Неоднозначность понимания сущности организационных форм обучения
статья

Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия организационные формы обучения.

Форма  (от лат. forma) – наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок. Форма предмета, процесса, явления обусловлена их содержанием и, в свою очередь, оказывает на них обратное влияние. Существуют различные определения организационных форм обучения, которые содержат те или иные отличительные признаки формы. Как правило, перечисляемые признаки организационных форм обучения совпадают. По мнению М.А. Молчановой, наиболее плодотворным подходом к определению категории «организационные формы обучения» является диалектическое единство содержания и формы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Абаимова Т.А.

Неоднозначность понимания сущности организационных форм обучения

Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия организационные формы обучения.

Форма  (от лат. forma) – наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок. Форма предмета, процесса, явления обусловлена их содержанием и, в свою очередь, оказывает на них обратное влияние. Существуют различные определения организационных форм обучения, которые содержат те или иные отличительные признаки формы. Как правило, перечисляемые признаки организационных форм обучения совпадают. По мнению М.А. Молчановой, наиболее плодотворным подходом к определению категории «организационные формы обучения» является диалектическое единство содержания и формы. Содержание и форма – это философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания.

Как указывает И.М. Чередов,  формы организации обучения выполняют интегративную функцию, поскольку в них в упорядоченном виде входят основные элементы процесса обучения. Форма организации в данном случае рассматривается как социальная конструкция, которая характеризует «внешнюю» сторону процесса обучения обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом. Именно форма определяет, каким образом должен быть организован учебный процесс.

Анализируя данный педагогический феномен И.Ф. Харламов, например, считает, что понятие формы организации обучения «не имеет» в дидактике достаточно четкого определения… Многие ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории». Так, Ю.К. Бабанский под формой организации обучения понимает внешние выражения какого-либо содержания, отмечая, что формы организации обучения входят в операционно-деятельностный компонент процесса обучения и представляют собой внешние выражения согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Поэтому термин «форма» употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, таким образом, с понятием «структура».

Б.Т. Лихачев рассматривает форму обучения как «целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся». С.А. Смирнов под формой обучения понимает «способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения». В учебных пособиях Н.А. Сорокина, М.Н. Скаткина, И. Я. Лернера под формой обучения понимается определенный порядок и установленный режим совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

В.И. Андреев, в свою очередь, выдвигает следующее, более полное определение: «Форма организации обучения -это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов, и результатов обучения».

Форма обучения, отмечает Б.Т. Лихачев, реализуется как органическое единство содержания, обучающих средств и методов, так как единичная и изолированная форма обучения имеет лишь частное обучающе- воспитательное значение.

В настоящее время существуют разнообразные формы организации воспитательно-образовательного процесса, классификация которых проводится по различным основаниям. М.И. Махмутов и С.А. Смирнов особо подчеркивают, что в дидактике есть необходимость указать на различия терминов, включающих слово «форма»:

форма обучения (педагогическая технология);

форма учебной деятельности учащегося

форма организации текущей учебной работы класса, группы.

Ч. Куписевич и И.П. Подласый предлагают классификацию формы обучения по следующим показателям:

количество учащихся, участвующих в процессе обучения (коллективные, индивидуальные формы);

место организации учебы (школьные и внешкольные);

продолжительность учебных занятий (классные и внеклассные мероприятия), классический урок – 45 мин, спаренное занятие – 90 мин, спаренное укороченное занятие – 70 минут, а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

 По утверждению современных исследователей И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, в дидактике признается наличие трех наиболее известных основных систем организационного оформления педагогического процесса, отличающихся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности учеников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним отнесены: индивидуальное обучение; классно-урочная система; лекционно-семинарская система.

Представляют определенный интерес исследования современных дидактов, в частности Т.И. Шамовой, которые утверждают, что организационные формы обучения могут быть объединены следующими общими целями:

1.Освоение новых знаний. В этом случае целесообразны следующие формы – школьная учебная, проблемная лекция, экскурсия, лабораторная работа, учебный трудовой практикум.

2.Закрепление знаний, формирование навыков и умений – практикум, лабораторная работа, семинар, консультация.

3.Выработка умений целесообразно, самостоятельно применять знания в комплексе новых ситуаций – семинары, диспуты, дискуссии, ролевые и учебно-деловые игры.

4.Обобщение единичных знаний и их систематизация – конференции, уроки – обобщения, семинары.

  1. Определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками – урок контроля и коррекции знаний, коллоквиум, семинар-зачет, общественный смотр знаний.

Наиболее распространена классификация форм учебных занятий А. В. Усовой.  Формы   организации   учебных занятий по основной дидактической цели делятся на четыре следующих вида:

1.Формы теоретического обучения. 2. Формы смешанного обучения.

3.Формы практического  обучения. 4.Формы трудового обучения.

Каждая форма выполняет свои специфические функции, не присущие другим формам учебных занятий.

Основные признаки форм организации учебных занятий следующие:

- состав учащихся (класс, полкласса, группа по интересам);

- место    проведения    (классная    комната,    физический кабинет, актовый зал, строительная площадка, природа, научно-исследовательская лаборатория, цех завода и т.п.);

- время    проведения    (по    стабильному    или    особому расписанию, во внеурочное время);

-материальная   база   (оборудование   кабинета   физики, научно-популярная литература, вырезки из газет и журналов, самодельные схемы, таблицы, коллекции, макеты, действующие модели);

- виды   деятельности  учащихся   (слушание   объяснения учителя, наблюдения за демонстрационными опытами, решение задач,   самостоятельная   работа   с   учебником   и   приборами, участие в собеседовании по общим для всего класса вопросам, подготовка и выступление с докладом или сообщением, участие в обсуждении докладов, сообщений);

- виды      деятельности       учителя       по       управлению познавательной    и    практической    деятельностью    учащихся (объяснение нового  материала,  организация  самостоятельной работы, собеседования, обсуждения докладов, проверка знаний и   умений   учащихся,    систематизация,    обобщение   знаний, консультации).

        Роль и значимость разнообразных форм организации учебных занятий в практике обучения определяющая. Именно от выбранной формы занятий зависит достижение поставленных целей.

Библиография

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития: Учеб. пособие для вузов.- Казань, 2000.-608с.

2. Звягин А.Н. Формы организации учебных занятий в средней школе, способствующие систематизации знаний учащихся: Метод. Рек. В помощь учителю сред. Шк. И студентам педвузов/ЧГПУ.- Челябинск, 1978.-22с.

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. -256с.

      4.Куписевич Ч. Основы общей дидактики – М.: Высш. шк., 1986. – 367с.

 5. Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения физики в современной школе: Избранное/ ЧГПУ - Челябинск,2000.-221с.

7. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. – СПб: Питер,2001. – 544с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационные формы обучения

В статье описываются способы организации учебного процесса и учебно-прозводственного труда обучающихся и формы руководства их деятельностью....

Методы и организационные формы обучения информатике

Краткая характеристика основных методов обучения информатики...

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Система использования методов, средств, организационных форм обучения, педагогических технологий

Цель моей педагогической деятельности – организовать физическое воспитание с учащимися таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему  использ...

Методы и организационные формы обучения

В 7 лет ребенок поступает учиться в школу, что кардинально меняет социальную ситуацию его развития. Школа становится центром его жизни, а учитель - одной из ключевых фигур, во многом заменяющей родите...

Курсовая работа : «Повышение интереса к уроку химии– основной организационной форме обучения»

Работа содержит теоритический материал  , важное место в курсовой работе отводится   практике - ( блоку из опыта работы)...

Организационные формы обучения основам безопасности жизнедеятельности.

Организационные формы, методы, приемы и средства обучения основам  безопасности жизнедеятельности....