"Путешествие в прошлое нашей семьи"
план-конспект на тему

Воспитывать любовь и уважение к своим предкам, чувства гордости, что ты часть большой семьи. дома и внимания к старшим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять представления детей об истории своей семьи
  2. Формировать первые представления о  родственных отношениях и связи между поколениями
  3.  Совершенствовать   умение  составлять небольшой рассказ о своей семье
  4.  Продолжать работу по обогащению словаря,   закрепить понятия «семья», «родственники», « род», « родословная»
  5. Формировать элементарные представления о родословной
  6. Формировать положительную мотивацию к изучению традиций и культуры русского народа.

Развивающие:

  1. Развивать  познавательный  интерес
  2. Развивать свободное  общение со взрослым и сверстником
  3. Развивать  физические  качества (быстроту, ловкость)

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважение к своим предкам, чувство гордости,  что ты часть большой семьи. долга и внимания к  старшим.
  2.  Воспитывать умение действовать в команде.

Коррекционные:

  1. Развивать координацию движений у детей
  2. Развивать у детей ориентировку на плоскости и в пространстве

Предварительная работа:

  1. Выставка «Загляните в семейный альбом»
  2. Празднование Дня пожилого человек
  3. Составление рассказов «Моя семья», рисунки «Моя семья»
  4. Досуг «Бабушкин сундучок»
  5. Создание книги «Книги народной мудрости»
  6. Беседы: «Сколько  я в слове «Семья», «Ветви и корни», «Легко ли человеку, когда он один», «Уважай отца и мать -будет в жизни благодать», «Когда в семье лад -каждый этому рад», «Наши бабушки и дедушки» и др.
  7.   Речевые игры «Письмо бабушке и дедушке», «Комплименты»
  8. Чтение художественной литературы: Е. Пермяк «Первая рыбка», «Как Маша стала большой»; Р. Газманов «Мой дедушкка»; В. Осеева «Сыновья», «Обычная старушка»; Н. Носов «И я помогаю»; В. Драгунский «Моя сестренка Ксения»; Г. Шалаева «Как вести себя у дедушки и бабушки»; Л. Толстой «Старый дед и внучек». Заучивание стихотворения Я. Аким «Моя родня»
  9. Проведение народных игр « Гори, гори ясно», « Ручеёк».
  10. Работа с родителями воспитанников: «Консультация по созданию эскизов оформления родословной»

Оборудование:

  • Макет русской печки
  • Самотканые половики
  • Самовар
  • Чугунок
  • Ухват и др. старинная утварь
  • Воздушный шар, наполненный гелем
  • Свистящая палочка для глазодвигательных упражнений
  • Картинка «Славянская семья»
  • Дидактическая  игра «Найди отгадку»
  • Дидактическая игра «Помощники прошлого и настоящего»
  • Картузы (по количеству мальчиков)
  • Платки (по количеству девочек)
  • Платки для взрослых (2 штуки)
  • Вьюн для русской народной игры
  • Костюм домовёнка Кузи
  • Магнитные доски – 2 штуки
  • Магниты
  • Эскизы родословных семей воспитанников
  • Фотографии прадедушек и прабабушек
  • Клей-карандаш, клеенки, салфетки (по количеству детей)
  • Сердечки, вырезанные из цветного картона: красные и синие (по количеству детей каждого цвета)
  • Проектор, экран

Методические приёмы:

Словесный, наглядный, игровой , практический; мотивация, объяснение, показ, чтение малых фольклорных форм.

 Использование ИКТ.

Ход деятельности

Воспитатель:  Ребята, вы любите путешествовать? Почему?

Дети: Да! Узнаем много нового и интересного

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие в прошлое. Хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Мы отправимся с вами в прошлое своих семей.

Семья- словечко странное,

Хотя не иностранное.

- Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я»- мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто посчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Воспитатель. Так, что такое семья?

Ответы детей.

Воспитатель: Да,  семья  объединяет родных: родителей  и детей, бабушек, дедушек, сестёр, братьев.  Это наши родные, родственники, родня. А у ваших родителей есть родители?

Дети: Да, бабушки и дедушки.

Воспитатель: А у бабушек и дедушек, есть родители?

Дети: Да, прабабушки и прадедушки

Воспитатель: И так из поколения в поколение. Вот к ним , к нашим предками мы и отправимся сегодня. Предки – наши родственники, жившие задолго до нашего рождения.

- На чем мы отправимся?  Наверное, транспорт должен быть беззвучным, и не должен загрязнять воздух, т.е   безопасным для нашей окружающей среды. Хотелось бы, чтобы он был ярким, красивым и необычным.

Дидактическая игра «Выбери транспорт».

Дети рассматривают  картинки с изображением разных видов транспорта и выбирают тот, который соответствует названным критериям (Воздушный шар).

Воспитатель:  Все согласны с выбором?  Отправляемся в путь ( запускают шар). Взлетаем, смотрим вверх. Как высоко мы поднялись. А теперь посмотрите вниз, не страшно?  Не страшно? Продолжаем наш полёт. Наш шар подхватывает воздушный поток (прослеживание взглядом движений светящейся палочки).  Быстро – быстро поморгаем. Зажмурим крепко-крепко глазки и  открыли.

Появляется слайд «Славянская семья»

Воспитатель:  Мы с вами попали в прошлое, оказались в старинной русской  семье.

Давайте присядем и рассмотрим, как жили люди в старину.

Как вы думаете, эти люди  чужие или родные друг другу?

Как их можно назвать одним словом? (семья, родственники, родня)

Какую одежду носили в старину люди?

 Стены в избе деревянные, а центральное место в избе занимает печь.

Как вы думаете почему?

Какие старинные предметы мы  ещё видим в этой избе?

  Похожи наши современные квартиры на старинную русскую избу?

Дидактическая игра «Найди отгадку»

  1. Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато, когда сыта,

От Федоры –теплота. (Печка)

  1. Книзу узок, верх широк, не кастрюля… (чугунок)
  2. Из русской печи

Кашу скорей тащи

Чугунок очень рад,

Что его схватил…. (ухват)

  1. У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И, как зеркало блестит. (Самовар)

  1. В старину в ней дети спали,

Мамы, сестры их качали.

Что же это за кроватка

Спать в которой очень сладко. (люлька)

  1. Деревянная подружка

Без нее мы как без рук

На досуге веселушка

И накормит всех вокруг

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает. ( деревянная ложка)

  1. Привяжешь-пойдут, отвяжешь-останутся. (Лапти)

Воспитатель:   А у меня ещё есть одна загадка ( показывает прялку). Догадались, что это? ( прялка).

 Прялка- нужна была, чтобы прясть пряжу а из пряжи вязали тёплые вещи.  Кудель, клочок шерсти, нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывая ее на веретено. При этом еще и песню запевали…

 Как это было покажут нам девочки.

Песня «Прялка»

Воспитатель: Да, трудно жилось нашим предкам, у них не было такой бытовой техники, которая помогает сейчас нам. Но несмотря на трудности быта, они находили время для весёлой песни, хоровода, игр.

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых

 Давайте, ребята, присядем на завалинку и повеселимся, как бывало это делали наши прадедушки и прабабушки.

 А, ну, молодое поколение, надевай платки , да картузы.

Дети садятся на скамейку, мальчики одевают картузы, девочки-косынки.

Звучит музыка, дети выходят в  хоровод.

Воспитатель: Ах, ты русская душа,

До чего же хороша!

В хороводе отличилась!

И весельем зарядилась!

Воспитатель: Сядем рядком, да поговорим ладком.

А ну, девчата, Дарья и Диана, заводи разговор.

Стихотворение «Кто кому кто?»

Я. Аким.

 Бабушка, бабушка, я чья дочка?

Федина дочь, моего сыночка

Мой папа большой и совсем не сыночек!

Сыночек. Брат четырех моих дочек. Помнишь, мы были у старшей Авдотьи?

Да, разве у дочки мы были, у тети!

 Я. Аким.

Воспитатель: Давайте поможем внучке разобраться, кто кому кто?

- Кто для вас брат вашего папы?

- Кто вы для маминой сестры?

- Кто для вас сын тети или дяди?

- Кто вы для бабушек и для дедушек?

Воспитатель. Ну вот мы с вами и разобрались, кто кому кто.

Воспитатель. В старину люди и поиграть любили. Мы с вами тоже знаем русские старинные игры.

Русская народная игра «Со вьюном я хожу»

 (Дети снимают головные уборы и возвращаются на стульчики)

Выходит  Кузя ( взрослый).

Мы, как пробило 12

Из-за печки вышли с братцем

Я Кузьма, а он Нафаня

Вот и вся моя компания.

Мы с Нафаней дружно спали

Видим домик наш сломали.

Лишь осталась печка, кочерга да свечка.

Хоть и горько было братцы,

Но решил за дело взяться.

Помогите мне, братцы

В моем мешочке разобраться.

Игра-эстафета «Помощники прошлого и настоящего»

( Дети делятся на две команды:  девочки и мальчики. Одна команда выбирает и ставит на магнитную доску вещи - помощники прошлого,  другая – настоящего). Воспитатель  спрашивает, кому предоставим право выбора вещей). И Кузе поможем, и свою смекалку, да ловкость покажем.

Кузя: Побегу, все по местам расставлю. Еще увидимся, - я ведь прилетаю в каждый дом, где есть мир да лад. Ждите меня – ведь домовые счастье в дом приносят.

Уходит.

 Воспитатель: С давних времен существовал обычай вести свою родословную. Как вы понимаете, что такое родословная?  (рассуждение детей). Родословная- это слово о роде, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи.

Мы  с вами  начали составлять родословную ваших семей, а сегодня продолжим эту работу.

Дети проходят за столы, работают с родословной.

Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать   о своей родословной. Сколько поколений на ваших родословных. Посчитайте.

 Рассказы детей.

Воспитатель:  

 Вы будете хранить память о своих поколениях и передавать своим детям. Ваши деревья, яблони и виноград будут пополняться новыми родственниками. Семья-это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним.

Дети называю пословицы о семье.

 Воспитатель. А ещё каждая семья славилась и славится  талантами. И среди ваших  родственников есть талантливые, прославившую свою семью.

Сегодня у нас в гостях папа  Олега, Изуткин Максим Александрович. Он музыкант и певец. Исполнит сегодня для нас хорошую песню . А мы все  дружно  подпоём.

Исполняется песня «Как здорово, что все мы вместе сегодня собрались»

Воспитатель. Мы с вами  вернулись в настоящее. Понравилось вам путешествие  в прошлое семьи. Что вам запомнилось. ( ответы детей).

Своё  мнение выразите сердечками. Они разного цвета. Если вам было интересно и хочется продолжения возьмите красные сердечки, если нет – синие.

Рефлексия.  

Воспитатель благодарит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки в 5 классе по теме" Героическое прошлое нашей родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"

объяснение темы ведётся на примере произведений С. С. Прокфьева Кантата "Александр Невский" и произведения живописи П. Корина Триптих "Александр Невский", фрагмент из кинофильма С. Эйзенштена "Алексан...

Путешествие в прошлое своей семьи

Классный час, цель которого заинтересовать обучающихся изучением истории своей семьи, привить уважение к культурным традициям семьи и страны....

Путешествие в прошлое нашего города.

Конспект урока к программе факультативного курса для учащихся СКОУ  «Мы знакомимся с Южным Уралом» 7 класс, презентация "Основание города Челябинск"...

Внеклассное мероприятие в рамках Предметной недели "Путешествие в далекое прошлое нашего края"

В данном мероприятии рассказывается  учащимся о занятости жителей нашего края в своей жизни ....

Урок - путешествие в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины"

Интегрированный урок литературы в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины". Цель работы: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в  прошлом и почему не используютс...