Путешествие в прошлое нашего города.
план-конспект урока по краеведению (7 класс) на тему

Полулях Светлана Алексеевна

Конспект урока к программе факультативного курса для учащихся СКОУ  «Мы знакомимся с Южным Уралом» 7 класс, презентация "Основание города Челябинск"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_osnovanie_chelyabinska.doc160 КБ
Office presentation icon osnovanie_chelyabinska.ppt2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока к программе факультативного курса для учащихся СКОУ

 «Мы знакомимся с Южным Уралом» 7 класс.

Тема: Путешествие в прошлое нашего города.

Цель: Дать общее представление о причинах  основании города Челябинска

Задачи:

  1. Раскрыть причины основания Челябинска.
  2. Продолжить формирование навыков работы с историческими документами, макетом.
  3. Воспитывать интерес к истории родного края, города.

Педагогические технологии: технология индивидуального обучения

Понятия и персоналии: крепость, урочище, Тевкелёв А.И., Татищев В.Н.,

                                           Кирилов И.К.

Оборудование: план-макет Челябинской крепости, ЦОР (презентация), раздаточный материал.

Этапы урока:

I. Организационный   момент.

Объявление темы урока. Постановка задач урока перед учащимися.

II. Объяснение нового материала.

Сообщение плана урока:

  1. Причины основания города Челябинска
  2. Основатели Челябинска
  3. Как выглядела Челябинская крепость
  4. Первые жители Челябы

5. Происхождение названия города.

Учитель показывает презентацию и организует работу с учащимися:  

История нашего города началась более  270 лет назад. В 1736 г. на башкирской земле были построены три крепости: Миасская, Чебаркульская и Челябинская. Для какой надобности появилась крепость Челяба?  Кто стоял у истоков её строительства? Слушаем сообщение ученика.

Работами по строительству крепостей руководили: Кирилов И.К. – руководитель Оренбургской экспедиции, Татищев В.Н. и Тевкелёв А.И.

 III. Физпауза.

Вскоре вокруг крепости образовалось поселение. В 1739г. по материалам переписи в ней проживало 203 семьи – это 1133 человека. Кто селился рядом с крепостью?

Челяба… Что означает это имя? Мнения учёных расходятся, но наиболее часто встречающаяся версия – именная. Слушаем сообщение ученика «Что в имени твоём, Челяба?»

IV. Закрепление материала.  

Учитель раздаёт учащимся индивидуальные карты с заданиями: тестовые задания. (Приложение №2)

V. Применение знаний и умений.  

Используя раздаточный материал с описанием Челябинской крепости, учащиеся описывают её:

  1. Какие помещения находились на территории крепости?

VI. Итоги урока

Самооценивание тестовых заданий.

 Вывод: Таким образом, Челябинская крепость была основана как промежуточная станция для охраны приграничных земель. Однако в военных целях  крепость  её не использовали.

И уже через несколько лет крепость превратилась  в административный центр Исетской провинции.  Так началась история нашего города.

VII. Домашнее задание

Подготовить мини - сочинение, используя   дополнительную литературу.

                                                                                                           Приложение № 1

План крепости

  1. 1. башни с воротами
  2. 2. провиантские склады
  3. 3. пороховой погреб
  4. 4. командирский дом
  1. 5. солдатские     казармы
  1. 6. мост через ров
  2. 7. рогатки
  3. 8. надолбы
  4. 9. избы команды и  мужиков
  5. 10. мост через реку   Миасс

Приложение №2.

Индивидуальная карта ученика ______

Задание №1. Тест

1.Кто заложил «на реке Миясе в урочище Челяби» крепость?

  а) В.Н. Татищев

  б) А.И. Тевкелев

  в) Екатерина II

2.  Крепость Челяба была основана в:

а)  1732 г.

6)   1736  г.                                                  

в)  1738 г.

3.  Челябинская крепость была построена

 а) каменной

б) земляной

в) деревянной

4.  Какая крепость не была построена  в первой половине 18 века?

а) Чебаркульская

б) Челябинская

в) Троицкая

5.   Кто   руководил  Оренбургской экспедицией?

  а) В.Н. Татищев

  б) А.И. Тевкелев

  в) И.К. Кирилов

  1. Задание №2. Найдите в словаре и объясните понятия: казаки, урочище.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историко-краеведческий вечер: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». ( страницы прошлого нашего города).

познакомить учащихся с историей своего города, народа, воспитание чувства гордости за дела своей страны, пробудить интерес к истории своего края....

"Путешествие в прошлое нашей семьи"

Воспитывать любовь и уважение к своим предкам, чувства гордости, что ты часть большой семьи. дома и внимания к старшим...

Презентация к уроку памяти "Люби и помни славное прошлое нашего города - Абакана!" Гильдебрандт В.А.

Урок-Памяти  разработан в форме игры "Поле Чудес"составил учитель английского и немецкого языка Гильдебрандт Виктория АлександровнаМБОУ СОШ № 5г. Абакан РХ...

Урок мужества «Героическое прошлое нашего города. Дорога Жизни».

Урок мужества «Героическое прошлое нашего города. Дорога Жизни»....

Создание экологической тропы «Путешествие в прошлое» в городе Троицке Челябинской области

Создание экологической тропы «Путешествие в прошлое» в городе Троицке Челябинской областиШигабутдинова ОльгаРоссийская Федерация, Челябинской области, г. ТроицкМуниципальное бюджетное обра...

Классный час "Путешествие по улицам нашего города"

Классный час по теме национально – регионального содержания в 5 «А» классе «Путешествие по улицам нашего города».Цель данного мероприятия: Приобщение учащихся к истории, ...