Курсовая работа : «Повышение интереса к уроку химии– основной организационной форме обучения»
опыты и эксперименты на тему

Якименко Светлана Ивановна

Работа содержит теоритический материал  , важное место в курсовой работе отводится   практике - ( блоку из опыта работы) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Министерство просвещения ПМР

ГОУ «Приднестровский государственный институт развития образования»

Научно – методический центр сопровождения образовательных дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

                         

                           

 

  «Повышение интереса к уроку химии– основной организационной форме обучения»

                                Выполнена:

                                                     слушателем курсов повышения квалификации    

                                                     по ЛТП

                                                     с 7.04.14-18.04.14                                                      

                                                     учителем химии

                                                     МОУ « Днестровская средняя школа №1»

                             Якименко Светланой  Ивановной

                                                     Рецензент:

                                                     старший методист  НМЦ СОД

                                                     Л. С. Косячук

   

                                                    Содержание:

        Стр.

Введение……………………………………………………….…….......…….…...........2

Глава I Процесс организации урочной деятельности

 1.1Урок как целостная система………………………...…......……..........……...….4

 1.2Цели и задачи уроков химии…………………………….………...............….......5

 1.3 Типология и структура уроков……………………......………….........….....…  7

а) уроки смешанные, или комбинированные…………………..……….......…….  8

б) уроки сообщения новых знаний учителем…………………………..…........… 9

в) уроки закрепления изученного материала…………………………...…......….  9

г) уроки повторения и обобщения изученного материала……………….…........10

д) уроки семинары и конференции…………………………………………...........10

      е) уроки проверки и оценки знаний……………………………………….           .11 

1.4Подготовка к уроку …………………………………………..…………...........…12

1.5Конспект урока…………………………….…………………...……..….........….. 14

1.6Организация учебной деятельности на уроке ……………….…..….….....…..15

  1. Современный урок...................................................................................................16
  1. особенности и требования к современному уроку химии…………................17
  2. многообразие форм и технологий современного урока                                   18

Глава I I Формы представления результатов повышения интереса на уроках химии

2.1 Из опыта работы                                                                                                        19

Заключение…………………………….…...……………………….…...…….......…25

Литература……………………………………………………………………….......26

Приложение ………………………………………………………………….........27-42


Введение

Как бы не совершенствовались реформы и модернизации, основной организационной формой обучения остается урок. На нем держалась и стоит современная школа.

Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются, в процессе изучения той или иной темы. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей.

Урок предлагает решение проблем воспитания, ценностного отношения к жизни, выработки осмысленной, мотивированной творческой позиции средствами нетрадиционной организации учебного процесса.

Актуальность темы квалификационной работы состоит в том, что урок является основной динамической и вариативной формой организации процесса целенаправленного взаимодействия  учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития ученика.

Каким он должен быть, современный урок? Как должна изменяться его структура? В последнее время резко повысился интерес учителей к проблемам современного урока, в том числе и на таком сложном уроке как химия. Безусловно, урок должен быть систематичным, последовательным и прочным в усвоении знаний учащихся.

Эффективность урока во многом зависит от умелого выбора методов обучения и их структуры. Познавательный интерес можно вызвать или усилить включением всех учащихся в активную учебную деятельность доступную им, приносящую радость познания, чувство удовлетворения успехом. Для этого иногда целесообразно поставить перед классом проблему или проблемный вопрос, эвристическое или познавательное задание. Для улучшения запоминания наиболее важного материала применяются различные приемы, в частности фиксация на доске, специальном плакате или проекция на экране  с помощью технических средств, опорных смысловых пунктов – понятий, терминов, основных дат, названий, схем  конспектови т.п. – того главного, запоминание которого способствует воспроизведению всего материала.

Целью исследования курсовой работы является выявление особенностей главной организационной формы обучения химии, повыщение интереса к предмету, особенностей проведения современного урока, а также разработка конспектов уроков по химии.

Задачи курсовой работы: рассмотреть урок как целостную систему; проанализировать цели и задачи уроков химии; выявить типологию и структуру уроков; раскрыть основные этапы проведения урока, а именно подготовку урока, составление конспекта и организационные моменты; дать оценку современного урока химии при использовании современных технологий , повышающих интерес к предмету.

Объектом исследования выступает основная форма организации образовательного процесса.

Предмет исследования – современный урок.

Методы исследования – изучение методических и научных литературных источников и моделирование урока.


Урок как целостная система

Главной организационной формой обучения в средней  общеобразовательной школе является урок.

Что такое урок? До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, — как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения [1].

Таким образом, урок - это целостная функционирующая система, в которой обеспечивается взаимодействие процессов преподавания и учения.


Цели и задачи уроков химии

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута [1].

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося [2].

Цели урока условно разделяют на три группы:

  1.  Обучающие (познавательные): передача учащимся определенной системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни.  Обучающие цели урока включают в себя: обеспечение в ходе урока усвоение основных химических понятий (законов, теорий…) и научных фактов; формирование умения планировать ответ, работать с учебником, быстро читать и писать, извлекать нужную информацию при слушании и чтении текста и применять полученные знания на практике.
  2.  Воспитывающие: формирование в ходе урока мировоззренческих идей (реальность окружающего мира, причинно следственные связи между явлениями); воспитание уважения к своей Родине. Охватывают все основные стороны воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое, эстетическое и др.
  3.  Развивающие: отражают основные умения, которые отрабатываются на учебном занятии: развитие у учащихся умения выделять главное в изученном материале, умение сравнивать, обобщать, систематизировать; развивать мышление, формирование «умения учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;  развивать память, формировать мировоззрение, развивать навыки устной и письменной речи, навыки групповой самоорганизации, умения вести диалог, развивать мышление (на основе усвоения  учащимися  причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли [3].

Образовательные, воспитательные и развивающие цели тесно взаимосвязаны друг с другом. На каждом уроке реализуются все три цели, причем комплексно. Одна из них, как правило, выступает в роли основной, а другие помогают достижению главной, ведущей цели. Таким образом, учитель, идя на урок, ставит перед собой триединую цель, обуславливающую успешную реализацию процесс обучения.

Грамотно поставленная цель урока позволяет наметить его задачи:

  1. Обучающие: включают основные события, явления, которые должны быть прочно усвоены учениками. Определить образовательные задачи урока - значит установить, чему учить на уроке, т.е. какие знания дать учащимся, а именно формирование у учащихся конкретных химических понятий, закономерностей протекания химических реакций, практических умений и навыков обращаться с кислотами, щелочами и другими веществами, лабораторным оборудованием, нагревательными приборами, газометром, измерительными приборами, умений проводить несложные химические опыты, соблюдая правила техники безопасности, решать и составлять типовые химические задачи, конструировать различные модели, приборы, макеты, установки и др.
  2. Воспитывающие: включают определение отношений учащихся к окружающей действительности и поведению, развитие инициативы, творчества, развитие организаторских качеств. Формирование понятий о многообразии и тесной взаимосвязи химических объектов (конкретных химических элементов, веществ, химических реакций) с другими (биологическими, физическими и т.п.) объектами, раскрыть идею о целостности природы и единой научной картины мира и др.
  3. Развивающие: умения сравнивать, осуществлять умственные действия по установлению сходства или различия между химическими объектами, выявлять общие признаки, по которым можно сопоставлять или противопоставлять вещества или химические реакции и др. [1].

В отличие от цели, которая носит несколько общий характер, задачи урока призваны детализировать ее, «разбить» на конкретные пути достижения. Каждая задача ориентирована на средства ее решения.


Типология и структура

Структура урока и формы организации учебной работы на нем, имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока химии, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность. Структура любого урока представлена тремя частями:

  • Вводная часть (2-7 мин.) это проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний и умений.
  • Основная часть (25-40 мин.) состоит из сообщения темы урока, цели и мотивация учебной деятельности, обобщения и систематизация знаний, закрепление и применение полученных ЗУН (знаний, умений и навыков); далее в соответствии с дидактической целью урока.
  • Заключительная часть (3-5 мин.) Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания [4].

В урок включены содержание материала, методы и формы обучения, методы управления и контроля за учебной деятельностью, технические средства, учебные средства, дидактические материалы для самостоятельной работы, формы организации учебной деятельности учащихся, личность учителя. Формирование новых знаний может быть успешным только с опорой на имеющиеся знания, а отработка навыков и умений успешно осуществляется после усвоения нового [5]. Методическая подструктура урока, разрабатываемая учителем на основе дидактической структуры, характеризуется большой вариативностью. Так на одном уроке она может предусматривать рассказ учителя, постановку вопросов на воспроизведение учащимися сообщенных им знаний, выполнение упражнений по образцу, решение задач и др.; на другом уроке — демонстрация опытов, воспроизведение опытов учащимися, решение задач с применением этого же способа в новых, нестандартных ситуациях и др.; на третьем — решение поисковых задач, с помощью которых приобретаются новые знания, обобщения учителя, воспроизведение знаний и т.д. [6].

Типологии уроков посвящено много научных работ. На сегодняшний день эта проблема остается спорной в современной дидактике химии. Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся. Из педагогов прошлого наиболее стройную и до настоящего времени сохраняющую свое научное значение классификацию уроков дал К. Д. Ушинский. Дидактика в основном сохраняет разработанную К. Д. Ушинским классификацию уроков, но несколько уточняет ее. Основными типами уроков, которые проводятся в школе, являются следующие:

а) уроки смешанные, или комбинированные;

б) уроки сообщения новых знаний учителем;

в) уроки закрепления изученного материала;

г) уроки повторения и обобщения изученного материала;

д) уроки семинары и конференции;

е) уроки проверки и оценки знаний.

Вопрос о том, к какому типу относится тот или иной урок, имеет большое практическое значение. Ведь с чего начинается подготовка учителя к занятиям? Она начинается с продумывания вопроса: какие дидактические цели предстоит осуществлять учителю на предстоящем уроке и, следовательно, каким он должен быть по своей структуре и методике? В зависимости от этого подбирается необходимый дидактический материал и определяется методика занятий [4].

                            а) Смешанные или комбинированные уроки

Комбинированный урок (Приложение 1) это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. Свое название они получили оттого, что при их проведении сочетаются и как бы смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы. В качестве основных элементов (этапов) этого урока, составляющих его методическую подструктуру, являются:

а) организация учащихся к занятиям;

б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке;

 в) введение учителем нового материала и организации работы учащихся по его осмыслению и усвоению;

г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;

д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению;

е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.

В чем же состоит сущность и методические основы каждого из этих этапов урока? Важное значение имеет четкое определение обучающих, развивающих и воспитательных целей урока и каждого его этапа. Без детального определения целевых установок урока учебные занятия будут носить аморфный характер [1, 3, 4, 8].

                                  б) Уроки сообщения новых знаний

Само их название говорит о том, что они посвящаются главным образом работе над новым материалом. Уроки сообщения новых знаний (Приложение 2) проводятся, когда изучается довольно объемный материал. Для них характерны следующие этапы:

а) организация учащихся к занятиям;

б) краткий опрос учащихся по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным;

в) постановка темы и определение основных целей занятий;

г) изложение новой темы;

д) краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов;

е) задавание урока на дом.

Таким образом, при проведении этих уроков основное время затрачивается на работу над новым материалом, работа же по его закреплению ограничивается лишь постановкой двух-трех контрольных вопросов учащимся. Следовательно, главным при проведении этих уроков является содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и его умение поддерживать внимание и мыслительную активность школьников. Школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации. Формы такого изучения могут быть самыми разными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д. [1, 4, 8].

в) Уроки закрепления изучаемого материала

Проводятся такие уроки после изучения отдельных тем или разделов учебной программы и направлены на организацию рассредоточенного повторения пройденного материала учащимися с целью его более глубокого осмысления и усвоения. Например, на занятиях вычисление по химическим формулам. Оно включает много важных вопросов, изучение которых заняло целую серию уроков. Главное состоит в том, чтобы в ней правильно сочетались фронтальный и индивидуальный опрос учащихся, с письменными, устными и практическими упражнениями, а также с организацией самостоятельной учебной работы. Подобная методика работы находит свое отражение в структуре этих уроков. Как правило, начинаются они с индивидуального опроса или фронтальной беседы по пройденному материалу, затем опрос сочетается с проведением тренировочных упражнений с акцентом на закрепление более сложных вопросов темы. В конце занятий проводится небольшая самостоятельная работа [1, 8].  

г) Уроки повторения и обобщения изученного материала

 Проводятся они в конце учебного года, когда пройден весь программный материал. Их специфической особенностью является то, что учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых имеет решающее значение для овладения предметом.. В качестве методов на этих уроках могут использоваться обзорные лекции учителя, беседы и устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

Урок обобщения и систематизации знаний нацелен на решения двух основных дидактических задач - установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов - четверти, полугодия и за весь год обучения. [1, 3, 4, 6].

д) Уроки-семинары и уроки – конференции

В последние годы в школах широко стали применяться уроки-семинары и уроки-конференции. Их цель — активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала. Учитель заранее дает вопросы для обсуждения на семинаре и указывает литературу для самостоятельной работы. Таким образом, учащиеся не только штудируют учебник, но и значительно расширяют свои знания, изучая дополнительную литературу и одновременно приобретая умение самостоятельно добывать знания. В этом состоит ценность семинарских занятий.

Уроки-конференции проводятся после изучения того или иного раздела учебной программы, для углубления знаний по которому необходимо обсудить его узловые вопросы. Готовясь к конференции, учащиеся изучают рекомендованную учителем литературу, ища ответы на поставленные вопросы и вырабатывая по ним собственную точку зрения. Вот это различие суждений учащихся по изучаемой теме служит основой дискуссии и побуждает их к активному участию в конференции [1, 4,8].

е) Уроки проверки и оценки знаний

Они проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы: на этих уроках проводятся контрольные работы (решение задач и примеров и т. д.) (Приложение 3). После проверки контрольных работ обычно проводятся специальные уроки по их анализу и выявлению типичных недостатков в знаниях учащихся, которые необходимо преодолеть в процессе последующих учебных занятий.

Видами урока контроля и коррекции могут быть: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос,  решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа; практикумы; самостоятельная контрольная работа; экзамены и др. Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обученности является экзамен по курсу в целом. [4, 6, 7, 8].

Посредством анализа основных типов уроков можно сделать вывод, что не существует их единой схемы. Кроме того, каждый урок независимо от типологии индивидуален и динамичен, что обусловлено целым рядом факторов: особенности творчества учителя и его личностные качества; уровень подготовки и способности учащихся; особенности образовательного учреждения и т. д.


Подготовка урока

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание[3].

Итак, в подготовке такого урока:

  1. Первое, с чего надо начать это четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
  2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
  3. Спланировать учебный материал: подобрать литературу по теме, при этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

  1. Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником. Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

  1. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

  1. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

  1. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
  2. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
  3. Подготовленный таким образом урок должен лечь в проект – это завершающая стадия подготовки урока и заканчивается она составлением конспекта урока, в котором фиксируются важные моменты [3, 6 ].

 Подготовительная  работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы, которая даст максимальный эффект. Таким образом, чтобы урок достиг своей цели, он должен быть тщательно подготовлен.


Конспект урока

Замысел и проект урока обязательно должен быть выражен в конспекте. Конспект урока - своего рода сценарий.

Конспект урока пишут в отдельной тетради, на первом месте в конспекте указывают дату проведения урока, тему, цели и последовательно по плану излагают весь ход урока в виде подробного сценария: сначала вводная часть, потом основная, закрепление, домашнее задание. Особое внимание уделяется вопросам, задаваемым учащимся. К ним учитель формулирует предполагаемые ответы [3].

В конспект вносят рисунки и схемы приборов, комментарии к ним и краткое содержание, которое в них имеется, название каждого средства. Выделяют ту запись, которая будет сделана на доске, а также то, что будет записано учащимися в тетрадях. Письменные задания вносят в конспект полностью в том виде, в каком они должны быть выполнены учащимися. [6] .

В конспекте после проведения урока выделяют то, что не получилось, на что не хватило времени на уроке. Это необходимо для самоанализа и для того, чтобы не забыть дополнить на следующем уроке. Успех урока обеспечивается при условии, когда учитель в полной мере владеет техникой и методикой его проведения.

После того как конспект составлен, готовят к уроку запланированное оборудование, проверяют, получается ли эксперимент. После такой подготовки учитель может проводить урок [7, 9].

Таким образом, непременным атрибутом организации урока является составление его конспекта, что обеспечивает  эффективность преподавания.


Организация учебной деятельности на уроке

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы - фронтальная, индивидуальная и групповая [5]. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая - самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. [6].

При изучении нового материала и его закрепления наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, а вот применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Лабораторные работы организуют фронтально, однако и здесь надо искать возможности максимального развития каждого ученика. Можно работу заканчивать ответом на вопросы-задания различной степени сложности. Таким образом, удается оптимально сочетать на одном уроке лучшие стороны разных форм обучения [10].

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.           В качестве       таких      заданий   может  быть   работа  с учебником,

 другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении. [6].

Современный урок

Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основания для будущего [12].

На школьную педагогику ложатся сложные, ответственные и разнообразные задачи. Каким же образом учитель может с ними справиться? Что нужно знать, как строить процесс обучения? Безусловно, современному учителю необходимо связать воедино три компоненты:

  1. глубокое знание предмета, умение увлечь им учеников, заинтересовать, показать «изюминки» именно своей дисциплины;
  2. понимание психологических особенностей учеников, как отдельно каждого ребенка, так и коллектива, с его общей коллективной психологией, нравами, традициями, идеалами и ценностями.
  3. обладать специальными педагогическими знаниями, т. е. знать не только чему учить, но и как учить, владеть педагогическими технологиями, методиками и приемами. Постоянно совершенствовать эти методики и приемы [8].

                  а) Особенности и требования к современному уроку химии

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Особенности современного урока:

  1. Основная форма взаимодействия учителя и ученика - сотрудничество. Учитель не излагает на уроке готовое решение, а ставит проблему. Урок становится инструментом совместного поиска решения этой проблемы, причем разными видами технологий.
  2.  Современный урок отражает реальную жизнь.
  3.  Использование интегрированного урока. Объединение естественно научных дисциплин (физики, химии, биологии, географии) для исследования единого объекта.
  4.  Групповая форма обучения, взаимообучение в группах, в целом отражает практику реальных научных исследований.
  5. Современный урок насыщен разнообразными  материалами на печатной основе (инструкции, алгоритмы, сборники задач, таблицы).
  6.  Несмотря на разнообразие технологий, стержнем урока остается личность учителя!!!

Общие требования к современному уроку химии:

  1. Направленность на достижение конкретных целей обучения, воспитания, развития учащихся.
  2. Научность содержания: теоретически и методологически правильное раскрытие основных теорий, законов, понятий, фактов химии, указанных в школьной программе, показ их в развитии по мере продвижения учащихся в учебном познании.
  3. Использование всех возможностей содержания и методов обучения для развития интереса учащихся к учению, логического мышления, творческих способностей.
  4. Использование новейших достижений науки, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
  5. Реализация на уроке в оптимальном отношении всех дидактических принципов и правил.
  6. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
  7. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
  8. Связь с ранее изученными знаниями и умениями.
  9. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

10)Эффективное использование педагогических средств.

11)Связь с жизнью, личным опытом учащихся.

12)Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

13)Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

14)Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

15)Привитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке в ее фронтальных, групповых и индивидуальных формах [9].

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитать, развить. С учетом этого  требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требования.

К дидактическим требованиям относят:

  • Четкое определение образовательных задач каждого урока.
  • Внедрение новейших технологий познавательной деятельности.
  • Рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов.
  • Творческий подход к формированию структуры урока.
  • Научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования включают:

  • Внимательное и чуткое отношение к учащимся.
  •  Соблюдение требований педагогического такта.
  • Сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
  • Формирование и постановка реально достижимых воспитательных целей.

К развивающим требованиям относят: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности.

Кроме перечисленных требований к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, этические и т.д.

Проблема совершенствования урока является важной проблемой учебно-воспитательного процесса в школе. Наибольшее внимание при этом уделяется, прежде всего, поиску путей использования новых методов и форм  организации учащихся на уроке [1, 6, 9, 10, 11].

б) Многообразие форм  и технологий современных уроков

        Используя принципы личностно - ориентированного обучения и деятельностный подход к обучению современная дидактика предлагает разновидности форм уроков, такие как:

  1. Мастерская (Приложение 4);
  2. Игровое обучение;
  3. Модульное обучение;
  4. Обучение в сотрудничестве (Приложение 5);
  5. Групповое обучение;
  6. Технология развития критического мышления (ТРКМ);
  7. Метод проектов;
  8. Портфолио
  9. Педагогическая мастерская.

в)   Из опыта работы :

Цель , которую перед собой ставлю практически на каждом уроке повысить интерес к предмету , вовлечь ребят в активную деятельность .

( Слайд № 1-3 ) Ученики приходят к нам на урок  с переключенным вниманием , поэтому основной задачей для  является переключить мозговую дорожку на восприятие химического материала  . Мощным «детонатором» , который помогает им проникнуть  внутрь , а там «взорваться» , является интерес . ( Слайд №4). Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых , более эффективных технологий .

      В  своей  практической работе учителя химии ,  активно на уроках приме    

      няю элементы инновационных технологий :

( интеграционной  , проблемного обучения  ,элементы   технологий  укрупнения дидактических единиц  ,  элементы  технологии разноуровнего обучения ,  здоровьесберегающей технологии  , элементы АСО , исследовательской  работы , составление опорных конспектов , технологию составления  сенквейна .)

I .  Использование элементов интеграционной  образовательной технологии.

        Наряду с дифференцированным подходом к обучению учащихся все большее распространение в школах получает интеграция  учебных дисциплин .( Слайд № 5)   .

   (Слайд №6) )  Пропедевтическая химическая подготовка  учащихся осуществляется на уроках природоведения  в 5 классах . Химические знания вводимые на  этих этапах  обучения служат  формированию у учащихся  первоначального  представления  о мире . В процессе пропедевтической подготовки учащиеся получают представления о составе и своиствах некоторых веществ , о первоначальных сведениях о химических элементах , символах химических элементов , химических формулах , простых и сложных веществах, химических явлениях , реакциях соединения и разложения . Знакомство учащихся с этими вопросами в начальной и основной быстрее перейти к рассмотрению химических явлений на основе учения о строении вещества. (Слайд № 6  А, Б,В, ).

Элементы интеграционной технологии используются при изучении  химии в старших классах  Это активные формы обучения : уроки , лекции, семинары. Теоритический материал излагается «блоком». Используется  двукратное обьяснение :сначала в форме лекций с демонстрацией опытов и применением средств наглядности , затем кратко , с выделением опорных знаний и вычленением наиболее существенного в изложенном . Основные направления работы на семинаре  определяются девизом . Например: «Опыт –основа жизни , «Все познается в сравнении», «Практика –есть критерий истины» . Лекции проводятся вводные, текущие , заключительные .  

II. Использование на уроках элементов технологии проблемного обучения . ( Слайд № 7 )

Проблемное обучение -развивающее обучение. Главное при осуществлении проблемного обучения – проанализировать содержание , чтобы обнаружить в нем проблемы, а затем их выстроить в порядке подчинения друг другу . Элементы проблемного обучения пронизывают весь курс химии , особенно органической . Например , на уроке по теме : «Электролиты и неэлектролиты» после демонстрации опыта по электропроводности растворов формулируется проблема : (Слайд №7 А )  исходя из строения соединений солей и оснований , определить , что у них общего и сделать вывод об электропроводности их  растворов )  . На этом же уроке другой проблемный вопрос :  (Слайд №7  Б )   будет ли электропроводной система , образованная утем смешивания с водой сульфата бария , гидроксида железа(III) ) . При формировании у учащихся понятия «неэлектролиты»  им предлагается проблемный вопрос: (Слайд №7 В) можно ли на основании строения молекулы сахара и спирта , установить почему их растворы не проводят электрический ток.) На уроках по другим темам аналогичным образом создаются проблемные ситуации , ставятся проблемные вопросы и идет поиск путей разрешении проблем.

III.  Использование на уроках элементов технологии укрупнения дидактических единиц .

(Слайд № 8) Элементы технологии укрупнения дидактических единиц  использую  при изучении разделов  «Металлы» и «Неметаллы» . Три программные темы  «Подгруппа углерода» , «Подгруппа азота» и «Подгруппа кислорода»  объединяются на основе идей параллельного структурирования и объединения дидактических единиц обучения. Это возможно потому , что , изучая подгруппы химических элементов , прорабатываются одни и те же  структурно-родственные понятия , обладающие  информационной общностью.  Такой подход при изучении темы дает  возможность устанавливать зависимость  между составом и своиствами веществ. Появляется возможность многократного повторения с учащимися основного материала . Создаются условия для организации самостоятельной работы  учащихся с опорой на раннее изученный материал, есть возможность для взаимообучения  ребят в группах , парах, для организации индивидуального  и дифференцированного обучения . Это позволяет освободить время для проведения семинаров – практикумов. При изучении материала составляются опорные конспекты. Они необходимы для обобщающих выводов.

IV. Применение на уроках элементов разноуровнего обучения .

( Слайд № 9) Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, в соответствии с их наклонностями , интересами и возможностями . Это  обусловлено спецификой предмета . У одних учащихся  усвоение химии связано со значительными трудностями , у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета . Проблему прочности знаний по химии можно решить через технологию уровневой дифференциации. (Пример проверочной работы по теме: «Соединения химических элементов»

      Вариант  А ( продвинутый)

(нестандартные задания творческого характера)

1.Используя периодическую систему хим.эл-тов Д.И.Менделеева, определите формулы 5 бинарных соединений, определите степень окисления, назовите эти вещества .

Вариант В ( общий)  

   (стандартные задания, содержащие эл-ты усложнения)

   1.Составьте формулы оксидов азота, в которых азот проявляет степени  

      окисления +1, +2, +3, +4 ,+5.

2.Распределить вещества по классам, напишите их формулы: серная кислота, оксид магния, нитрат цинка, хлорид алюминия, гидроксид натрия, азотная кислота .                    

Вариант С

(включает репродуктивные задания)

1.ПО формулам распределите вещества по классам: K2O, KCl, KOH, HCl, MgSO4 , Ca(OH)2 .    

V. Использование элементов  технологии игрового обучения .    

 ( Слайд №10  )  Элементы  этой технологии способствуют повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и позновательной активности   . Игра на уроке активизирует мысль и разряжает обстановку .  Нередко проводим деловые игры , в которых учащиеся выступают в роли лаборантов , технологов предприятий , экологов и др. Чаще это уроки связанные с экологическими темами . Пример обобщающего урока  «Королевство химических формул» провела в виде  урока-путешествия . В игровой форме провожу чаще уроки в 8-9 классах : уроки-сказки , брейн-ринги, общественный смотр знаний и др. Элементы игрового обучения  повышают интерес к предмету и помогают достичь прочного усвоения знаний по предмету.

    Важным акцентом на каждом уроке должен быть  элемент здоровьесберегающей технологии . Релаксации и снятию психологической нагрузки способствуют физкультминутки.

    VI. Применение  элементов  информационно – коммуникативной технологии .  ( Слайд № 11)

   Возможности  предоставления информации на компьютере настолько богаты , что позволяют изменять и бесконечно обогащать  содержание образования . Компьютер  может выступать , и как источник  учебной  информации , и как наглядное  пособие, и как средство контроля, а также как тренажер.  Информационные технологии делают уроки яркими и содержательными , развивают познавательные способности  учащихся и их творческие силы . Эти задачи решаются  через технологию мультимедийных уроков  . Применение на уроках интерактивных презентаций , созданных учителем , поволяет эффективно проводить проверку выполненных заданий и убедиться в правильности ответа . Интернет –ресурсы , образовательные сайты как информационное поле , позволяющее получить дополнительную информацию по темам урока. Используя учебное электронное пособие  «Химия 8-11»  «Виртуальная лаборатория» с помощью компьютерного сопровождения  я провожу демонстрацию химического эксперимента , который в силу опасности  для здоровья детей или трудности выполнения в условиях школьной лаборатории , не может быть проделан на уроке. ( Слайд №11  - опыт)  Наблюдать за опытом интересно не только ученикам , но  учителю( плюс в качестве эксперимента и в экономии времени). Таким образом , использование компьютерных технологий дает увеличение плотности урока  без ущерба  качеству усвоения и вызывает интерес учащихся к предмету.

VII. Элементы технологии проектного обучения занимают важное место  при проведении  уроков химии  ( Слайд №12)

VIII. Элементы Адаптивной системы обучения ( АСО). Это новая модель организации обучения . Она основана  на самостоятельной работе учащихся . На каждом уроке учитель чему-то обучает всех ( сообщает новое, обьясняет , демонстрирует, показывает, тренирует), а затем работает в индивидуальном режиме( управляет самостоятельной работой , осуществляет контроль и работает индивидуально, отключая по очереди ребят от самостоятельной работы). Учащиеся могут работать в трех режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально , и самостоятельно под руководством учителя. Основным признаком работы этой системы является  увеличении времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление , активизировать мыслительные процессы за счет проблемности и обобщенности   изложения , высокой эмоциональной речи.

  В каждом ученике  живет страсть к открытиям и исследованиям .

(Слайд №14) В моей педагогической деятельности имеют место уроки-исследования , где предметом ученического исследования является  «переоткрытие» уже открытого в науке , вместе с тем для ученика выполнение исследовательского  задания является познанием еще не познанного. Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию.( исследовательские работы ребята защищают на уроке или выносим обсуждение и защиту на м/о естественных наук.

  При объяснении нового материала и закреплении привлекаю ребят к работе с художественной литературой (Слайд№15) . В кабинете пополняется папка «Стихи о химии» . Для соотношения новой информации с системой прежних знаний  провожу на уроках работу с обобщающими таблицами. Важным моментом в работе  связано с решением задач . Учу решать задачи не только по алгоритму . но и самим  составлять задачи . Одним из путей развития познавательного интереса на уроках химии я  вижу в использовании на обобщающем уроке закрепления знаний типа: кроссвордов, ребусов , чайнвордов. (Слайд №16 +,  папочка «Кроссворды» , «Ребусы» ) такие задания способствуют усвоению определенных химических величин , понятий , законов, запоминаний фамилий ученых ,  приборов и тд.

 Для того чтобы у ученика было достаточно опорных знаний , без которых он не может продвинуться в учении , использую работу с опорными конспектами.

( Слайд №17) Опорные конспекты  позволяют ученику составить  план изучения химического явления или закона . а также при необходимости очень быстро выполнить и повторить пройденный мтериав следующих классах . Например , конспект по теме «Скорость химических реакций»  можно использовать и в 9 и в 10 классах (  демонстрация папки с  опорными конспектами ).

      Для того,  чтобы  проверить и скорректировать знания учащихся по какой либо теме , работаю с карточками- тестами . ( демонстрация)  Они позволяют учителю выявить степень обученности учащихся , их уровневую подготовку.

   Работая в старших классах , не обхожу  вниманием творчески зачетную систему . Научить школьника всему , что понадобится в жизни , нельзя ; можно и нужно научить самостоятельно добывать знания , работая с книгой и другими источниками информации . Известно ,что знания должны постоянно пополняться , что на уроке важно не только и не столько  «передать» их, сколько учиться черпать их из разнообразной литературы , а не только из учебника . Поэтому я читаю лекции и оставляю в них «Белые пятна» , которые ученики должны дома заполнить. ( демонстрация творческих работ учащихся)

Способность резюмировать информацию в нескольких словах- это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии , основанном на богатом понятийном запасе. С этой точки зрения интересна творческая форма  рефлексии- синквейн. (Слайд №    ) .  Слово синквейн происходит из французского , которое означает «пять». Синквейн – это стихотворение , состоящее из 5 строк. Написание синквейна является формой свободного творчества., требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные  элементы, делать выводы и кратко их формулировать. ( демонстрация папки с синквейнами) .  Ключивыми понятиями моей работы являются понятия «Интерес» и «Технологии» .

 Синквейн  слова  « интерес»

                           1. «Интерес»

                  2. химический , лабораторный,

3.слушает, наблюдает ,познает.

4. и к снежным вершинам и к тайным глубинам,

5.нас приведет.

Подводя итог представленного опыта работы с элементами инновационных технологий в обучении химии  предлагаю рефлексию- синквейн  слова  «Технология»

  1. «Технология»( тема)
  2. инновационные, интерактивные (описание темы)
  3. развивают, активизируют , способствуют( описание действий)
  4. развивают творческую мышлительную деятельность( отношение к теме))
  5. компетентность ( синоним , повторяющий суть темы)

Таким образом , применяя инновационные технологии мы повышаем компетентность учащихся , развиваем творческую мыслительную деятельность , активизируем способности, повышаем эффективность обучения предмету. И сами , как учителя, совершенствуемся и развиваемся.

.        Использование технических средств, использование методик и рекомендаций  

        способствует проведению качественного урока, однако никакая техника, никакие    

         методики не дадут результата, если учитель не найдет общего языка, общего интереса с  

         учениками, не станет для них другом, примером для подражания. Для этого у него есть 45  

         минут учебного времени на каждом уроке.

Современная педагогика освободилась от ряда стереотипов и не только разрешает, но и рекомендует вариативные методы проведения уроков. Например, могут включать в курс – экскурсии, проводимые вне стен школы, лекции, к которым привлекаются высококлассные специалисты, демонстрации фильмов и видеоматериалов, даже уроки- концерты, подготовленные учениками.

Для повышения эффективности преподавания школа обеспечивается комплексом технических средств. Так, уроки химии немыслимы без проведения лабораторных работ. Для таких уроков важно наличие реактивов, колб, пробирок  [7].

Особое значение в наше время приобретает использование на уроках  электронных носителей с записью виртуальных химических опытов . Их использование позволяет задействовать несколько органов чувств, повышает интерес к предмету.

Особая роль отводится использованию компьютеров в образовательном процессе. Не касаясь собственно предмета информатики, отмечу, что компьютер применяю  часто  на уроке,  использую мультимедийные компакт-диски. Важное значение в современном мире имеет умение найти информацию. Сегодня основным источником информации наряду с книгой становится сеть Интернета. Способность быстро найти нужную информацию, использовать ее необходимо для успеха дальнейшей работы. Есть уверенность, что в дальнейшем использование компьютера на различных уроках приобретет популярность [8].


Заключение

Урок - это целостная функционирующая система, где необходимо детально продумывать все этапы, цели, структуру и схему урока. Любой урок нуждается в модернизации, совершенствовании форм  учебной деятельности. Чем урок разнообразней, тем он интересен для учителя и учеников. Учитель не освобождается от своей основной функции – учить, и  начинает учить по-новому,  а урок остается.

Использование технических средств, использование методик и рекомендаций способствует проведению качественного урока, однако никакая техника, никакие методики не дадут результата, если учитель не найдет общего языка, общего интереса с учениками, не станет для них другом, примером для подражания. Для этого у него есть 45 минут учебного времени на каждом уроке.

В данной работе рассмотрела урок, как форму обучения. Выяснила, что урок наиболее распространенная форма  обучения, но типы уроков необходимо по возможности разнообразить. Рассмотрела механизмы взаимодействия всех типов уроков и их значение в воспитании и развитии учащихся, а также убедилась на опыте работы  , что использовании на уроках самых современных технологий делает урок интересным и качественным.

Таким образом, только при выполнении обозначенных требований урок приобретёт статус наиболее эффективной формы обучения и осуществит свою миссию.


Литература:

  1. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Современный урок.- М.: Учитель, 2004. - 194 с.
  2. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока - М.: Учитель, 2003.
  3. Онищук, В.А. Урок в современной школе.- М.: Просвещение. 1985
  4. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. М.-Л..,1949 г.-Т.2, 6.
  5. Подласый, И.П., Педагогика. М., 1999
  6. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока.- М.: Просвещение, 1984.
  7. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Не совсем обычный урок. Воронеж - 2006 – 172 с.
  8. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение,1995г.
  9. Николаева, Л.С., Лесных, Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. Специалист. 1992., № 2.
  10. Поташник, М.М., Левит, М.В. Как подготовить и провести урок (современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2006. 144 с.
  11. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе.- М.,2000


                                                                                                           Приложение  №1

Дата: …

Класс: 8 класс

Тема урока: «Оксиды, их классификация и химические свойства».

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

  1. Вспомнить понятия об оксидах.
  2. Рассмотреть классификацию и химические свойства оксидов.
  3. Закрепить знание химической номенклатуры для бинарных соединений.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
  2. Оксиды, повторение и проверка знаний учащихся 

Уч-ль: Ребята, вам известны множество оксидов с первых уроков химии. Давайте вспомним определение и некоторые их названия.

Оксидами называются соединения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород.

Например:FeO – оксид железа (2); Р2О5 – оксид фосфора (3); Cu2O- оксид меди (1); Н2О- оксид водорода (вода)…

Особую группу кислородных соединений элементов составляют пероксиды. Обычно их рассматривают как соли пероксида водорода Н2О2 

  1. Классификация и химические свойства оксидов:

По химическим свойствам оксиды делятся на три группы:

        Основные оксиды. Основными называются такие оксиды, которым соответствуют основания. Например: Na2O, CaO, FeO  являются основными оксидами, так как им соответствуют основания NaOH, Ca(OH)2, Fe(OH)2. Некоторые основные оксиды при взаимодействии с водой образуют основания:

Na2O+H2O=2NaOH, CaO+ H2O= Ca(OH)2

Другие основные оксиды непосредственно с водой не взаимодействуют, а соответствующие им основания получаются из солей:

NiSO4+2NaOH=Ni(OH)2+Na2SO4 

Основные оксиды образуются только металлами.

        Кислотные оксиды:  кислотными  называются такие оксиды, которым соответствуют кислоты. Например: Р2О5; CO2, SO2- кислотные оксиды, так как им соответствуют кислоты H3PO4, H2CO3, H2SO3. 

Большинство кислотных оксидов при взаимодействии с водой образуют кислоты:

SO3+H2O=H2SO4, CO2+ H2O= H2CO3

Некоторые кислотные оксиды с водой не взаимодействуют. Однако сами они могут быть получены из соответствующей кислоты:

H2SiO3=SiO2+H2O

Кислотные оксиды образуются неметаллами и некоторыми металлами.

        Амфотерные оксиды: амфотерными называют такие оксиды, которые в зависимости от условий проявляют основные или кислотные свойства, т.е. обладают двойственными свойствами. К ним относятся некоторые оксиды металлов: ZnO, Al2O3, Cr2O3 и др.

Амфотерные оксиды с водой непосредственно не соединяются, но они реагируют и с кислотами и с основаниями:

ZnO+2HCl=ZnCl2+H2O,

Основные, кислотные и амфотерные оксиды называются солеобразующими. Все они обладают способностью образовывать соли ( при взаимодействии с кислотами или основаниями).

Важнейшие химические свойства оксидов обусловливаются их отношением к кислотам и основаниям.

  1. Основные оксиды взаимодействуют с кислотами, образуя соль и воду

FeO+H2SO4=FeSO4+H2O

  1. Кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями, образуя соль и воду

SO3+2NaOH=Na2SO4+H2O

  1. Взаимодействие основных и кислотных оксидов приводит к образованию солей

CaO+CO2=CaCO3

Подробней о свойствах оксидов вы прочитаете дома в учебнике, а сейчас давайте решим задачу.

  1. Расчеты с использованием формул оксидов

Задача: Какой объем займут 66 мг оксида углерода (4) при н.у.? Какому количеству вещества соответствует данная масса? Сколько молекул СО2 содержится в этом объеме? Сколько атомов каждого элемента содержится в данном объеме?

Дано: m(СО2) =44 мг

Найти: V-?, n-?, N(CO2)-?, N(C)-?, N(O)-?

Решение:

  1. Рассчитаем молярную массу оксида: М(СО2) =(12+2*16)мг/моль =44 мг/моль
  2. 44 мг СО2 занимают объем    -      22.4 мл

66 мг        Х мл

Х=33.6 мл

44 мг СО2 составляют- 1 моль

66 мг                              Х моль

Х=1,5 моль

  1. 44 мг СО2 содержат -6*1020 молекул

    66мг                                    Х молекул

Х= 9*1020 молекул СО2

  1. в 1 молекуле СО2- 1 атом С и 2 атома О

     в 9*1020 молекул СО2- такое же число атомов С и в 2 раза больше атомов кислорода

N( C) = 9*1020 атомов, N(О)=18*1020 атомов

Ответ: V=33.6 мл, n=1,5 моль, N(CO2)=9*1020, N(C)=9*1020, N(O)=18*1020

  1. Домашнее задание

Прочитайте параграф 45, выполните упр. 1,4,5, повторить параграф 24.


Приложение 2

Дата: …

Класс: 8 класс

Тема урока: «Электролитическая диссоциация».

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цели урока:

  1. Сформировать понятия об электролитах и неэлектролитах.
  2. Ввести понятие «степень электролитической диссоциации» и рассмотреть классификацию электролитов (слабые и сильные).

Оборудования и реактивы: Прибор для определения электропроводности растворов с электрической лампочкой. Растворы кислот, щелочей, солей одинаковой конц., раствор сахара, спирт.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Здравствуйте. Садитесь.
  2. Записываем в тетрадях тему сегодняшнего урока: Электролитическая диссоциация.

Уч-ль: Ребята, тема новая и достаточно сложная. Мы все помним, что все химические соединения по типу связи делятся на 2 большие группы – ионные и ковалентные. Соединения с ковалентной связью в свою очередь делятся на полярные и неполярные. Вы уже знаете ребята, что различный способ связи обуславливает различные их свойства, различный тип решетки. Но это оказывается не все. Различия соединений с ионной и ковалентной связью проявляется также в особенностях их водных растворов.

Существуют р-ры, способные и неспособные проводить эл. ток. Проверим на опыте: для этого нам понадобится прибор для испытания электропроводности. В первую очередь, проверим что дистиллированная вода не проводит эл. ток. Кристаллы NaOH (или NaCl) также неэлектропроводные. А вот если растворить их в дистиллированной воде, то полученный р-р проводит эл. ток, лампочка ярко загорается. Также проводят эл. ток имеющиеся р-ры кислот, солей, щелочей. А вот такие органические вещества как спирт, р-р сахара ток не проводят, т.к. в этих соединениях ковалентная слабополярная связь. Ребята запишите полученные результаты в тетрадях. Опытным путем мы убедились, что вещества делят на две группы электролиты и неэлектролиты.

Уч-ль: Скажите пожалуйста, какие в-ва называют электролитами?

У-ки: Электролитами называют в-ва растворы которых проводят эл. ток. Например: р-ры кислот, щелочей, и почти все соли.

У-ль: В нашем опыте те вещества которые являются электролитами, проводят эл. ток за счет того что в водном р-ре они диссоциируют на ионы. Процесс распада электролита на ионы называется электролитической диссоциацией. Запишем уравнения р-ий этого процесса:

CuSO4Cu2++SO42-             HCl  H+ + Cl-                    NaOH Na++OH-

Р-р глюкозы  и спирт не проводят эл. ток, сл-но являются неэлектролитами.

У-ль: Какие в-ва называют неэлектролитом?

У-ки: Неэлектролиты - это вещества, растворы которых не проводят эл. ток. Например:р-р сахара, спирт, водород…

У-ль: При диссоциации вещества распадаются на ионы. Общие свойства некоторых классов неорганических соединений обусловлены наличием в их растворах одинаковых ионов.

Растворы всех кислот содержат ион водорода, поэтому для них характерны общие свойства, такие как:     Кислый вкус; Разъедающие действия на растительных и животных тканях; Изменение окраски индикатора (лакмус-красный); Способность взаимодействовать с металлами, их оксидами, основаниями и солями.

Растворы щелочей содержат гидроксид ион, для них характерны: Мылкость на ощупь; изменение окраски индикатора (лакмус - синий); Разъедающие действия на растительных и животных тканях; Способность взаимодействовать с кислотами, кислотными оксидами, растворами солей.

У-ль: Электролиты по способности диссоциировать на ионы при растворении делятся на сильные и слабые.

Слабые электролиты при растворении под действием растворителя распадаются на ионы не полностью, т.е. в растворе присутствуют недиссоциированные молекулы. Процесс диссоциации слабых электролитов обратим, т.к. при столкновении ионы легко ассоциируются: CH3COOH  CH3COO- + H+

В растворе укс. кислоты присутствуютацетат ионы и ион водорода. Они могут столкнуться, и снова образуется молекула укс. кислоты т.е. произошла ассоциация- процесс одратный диссоциации.

При растворении сильных электролитов диссоциация происходит полностью, все молекулы распадаются с образованием ионов: КВг=> K++Br -

У-ль: Важной характеристикой электролитов является степень диссоциации.

Степенью диссоциации называется отношение числа распавшихся на  ионы молекул (n) к общему числу растворенных молекул (N).

 Ст.дис. обозначается греческой буквой альфа и измеряется в долях единицы: от 0 (дис-ии  нет) до 1 (все молекулы дис-ся); или в % от0 до100%

Например, если степень диссоциации составляет 40%, значит, что из каждых 100 молекул на ионы распались 40.

  1.  Домашнее задание:

К следующему занятию выучите все определения, которые мы записали в тетрадях; повторите параграфы 36-38,


Приложение 3

Дата: ...

Класс: 8 класс

Тема урока: Контрольная работа. по теме: «Химические реакции»

Тип урока: урок проверки и оценки знаний.

Цели урока: Проверка знаний и умений, учащихся по пройденному материалу.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Здравствуйте. Садитесь.
  2. Контрольная работа

Вариант 1

Приведены схемы реакций. Составьте уравнения химических реакций и укажите их тип:

  1. оксид фосфора (5) + вода  фосфорная кислота
  2. соляная кислота + алюминий  хлорид алюминия + вода
  3. нитрат серебра + хлорид железа (3) хлорид серебра + нитрат железа (3)
  4. гидроксид цинка (2)  оксид цинка (2) + вода

Задача 1. Рассчитайте объем углекислого газа (н.у.), полученного при полном сгорании 2,4 г углерода.

Задача 2. Какое количество вещества и масса железа потребуется для реакции с 16 г серы? Схема реакции: Fe + S = FeS

Вариант 2

Приведены схемы реакций. Составьте уравнения химических реакций и укажите их тип:

  1. оксид серы (4) + вода  сернистая кислота
  2. серная кислота + цинк  сульфат цинка + водород
  3. азотная кислота + гидроксид хрома (3) вода + нитрат хрома (3)
  4. гидроксид железа (2)  оксид железа (2) + вода

Задача 1. Рассчитайте объем водорода (н.у.), полученного при взаимодействии 48 г магния с избытком соляной кислоты.

Задача 2. Вычислите массу натрия, необходимого для  получения 10,7 г хлорида натрия в избытке хлора. Схема реакции: 2Na + Cl2 = 2NaCl

Вариант 3

Приведены схемы реакций. Составьте уравнения химических реакций и укажите их тип:

  1. оксид кальция + оксид углерода (4)  карбонат кальция
  2. серная кислота + алюминий  сульфат алюминия + водород
  3. фосфорная кислота + гидроксид натрия вода + фосфат натрия
  4. азотная кислота  оксид азота(4) + вода+ кислород

Задача 1. Рассчитайте объем водорода (н.у.), полученного при взаимодействии 14,4 г цинка, содержащего 10% примесей с избытком раствора соляной кислоты.

Задача 2. Вычислите массу и количество вещества фосфора, необходимого для  реакции с кислородом объемом 11,2 л (н.у).


Приложение 4

Дата: ...

Класс: 9 класс

Тема урока: «Подгруппа азота».

Метод обучения: технология «мастерская»

Цели урока:

  1. Образовательные – сформировать знания об элементах подгруппы азота и их соединениях;
  2. Развивающие - развивать умения анализировать и обобщать, развивать речь учащихся и волевые усилия.
  3. Воспитательные - воспитывать личную ответственность перед другими учащимися, учить работать в командах.

Задачи урока:

  1. Дать характеристику элементам подгруппы азота.
  2. Изучить свойства простого вещества азота (N2).
  3. Рассмотреть свойства азотной кислоты и ее применение.

Ход урока:

Этапы

Деятельность уч-ля

Деятельность уч-ка

Организационный момент

Индукция (Учитель нейтрально произносит слово - азот)

Социализация

Социоконструкция

Афиширование

Социоконструкция

Афиширование

Резюме учителя

Афиширование

Резюме учителя

Социоконструкция

Афиширование

Резюме учителя

Самоконструкция

Социализация

Афиширование

Резюме учителя

Разрыв

Рефлексия

- Здравствуйте. Садитесь. Кто сегодня отсутствует на уроке? Кто дежурный? Начинаем урок.

- Ребята, на доске написана тема сегодняшнего урока «Подгруппа азота». Сейчас я предлагаю вам в тетради записать название темы, а затем все ассоциации, которые вызывает у вас эта тема. Работайте индивидуально, постарайтесь раскрепостить свое воображение.

- А сейчас покажите друг другу в паре свои ассоциации, зачитайте и разъясните, найдите общее в них.

- Теперь объединитесь в малые (4-6 чел) группы, найдите общее у пар участников и запишите на доске.

- Каждая группа зачитает свои ассоциации. Все остальные внимательно слушайте, затем будем задавать вопросы, если в этом возникнет необходимость

  • Теперь разделитесь па 4 команды. Каждой команде я выдаю карточку с изображением элемента, относящегося к подгруппе азота:  азот, фосфор, мышьяк, сурьма, висмут, Вы должны вспомнить все химические свойства элементов и записать их в тетради, и сравнить их свойства.

  • Ребята, садимся на свои места. Представители каждой группы представьте, пожалуйста, свои результаты.

  • Итак, ребята, подведем итоги вашей работы, Давайте посмотрим, правильно ли вы записали химические свойства. Для этого посмотрите на доску, на которой записаны правильные уравнения реакций.

Правильные уравнения:

1.        Взаимодействие азота с водородом:

N2+3H2=2NH3

2.        Взаимодействие азота с кислородом:

N2+O2=2NO

3.        Взаимодействие аммиака с кислородом:

4NH3+3O2=2N2+6H2O,
4NH
3+5O2=4NO+6H2O

4.        Взаимодействие аммиака с соляной кислотой:
NH
3+HC1=NH4C1
Исправьте свои ошибки и запишите выводы, к которым вы пришли.

-        Зачитайте свои выводы и поясните.

Рассмотрев химические свойства элементов, мы можем сделать вывод, что химические свойства элементов, входящих в подгруппу азота, схожи.

  • Теперь разделимся на 2 команды:

1 команда записывает свойства разбавленной азотной кислоты и ее применение; 2 команда записывает химические свойства концентрированной азотной кислоты и ее применение.

  • Представители каждой команды запишите, пожалуйста, свои варианты на доске

  • Молодцы! Займите свои места. А теперь давайте посмотрим, правильно ли вы записали химические свойства азотной кислоты. Для этого прочитайте §27 на странице 120 и запишите основные выводы в тетради.

  • Объединитесь вновь в группы и обсудите выводы, к которым пришел каждый из вас. Подготовьте обобщение изученного материала

Ребята, озвучьте свои выводы и обобщения.

-Молодцы! Таким образом, мы пришли к выводу, что азотная кислота обладает типичными свойствами, характерными для многих кислот, кроме того, азотная кислота имеет специфические свойства и широкое применение.

-Ребята, расскажите, что для вас значит азот. К следующему уроку напишите небольшие доклады об азоте

-Сядьте в круг, икаждый по очереди расскажите, к чему он пришел по итогам урока.

Приветствуют учителя, садятся.

Учащиеся открывают тетради, записывают название темы «Подгруппа азота» и ассоциации, связанные с ней.

Работа в парах, обсуждение ассоциаций и нахождение общих ассоциаций.

Обсуждают, оформляют на доске.

Учащиеся слушают, задают вопросы и получают обратную связь.

Ребята разделяются на 4 команды, обдумывают задания, анализируют, обсуждают, делают записи в тетрадях, сравнивают.

Рассаживаются по местам. Представители и из каждой группы зачитывают свои результаты.

Сравнивают свои уравнения реакций с правильными, исправляют ошибки и записывают в выводы.

Зачитывают, поясняют, задают вопросы.

Слушают учителя делают выводы

Делятся на 2 команды, записывают химические свойства и применение азотной кислоты

Представители записывают свои ответы на доске.

Читают текст, записывают выводы.

Объединяются в команды. Каждый озвучивает свои выводы. Обсуждают, находят общее. Готовят обобщение изученного материала

Озвучивают обобщения и выводы.

Слушают учителя

Рассказывают о своем личном результате


Приложение 5

Дата: ...

Класс: 8 класс

Тема урока: «Кислоты и их классификация»

Метод обучения: обучение в сотрудничестве.

Тип урока и форма его организации: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями кислот. Продолжить знакомство со сложными ионами на примере ионов кислотных остатков кислородных кислот. Продолжить формирование знания о различиях между зарядами ионов и степенями окисления, об индикаторах.

Задачи урока:

        а) образовательные – изучить состав, названия, классификацию и представителей кислот;

        б) развивающие – учащиеся должны развивать умения анализировать и обобщать, рефлексировать, слушать, развивать речь, волевые усилия;

        в) воспитательные – воспитывать личную ответственность и ответственность перед другими учащимися, научиться работать в команде.

Ход урока:

Этапы урока, методы, средства, приемы

Содержание урока

Речь учителя

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационное начало урока – 1 мин.

- Здравствуйте, ребята!

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя.

Пропедевтика (введение в тему) – 5 мин.

- Ребята, попробуйте на вкус драже аскорбиновой кислоты. Он кислый, отсюда и название класса: «Кислоты». Но ни один химик не подумает распознавать, таким образом, кислоты – это может быть смертельно опасно! Ведь к ним относят и , и страшную . Существуют иные способы.

Раздает ребятам по таблетке (драже или несколько кристалликов аскорбиновой или лимонной кислот) и просит попробовать на вкус. Остерегает ребят!

Пробуют на вкус драже.

Настрой на изучение новой темы.

- Сегодня на уроке мы познакомимся и поведем разговор о кислотах, их составах, классификации. Разберемся с названиями кислот и узнаем любопытные факты.

Определяет цель урока.

Учащиеся записывают в тетради тему урока.

Орг.момент – 2 мин.

- А знакомится с новым материалом мы будем, работая в малых группах. Я называю номер группы, он стоит на столе, и называю фамилии учащихся каждой группы.

Называет группу и фамилии учеников, входящих в эту группу (группа формируется следующим образом: один сильный, два средних и один слабый ученик).

Дети расставляют парты и рассаживаются по группам.

Психологический настрой педагогические установки на организацию работы на уроке – 1 мин.

- Открыли тетради, записали число и тему сегодняшнего урока: «Кислоты».

- Итак, ребята, девиз нашего сегодняшнего урока «Один за всех и все за одного».

- Каждый из вас сегодня будет выступать то в роли учителя, то в роли ученика. Мы работаем малыми группами, где каждый будет учить каждого, поэтому и группа будет получать одну на всех оценку.

- А для этого, каждый член группы должен хорошо знать материал, т. к. при подведении итогов, я могу спросить любого ученика и на любой вопрос и по его ответу оценю работу всей группы.

Дети записывают в тетрадях число и тему урока.

Распределение ролей в группе –

1 мин.

- Для того чтобы работа была слаженной и результативной, давайте распределим роли в группе. Роли записаны на доске. Даю вам одну минуту, чтобы вы их распределили (Роли: командир – отвечает за слаженность в команде, редактор – проверяет правильность выполнения, ответственный за общение – отвечает за культуру общения и своевременное оказание взаимопомощи, организатор – отвечает за активную деятельность в команде каждого ученика).

Распределяют роли.

1 задание

Цель: изучить материал.

- Возьмите все учебники. Каждый прочитайте материал §26.

Наблюдает за работой учащихся.

Читают материал.

2 задание

Цель: разделить параграф на смысловые части. Озаглавить каждую часть.

- Прочитали? А теперь всей группой распределите параграф на три смысловые части и попытайтесь их озаглавить.

Отвечает первая, вторая, третья группы.

Направляет деятельность учащихся, наблюдает за работой групп.

Распределяют текст на смысловые части и озаглавливают каждую часть.

Представитель каждой группы называет части и их названия.

Работа каждого ученика над своей частью.

- Распределите между собой эти части. Каждый пусть более подробно изучит свою часть и отберет дополнительный материал, касающийся вашей части, для того чтобы стать экспертом по этой части.

Наблюдает за работой групп.

Распределяют части между собой. Читают свою часть и дополнительный материал.

Встреча экспертов

- А сейчас ребята, мы проведем встречу экспертов. Для этого организуем новые группы. В первую группу, приглашаются те, кто работал над первой частью, во вторую – над второй частью, в третью – над третьей частью.

- Обсудите и сравните свои мысли по поводу материала и выводов вашей части, и составьте рассказ, который вы представите в своей группе.

Подходит к группе экспертов, слушает, направляет их деятельность и помогает выделить главное в случае затруднения.

В группе экспертов обсуждают основные моменты по своей части и выделяют то главное, о чем будут рассказывать в группе.

Первичное закрепление материала в группах

Цель: обсудить содержание новой темы в группе.

- Встреча экспертов закончилась. Все возвращаются в свои группы.

- А теперь ребята, каждый из вас расскажет в своей группе свою часть, начиная с первой. Не забывайте, что вы все сегодня учителя. Научите так своему материалу каждого члена группы, чтобы он мог его воспроизвести и ответить на вопросы. А остальные внимательно слушают, чтобы не подвести своих товарищей при опросе учителя.

Наблюдает за работой групп.

Каждый рассказывает свою часть материала.

Закрепление материала

Цель: основные выводы, связанные с новой темой.

- Итак, давайте подведем итоги изучения сегодняшнего материала.

- Для этого я буду задавать вопросы, и спрашивать любого ученика.

Вопросы:

1) Укажите основные формулы и названия кислот и охарактеризуйте их состав.

2) Дать определение понятию «кислота».

3) Назовите классификацию кислот.

4) Каким образом можно распознать кислоты?

5) Назовите отличие между степенью окисления и зарядом ионов. И поясните на примере.

6) Назовите правило разбавления .

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы

Ответы:

1) HCl, , , , , , , ,  (называют их). В них обязательно входит водород – он определяет особый признак кислот – основность. Вся остальная часть молекул называется кислотным остатком. Состав кислотных остатков различен: в одни остатки входит кислород, в другие нет.

2) Кислота – это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка.

3) Кислоты можно классифицировать по двум признакам:

  1. по числу атомов водорода (одноосновные, двухосновные, трехосновные).

  2. по наличию кислорода в кислотном остатке (бескислородные, кислородные).

4) Распознают кислоты с помощью индикаторов.

5) Число видов С. О. в соединении равно числу элементов в составе вещества, число видов ионов равно числу частей вещества. Так, для :

  а) заряды ионов -

  б) С. О. -

6) В стакан наливаем воду, а затем тоненькой струйкой льем  и перемешиваем ее. Т. к. разбавление  сопровождается большим выделением тепла (энергии).

Рефлексия

Цель: самоанализ и самооценка своей деятельности и знаний по новой теме.

- А теперь давайте подведем итоги того, как удалась работа в группах, умеем ли мы учить друг друга.

- А для этого, я попрошу ответить мне на следующие вопросы:

1) Как удалось достигнуть высоких результатов? (отвечает организатор).

2) Какие записи были сделаны в тетради и у всех ли были сделаны? (отвечает редактор).

3) В каких выражениях велось обсуждение? (отвечает ответственный за общение).

4) Какие трудности испытывали при изучении нового материала (отвечает командир).

5) Что вам дала сегодняшняя работа? (отвечает каждый).

Организует рефлексию, задавая ребятам наводящие вопросы.

Отвечают на вопросы.

Оценивание результатов работы учащихся.

- На основе ваших ответов, вашего самоанализа, я оцениваю вас следующим образом.

Оценивает учащихся.

Организованный конец урока – 1 мин.

- Ребята, я предлагаю вам выполнить домашнее задание: прочитать §26 (стр.85 ) и ответить на вопросыв конце параграфа, выполнить упр.1-3.

- На этом наш урок закончен. Я благодарю вас за хорошую эффективную работу.

Записываю домашнее задание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие интереса к предмету на уроках химии через нетрадиционные формы работы"

Познавательные химические диктанты по органической химии, по теме:"От углеводородов до альдегидов"....

Организационные формы обучения

В статье описываются способы организации учебного процесса и учебно-прозводственного труда обучающихся и формы руководства их деятельностью....

Методы и организационные формы обучения информатике

Краткая характеристика основных методов обучения информатики...

Организация работы учащи.хся на уроках химии в режиме дистанционного обучения

В настоящее время школа стремительно меняется. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития.  Мои дистанционные уроки построены на идеях с...

Повышение интереса обучающихся к химии через разные формы работы.

Повышение  интереса обучающихся   к химиичерез  разные  формы  работы. О.А. СеребровУчитель химии МОУ Большееланская СОШПервая квалификационная категорияЕ.А. Серебро...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ХИМИИ В 11 КЛАССЕ

Материалы из опыта работы по использованию стратегии "активной оценки" в процессе преподавания химии...

Урок- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения

Данная статья «Урок – основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» представляет собой описание инновационных технологий с опорой на личный педагогический опыт.Что такое и...