Школьное лесничество "Лесничок". Из опыта работы
статья по краеведению по теме

Казанцева Нина Николаевна

Статья посвящена описанию опыта работы  школьного лесничества. Русская Поляна находится в степной полосе, где ощущается недостаток лесок, поэтому работа лесничества в свое время принесла много пользы целинному району. Очень жаль, что сейчас на это махнули рукой, все разрушено...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_s_fotografiyami.doc443.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьное лесничество "Лесничок."

Русско-Полянская средняя школа N2.

Лес - прекрасное выражение                                                                    силы природы и самый  ясный  образчик ее совершенства.

                                          К.Г.Паустовский

                 Бесконечные, завораживающие своей дикой красотой степи.  Серебристые метелки ковыля,  темные  шары  перекати-поле, малочисленные  и  не  всегда  пресные  озера,  солончаки  -   все это Русско-Полянский район. И оживляют пейзаж только редко встречающиеся березовые колки и весело зеленеющие лесозащитные полосы, создающие иллюзию достаточной залесенности территории района.

         А ведь совсем недавно и этого не было. До затерявшегося в степи поселка иногда невозможно было добраться: летом  дорогу переметали пыль и песок, а зимой - снег.  Ветер срывал самый плодородный слой земли и уносил его прочь,  превращая  цветущие места в бесплодную пустыню.  Деревьев не было и в помине,  кроме, пожалуй, Андриановской и Новоивановской рощ.  До сей поры вспоминают жители Русской Поляны своеобразный анекдот  об  единственной сосне. Говорят о молодом специалисте, который соблазнился Русской Поляной только потому, что услышал, что там, якобы,  одна  сосна.

Представляя себе тенистый сосновый бор, предвкушая долгие прогулки среди сосен, молодой человек подъезжает к поселку,  удивленный полным отсутствием деревьев, и  узнает,  что  в  Русской  Поляне действительно растет только одна сосна, в  прямом  смысле  слова, одно-единственное хвойное дерево.

                 Сейчас это звучит действительно анекдотом. Поселок является зеленым оазисом в степи, удивляя приезжих разнообразием древесных и кустарниковых пород. И сосен теперь великое множество, и ели есть голубые.  Любят  русскополянцы  свой  поселок, благоустраивают  его  постоянно.  И  немалый  вклад  в  это  благоустройство сделало школьное лесничество школы N2 "Лесничок".

                 Школьное лесничество родилось в 1980 году на базе Русско-Полянской ЛМС. Школьники хорошо понимали, что лес – это не просто красота, но и здоровье.  Пыльные бури были им  известны не только по рассказам старших.  И любовь к природе родного края, бережное отношение к богатствам Родины - не пустые слова для юных русскополянцев. Именно поэтому работа в "Лесничке" - это не наказание, а скорее награда.

                 Работа в "Лесничке" велась круглогодично.  Зимой проходила учеба членов лесничества, изучались биологические  особенности  тех  культур,  которые  выращивались  в  нашем  районе, рассматривались правила посадки саженцев и ухода из ними. Занятия проводили специалисты ЛМС: лесничий Видошенко Галина  Тимофеевна, мастер Кулинич Ирина Николаевна,  учителя  школы  Егорова  Галина Ивановна, Смирнова Мария Федоровна. Возглавляли работу "Лесничка" сначала Лыткина Любовь Робертовна, потом Крюкова Нина Николаевна.

                Работало школьное лесничество  в  соответствии  с планом, предусматривающим производственные,  учебно-опытнические, воспитательные и природоохранительные мероприятия. Руководил всей работой Совет лесничества.  В Совет входили самые активные, опытные старшеклассники, умеющие и научить ребят, и  объяснить  непонятное, и потребовать строгого  выполнения.  Органы  ученического самоуправления, поддерживаемые членами "лесничка," -  условие  успешной и плодотворной работы лесничества в целом.

                Работали в  лесничестве  учащиеся  7-10  классов. Ежегодно на спецсчет школы перечислялось более 1,5 тысячи рублей, которые использовались на  проведение  культурно-массовых  мероприятий.  Летом члены "Лесничка" жили на культстане. ЛМС  выделила помещение для проживания учащихся, а ребята сами оборудовали комнаты, построили спортивную площадку.  В перерывах  между  работой проводились соревнования по теннису, по волейболу, веселые  старты.  Проходили товарищеские встречи с  командой  производственной бригады 1-й школы, с работниками ЛМС.  Совсем хорошо стало, когда ЛМС выделила в распоряжение "Лесничка"  автобус.  Теперь  ребятам были подвластны путешествия на озеро, в лес за грибами и ягодами.                 Может, вы скажете, что напрасно столько  внимания уделялось досугу членов лесничества? И будете не правы.  Отдых давал ребятам силы, чтобы плодотворно трудиться на своих  участках.

А работы было невпроворот: за лесничеством было закреплено 300 га леса, имелся трактор, машина.  Работа находилась всегда:  весной, летом, зимой, осенью.  Весной ребята занимались посадкой черенков тополя (ежегодно высаживалось более 5000 черенков), ухаживали  за питомником площадью 1 га.  Летом  проводили  прополку  в  ГЗЛП  и ПЗЛП, прочистку лесополос и уход за ними проводили самые  старшие члены лесничества, учащиеся 9-10 классов.  Прочистка  проводилась на площади около 80 га.  Также летом осуществлялся уход  за  плантациями смородины. Особой любовью пользовалась плантация сосны, посаженной семенами.  Летом и осенью собирали ягоды,  заготавливали

хлыст для приготовления черенка и его посадки, проводили  большую природоохранительную работу.

                 Все члены лесничества являлись  членами  Всероссийского общества охраны природы. Большое внимание уделялось природоохранительным мероприятиям. Ребята проводили в школе праздники: Дни птиц, Неделю леса, День работника леса.  Готовились беседы, викторины, устные журналы.  Выходила в школе "Лесная газета", в которой освещались достижения  школы.  Школьниками  велся  учет всех муравейников на территории  лесничества,  ремонтировались  и изготавливались кормушки  и  скворечники,  устанавливались  щиты, призывающие к осторожности с огнем.

                  Постоянно в лесничестве работало 8 звеньев: лесоводы, садоводы, цветоводы, швеи, продавцы, ремонтники  сельхозмашин, строители-дорожники, опытники.  Всем находилось дело, каждый отвечал за свой участок работы.

                  Особой  работой  занималось  звено   опытников. Ребята  проводили  рекогносцировочный  надзор  за  появлением        и размножением болезней и вредителей леса.  Наблюдали за  жизнью муравейников и осуществляли охрану их.  Опытническая  работа проводилась под руководством главного лесничего Диденко А.Д.

                  За 5 лет школьное лесничество  посадило  черенка тополя 130700 штук, было выкопано  посадочного  материала  366000 штук, нарезано хлыста 205400 штук, произведено рубки ухода  823,7 с\м на площади около 200 га, пропололи 155,8 га лесополос.

                 Добросовестная работа членов лесничества  принесла свои плоды: в 1987 году "Лесничок" занял 2  место  в  области среди школьных лесничеств.

                 Ежегодно учащиеся школы становились победителями в районных и областных конкурсах

             1980 год - Яровой Валерий занял  1  место  в  районном                                                                                              конкурсе лесоводов.
           1981 год - Яровой Валерий - 1 место в районном  и  областном конкурсе лесоводов.

           1982 год - Герасименко Ирина - 1 место в районном конкурсе овощеводов.

           1983 год - Комаровская Ирина - 2 место в районном конкурсе лесоводов.

                      Колмакова Алена - 1 место в районном и  областном конкурсе и 6 место во Всероссийском конкурсе зеленых патрулей в Шушенском.

           1984 год - Кривило Людмила - 1 место в  районном  конкурсе овощеводов.

                      Кучук Ирина - 2 место в  районном  конкурсе полеводов.

        

                 Многие  члены  лесничества  выбрали  профессии по сельхозпрофилю, связали свою жизнь с лесом.  И сейчас бывшие учащиеся школы сами планируют и проводят работу в лесничестве,  увы, уже не школьном.

                  Не на ладан, на ландыш дышите,

                  Чтобы душу свою воскрешать.

                  И спешите, спешите, спешите

                  Лесом, ландышем подышать.

                  Вот он - чистый, как совесть младенца,

                  Образец простоты, красоты.

                  Не сорву и не стану владельцем

                  Этой ландышевой чистоты.

                  Даже прутика не сломаю,

                  Пусть красуется каждая ветвь.

                  Я не маленький, понимаю:

                  Лес губить - себя не жалеть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования (из опыта работы)

Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования оказывает огромное влияние на становление личности ребёнка – приобщение её к опыту творческого освоения д...

Организация работы школьного телевидения. (Из опыта работы)

Статья "Организация работы школьного телевидения. (Из опыта работы)" опубликована в сборнике материалов XV Международной научно-практической конференции «Информатизация учебного процесса и управл...

Социализация учащихся средствами школьного музея:из опыта работы

Выступление на педагогическом совете в январе 2016 года...

Статья " Роль семьи в воспитании детей среднего школьного возраста (из опыта работы)"

Подростковый возраст-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...

Статья. Организация международного школьного обмена (из опыта работы).

Если Вы опытный учитель и уже не раз вывозили своих учеников заграницу, то Вы можете спокойно отложить чтение этой статьи. Моя целевая аудитория — это коллеги, только начинающие свою педагогичес...

Уголок «Пушкин и Петербург» в школьной библиотеке (из опыта работы)

Статья о создании силами учащихся уголка "Пушкин и Петербург" в школьной библиотеке....