рабочая программа История Елабуги
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме

Парамонова Вера Михайловна

Программа курса для учащихся 7-х классов общеобразовательных школ «История Елабуги» является  программой  дополнительного образования детей, построена с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся 7-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_istoriya_elabugi.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

история Елабуги

Пояснительная записка

.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, говоря о приоритетных направлениях развития российского общества в области детства, отметил важный момент, как патриотическое воспитание.

Модернизация в российском обществе, в области образования  влияет за собой изменение стандарта знаний, которые усваивают учащиеся школ. Составной частью таких знаний все больше становятся  знание истории и культуры своей малой Родины. Изучение  истории и культуры родного края служит  развитию личности, его гражданской позиции и нравственности.

В проекте Концепции духовно – нравственного развития и воспитания  личности гражданина  России отмечено, что «наиболее системно , последовательно и глубоко духовно – нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни».Программа курса для учащихся 7-х классов общеобразовательных школ «История Елабуги» является  программой  дополнительного образования детей, построена с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся 7-х классов и рассчитана на 1 год обучения, всего 34 часа в год и направлена на реализацию Инновационной образовательной программы Министерства образования и науки РТ «История родного края», утвержденной в рамках Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килечек» - «Будущее».

История Елабуги – 35 часов, 1 час в неделю

Классы – 7А, Б, В

Цели и задачи курса:

  1. Обучающие:

-сформировать  умения сравнивать, сопоставлять события и факты;

-расширить и углубить  знания, полученные на уроках всеобщей и отечественной истории, литературы, музыки, ИЗО;

-помочь сформировать у учащихся целостное  восприятие истории, культуры родного края как части истории страны и мира, осознавать значимость наследия  родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

-научить  учащихся понимать  свою связь  с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовать с ним.

2. Развивающие:

-развивать аналитическое мышление, устную речь;

-формировать умения работы с различными источниками;

-формировать умения излагать свои мысли.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к истории своего края;

-воспитывать осознание необходимости сохранения историко – культурного наследия.

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

-основные этапы и ключевые события истории Елабуги с  древности до наших дней; выдающихся деятелей истории Елабуги;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

-изученные виды исторических источников;

уметь

-соотносить даты событий отечественно истории и истории Елабуги  с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-показывать на исторической карте территории расселения народов, города, места значительных исторических событий;

-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать ---описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

-давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

-осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного опыта;

-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

-обладать необходимыми коммуникативными умениями;

-осуществлять  контроль и самооценку;

-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

-использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Контролирующие элементы, заложенные в программе

I. Хронологические знания и умения:

1 Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
2 Составлять хронологические и синхронистические таблицы;
3 Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;
II. Знание фактов:

1 Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
III. Работа с источникам:

1 Читать историческую карту с опорой на легенду;
2 Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
3 Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.
4 Высказывать суждения о назначении, ценности источника;
5 Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
6 Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
IV. Работа с терминами и понятиями:

1 Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;
V. Работа с персоналиям

1 Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;
2 Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям


п/п

Раздел.

Тема урока

Кол.

часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащегося. Виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее

задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Вводный урок

1

урок усвоения нового материала

Знакомство с целями и задачами  курса «История Елабуги»; с учебным пособием, содержанием учебника

беседа

знакомство с задачами, целями курса «История Елабуги»; история Елабуги – часть истории России и истории Татарстана; характеризовать источники

написать мини-сочинение «Елабуга в моей жизни»

2

География и природа Елабужского края

1

урок формирования новых знаний

Географическое расположение и природа Елабужского муниципального района. Археологическое наследие.

выступление учащихся ; работа с исторической картой (карта Татарстана); работа с учебником

объяснять понятия; использовать их при ответе; характеризовать и описывать географическое положение края; знать историю создания  Национального парка «Нижняя Кама»; объяснять значение и значимость парка; характеризовать археологическое наследие  Елабужского края.

п.1, вопросы, подготовить сообщение  по 8 вопросу; индив – задание 6,7

3.

Ананьинская  культурно – историческая общность. Ананьинцы.

1

комбинированный урок

Древнейший памятник. Облик ананьинца. Жилище ананьинцев. Занятия ананьинцев. Общественная жизнь и религиозные верования.

опрос, сообщения учащихся

называть ученых, занимавшихся исследованием и изучением Ананьинского могильника; рассказывать о жизни ананьинцев и их религиозных верованиях

п.2, , вопросы, вопросы 8 и 9(подготовить сообщение и кроссворд – на выбор)

4.

Возникновение и развитие булгарского города Алабуга.

1

комбинированный урок

Освоение земель булгарами. Елабужское городище – уникальный памятник истории, археологии и архитектуры.

опрос

тест

раскрывать об освоении края булгарами; объяснять, в чем заключается уникальность Елабужского городища; знать о происхождении названия «Елабуга»; характеризовать роль И.В. Шишкина в сохранении памятника; раскрывать назначение башни на территории городища.

п.3,вопросы, подобрать материал о Елабужском городище, используя дополнительную литературу

5.

Легенды и были  Елабужского городища.

1

урок - презентация

Историческая жемчужина. История изучения Елабужского городища.

Легенды и были Елабужского городища.

рассказ

исторический диктант

объяснять понятия и  использовать их в рассказах; уметь объяснять, почему  Елабуга – историческая жемчужина; знать историю изучения Елабужского городища, называть ученых, которые изучали и изучают Елабужское городище; знать легенды о  городище

п. 4, кроссворд, индив – 4, 6 задания

6

Елабужский край в XIV – XVI в.в.

1

комбинированный урок

Золотоордынский период Волжской Булгарии. Казанское ханство. Население и занятия.

беседа

знать , в составе каких государств находилась Елабуга в XIII  XVI в.в.; работать с исторической картой; называть занятия населения края; объяснять, почему торговля занимала ведущее  место в жизни края

п.5, индив. – подготовить сообщение о Тамерлане и царице Сююмбике.

7

Дворцовое село Трехсвятское в XVI – XVIII в.в.

1

комбинированный урок

Село «Трехсвятское, что на Елабуге».

Жители и их занятия.

беседа

сообщения учащихся

Объяснять понятия; знать, где и когда  образовалось дворцовое село Трехсвятское; почему оно получило такое название; рассказывать о жизни и занятиях жителей села; объяснять, в чем необычность села Трехсвятского

п. 6, вопросы

8.

Крестьянские волнения  XVIII века в Елабужском крае.

1

комбинированный урок

Причины крестьянских выступлений в России в XVIII веке. Акаевское восстание. Пугачев – предводитель крестьянского выступления.

беседа

называть причины крестьянских выступлений и причины активного участия в них  населения края; рассказывать о ходе крестьянских выступлений;  уметь характеризовать предводителей выступлений; работать с исторической картой

п.п.7, вопросы, подготовить сообщение о пребывании Пугачева в Елабужском крае или подготовить презентацию.

Индив задание – подготовить сообщение о Стахеевых.

9

Уездная Елабуга в конце XVIII – XIX в.в.

1

комбинированный урок

Указы Екатерины II. Архитектурный облик уездной Елабуги. Хозяйственная жизнь Елабуги. Ремесла. Промыслы.

самостоятельная работа

объяснять значение понятий  по теме; знать даты; рассказывать, как Елабуга получила статус города и герб; описывать застройки города Елабуга; характеризовать развитие  промыслов и ремесла в крае

п.8, вопросы, индивид – подготовить презентации

10

Торгово – промышленная деятельность Стахеевых

1

комбинированный урок

История купечества. Династия Стахеевых. Благотворительная деятельность  Стахеевых.

беседа

рассказывать о предпринимательской деятельности елабужских купцов; характеризовать благотворительную деятельность купцов и объяснять, почему  они вкладывали большие средств а в развитие города; рассказать об органах управления в Елабуги и  какое участие в этой работе принимали купцы

п.9, вопросы

11

Купцы – промышленники Ушковы.

1

комбинированный урок

Родоначальник династии Ушковых. Капитон Ушков – основатель химического завода. Благотворительность Ушковых.

тест

называть представителей династии Ушковых; рассказывать о химических заводах Ушковых; рассказывать о благотворительной деятельности Ушковых и об их вкладе в развитие  Елабуги

п.10, вопросы

12

Купеческие династии Елабуги XIX века.

1

комбинированный урок

Купеческие династии Ушковых.

беседа рассказ

знать и объяснять понятия; характеризовать, какую роль  сыграло елабужское купечество в истории России и Елабуги; рассказать об архитектурных сооружениях Елабуги, связанных с именами купцов; уметь подтверждать фактами события из жизни купцов

п.11, составить таблицу

13

Татарское купечество и  интеллигенция Елабуги XIX века.

1

урок  формирования новых знаний

Татарские купцы. Вклад татарских купцов в развитие Елабуги. Мечеть – духовный центр Татарской слободы.

беседа

сообщение

уметь объяснять понятия; раскрывать роль татарских купцов в  развитии Елабуги; характеризовать деятельность и благотворительность татарских купцов; рассказать о Татарской слободе и культурном центре Татарской слободы

п.12, вопросы

14

 Культурная жизнь Елабуги во второй половине XIXека.

1

 урок формирования новых знаний

Типография в Елабуги. Библиотечное дело. Народные чтения. Елабужский театр.

беседа

работа с учебником

рассказывать о культурной жизни Елабуги во второй половине XIX в-– начала XX в; о типографском и библиотечном деле; называть, когда и какие библиотеки были открыты в Елабуге; оценить роль библиотек в культурной жизни города; рассказать о народных чтениях и о театре

п.13, вопросы

15-16

Развитие религии в Елабужском крае

2

комбинированный урок

Религия в Елабужском крае. Мусульманские святыни. Православные святыни.

беседа

исторический диктант

знать и объяснять понятия; называть православный и мусульманские святыни Елабуги; раскрывать их роль в развитии края

п.14,15,вопросы,знать понятия

17-18

Развитие промышленности и торговли в Елабужском крае во второй половине XIX – начале XX в.в.

2

формирование новых знаний

комбинированный урок

Торговля в Елабуге. Банки в Елабуге. Развитие промышленности и промыслов. Ярмарки Елабуги.

беседа

понятийный диктант

знать и объяснять понятия; раскрыть роль торговли в развитии города; рассказывать о  развитии промышленности и промыслов в крае; объяснять, как  с торговлей и промышленностью было связано банковское дело; показать роль ярмарок в развитии города

п.16, вопросы, 6 и 8 - письменно

19.

Надежда Андреевна Дурова.

1

музейный урок

Надежда Андреевна Дурова – женщина – воин.

сообщения

знать понятия; рассказать о детстве и юности Н.А. Дуровой; перечислить военные кампании, в которых приняла участие Н.А. Дурова; рассказать о литературной деятельности и переписке Н. Дуровой с А.С. Пушкиным; рассказывать о памятных «дуровских» местах в Елабуге; уметь проводить заочные и очные экскурсии по «дуровским» местам

п.17, задания 6,7,8,9 – на выбор

20

Иван Иванович Шишкин.  Певец родной природы.

1

комбинированный урок

Детство и юность художника. Источники творчества. Зрелость. Наследие И.И. Шишкина.

рассказ

экскурсия

знать и объяснять понятия; рассказывать о детстве и юности И.И. Шишкина; как семья повлияла на формирование личности  будущего художника; называть картины, на которых  запечатлена природа  елабужских окрестностей

п.18, вопросы

21.

Развитие образования в уездной и современной Елабуге.

1

комбинированный урок

Становление образования в конце XVIII – первой половине XIX в. Развитие образования  во второй половине XIX в. Учебные заведения Елабуги. Учительство.Образование в современной Елабуге.

тест

рассказать о становлении и развитии образования в Елабуге, о деятельности учебных заведений Елабуги; уметь отличать  ремесленные училища от реальных; раскрывать роль елабужских купцов в развитии образования в крае

п.19, знать понятия, индив подготовить краткое сообщение о своей школе.

22

История развития здравоохранения в Елабужском крае.

1

комбинированный урок

Здравоохранение в XVIII – XIX в.в. Медицина XX столетия. Становление советской медицины. Елабужская медицина сегодня.

беседа

сообщение

знать историю развития здравоохранения Елабуги; рассказывать о первых больницах и аптеках города; показать, какую роль сыграли купцы в развитии здравоохранения; называть имена работников здравоохранения, оставивших свой след в истории города и здравоохранения; знать историю создания музея уездной медицины

п.20, вопросы, подготовить сообщение (индивидуал. задание)

23.

В.М. Бехтерев – уроженец Елабужского уезда.

1

комбинированный урок

Детские годы. Годы учебы. Научные открытия. Казань и Санкт – Петербург в жизни В.М. Бехтерева.

диктант

беседа

сообщение

рассказывать о детстве и юности В.М. Бехтерева; о роли  семьи в становлении личности будущего ученого; характеризовать казанский и петербургский периоды в жизни В.М. Бехтерева

п.21, вопросы, подготовит музейный час для начальной школы

24-25

Елабуга в начале XX в.

2

урок формирования новых знаний, комбинированный урок

Елабуга в начале XX века. Революция 1905-1907 г.г. События в Елабуге в 1917 г. Установление советской власти в Елабуге. Гражданская война

беседа

рассказ

иметь представление о развитии края в начале XX в; рассказывать о событиях революций 1905 и 1917 гг и гражданской войны в крае; об участии жителей края в этих исторических событиях

п.22, вопросы

26

Елабуга в годы Великой Отечественной войны

1

комбинированный урок

Начало войны. Полководцы ВОВ – наши земляки.

Герои Советского Союза. «Мишка – татар». Елабужанки – участницы ВОВ.

беседа

сообщение

рассказывать о Елабуге в Великую Отечественную войну; какой вклад внес город и район в победу над фашистской Германией; рассказывать о полководцах ВОВ, об елабужанах – участниках ВОВ; о героях Советского Союза елабужанах; оценивать вклад  елабужанках в победу; рассказывать о своей семье в ВОВ

п.23, подготовить сообщение «Моя семья и ВОВ».

27

Елабуга тыловая

1

комбинированный урок

Перестройка на военный лад. «Все для фронта! Все для победы!». Эвакуированные в Елабуге. Военнопленные в Елабуге.

тест

объяснять понятия; о жизни Елабуги в годы ВОВ; о судьбе эвакуированных в годы войны; о пребывании военнопленных  в Елабуге; оценить роль тружеников тыла в войне и в победу

п.24, вопросы, индив 4,5,6.

28

М.И. Цветаева. Судьба поэта в истории Елабуги.

1

музейный урок

Испытания судьбы. М.И. Цветаева в Елабуге. Памяти Поэта.

тест

рассказ

рассказать о жизни и литературном творчество М.И. Цветаевой; о последнем пристанище Поэта;

п.25, 7 - письменно

29.

Развитие города на современном этапе

1

комбинированный урок

Город нефтяников. От КамТЗ до Свободной экономической зоны. ОЭЗ «Алабуга»

беседа

рассказывать о развитии промышленности в Елабуги после войны и на современном этапе; раскрыть роль нефтяников в развитии края; о первых нефтепроходцах; характеризовать экономическое развитие края  на современном этапе

п.26, вопросы

30-31

Елабуга заповедная

1

урок - путешествие

Елабуга музейная. ЕГМЗ. Улицы Елабуги.

беседа экскурсия

объяснять и использовать понятия; знать когда и  с какой целью создан ЕГМЗ; перечислять и рассказывать о музеях города, об археологических и архитектурных памятниках Елабуги; уметь проводить экскурсии по музеям и  историческим местам города; оценивать роль ЕГМЗ в развитии и культурной жизни города, РТ и России

п.27-28, подготовить экскурсию по историческим местам и музеям города

32

Обобщающий урок

1

урок - презентация

презентация

подготовить презентацию

33

Обобщающий урок

1

урок - викторина

тест

викторина

повторить и знать материал по истории Елабуги; подготовиться к зачету

34-35

урок - зачет

тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа история 5 класс

Рабощая программа по истории 5 класс (от пояснительной до учебной литературы)...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 10-11 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...