Конспект урока литературы в 7 классе «Легендарный поэт Дагестана» (по творчеству Расула Гамзатовича Гамзатова)
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Рассоленко Светлана Александровна

Конспект урока по литературе в 7 классе "Легендарный поэт Дагестана" (по творчеству Расула Гамзатовича Гамзатова) о жизни и творчестве великого поэта.

Цель: развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения; развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста; развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии; воспитывать любовь к природе;

Задачи урока: формировать умения грамотно излагать свои мысли,  творчески подходить к выполнению домашнего задания, работать самостоятельно, развивать монологическую речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_tvorchestvu_rasula_gamzatova.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе

учителя русского  языка и литературы МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново

Рассоленко Светланы Александровны

«Легендарный поэт Дагестана»

(по творчеству Расула Гамзатовича Гамзатова).

Цель: развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения; развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста; развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии; воспитывать любовь к природе;

Задачи урока: формировать умения грамотно излагать свои мысли,  творчески подходить к выполнению домашнего задания, работать самостоятельно, развивать монологическую речь.

Предметные УУД: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Метапредметные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок 

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: усвоение нового материала.

Методы:  частично-поисковый, словесный, демонстраций.

Приемы: выразительное чтение, постановка вопросов, беседа.

Оборудование: портрет Расула Гамзатова, книжная выставка (издание произведений Расула Гамзатова), стенд, оформленный учащимися, аудиозаписи песен на стихи Р. Гамзатова, документальный фильм «Кавказец родом из Цада», «Краткий путеводитель в мастерскую поэта Расула Гамзатовича Гамзатова» (Приложение)

Ход урока.

Оформление: портрет Р.Гамзатова, тематическая книжная выставка «Горящего сердца пылающий вздох», посвященная жизни и творчеству Расула Гамзатова, издание произведений Р. Гамзатова.

I. Организационный этап. Здравствуйте, ребята.  Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

На доске эпиграф :

«Вся жизнь моя – в моих стихах»

                                           Расул Гамзатов

Учитель: Так говорил лучший и любимый сын дагестанского народа Народный поэт Дагестана Расул Гамзатович Гамзатов, которому в этом году исполнилось бы 100 лет со дня рождения. Его стихи облетели весь мир, потому что они созданы сердцем и душой, в них поэт пишет о своей жизни.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, вы знаете, что наша страна является многонациональным государством. На территории России проживает более 190 народностей, и для каждого человека наша земля - родной дом. Мы должны интересоваться и знать литературу других, братских нам народов, уважительно относиться к народному достоянию.

Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством Расула Гамзатовича Гамзатова - народного дагестанского поэта, автора огромного количества стихов и песен, обогативших культуру многонациональной России. Песни на его стихи Р. Гамзатова столь органично вошли в сознание народа России, что по праву считаются общенациональными российскими шедеврами.

III. Первичное усвоение новых знаний.

(звучит мелодия к стихам Р. Гамзатова).

Учитель: Расул Гамзатович Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в горном селении Цада, которое находится в Дагестане, в семье народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. Воспоминания детства Расул Гамзатович выразил в стихотворении «У очага»

Ученик:

Дверцы печки растворены, угли раздуты,

И кирпич закопчён, и огонь тускловат,

Но гляжу на пламень, и кажется будто

Это вовсе не угли, а звёзды горят

Звёзды детства горят, звёзды неба родного

Я сижу у огня, и мерещится мне,

Будто сказка отца вдруг послышалась снова,

Песня матери снова звенит в тишине.

Полночь. Гаснет огонь. Затворяю я дверцу –

Нет ни дома, ни пламени, нет никого.

Что осталось? Тепло, подступившее к сердцу,

Песня матери, сказка отца моего.

                                                                                              («У очага»)

Учитель: Отец был первым учителем в поэтическом творчестве Расула. Из его уст он услышал народные легенды, сказки, а отцовские стихи знал наизусть. Отец был больше, чем наставник. Позже Расул станет подписывать свои стихи именем отца – Гамзатов (сын Гамзата).

Ученик:

Лишь ступив на житейскую сцену

В предназначенной роли, старик,

Я отца настоящую цену

Поневоле с годами постиг.

И любовь, и терпенье, и слово,

И крутая тропа в вышине

Воедино сливаются снова

Потому, что отец мой во мне.

                                                                            («Стихи о Гамзате Цадасе»)

Учитель: Учителями своими Расул Гамзатов считал и учителей «школы Гасана», которая открывалась в Цада, как очаг ликвидации неграмотности, и куда отец отвёл сына в 5 лет. Красоту русского языка открыла там Расулу русская женщина Вера Васильевна, которой он посвятил такие строки:

Ученик:

Вспоминаю себя семилетним пострелом

В дальнем горном ауле осенней порой.

На меня, как родная, она посмотрела

Та приезжая женщина с речью чужой.

Первый русский урок позабыть я могу ли?

День погожий в сиянье сквозной синевы

Друг наш, Вера Васильевна, в горном ауле

Двадцать лет прожила ты – посланец Москвы.

                                                                   («Вера Васильевна»)

Учитель: Закончена школа, Расул поступает в Аварское педагогическое училище в городе Буйнакск. После его окончания Расул Гамзатов возвращается в свою школу учителем. Он пишет стихи и не думает о том, что поэтическому творчеству надо ещё учиться. Спустя некоторое время он поступил на службу в Аварский государственный театр в качестве помощника режиссера, а потом устроился заведующим отделом в дагестанскую газету «Большевик гор», где также работал собственным корреспондентом. Дальше судьба его привела на дагестанское радио, и он некоторое время был редактором передач. В это время в жизни Расула Гамзатова происходят важные события: переезд в Махачкалу, выход первой книги на родном языке. А в стране уже полыхает Великая Отечественная война. Война – большое личное горе Гамзатова. Погибли два его родных брата.

Ученик:

Я не забыл глаза скорбящей мамы.

И горький взгляд Гамзата Цадаса,

Когда плясали строки телеграммы

В ладонях потрясённого отца.

Судьба несла нам новую утрату:

В том сорок третьем памятном году.

                                                                   («Брат»)

Учитель: Но эти строки он пишет спустя 35 лет. Он не позволил своей боли выплеснуться тогда, понимая, что жертвы несёт весь народ, каждый аул, в который приходили похоронки. Тот 1943 памятный год ознаменуется рождением Расула как поэта. Выйдет его первая книга на русском языке «Пламенная любовь и жгучая ненависть». Поэт говорил, что это была самая незрелая, но зато самая первая книга. В стихах нет крика и причитаний. Им движет достоинство горца, который никогда на людях не уронит слезу.

Ученик: 

Говорят, что посмертно

Тела наши станут землею.

Я поверить готов

В немудреную эту молву.

Пусть я стану частицей

Земли, отвоеванной с бою,

Той земли, на которой

Сейчас я всем сердцем живу.

(Отрывок из стихотворения «Говорят, что посмертно»)

Учитель: «Держа под мышкой несколько собственных книг, поэму «Дети Краснодона», имея в кармане членский билет Союза Советских писателей и скудное количество денег, я приехал в Москву, чтобы поступить в Литературный институт им. Горького», - вспоминает Расул Гамзатов. Он стал одним из первых дагестанцев, кому довелось учиться в литературном институте. В 1950 году после окончания университета начинается его литературный путь, приходит известность. Первые стихи книги «Песни гор» полюбились читателям за мудрость и щедрость души.

Ученик: Р.Гамзатов отрывок из стихотворения «Мой Дагестан»

Когда я, объездивший множество стран,

Усталый, с дороги домой воротился,

Склонясь надо мною, спросил Дагестан:

«Не край ли далекий тебе полюбился?»

На гору взошел я и с той высоты,

Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:

«Немало краев повидал я, но ты

По-прежнему самый любимый на свете.

Учитель: Особое место в творчестве поэта занимает тема любви: к матери, женщине, любимой. Эта лирика близка своим теплом, чистотой. Мать Расула Гамзатова Хандулай – типичная горянка, мать пятерых детей. Держала на своих плечах весь дом, следила, чтобы всегда горел огонь в очаге. Но своим примером она показывала необходимость перемен в жизни женщины гор: садилась за парту, отказывалась от устаревших традиций. Была мудрой, понимающей людей в горе и радости.

Ученик:

Все то, что мной написано доселе,

Сегодня до строки готов отдать

За песню ту, что мне у колыбели

Вблизи вершин ты напевала, мать.

Там, где вознесся к небу сопредельный

Кавказ, достойный славы и любви,

Не из твоей ли песни колыбельной

Берут начало все стихи мои?

«Автограф на книге, подаренной маме»

Учитель: Известие о смерти матери пришло, когда Гамзатов был в Японии. Чувство раскаяния и мольбы о прощении приходят к поэту над могилой матери. Обращаясь ко всем детям, у кого матери еще живы, он говорит:

Ученик:

Если стали сердцем вы суровы,

Будьте, дети, ласковее с ней.

Берегите мать от злого слова,

Знайте, дети ранят всех больней.

Учитель: Всем известно стихотворение «Журавли», ставшее песней – реквиемом. Оно было написано в 1965 году в Хиросиме. Гамзатов увидел проект памятника японской девочке с журавликом в руках. Узнав ее историю, он был взволнован. Девочка лежала в госпитале. В надежде на выздоровление делала бумажных журавликов. Их должно было быть 1000. Но она не успела, умерла. В день, когда поэт узнал эту историю, в небе Японии появились журавли. И пришло сообщение о смерти матери поэта. По дороге домой он думал о матери, о девочке с журавликами, о братьях, не вернувшихся с войны, и так родились стихи «Журавли».

(звучит песня «Журавли»)

Учитель: Как и все горцы, Гамзатов высоко ценит настоящую дружбу. О наставнике – друге, который был, как надлежит учителю, олицетворением совести, строгим судьей, поэт пишет:

Ученик:

Тяжелых льдов не растопить слезами,

Ты не зови друзей своих былых,

Они с коней живыми не слезали

И клятв не нарушали боевых.

Ушли друзья, ушли невозвратимо.

Их не вернешь ни зовом, ни мольбой.

И, раньше срока став седее дыма,

Я голову склоняю пред тобой.

Учитель: Сегодня мы говорили о Расуле Гамзатове как о живом. Встречая свой 80–летний юбилей, поэт просил у судьбы, у Бога ещё хотя бы год жизни, чтобы привести в порядок свои «земные» дела. Но жизнь распорядилась иначе… 3 ноября 2003 года поэт занял место в журавлином клине бессмертия. Восемь десятилетий своей жизни на земле он сумел использовать сполна. Он создал столько великих творений, что современникам и потомкам нужны еще долгие годы, чтобы осмыслить и оценить это бесценное наследие.

О жизни и творчестве Р. Гамзатова созданы кинофильмы «В горах мое сердце», «Кавказец родом из Цада», «Наш Расул» и другие. Сейчас мы посмотрим фрагмент документального фильма "Кавказец родом из Цада" (Учащиеся смотрят фрагмент кинофильма)

IV.Первичная проверка понимания.

Учитель: Сейчас мы проверим, что нового вы узнали  о жизни и творчестве Гамзатова. Перед вами на партах лежит  краткий путеводитель в мастерскую поэта Расула Гамзатовича Гамзатова. (Приложение )

Откройте его и заполните кроссворд. (Учащиеся заполняют кроссворд)

V.Первичное закрепление.

Учитель: Мы сегодня слушали песню на стихи Р. Гамзатова «Журавли». Благодаря этому стихотворению Р.Гамзатов получил широкую известность. Внимательно послушайте это стихотворение еще раз и заполните таблицу, определив художественные средства, которые автор использует для передачи своих чувств. 

(Учащийся читает наизусть стихотворение «Журавли»)

- Каким вы видите лирического героя?

-  Почему стихотворение называется «Журавли»?

- Какие изобразительно- выразительные средства есть в стихотворении?

- Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?

-В задании №2 краткого путеводителя вам необходимо заполнить таблицу. (Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу (см. Приложение 1))

VI.  Домашнее  задание.

  1. Подготовить сообщение «Чему научил нас Р.Гамзатов» или  написать мини- сочинение на тему «Какой бы памятник я поставил Р.Гамзатову?»
  2.  Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта.

VII. Рефлексия.

- Что вы узнали  о Расуле Гамзатове?

-  О чём писал поэт?

-Какие стихотворения вам особенно запомнились и почему?

Хотелось бы закончить наш урок словами аварской поэтессы и писательницы Фазу Алиевой: «Расул Гамзатов – поэт со своей яркой художественной позицией. Для него характерно обострённое восприятие жизни: любить – так любить, ненавидеть – так ненавидеть. Он – поэт жизни, видит жизнь подробно, детально, осязаемо, конкретно…»


Приложение

«Краткий путеводитель в мастерскую поэта Расула Гамзатовича Гамзатова»

Задание №1

Разгадайте кроссворд. 

По горизонтали:

  1. В какой город  переезжает Р. Гамзатов после ВОВ.
  2. Кем работал Р.Гамзатов  в газете «Большевик гор».
  3. Какое творческое имя заимствовал Р.Гамзатов у своего отца.
  4. Во сколько лет Расул Гамзатов написал свое первое стихотворение.

По вертикали:

  1. Где Р.Гамзатов работал редактором передач.
  2. Помощником кого был Расул Гамзатов в Аварском государственном театре.
  3. В какое училище поступил поэт, окончив 8 классов.
  4. В каком селе родился Расул.
  5. Кто вручил Гамзатову орден Андрея Первозванного в 2003 году.

Задание №2.

Внимательно прочитайте стихотворение Р.Гамзатова и заполните таблицу.

ЖУРАВЛИ

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю эту полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?

Сегодня, предвечернею порою,

Я вижу, как в тумане журавли

Летят своим определенным строем,

Как по полям людьми они брели.

Они летят, свершают путь свой длинный

И выкликают чьи-то имена.

Не потому ли с кличем журавлиным

От века речь аварская сходна?

Летит, летит по небу клин усталый –

Летит в тумане на исходе дня,

И в том строю есть промежуток малый –

Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.

Тема

Предмет изображения

Чувства (ноты)

Художественные средства,

лексика

Задание №3

Нарисуйте Ваши ассоциации к стихотворению «Журавли»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Конспект урока литературы по теме «Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь, творчество. Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством поэта; развивать у учащихся способность понимания художественного текста, учить работе с текстом, используя исследовательский метод.Оборудование: ноутб...

Конспект урока литературы 11 класс. Творчество Валерия Брюсова

Конспект урока литературы. Творчество Валерия Брюсова. Особенности поэтики....