Организационные формы обучения
статья по теме

В статье описываются способы организации учебного процесса и учебно-прозводственного труда обучающихся и формы руководства их деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizacionnye_formy_obucheniya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ СПО «Омский техникум строительства и лесного хозяйства»

Капустянская Н. В.

Статья

Организационные формы обучения

Длительное время учебно-воспитательный процесс был направлен в учебных заведениях на стандартизацию, как личности обучающегося, так и мастера производственного обучения. Сами учебные заведения превратились как бы «в маленькую модель государства. К сожалению, до сих пор в профессиональных учебных заведениях сохранился такой подход к учебно-воспитательному процессу. Необходимость разнообразия форм диктуется также и разнообразим тем задач, которые призывны решать СПО в условиях современного социально- экономического развития общества. Широкое внедрение прогрессивных форм организации труда в промышленном производстве оказывает влияние на формы организации учебной деятельности учащихся, подготовку их к работе не только в процессе производственного обучения, но и теоретического. На практике наблюдается противоречие между требованиями к подготовке обучающихся и реально сложившейся практикой обучения. Правильная организация деятельности обучающихся в значительной степени способствует их подготовке к работе на производстве. В связи этим проблема форм обучения и форм учебной деятельности учащихся в СПО приобретает актуальность.

В современной педагогической литературе содержание и понятия « форма организации обучения« раскрыто неоднозначно и имеет разные подходы к выделению главных признаков, отличающих его от других педагогических понятий. Различное толкование ведущих признаков форм организации обучения привело к различным их классификациям. Приведем некоторые из них:

Урок - основная форма организации обучения. Остальные внеурочные: домашняя работа, факультативные занятия; производственная практика на предприятии; семинарские занятия; практикумы.

В перечне есть одна общая особенность: представленные организационные формы выступают как определенный компонент обучения, их нельзя одновременно отнести, например, к методам обучения, поскольку реализуются все названные формы различными методами, в зависимости от целей. Организационные формы, являясь компонентом обучения, отражают варианты возможных взаимодействий между преподавателем и учащимися в процессе их совместной работы. Определяет общие формы организации обучения:

  1. Групповое взаимодействие. Характерно для фронтального обучения. Информация исходит от одного, а остальные ее воспринимают. При этом характер взаимодействия сохраняется как в процессе общей работы слушателей целой группы, так и в процессе их совместной дифференцированной работы в выделенных подгруппах. Как показывает результаты исследований, фронтальное обучение эффективно:

–при введении новых понятий и изучения их признаков;

– при знакомстве обучающихся с алгоритмами определенных действий;

– при подведении обучающихся к самостоятельным выводам в процессе обобщения и систематизации полученных знаний;

– при необходимости получения мастером оперативной информации об общем ходе усвоения нового материала в учебной группе и т.д.

Взаимодействие между обучающимися и мастерами осуществляется через участие каждого в беседах, при ответе на поставленные вопросы, при высказывании собственного мнения в процессе общего обсуждения каких-то положений или результатов деятельности.

  1. Парное взаимодействие. Характерно для индивидуального обучения. В этом случае преподаватель взаимодействует с одним обучающимся, который в зависимости от цели взаимодействия либо получает информацию по выполнению задания, либо отчитывается о результатах выполнения.

Индивидуальное обучение направлено на развитие каждого отдельного обучающегося и осуществляется в соответствии с его учебными возможностями (сложность содержания, объем, темп и.т.д.)

  1. Динамическое парное взаимодействие (всевозможные динамические парные сочетания учебной работы обучающихся, т.е. взаимообучение).

Это - оригинальная форма организации обучения. При которой состав пар постоянно меняется так, что каждый обучающийся, работая поочередно со всеми, выступает в роли не только обучаемого, но и обучающего.

Данная форма организации деятельности обучающихся заметно способствует решению важнейших дидактических задач: повышению знаний и развитию интеллектуальных умений, учащихся, формированию активно - позитивного отношения к учению. Применение коллективной формы организации деятельности обучающихся является одним из существенных средств всестороннего развития личности обучающегося, способствует решению учебных и воспитательных задач. В процессе взаимообучения внимательное отношение друг к другу, чувство ответственности за свою работу и работу товарищей, самоуважение.

  1. Самостоятельная работа обучающихся при посредственном руководстве мастера характерна для опосредованного обучения. В отличие от трех, рассмотренных выше организационных форм непосредственного обучения самостоятельная работа обучающихся выполняется ими без личного контакта с мастером. При этом самостоятельная работа обучающихся может выполняться как на уроке (работа с различными дидактическими средствами, обеспечивающим самоконтроль), так и вне урока работа в библиотеке по определенной программе, согласованной с мастером.

Итак, каждый из приведенных выше четырёх вариантов взаимодействия мастера и обучающегося в процессе обучения представляет собой одну из общих организационных форм обучения. Взятые в системе с учетом взаимосвязей они, являясь относительно устойчивыми образованием, определяют организационную структуру обучения.

Система организационных форм обучения в профессиональном заведении должна отражать всё новое, прогрессивное, что рождается сегодня в практике обучения и воспитания. Необходимо отказаться от устаревших стереотипов в организации обучения. Вместе с тем это вовсе не означает категорического отказа обо всех имеющихся традиционных форм обучения. Так, в настоящее время основной формой организации обучения продолжает оставаться урок. Так как пока нет экономической возможности отказаться от классно-урочной системы, дающей каждому учащемуся равные возможности привить определенный круг знаний, умений и навыков.

Список использованной литературы

  1. Опопренко О.В. «Проверка знаний, умений и навыков учащихся в средней школе» - М , 1995.
  2. Махмутов М.И. «Современный урок и пути его организации». М. 2003
  3. Галышева А.С. «Особенности организационный форм обучения» М- 2009г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и организационные формы обучения информатике

Краткая характеристика основных методов обучения информатики...

Система использования методов, средств, организационных форм обучения, педагогических технологий

Цель моей педагогической деятельности – организовать физическое воспитание с учащимися таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему  использ...

Методы и организационные формы обучения

В 7 лет ребенок поступает учиться в школу, что кардинально меняет социальную ситуацию его развития. Школа становится центром его жизни, а учитель - одной из ключевых фигур, во многом заменяющей родите...

Курсовая работа : «Повышение интереса к уроку химии– основной организационной форме обучения»

Работа содержит теоритический материал  , важное место в курсовой работе отводится   практике - ( блоку из опыта работы)...

Неоднозначность понимания сущности организационных форм обучения

Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия орг...

Организационные формы обучения основам безопасности жизнедеятельности.

Организационные формы, методы, приемы и средства обучения основам  безопасности жизнедеятельности....