Воспитание личности через познание своей малой Родины
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Воспитание через познание своей малой Родины связывает воедино прошлое, настоящее, будущее. Это необходимо для формирования социокультурных ценностей подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moya.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРАСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА АЛТАЙСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

учителя географии и биологии

БЕРДЮГИНОЙ ВИКТОРИИ НИКОЛАЕВНЫ

«ВОСПИТАНИЕ

ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ

ПОЗНАНИЕ СВОЕЙ

МАЛОЙ РОДИНЫ»

с.Сараса, Алтайский район, Алтайский край, 2009 год.

-1-

Содержание:

1.Пояснительная записка.                                                                                    Стр.2

2.Цель и задачи программы.                                                                                Стр.3

3.Возраст детей, участвующих в реализации программы.                               Стр.4

4.Ориентиры реализации программы.                                                                 Стр.4

5.Ожидаемые результаты реализации программы.                                            Стр.4

6.Формы проведения промежуточных итогов реализации программы.          Стр.5

7.Лервый раздел программы «Моя семья, мой дом».                                        Стр.6

8.Второй раздел программы «Моё село».                                                           Стр.7

9.Третий раздел про граммы «Мой район».                                                        Стр.9

10.Четвёртый раздел программы «Мой край».                                                   Стр.10

11.Ожидаемые результаты.                                                                                   Стр.12

12.Условия реализации программы.                                                                    Стр.12

13.Заключение.                                                                                                       Стр.12

14.Список литературы.                                                                                          Стр.13

-2-

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В российской системе образования происходят определённые позитивные изменения: обновляется содержание образования и воспитания детей. В учебных планах больше внимания отводится таким предметам, как родной язык, русская история. Осуществляется

переход к воспитанию на положительных примерах, показу светлых сторон русского характера, героических сторон истории. Для более положительных результатов необходимо дополнение соответствующей воспитательной работы, которая приобщает детей к человеческим ценностям, формирует нового русского человека - образованного, высоконравственного, духовно богатого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего своё Отечество и свою малую Родину

гражданина.

Решение этих образовательно-воспитательных задач возможно только на глубоком освоении богатейшего наследия России и нашего края, повышения уровня знаний о России, о крае.

Идея про граммы реализует социальный подход к народным истокам Отечества и малой Родины, развивает в детях патриотический и нравственно-духовный стержень, вводит в содержание современного воспитания систему новых категорий и понятий социокультурного и духовно-нравственного характера, призвана вызывать чувство благодарной любви, укоренённости и привязанности к родной земле, к Отечеству, их святыням. Основной задачей своей деятельности считаю освоение учащимися фундаментальных ценностей своей малой Родины и России, норм и идеалов отечественного образа жизни.

Программа имеет нравственно-патриотическую основу, категории и ценности проникают во все сферы образования и воспитания. У детей появляется новая мотивация образования, а у педагога - самообразования на основе развития патриотических, социальных основ личности.

Вступление в программу начинаю с визитной карточки о нашем Алтае - о красоте природы, о достопримечательностях, о людях, прославивших Алтай и чьи имена известны

не только в стране, но и в мире.

Используя разные формы и методы, знакомлю детей с нашей малой Родиной.

Заинтересовываю и вовлекаю детей в многосторонний, познавательный мир краеведения.

Краеведение - основа познания своей малой Родины через разные направленности историческое, географическое, литературное, естествоведческое. Существенная сторона -

-3-

неразрывная связь изучения основ наук с практикой, жизнью, окружающей действительностью. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником программы. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, что способствует всестороннему развитию личности и формированию навыков межличностного общения.

Учу детей открывать глубокий смысл в самом простом и очевидном. В ходе занятий стараюсь добиваться того, чтобы каждый воспитанник сумел увидеть, почувствовать, и осознать свою укоренённость к родной земле, родство с ней.

Обращение к краеведению укрепляет чувство патриотизма, гордость за выдающихся людей, про славивших своё Отечество, благотворно воздействует на развитие чувств, нравственности воспитанников.

В основе любых достойных человеческих отношений лежит любовь. Любовь к Родине рождает патриотизм, уважение к своим предкам; любовь к ближним - сострадание и доброту, порядочность; любовь к избраннику - целомудрие и преданность; любовь к детям - жертвенность и ответственность.

Считаю, что воспитание через познание своей малой Родины связывает воедино прошлое, настоящее, будущее. Это необходимо для формирования социокультурных ценностей подрастающего поколения.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель:

  1. воспитать активного, самостоятельного, инициативного гражданина, просвещенного, культурного         человека,         знающего         историю, достопримечательности, традиции своей малой Родины.

Задачи:

  1. формирование нового русского человека - высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свою Родину, своё Отечество гражданина;
  2. включение учащихся в мир краеведения и туризма как его носителей и продолжателей;
  3. повышение уровня знаний о родном крае, районе, селе;
  4. пробуждение русского самосознания, русского национального духовного характера;
  5. воспитание любви к родному дому, селу, району, краю, Отечеству;
  6. расширение кругозора через историю семьи, через понятие «малая Родина».

-4-

ВОЗР АСТ ДЕТЕЙ,

УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 18 лет. Дети делятся на три возрастные группы: l-я группа = учащиеся 1 - 4 классов; 2-я группа = 5 - 8 классов; 3-я группа = 9 11 классов.

ОРИЕНТИРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

- объединение учащихся, привлечение их для изучения семьи, села, района, края;

- экскурсии в музеи, окрестности села, на природу;

- по ходы в окрестности села, по территории района;

- специально подготовленные занятия;

- беседы;

- праздники;

- КТД;

- работа с картами, таблицами, схемами и другими источниками информации;

- конкурсы детского творчества;

- краеведческие викторины;

- туристско-краеведческие соревнования;

- календарь знаменательных дат;

- диспуты;

- уроки географии, биологии.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на ежегодное использование. С каждым годом дети приобретают больше знаний, умений и навыков по истории, природе, достопримечательностям, традициям своего села, района, края; познают корни своей семьи, своего дома; приобретают туристско-краеведческие умения и навыки. Ребята узнают историю возникновения семьи, о семейных традициях; знакомятся с историей Алтая в произведениях литературы, в сказаниях и легендах, в живописи и фотографии. Приобретаемые умения, знания, навыки дети используют на практике, в жизненных ситуациях.

-5-

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ИТОГОВ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Выставки детских работ (сочинения, рассказы, рисунки).
  2. Народные праздники.
  3. Творческая работа: оформление летописей, альбомов,
  4. Краеведческие викторины.
  5. Туристско-краеведческие соревнования и походы.

-6-

1 РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

«МОЯ СЕМЬЯ, МОЙ ДОМ»

Данный раздел про граммы поможет ввести детей в мир семьи. Познать историю возникновения семьи, понятие рода, генеалогии, традиции семейного воспитания. Позволит рассмотреть понятие «дом» как семья, школа, природа, планета, Родина.

l-Я ГРУППА

Основными формами воспитания являются комплексные занятия развивающего характера, праздники, ролевые игры, воображаемые ситуации. Ведущим является игровой принцип. Воспитательная работа предполагает формирование представления об устройстве крестьянской избы, подворья; знакомство с предметами быта, с обрядами и обычаями, которые связаны с домом; знакомством с малыми жанрами русского фольклора - пословицами и поговорками, загадками на бытовую тему; развитие памяти, образной речи детей.

Тематические занятия

  1. Экскурсия в школьный краеведческий музей.
  2. Игра «Дом, в котором я живу».
  3. «Мир домашних вещей» - знакомство с предметами быта.
  4. Беседа «Обычаи и традиции предков».
  5. Пословицы и поговорки о семье, о доме.
  6. Загадки на бытовую тему.
  7. Чтение сказок на бытовые темы.
  8. Конкурсы рисунков.
  1. Праздники - «День семьи», «День именинников», «День Матери».

2-Я ГРУППА

Основные формы воспитания: комплексные занятия, операции, праздники, походы, экскурсии, творческие мастерские. Воспитательная работа предполагает знакомство детей с обитателями деревенской избы, с крестьянским трудом; формирование у учащихся уважения к труду, интереса к истории своего народа; воспитание в детях доброты, чуткости, внимания, сочувствия.

Тематические занятия

1.Игра «Народный фольклор».

  1. Экскурсия в школьный краеведческий музей.
  2. Операция «Доброе людям».
  3. Конкурсы рисунков.

-7-

  1. Практическая работа: составление генеалогического дерева семьи.
  2. Творческая работа: рассказ-сочинение «Моя семья».
  3. «Народная мудрость» - сбор пословиц, поговорок о Родине.
  4. Праздники - «День семьи», «День Матери», «Юбилей школы».
  1. Конкурсы между классами.

10.Народные праздники.

3-Я ГРУППА

Основные формы воспитания: беседы, творческие мастерские, конкурсы, выставки, экскурсии, праздники. Воспитательная работа поможет расширить понятие «дом» - дом как семья, школа, природа, планета, Родина; формированию национального самосознания, ответственности за судьбу Родины.

Тематические занятия

  1. Беседа «Законы гостеприимства».
  2. Конкурс «Кто мы такие?»
  3. Творческая работа: сочинение-рассказ «Я житель планеты Земля».
  4. Традиции семьи.
  5. Экскурсии.
  6. Праздники.
  7. Часы общения: «Я и мои друзья», «Я и моя семья».
  8. Выставки творческих работ.

2-Й РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

«МОЁ СЕЛО»

Данный раздел про граммы поможет познать историю села, его особенности и достопримечательности; познакомиться с людьми села и их достижениями, с обычаями и традициями села.

1-Я ГРУППА

Основная форма организации работы - игра. Воспитательный процесс предполагает воспитание у детей уважительного отношения к селу, к односельчанам; развитие любознательности и познавательного интереса учащихся.

Тематические занятия

l.Народные игры.

  1. Народные праздники.
  2. Экскурсии.

-8-

  1. Творческая работа: рассказ-сочинение «Моё село».
  2. Конкурсы рисунков.
  3. Беседа о правилах поведения на природе.
  4. Конкурс «Туристята».

2-Я ГРУППА

Воспитательная работа предполагает развитие познавательного, коммуникативного, нравственного потенциала личности ребёнка; бережного отношения к достопримечательностям и культуре села; знакомство с историей и особенностями своего села.

Тематические занятия

  1. Рассказы о селе.
  2. Экскурсии.

3. Народные игры.

  1. Творческая работа: сочинение «Моё село».
  2. Творческая мастерская: создание альбома о селе.
  3. Народные праздники.
  4. Походы выходного дня.
  5. Диспут «Я и моё село».
  1. Встречи с ветеранами села.
  2. Беседа «Я и природа».

11.Конкурсная про грамма «Весёлые туристы».

3-Я ГРУППА

Воспитательная работа предполагает воспитание у детей уважительного отношения к наследию, что сохранилось от наших предков; воспитание личности социально направленной, устойчивой, осознающей свои корни, знающей историю и культуру своего села; проявление познавательного интереса к окружающим явлениям, к социальным отношениям.

Тематические занятия

  1. Творческая мастерская: создание альбома о селе.
  1. Диспут «Что я могу сделать для своего села?»
  2.  Экскурсии.

4. Фенологические наблюдения.

  1. Рассказы о селе.
  2. Встречи с ветеранами села.

-9-

  1. Народные праздники.
  2. Походы выходного дня.
  3. Творческая мастерская: «Каким я хочу видеть своё село».
  4. Операция: «За чистоту своего села».
  5. Творческая работа: научно-художественное описание природы села.
  6. Диспут: «Как сберечь природу».

13 . Туристско-краеведческие соревнование.

3-Й РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

«МОЙ РАЙОН»

Данный раздел программы поможет углубленно познать свой район, его историю, географию, природу, достопримечательности; узнать о прославленных людях и достижениях района.

1-Я ГРУППА

Воспитательная работа подразумевает воспитание личности ребёнка, знающего и уважающего историю своего района; развитие попыток детей узнать больше о своей малой Родине.

Тематические занятия

  1. Рассказы о нашем районе.
  2. Экскурсия в школьный музей.

3. Экскурсия в районный краеведческий музей.

2-Я ГРУППА

Воспитательная работа предполагает воспитание у детей уважительного отношения к истории и культуре своего района; знакомство с топонимикой сёл и рек района; развитие познавательного интереса и любознательности учащихся.

Тематические занятия

  1. Экскурсия в районный краеведческий музей.
  2. Экскурсия в школьный музей.
  3. Чтение произведений Е.Гущина.
  4. Рассказы о районе (история, достопримечательности, природа, люди).
  5. Походы по территории района.
  6. Практическая работа: топонимика района.
  7. Праздники района.
  8. Вечер «Жизнь и творчество Е.Гущина».

-10-

3-Я ГРУППА

Воспитательная работа подразумевает воспитание у детей чувства гордости за свой район, за его достижения; развитие интереса к глубокому познанию и изучению своей малой Родины.

Тематические занятия

  1. Практическая работа: «Ресурсы и богатства района», «Что даёт район краю»
  2. Экскурсия в районный краеведческий музей.
  3. Экскурсия в школьный музей.
  4. Чтение произведений Е.Гущина.
  5. Рассказы о районе.
  6. Праздники района.
  7. Турпоходы по территории района.
  8. Творческая работа: сочинение-рассказ о родном районе.
  9. Диспут «я - глава района».

4-Й РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

«МОЙ КРАЙ»

Данный раздел программы поможет воспитать личность ребёнка знающего и уважающего историю и традиции своей малой Родины; познакомить детей с выдающимися людьми Алтая; предполагает развитие познавательного интереса учащихся к глубокому изучению своего Отечества.

l-Я ГРУППА

Воспитательная работа подразумевает знакомство детей с Алтаем; развитие любознательности и попыток детей узнать больше о своей истории, о своём крае; воспитание чувства патриотизма за своё Отечество.

Тематические занятия

  1. Заочные путешествия по Алтаю (беседы, рассказы).
  2. Конкурсы рисунков.
  3. Творческая работа: «я пишу о моём Алтае».
  4. Викторина «Мой Алтай».
  5. «Сказания и легенды».

2-Я ГРУППА

Воспитательная работа подразумевает воспитание чувства гордости за свою страну, чувства патриотизма и гордости за свой родной край; знание истории и традиций своей

малой Родины; развитие познавательного интереса учащихся.

-11-

Тематические занятия

1. Заочные путешествия по Алтаю.

2. «Вечер легенд».

3. Экскурсии по достопримечательным местам Алтая.

4. Экскурсии в музеи г .Бийска.

5. Экскурсия на родину В.М.Шукшина в с.Сростки.

6. Вечер «Мой Алтай».

  1. Творческая работа: «Рисую и пишу Алтай».
  1. Практическая работа: «Ресурсы и богатства Алтая».
  2.  Диспут «Я и мой край».
  3. Экскурсии на родину М.С. Евдокимова в c.Bepx-Обское.

3-Я ГРУППА

Воспитательная работа подразумевает воспитание личности социально-направленной, устойчивой, гармонично развитой, осознающей свои корни, знающей свою историю и культуру; формирование представления о месте края в стране и мире; проявление стойкого познавательного интереса к социальным отношениям, к окружающей действительности.

Тематические занятия

1. Заочные путешествия по Алтаю.

  1. Экскурсии по достопримечательным местам края.
  2. Экскурсии по музеям г.Бийска.
  3. Экскурсия на родину В.М.Шукшина в с.Сростки.
  1. Экскурсия на родину М.Евдокимова в c.Bepx-Обское.
  2.  Диспут «Я - гражданин России».
  1. Творческая работа: рисую и пишу Алтай.
  2. Практическая работа: «Что даёт край стране и миру?»
  3. Вечер «Мой Алтай».

10. Краеведческие викторины.

11. Туристско-краеведческие соревнования.

-12-

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1-Я ГРУППА

Получение начальных знаний о краеведении и туризме, истории своего народа, села, района, края, о возникновении семьи и её роли в жизни человека. Умение видеть прекрасное в окружающем мире.

2-Я ГРУППА

Осознание, что настоящему гражданину следует знать о духовности человека, о его месте в обществе. Любить и беречь природу. Знание того, что лучшими качествами русского человека являются: доброта, взаимовыручка, сочувствие. Убеждённость в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, бережно относиться к своему прошлому. Умение заботиться о себе. Знание своих талантов и увлечений.

3-Я ГРУППА

Осознание роли знаний в жизни человека, чувства ответственности за свою жизнь и понимания того, что жизнь зависит от собственных усилий; выполнение роли хозяина в доме, организация самообслуживания. Уважение к труду окружающих и забота о младших. Убеждённость в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её наследие, верен своему гражданскому долгу. Умение ориентироваться в социальной среде. Психологическая готовность к выполнению обязанностей. Умение благоустраивать свой дом.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется: - использование индивидуальных и групповых методов воспитания;

- внедрение в практику личностно-ориентированного подхода;

использование педагогических, наиболее эффективных форм работы по развитию личности учащихся;

- творческое отношение к образовательно-воспитательному процессу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Про грамма подчинена гуманным целям восхождения личности к духовным ценностям, способствует формированию образованной и самостоятельной личности, стремящейся к добру, истине, красоте. Программа «Воспитание личности через познание своей малой Родины» открытая. Это позволит её дополнять, уточнять, совершенствовать.

-13-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

- «Туристско-краеведческие кружки в школе», И.А.Верба и др., Москва, «Просвещение», 1988.

- «Советы организаторам и активистам туристско-краеведческого кружка», Барнаул, РИО, 1989.

- «В помощь активисту туристско-краеведческой работы со школьниками», Барнаул, РИО,1989.

- «Условия проведения туристских соревнований школьников», Барнаул, РИО, 1989.

- «Дети в пионерском лагере», КЛоломис, Москва, Профиздат, 1990.

- «Туристу о природе», А.Н.Стрижев, Москва, Профиздат, 1986.

- «Наш девиз - поиск», Москва, Профиздат, 1987.

- «Организация и проведение туристских похоДов», В.Ю.Попчиковскии, Москва, Профиздат, 1987.

- «Семья идёт в поход», В.А.Симаков, Москва, «Советская Россия», 1987.

- «Очерки по истории горного дела на Алтае», М.Ф.Розен, Алтайское книжное издательство, 1955.

- «История Алтайского края», в 2-х частях, А.А.Худяков, Алтайское книжное издательство, 1976.

- «Природа Горного Алтая и равнин края», М.Н.Сидоренко, Горн о-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1984.

- «По горам и долинам Алтая», Г.М.Свиридонов и Г.А.Свиридонова, Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1980.

- «Туристские районы СССР: Алтайский край», Москва, Профиздат, 1987.

- «На крыльях ремесла», А.Родионов, Москва, «Современник», 1988.

- «География Алтайского края», В.С.Ревякин, Барнаул, 2004.

- «Экологическое воспитание школьников», ПЛ.Костенков, Барнаул, 1990.

- «В краю легенд», А.Демченко, Алтайское книжное издательство, 1968.

- «Люди из поднебесья», Н.Витовцев, Барнаул, 1988.

- «Мы - славяне», М.Семёнова, Санкт-Петербург, издательство «Азбука», книжный клуб

«Терра», 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к своей малой Родине через введение регионального компонента в программу дополнительного образования детей.

Россия – родина для многих. Каждый регион, область имеют свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине необходимо с детства, в эт...

Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой Родине через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.

В статье рассматривается разработка технологии патриотического воспитания через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству. Представлен детский народный календарь, в котором обозначаются ...

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Статья об исследовательской деятельности в открытом образовательном пространстве как инструменте формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины....

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Исследовательская работа даёт возможность учащимся научиться мыслить самостоятельно, устанавливать причинно-следственные связи, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных обл...

Доклад "Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся через развитие любви к своей малой Родине"

Доклад "Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся через развитие любви к своей малой Родине"...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности через изучение истории малой родины и традиций народов

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памя...