Возможности поисково-иследовательской деятельности в формировании уважительного отношения к исторической памяти малой родины
статья (краеведение) по теме

Десятникова  Марина Александровна

Представлен опыт работы по организации индивидуальной поддержки школьников  в гражданском самоопределении  через вовлечение их в поисково-исследовательскую деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_poiskovo-issledovat._deyatelnosti.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Десятникова  Марина Александровна

Возможности  поисково-исследовательской  деятельности  учащихся   в формировании уважительного  отношения к исторической  памяти

малой  родины.

                                                                                                 «…Хоть мала моя малая родина,

                                                                                                      Но с нее начинается Русь .»

                                                                                                                                   Н.Крючков

   Еще К.Д.Ушинский  говорил  о том,  что в качестве  основы  для изучения  Отечества  необходимо  развивать у детей  «инстинкт местности», где они  живут, т.е. сознание  непосредственного  окружения  и умение  сопоставлять  его с изучаемым материалом.

Наш  комплексный  краеведческий   музей   «История села Лаишевка», основанный в 1980 году,   прослеживает  историю родного села  и близлежащих  населенных пунктов  Подгородной Каменки и Протопоповки  со второй половины 17  века  до настоящего  времени. Его  тематические экспозиции  «Интерьер крестьянской избы нач. ХХ века», «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны», «Наши села в ХХ веке» используются  на уроках исторического краеведения в 6-9 классах, при проведении классных часов и других внеклассных мероприятий  с 1по 11 класс.

    Но в  этой статье   я хочу   поделиться опытом  работы по  осуществлению индивидуальной поддержки  школьников в гражданском самоопределении через  вовлечение их в  поисково-исследовательскую деятельность. Эта деятельность, направленная  на  изучение материалов фондов школьного музея, их   пополнение и оформление новых экспозиций,  позволяет создавать условия для самоопределения школьников в гражданских ценностях.

В  подростковом возрасте  происходит  становление  осознания своего  «Я» с гражданских позиций : ученик,   представитель  национальности; сын, внук, племянник; сосед, односельчанин. При выполнении  этих  социальных  ролей   формируется  гражданская  позиция  наших  учеников, их  отношение  к  стране, которую считают  своей Родиной. Каким  будет это отношение: пренебрежительным, равнодушным или  же   трепетным?  Одним из возможных путей формирования  уважительного отношения к  стране, ее прошлому и настоящему  я   считаю  изучение  исторических  корней  своей семьи, села, своего  народа. Ведь  дорожим  мы всегда тем, что  нам близко и  понятно, что является родным. И не случайно слова «родное» и «Родина»- однокоренные.  Интерес к теме краеведческого  исследования   возникает ,если  она  близка  ребенку, связана  с его    личным   социальным опытом, желанием  узнать  исторические корни той социальной  среды, частью  которой  является он  сам. Наличие этих факторов позволяет формировать   устойчивый интерес  к историческому и культурному наследию.

Объектом  исследований  является история  наших сел - Лаишевки, Подгородной Каменки и  Протопоповки  с 1648г. до  ХХ в.. Изучаемые события и процессы обязательно рассматриваются в контексте с историей Симбирской губернии и всей страны.

       Умения, навыки, которые формируются в процессе поисково-исследовательской деятельности:

видеть  в окружающей действительности  широкий историко-культурный аспект;

 выявлять  предметы музейного значения в окружающем мире;

 -  навыки  общения  с культурным  наследием, навыки комплексной работы  с различными  типами исторических  источников;

- систематизировать и  критически анализировать  историческую  информацию для  решения исследовательских  задач;

 -  определять  и  аргументированно  представлять  собственное  отношение  к  изучаемому  явлению  или  событию;

- понимать историческую обусловленность явлений и событий.

   Мои    задачи  как руководителя состоят в следующем:

помощь в определении  целей и конкретных задач  исследования;

разработка алгоритмов и отбор оптимальных методов и приемов  деятельности;

оказание консультативной помощи при анализе источников и  систематизации  полученных результатов.

                                   Вот как выглядит система   исследовательской  работы

направления  исследовательской деятельности

           

 

     Работа в фондах                                                                          опросы  старожилов

     школьного музея                   села

           

                         работа  в фондах

                                                          областного архива

   

              АНАЛИЗ и СИСТЕМАТИЗАЦИЯ  ПОЛУЧЕННОЙ   ИНФОРМАЦИИ

                                                                                                                                         

                               

                                 

         НАПИСАНИЕ   и   ЗАЩИТА   РЕФЕРАТА, ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

          ПЕРЕДАЧА  СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА  И  РЕФЕРАТА В ФОНДЫ      

                                СЕЛЬСКОГО  КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

                                                                 

                      ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПОЛУЧЕННОЙ  ИНФОРМАЦИИ   ПРИ  

              ПОДГОТОВКЕ   СМЕННЫХ  ВЫСТАВОК, СООБЩЕНИЙ, ПРОВЕДЕНИИ    

               ЛЕКТОРИЕВ  И  ДР. МЕРОПРИЯТИЯТИЙ  МУЗЕЙНОЙ  ПЕДАГОГИКИ

В итоге, в процессе  такой   деятельности  у  учащихся  формируется  не только  устойчивая  положительная  мотивация  к  самостоятельной познавательной  деятельности, но  желание  сберечь  и передать  другим   найденную  информацию.

                                   Кто  участвует в  исследовательской работе?

 Таким  кропотливым трудом невозможно заниматься по принуждению или только ради хорошей оценки.  Историческое  исследование  будет успешным в том случае , если  объект  изучения  значим для ребенка ,а  сам процесс исследования для него не  только интересен, но и  доступен.  Поэтому  я   начинаю  готовить своих юных исследователей еще  в 5-7 классах.

В течение учебного года для ребят  этой возрастной  группы  организую такие  формы работы,  как:

фото вернисаж  «История моей семьи в фотографиях»;

сочинение  «Мои родные и близкие в годы  Великой Отечественной войны»;

выставка      «Наша семейная реликвия»;

выставка      «Из нашего семейного  архива»

акция          «Историческая  находка года» и др.

Почему  именно такие темы?  Я    считаю , что для ребенка  открытие родины, ее исторической памяти  начинается с истории его семьи, с того, что ему наиболее  близко  и дорого.

  На  этом этапе и выявляются  самые пытливые и любознательные, в каждом классе их набирается 4-6 человек. Моя   задача –  помочь им в их маленьких исследованиях, увлечь этой работой, постепенно усложняя задачи, развивать  аналитические способности.

На уроках истории, русского  языка и литературы  они являются лидерами  учебных микро-групп при работе  с документами  и  др. историческими источниками.

   В 8-11 классах задачи  для ребят усложняются: теперь они получают определенные темы для  исследования, а результаты  работы оформляют в  виде  рефератов или презентаций для отдельных уроков. И в этом случае я  стараюсь   подобрать ребенку такую тему, чтобы она была значимой для него (с исследуемым  периодом  связана история его семьи и т.д.).

 Материалы, собранные  в процессе этой работы, послужили основой для  написания учащимися  рефератов, конкурсных  творческих  работ  по краеведческой  тематике, презентаций  и  временных  выставок  в нашем   музее.

Из этих ребят формируется актив кружка «Музейное  дело », они  являются  членами  филологической  и исторической  секций   школьного  НОУ  «Поиск».  

   Задачи , которые решаются  в процессе деятельности этих секций:

-  совершенствовать  умения и навыки поисково - исследовательской деятельности;

-  развивать способность  осмысления  исторического прошлого  через изучение  событий и явлений , связанных с историей  своей семьи, родного села и  нашего края.

 Но наш коллектив не является замкнутым: в зависимости от направлений  и форм  работы  в его деятельность вовлекаются и другие учащиеся (кто-то временно,  у кого-то появляется устойчивый интерес к  краеведению), так постепенно  и происходит смена поколений   наших поисковиков-исследователей.

С 2004 г.  в фондах Государственного архива Ульяновской области

                                    нами   были  исследованы :

Ф 99- Директора народных училищ Симбирской губернии(1869-1917г.г..)

 Ф 176 – Симбирской  уездной  земской  управы   (1867-1918г.г.)

 ф 217-  Сельдинской  волостной управы     (1913- 1917г.г.)

 Ф Р-266  Симбирского уездного исполкома (1918- 1928г.г.)

 Ф  Р-328 – Сельдинского  волисполкома  Совета рабочих и    

                            крестьянских депутатов (1918-1928г.г.)

 Ф Р-345  - Ульяновской уездной земской управы (1917- 1928г.г.)

 Ф Р- 629   Подгородно- Каменского  сельского совета (1919- 1932 г.г.)

   Журналы  Симбирской уездной земской управы (1903-1911г.г.)

                   «Симбирские губернские ведомости» (1871- 1890 г.г.)

      Зерцалов А.Н. «Материалы для истории «Синбирска и его уезда»

   Газета         «Пролетарский путь»         1928-1936г.г.

 У ребят, участвующих в  этой  работе успешно формируются   такие предметные   компетентности как :

- историко  – познавательная,

- ценностно - мировоззренческая ,

- социально - коммуникативная,

- информационная ,

- компетентность в сфере самостоятельной , познавательной   деятельности .

Кроме того, у них развивается   интерес к  изучению  истории  своей малой   и большой Родины. Успешно формируется  императив подлинной гражданственности  и патриотизма на основе   усвоения  социального опыта, культурного наследия, общенациональных и  этнорегиональных  традиций.

Но главным результатом этой деятельности   является  формирование личностного  отношения к изучаемому событию или явлению, определение их  собственной позиции. Обычно я   прошу   ребят  это сделать  в заключении реферата или доклада. Вот некоторые из них:

 Михайлова Елена ,тема «Возникновение и  развитие  села Под. Каменка (1649-1861г.г.)»: 

«…Я выяснила, что моих  односельчан всегда отличали смекалка и умение трудиться. Недаром  каменские крестьяне  были самыми зажиточными в округе. С  гордостью осознаю, что первые  среди окрестных сел  церковь и школа появились  у нас. Но одновременно горько думать о том, что здания их в настоящее время приходят в упадок и разрушаются на глазах. Сможет ли  наше  поколение сберечь историческую память нашей малой родины? Что передадим мы  нашим детям  и внукам? Над этими вопросами не раз  задумывалась при работе над рефератом».

    Арсенина Елена, тема «Социально-экономическое развитие наших сел в пореформенный

                 период ( вторая половина  Х/Х- нач.ХХ в.в.)»:

 «Я думаю, что изучаемая мною тема  актуальна и в наше время, когда происходит смена экономических укладов и форм  собственности. Я пришла к выводу о том,  что успешное  развитие сельского хозяйства напрямую  зависит от экономической самостоятельности крестьянства».

 Долотцев Александр , тема «Коллективизация в  Подгородной  Каменке, Лаишевке и Протопоповке»: «Мы, молодое поколение ХХ1 века , должны сейчас научиться понимать и анализировать события  и явления из истории своей Родины для того, чтобы не допускать впредь серьезных  ошибок и просчетов».

Думаю, что этими строчками  и оценивается   результативность   поисково исследовательской  деятельности  старшеклассников.   Ребята    сумели  , глядя в прошлое, увидеть настоящее и задуматься о будущем.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Формирование уважительного отношения к учителю на примере произведений, изучаемых в курсе литературы в 5-9 классах"

Эта исследовательская работа рассматривает такие вопросы, как моральные ценности,  роль учителя в жизни человека, его роль в воспитании полноценной личности.В последнее время в России возникла пр...

Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...

Развитие нравственных устоев в семье путем формирования уважительного отношения к традициям и ценностям родного города

Выступление на родительском собрании. Цель: сформировать патриотическое отношение к малой Родине....

Внеурочное занятие «Листая мужества страницы» как средство формирования и сохранения устойчивой исторической памяти студентов

Изучение событий  Великой Отечественной войны позволяет сформировать гражданскую позицию современной молодежи,  через личностное восприятие событий военного периода. Статья отражает сценарий...

«Воспитание у детей уважительного отношения к историческим ценностям, через проведение мероприятий историко-патриотической направленности»

Уважение к прошлому, включающее в себя изучение, сохранение и разумное использование памятников местной истории, культуры, природы, свидетельствуют о высоких духовных потребностях общества.В детском м...

Лекция "Историческое место малой Родины. Алексеевская фабрика художественного ткачества"

На пологом берегу широкой Камы в ста километрах от столицы Татарстана – Казани среди многочисленных озер и заливных лугов расположился поселок Алексеевское. Незаметный за холмами  и извивам...

Презентация "Историческое место малой родины. Алексеевская фабрика художественного ткачества"

Ребята, ознакомьтесь с данной презентацией и добавьте свои впечатления в реферат, заданный вам в предыдущей лекции.  Напоминаю, что жду ваши рефераты на мою электронную почту garaninaa...