Повышение интереса к урокам биологии путем привлечения дополнительной литературы.
статья по биологии по теме

Жмакина Елена Александровна

Статья рассказывает, как можно использовать художественную литературу при изучении биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме самообразования: «Повышение интереса к урокам биологии путем привлечения дополнительной литературы»

К работе с дополнительной литературой на уроках биологии можно приучать детей с младших классов. Практически к каждому уроку можно подобрать  дополнительный материал из художественной литературы, научной, занимательной. Для сильных учащихся можно подобрать  более научную, научно-популярную литературу, а для детей с пониженным интересом к учебе и  предмету  желательно предлагать художественную, занимательную и энциклопедическую литературу.

Разумеется, использование литературных материалов, не  заменяет традиционных приемов учебной рабаты, а дополняет их, помогает  усвоению биологии и  предоставляет возможности для воспитательной работы. Применение  дополнительной  литературы способствует развитию эмоциональной сферы личности, привитию интереса к биологии, чтению. Важно, что в обучении вносится элемент занимательности, позволяющий избежать однообразия уроков. При этом формируется эмоционально-окрашенное, личностное отношение к изучаемому материалу, способствующее его  усвоению. Ребята охотно  участвуют в работе с дополнительной литературой, сами подбирают занимательный материал к уроку и готовят  сообщения, а на уроке выступают перед своими одноклассниками.  Учащиеся  уже знают, что  важно  не  только найти дополнительный материал, но и  выбрать из него  самое  важное и интересно,  и донести  это в доступной форме  своим товарищам.  От  этого будет зависеть и оценка. Устное народное творчество: загадки, пословицы, сказки - неотъемлемая часть  культуры любого народа  и очень многие из них можно  использовать на уроках. Особенно ценно  использование в учебном процессе загадок, так как  они  развивают наблюдательность ребенка, позволяют учителю без особых  тестов и анкет выявить   степень   наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого  мышления ученика.  Чтобы отгадать загадку по биологии, необходимо  не только  хорошо  знать    материал курса, но много читать, быть наблюдательным, изучать окружающую   природу.  Использование загадок- универсальный    методический прием, так как загадывать  их можно и  при закреплении материала  и  при переходе к изучению нового материала, с целью создания проблемной  ситуации, в качестве  домашнего задания.

Например, на уроках биологии можно использовать такие загадки:

Промеж  дол, промеж гор

Лежит Егор в зеленом халате ( огурец)

Я видел  в моpe чудо-диво:

В воде животное-чернила (осьминог)

Они все живые, с хвостами, усами

Бегать умеют они и летать,

Ползать  и плавать,  кусать и хватать, .

Они мохнатые, они и пернатые,

Они и стройны, но бывают горбатые.

Добрые, злые, наземные, водные.

Кто  же они, догадались? (животные)

На многих уроках биологии можно использовать   стихи, например, при изучении темы « Бактерии» дополняю описание «черной смерти» из « Пира во  время  чумы» Пушкина.

Царица грозная чума

Теперь идет на нас сама.

и льстится жатвою богатой,

и к нам в окошко день и ночь

Стучит могильною лопатой.

Что делать нам и чем помочь?

При изучении способов распространения семян можно использовать такие стихотворные строки:

Пока тихо он молчит

Но лишь ветер налетит,

Шлет в воздушный океан

Парашютный свой десант.

Можно с помощью стихотворных строк поставить проблемную ситуацию на уроке, например, на уроке по изучению строения и функции сердца проблемная ситуация возникает после прослушивания отрывка из стихотворения « Сердце» Э. Межелайтиса.

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе- все земное

Умещается в его пределы,

Потому-что нет ему покоя,

До всего ему есть дело.

Проблемное изучение материала, поисковая беседа активизирует учащихся любого возраста, ставит их в  положение первооткрывателя. Так, при изучении темы « Перекрестное опыление у цветковых растений» урок можно начать со строчек:

Природы мнимое творенье,

Цветок долины украшенье,

Не мог взлелеянный весной,

Безвестен ты в степи глухой!

Скажи: зачем же так алеешь,

Росой, заискрясь, пламенеешь,

и дышишь чем-то, как живым,

Благоуханным и святым?

Ты для кого в степи широкой,

Ты для кого от сел далеко? (А. Кольцов)

Ребята шестиклассники обычно сразу называют насекомых-пчел, бабочек, жуков-посетителей

цветков.

А затем в процессе беседы выявляем все признаки  насекомоопыляемых  растений .

Поиск смысловых «биологических» ошибок в стихах- путь  к развитию логического мышления, наблюдательности учащихся. В стихотворении А. Фета  «Бабочка», допущена ошибка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем.

я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем-

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я летний опустилась

и вот дышу.

Учащиеся сразу замечают ошибку, ведь у бабочек не 2, а4 крыла.

На уроках можно использовать не только стихи, так сказать, сбивающие с толку, но и, наоборот, стихи- подсказки. Они развивают познавательный интерес, способствуют концентрации внимания. Например, в б классе в беседе о видовом многообразии на уроке « Биология- наука о живой природе» я прошу назвать известные детям травы, деревья, кустарники. А каково происхождение названий этих растений? Почему береза так называется? Какие тайны скрываются за названиями растений?

Слушаем стихотворение подсказку.

Поэзия названий- цветов, деревьев, трав ..

я раньше по поляне шел голову задрав.

я с именами древними был шляпочно знаком .

Деревья звал  деревьями, цветок я звал цветком.

Был прав великий гений, цветам названья дав

в отечестве растений нет безымянных трав.

я слышу звук застенчивый в названии  таком:

Зовут цветок бубенчиком, а этот погремком.

Придумывает тонко названия народ.

На камне камнеломка упорная растет:

А мне все больше нравится, тот в крапинку цветок:

в росистых травах прячется венерин башмачок.

То снег, то дождик с неба куражится апрель.

Стрелою из- под снега стремительный прострел.

Нет ничего случайного в названии любом:

в нем музыки звучание и смысл глубокий в нем.

Вновь прячется тропинка в глубокую траву.

Здесь каждую травинку по имени зову.

Изучая материал об охране природы можно также использовать стихотворные строки:

Не дарите любимым черемухи стон,

Боль сирени и вопли жасмина,

Будьте щедры душой, не тревожа кустов

Подарите звезду в небе синем.

Не губите цветы на лугах и в лесу,

Берегите красу первозданную!

При изучении раздела « Экология» можно использовать пословицы и поговорки. Например, « Как аукнется, так и откликнется», « Без хозяина и дом сирота».

к некоторым урокам можно подобрать эпиграммы.  Например, к уроку « Биосфера и человек» стих

Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Природа и поэзия неотделимы и возможность  использовать  поэзию и  художественные

произведения на уроках биологии безгранична.

Таким образом, школьный предмет биологии обладает   большими  возможностями в плане

развития художественной культуры учащихся. Данные возможности необходимо использовать

для того, чтобы сформировать у ребят эстетическое  отношение к миру, без которого невозможно творческое самоопределение и экологическое  воспитание  личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка"

В стаье на конкретных примерах показывается, насколько важны игровые технологии в преподавании русского языка, в повышении качества знаний учащихся по данному предмету....

Дидактическая игра как средство повышения интереса к уроку русского языка.

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык.Считаю, что в настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипн...

ПУТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В БЮДЖЕТЕ

В современной российской экономике имеет место финансовые ресурсы рассматривать в области муниципального менеджмента как совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении муниципально...

Курсовая работа : «Повышение интереса к уроку химии– основной организационной форме обучения»

Работа содержит теоритический материал  , важное место в курсовой работе отводится   практике - ( блоку из опыта работы)...

Пути повышения интереса к уроку физической культуры.

В статье определены причины снижения интереса учеников к уроку физической культуры и пути их преодоления....

Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"

Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"...