Фридланд, как колониальный город средневековья.
статья по краеведению по теме

Пархомов Виктор Филиппович

Фридланд тоже делит  судьбу средневековых строений среди большей части восточно - прусских малых городов. И здесь сохранилась почти полностью как одно из почитаемых восточно – прусских реликтовых сооружений церковь Святого Георгия, почти не тронутая много раз изменявшейся историей, в то время как городская стена и защитный ров едва угадываемые остатками своего прежнего вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fridland_kak_kolonialnyy_gorod_srednevekovya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фридланд, как колониальный

 город средневековья.

Введение

Средневековая история строительства восточно-прусских  сельских городов изучена ещё мало. Объяснение этому можно найти в недостатке местного документального материала и  в ограниченной сохранности гражданских строений из того времени. Ни один из этих основанных Немецким орденом в целях преимущественно военных сельских городов не достиг необходимого экономического значения. Гражданская жизнь в них сохранила в течение столетий одни и те же простые формы и не нашла возможности, как в торговых городах прусского побережья, создать как выражение экономического подъёма профильные строения большей архитектурной ценности. То, что было построено более или менее ценного в архитектурном  отношении, было  не созданием сознательного населения, а лишь по инициативе Ордена, который в двух своих лицах как духовный и военный институт создавал (возводил) города с церковными и укрепсооружениями. К сожалению, города считали обязанность содержать значительных размеров возводимые защитные сооружения лишь как бремя. Почти повсюду они преждевременно пришли в упадок, так что  в большинстве случаев единственным дошедшим до наших дней свидетелем средневекового строительного способа  являются городские церкви.

         Фридланд тоже делит эту судьбу средневековых строений среди большей части восточно - прусских малых городов. И здесь сохранилась почти полностью как одно из почитаемых восточно – прусских реликтовых сооружений церковь Святого Георгия, почти не тронутая много раз изменявшейся историей, в то время как городская стена и защитный ров едва угадываемые остатками своего прежнего вида. Все ворота, башни и городские дома перестроены или разрушены, рыночная площадь утратила венок своих крытых аллей, разрушена огнём ратуша, как последний пример средневековой профильной архитектуры, во второй половине 19 века.

Но что даёт повод выделить Фридланд вместе с другими восточно-прусскими  сельскими городами, несмотря на ошибки в техническом материале, это обстоятельство, что здесь вследствие ограниченного развития экономических отношений и обусловленных этим жизненных потребностей на большом отрезке( промежутке)  времени сохранились ранние формы городского  поселения в плане города и типы домов. Образ города развивался с учётом этого обстоятельства в годы расцвета с большой точностью. Тем самым есть возможность исследовать  с точки зрения строительства связи, которые связывают Фридланд с общим культурным развитием своего западного Отечества. Такая реконструкция могла бы значительно перерасти чисто местное значение, если удастся через неё не только вернуть средневековый облик города, но и ввязать точное для Восточной Пруссии основание города. В процессе становления немецкого средневекового городского строительства, восстанавливать её со всеми её связями с Родиной, как   члена огромного колонизационного Немецкого Ордена и прояснить её место в его городском строительном творчестве. Представляется выгодной попытка вскрыть связи, которые связывали средневековых жителей и особенно первых поселенцев с их древней Родиной, и побудить перенос старых строительных форм в настоящее. Отсюда можно было бы получить при восстановлении средневековой картины города вывода для архитектурного планирования, которые развивал Немецкий орден при основании своих городов.

        Если отмеченные вопросы имеют главным образом техническую природу, то наглядное представление об этой местной истории поселений только выиграет, если будет освещена и область политической истории, истории права и экономики, географии и исследований языка. Если к тому же фридланская история архитектуры через частную монографию очертит типические признаки  в постоянстве и развитии, то могла бы быть нарисована общая картина средневекового строительства городов, которая даст наглядное представление об этой существенной части поселенческой работы Немецкого Ордена, и будет способствовать разработке этих исследований через другие труды (научные).

        За побуждение к данным исследованиям и за ценные указания я сердечно благодарю господина профессора Клёппель - Данцинг.

ПЛАН ГОРОДА

       Со времени основания города Фридланда в 1312 году прошло более 600 лет, промежуток времени, которого достаточно для городов с богатым экономическим развитием, чтобы стереть первоначальные задумки планирования и свести его значение на нет. Таким развитием Фридланд не был затронут. И сегодня его городской план создания имеет такую первозданную чистоту, что со времени его полной реконструкции в 1500 году существенных изменений не произошло.

         Окружённый городской стеной контур города строится на основной форме квадрата, который лишь на отвесной местности притуплён на углу. (рис№1)  Расположенная в центре рыночная площадь снова образует квадрат, четыре стороны которого - это прямоугольно пересекающиеся улицы. Этот перекрёсток (перекрещивание) образует главные улицы, которые натыкаются на внутренние блоки замыкающих и окружающих стену города строений. Экономическое движение осуществляется малыми, действующими в эти времена экономическими путями. Движение в направлении основных улиц соединяется из обеих параллельных улиц и замыкается лежащими между ними воротами. От  улиц, идущих перпендикулярно этим, по одной ведёт к водным воротам на реке Алле и Мельничному пруду. Восточный и западный вход в город находятся так же, как и рыночная площадь в середине оси сооружения. Весь план так точно сориентирован в направлении неба, что городская церковь, несмотря на отдельное существование,  подчиняется  лежащей в основе прямоугольной системе застройки.

         Из этого постоянства вытекают 5 характерных основных элементов Фридланского плана города: почти квадратные формы  площадей

(территорий), квадратный рисунок рынка, перпендикулярные ходы улиц и дифференциация проходных  и хозяйственных улиц, осевое построение всего комплекса зданий и ориентировка в небесных направлениях.

         Эта система планирования проявляется при всей простоте так естественно и практично, что её можно разъяснить, только исходя  из этих качеств, если не знать из многочисленных источников, что именно самое простое и самое практичное рассматривается исторически всегда новый продукт, который является концом, а не началом длительного развития.

     Для того, чтобы осуществить( сделать возможным) подобный план города Фридланда, необходима была более 300-летняя тренировка, в течение которой вырисовывались единичные, признанные типичными черты. Итак, план города Фридланда со всеми своими особенностями в определённой степени удар по прежним представлениям об основании городов. Влияния, которые определяли в правовом, хозяйственном и фортификационном отношении общее развитие немецких городов, оставили свой след и на плане города Фридланда. Постепенное выкристаллизовывание его отдельных существенных черт доказывается линией развития городского строительства предыдущих столетий. При этом дальнейшее развитие отдельных градостроительных элементов введено(культивировано) не при  лишь планомерных застройках, в которые должен быть включён Фридланд, так как несмотря на контраст в основных формах планированных городов и постепенно возводящихся городов раннего средневековья намечается направление в эти две большие группы только при особенно типичных начальных и конечных формах развивающегося ряда. Основные черты планированного города уже встречаются, хотя и не в системе, при постепенно возникающих. Обоим типам присуща одна и та же тенденция развития, которая признаёт планированные города лишь как дальнейшее развитие уже созданных на другом техническом уровне.

      Формальный различительный признак отделяет между тем без разницы в происхождении планированный город от превращённого: регулярность(закономерность его сооружений. Её можно найти уже в колонизаторских поселениях средневековья, где выступает система прямоугольно резаных улиц в греческих городах Малой Азии и в большинстве римских поселений. И поздние новообразования в отечественных и колониальных странах античности показывают на это соответствие более ранним планам городов. Но не более чем эту формальную первобытную форму имеют планированные городские поселения Германии одинаковую с южными государствами. Сходство происходит не от однообразия задумки планировки, а является следствием использования одинакового развития технических вспомогательных средств  при закладке города.

       В течение первых 600 лет после переселения народов Германии образовались городские общины, но там, где они существовали как римские колониальные поселения, они снова исчезли. Когда в последующие 400 лет, примерно 950-1350 годах в Германии зажило (начало существовать) около 2500 городов, то прежде всего возникает вопрос о причинах, так как  они были решительно за форму ядерного начала (с центром посредине) в первых городских поселениях. Причины находились прежде всего исключительно в начинающихся  преобразованиях закрытого домашнего хозяйства в хозяйство прямого обмена и в переходе к экономике движения(общения), первым периодом которой стала период сношений, привязанных к месту, т.е. городского хозяйства. Развитие его происходило с возникновением землевладения, чья растущая экономическая и социальная  власть переросла задачи, которые ставила возросшая экономическая культура. С 9 века она энергично взялась за дело, чтобы возделать своими богатыми средствами до тех пор нетронутые части общей площади, предпринять в лесах большие раскорчёвки и ввести специальные культуры, С возникновением избытка земледельческой продукции образовалось после сельскохозяйственных застроек упомянутых областей на месте бывшего личного производства производство товарное, право на сбыт которого обеспечивалось в начале развития очень быстро отечественными торговцами, Они проложили путь обмену продукцией ремесленников и сделали оба из продукта обмена предметы торга. Это торговое движение искало в первую очередь точки, котрые были особенно благоприятны для обмена товарами. Ими были, как правило, перекрёстки дорог, которые располагались под защитой крепости или кафедрального иммунитета, Первые торговые поселения выстраивались сами по себе по обеим сторонам возникающей трассы, которая расширялась до удобных для товаров и транспорта размеров. Было достаточно единого технического плана за счёт создания ярмарочной трассы примитивной формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Раннее Средневековье" . 6 класс

Представляю вариант контрольной работы в 6 классе по 1 разделу "Раннее Средневековье". Содержит тестовые задания, задания по датам и понятиям....

Средневековый город

Презентация по истории Средних веков для 6 класса...

Средневековый город

Презентация по истории Средних веков для 6 класса...

своя игра "Живое Средневековье"

презентация для повторения в 6 классе...

Краеведческо- экскурсионный маршрут «Любимому Правдинску – Фридланду – 700 лет»

Природа щедро одарила наш край, где удивительно сочетаются безбрежные просторы моря и нескончаемая полоса золотистых пляжей, умеренно тёплое лето и преимущественно безморозная зима, обилие самой разно...

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...