

Цель: используя документы и дополнительный материал, познакомить учащихся с с легендарной 28-ой армией;
          показать героизм защитников родного края;
          воспитывать чувство гордости за свой народ, за славные страницы истории;
          уметь рассказывать исторические факты.

Оборудование: песни о войне; карта военных действий; иллюстрации.

                                         Ход урока:
1. Организационный момент;
2. Слово учителя:

Сегодня мы вспомним героические страницы нашей истории. А   именно , самую страшную войну в жизни человечества, нашей Родины- Великую Отечественную. Этот год знаменателен для нашей Астрахани – 70 лет формирования Легендарной 28-ой Армии. Благодаря мужеству воинов, враг не попал в наш город. Все это стоило немалых усилий.

История формирования армии идет с начала Великой Отечественной войны. Бойцы защищали пограничные рубежи, обороняли Смоленск. Но, как мы помним, начало войны для нашей армии было тяжелым,28-я потерпела сокрушительное поражение и была расформирована. Но уже осенью 1941 года вновь была создана и защищала Московское направление. Уже весной 1942 года после Харьковского направления была включена в состав Сталинградского военного округа и Сталинградского фронта. По приказу Ставки 31 августа 1942 года под командованием генерал- лейтенанта В.Ф. Герасименко передислоцировалась в город Астрахань.

Какие военные формирования входили в состав 28-й армии?(сообщ. Уч-ся)

Штурмовая авиадивизия; гвардейские части; железнодорожная бригада; дивизионный батальон ПВО; Каспийская военная флотилия; стрелковая бригада; танковый батальон; минометный полк( «Катюши»); авиадесантники ( составляли сердцевину армии).; кавалерийский батальон; рота связи; артдивизион.

Ребята, как вы считаете, почему так много входило формирований в 28-ю армию? ( летом 1942 г.гитлеровская Германия, опираясь на экономические и людские ресурсы покоренной Европы, стремилась осуществить то, что ей не удалось в 1941 г.- разбить Красную Армию и победоносно завершить войну против СССР. Поэтому командование разработало план- в ходе летнего наступления главный удар нанести на юге, овладеть Кавказом, выйти к Волге, захватить Сталинград и Астрахань, и тем самым решить исход войны в свою пользу)

Опасность Сталинграду нарастала. Советское командование приказало  прикрыть Астраханское направление. Уже 9 августа в Элисту прибыли артдивизион; рота танков; стрелковый батальон; кавалерийский эскадрон; рота связи. Немецкие войска начали наступление, бои шли ожесточенные. С 12 августа  по 1 сентября отряды пехоты в тяжелейших погодных условиях сдерживали врага. Врага уничтожали и с воздуха , и с артиллерии, и с танков.

Какие трудности пришлось пережить  «царице войны»- пехоте? (Сложные полевые условия, пыльные бури, нехватка воды, открытая местность)

Активные действия защитников изменили планы гитлеровцев. Собрав все силы, захватчики надеялись со стороны калмыцких степей за 34 часа взять Астрахань. Но не сбылись коварные планы!
Стойкость и героизм проявили участники28-ой армии. (сообщ. Уч-ся)
(отряд гвардии капитана А.И. Овчинникова отбил за день несколько атак; батальон полковника Н.Е. Цыганкова не дал вклиниться противнику в нашу оборону)

В результате стойкой обороны противник терпел поражение. Осенью Гитлер приостановил наступление и передвинул дату победы над СССР на 1943 год. Но впереди его ждал крах – Сталинград! В декабре защитники Астраханского направления освободили Элисту, противник был разгромлен. Родина ждала от воинов новых подвигов.

Где же еще сражалась 28-я армия? (сообщ. Уч-ся)

(Армия освобождала Донбасс; Херсон; Восточную Пруссию; участвовала в Берлинской операции. Боевые действия закончила в Чехословакии. В пражской стратегической операции во взаимодействии с 52 армией нанесла удар в направление Праги с северо-востока, где приняла капитуляцию части окруженной крупной группировки войск противника).
 

Представители разных городов, сел, деревень участвовали в боях 28-армии. Я предложила найти вам материал и рассказать об астраханцах-- участниках 28- Легендарной (сообщ. Уч-ся)

3. Итог урока, заключение:
 Спасибо за активное участие. В коридоре на нашем этаже есть стенды, посвященные сегодняшней теме. Мне бы хотелось, чтобы вы подошли и прочитали, возможно, не все сегодня на уроке мы с вами рассмотрели. А ко Дню Победы отправимся на экскурсию в Музей Боевой Славы, где есть специальные залы, рассказывающие о 28-армии.
Пройдут многие годы, но новые поколения не перестанут восхищаться подвигом мужественных людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "На пути к жизненному успеху".

Конспект урока обществознания для проведения в  6 классе. Разработка также  содержит электронную презентацию....

Повышение интереса к урокам биологии путем привлечения дополнительной литературы.

Статья рассказывает, как можно использовать художественную литературу при изучении биологии....

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Интегрированный урок как путь развития творческой активности учащихся

Интеграция, необходимая в современной школе , помогает преодолеть недостатки предметного обучения и способствует формированию у ребёнка целостной картины мира, развитию творческой активности учащихся....

"Уроки Холокоста - путь к толерантности" программа элективного курса

Программа элективного курса «Уроки Холокоста – путь к толерантности» адресована учащимся 10-11 классов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необ...

Презентация к уроку: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге».

Презентация предназначена для изучения темы: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге». Пакет содержит учебную информацию в дос...

Конспект урока литературы в 7 классе «Легендарный поэт Дагестана» (по творчеству Расула Гамзатовича Гамзатова)

Конспект урока по литературе в 7 классе "Легендарный поэт Дагестана" (по творчеству Расула Гамзатовича Гамзатова) о жизни и творчестве великого поэта.Цель: развивать умения детей работать со...