«Литературное краеведение как одна из форм внеклассной и внешкольной работы по литературе»
статья по краеведению по теме

 

Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и
истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-issledovatelskaya_programma.docx55.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Шаралдайская средняя школа

Научно-исследовательская работа «Литературное краеведение как одна из форм внеклассной и внешкольной работы по литературе»





С.Шаралдай 2010 г.
Научно-методическая работа
«Литературное краеведение как одна из форм внеклассной и внешкольной работы по литературе»
 
Тема: Литературное краеведение как одна из форм внеклассной и внешкольной работы по литературе.
ПЛАН
Введение с 1-2
Актуальность постановки проблемы, цели и задачи, научная новизна. Степень изученности в методической литературе.
I глава с 3-10
Вопросы теории и практики в преподавании основ литературного
Краеведения в средней образовательной школе (из опыта работы с
учащимися среднего звена).
§ 1. Литературное краеведение, его источники, генезис.
§ 2. Виды и формы краеведческой работы.
I1 глава: Практические итоги по литературному краеведению с 10-
20.
Заключение 21
Список использованной литературы ч. 22 Приложение 23-77

Введение

Актуальность


Постановка темы "Литературное краеведение как одна из форм внеклассной и внешкольной работы по литературе" актуальна и современна в наши дни, т.к. образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить и личность писателя, и его творчество.

Недостаточная изученность этого вопроса обуславливает новизну нашей работы.
Литературное краеведение дает изучающим материал, которого они не найдут в произведениях, изучаемых по программе. Разумеется, при условии, что в отборе" краеведческого" произведения учитель руководствуется одним критерием - оно должно быть художественным.

Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и
истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы.

Цели:
Литературное краеведение в школе имеет, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи - открыть учащимся прекрасное в окружающем их мире - в людях и природе родного края, пробудить у них чувство любви к " малой родине".
Выпускник средней школы не может не знать наиболее значительных художественных произведений, созданных писателями-земляками. Он шире, чем предусмотрено программой, узнает творчество великих художников, связанных с родным краем.
Краеведение долгое время оставалось на периферии " большой науки". Недооценка его роли проявляется даже в конце 1980-х годов, свое подлинное значение краеведение обретает только в девяностые годы, когда любое явление литературы и культуры можно изучать объективно, без идеологических догм.
Произведения  писателей, связанных с нашим краем еще предстоит выявить - провести сложные, длительные, трудные, вместе с тем увлекательные разыскания.
Формы и методы литературно-краеведческой работы в средней школе разнообразны.
Кружок "Родной край в литературе" позволяет не только изучать литературно-краеведческий материал, но и силами наиболее подготовленных
учащихся проводить определенную поисковую работу.
Самое верное средство прикоснуться к писателю своим сердцем - посетить его родину, воспринять ландшафт, краски, звуки, которые вызывали у него вдохновение, увидеть рядом с собой окружающие его предметы. Чтобы экскурсия обогатила учащихся неповторимыми впечатлениями, ее нужно подготовить: не только разработать программу и маршрут похода, но и настроить учащихся на активное чтение доступных им книг о писателе и его произведении. Заученные школьниками стихотворения зазвучат во время экскурсий и помогут воспринимать окружающее глазами, слухом и языком поэта.
Во внеклассной работе используются также читательские конференции на краеведческие темы, конкурсы на лучшую творческую работу
краеведческого характера, проведение вечеров, посвященных творчеству И.К.Калашникова.
Литературно-краеведческая работа позволит оформить в школе литературную карту родного края или выставку " Литературная Бурятия".



2 часть


Еще со времен Я. А. Каменского творчески работающий учитель всегда выходил за пределы урока и класса. Обратимся к некоторым фактам из истории Русской методики преподавания литературы.
Еще в 18 в. и в начале 19 в. несмотря на схоластический во многом характер преподавания литературы (риторика, пиитика), школьников обучали литературному анализу "Риторика" отмечала М. А. Рыбникова. вела за собой практику выступления с речью и с письменной работой, выступления на сцене в школьной драме."
Широко пропагандировал внеклассную работу по литературе известный русский просветитель Н. И. Новиков. Внешкольная самодеятельность юношества в различных ее формах (внеклассное чтение, литературно-творческие кружки, издание литературных сборников и журналов, детский театр) получила широкое распространение в лучших учебных заведениях того времени (Московский благородный университетский пансион, Царскосельский лицей").
В Царскосельском лицее времен А. С. Пушкина, как известно, литературная жизнь била ключом, ее направляли и поощряли преподаватели Н. Ф. Кошанский и А. И. Галич. В той или иной степени это было внедрено везде, где словесность преподавал человек живой и умный, любящий литературу, энтузиаст, не формалист-чиновник, не трус и не педант. Многие из этих людей остались безызвестными, некоторым повезло на учеников, написавших мемуары. В статье " Поучительный опыт прошлого Я. А. Роткович проводит характерное воспоминание С. Т. Аксакова: "Мы собирались каждую неделю по субботам и читали свои сочинения и переводы в стихах и прозе. Всякий имел право сделать замечания, и статьи нередко тут же исправлялись... Принятое сочинение и переводы вписывались в заведенную для этого книгу".
1. Рыбникова М. А. "Очерки по литерат. Чтению- М., 1985г.
2. Роткович Я. А. "Материал преподавания литературы в школе" М.
1988г.
3. Роткович Я. А. "Поучительный опыт прошлого "Внеклассная и
внешкольная работа по литературе. М., 1970г. с. 179.
Подлинным энтузиастом внеклассной работы был В. П. Острогорщдский, хотя он не устраивал литературных школьных музеев, ни выставок,
Но он придавал очень большое значение кружковой работе, литературным беседам, водил уч-ся на экскурсии в художественные музеи, уделял специальное внимание биографиям писателей, естественно, оно проводилось и вне урока. Острогорский рекомендовал устраивать периодические конкурсы школьных чтецов. В 20-е годы в статье "К вопросу об обучении литературы" требует, чтобы педагог стремился "углублять то первоначальное впечатление, которое уч-ся получил при чтении. Для этого можно воспользоваться целым рядом методических приемов:
1) беседы преподавателя с уч-ся по поводу прочитанного...,
2) чтение вслух, выразительное, по мере возможности,
художественное.
3) Инсценировка отдельных мест, сцен... постановка спектаклей;
4) Зарисовывание отдельных моментов произведений, составление
литературных альбомов...
5) Иллюстрирование произведений при помощи картин,
6) Пение, сольное и хоровое...,
7) Рефераты уч-ся на темы, касающиеся не только идейного
содержания произведения и его художественных образов, но и
формы произведения, исторического фона, на котором оно
создавалось, личности автора, литературных источников
произведения...,
8) "литературные суды",
9) издание литературного журнала, в котором могут помещаться как
проявление художественного творчества самих уч-ся, так и их
доклады, рефераты и статьи на литературные темы.

10) Фотографирование (снимание с картин, снимки отдельных сцен,
устроенного в школе спектакля и т. д.)
11) Моделирование (например, "домик А. С. Пушкина в
Михайловском”).
12) Организация литературных выставок (книги, картины, альбомы,
журнал, фотографирование снимки и т. д.)
13) Экскурсии (литературно-эстетического характера).
I. Абакумов С. А. К вопросу об изучении литературы. М. 1962

Большое значение внеклассной работе по литературе придавала М. А. Рыбникова. Еще до революции, работая в Вяземской гимназии, Рыбникова вела литературные кружки, или собрания. Опыт этой работы был подробно освещено ею в статье "Учитель средней школы", опубликованный в сборнике "На распутье" (1917г.) и в брошюре "Кружки учащихся" (1918).Брошюра "Кружки учащихся" в переработанном и дополнительном виде была, затем включена в книгу "Работа словесника в школе" (1922г.).
Традиции М. А. Рыбниковой, которые сейчас продолжаются и развиваются, состоят, прежде всего, в развитии творческих способностей уч-ся. Это находит подтверждение в педагогической практике и методических трудах М. А. Рыбниковой, в крылатом ее выражении: "От маленького писателя - к большому читателю".
По словам М. А. Рыбниковой "Среди тех задач, которые ставит себе педагог-словесник, одна из основных - воспитание читателя. Мы должны выработать из подростка, из юноши читателя/разумно выбирающего книгу, понимающего специальную значимость литературы в связи с эстетическим ее воздействием".
Тематика вопросов, обсуждавшихся в кружке Рыбниковой, разнообразна. Разрабатывались темы, связанные с творчеством многих авторов.
В выборе тем кружок Рыбниковой может послужить образом нынешних факультативов. Рыбникова была убеждена, что темы для занятий кружков должны коренным образом отличаться от классных тем.
То, что интересно и уместно в классе, не годится для внеклассной беседы, и наоборот. Учитывая психологию подростков, она считала естественным и необходимым сочетать глубокий "научный" разговор с веселым времяпровождением. Серьезные темы и рефераты стояли в центре ее беседы с кружковцами, но ими не исчерпывались интересы и занятия кружка. Обычно к собранию готовилось пение, или музыка или стихи, зачастую самые слабые ученицы прекрасно читали стихи, играли на рояле и пели. Привлечение этой части класса к участию в собраниях Рыбникова считала очень ценным.
1. Из кн. Кодрянов Н. М.. М. А. Рыбникова Избранные труды -
М.Д958,с.2О
2. М. А. Рыбникова От мал. пис. - к большим читателям. М.
1958.С.21
3. М. А. Рыбникова Методика преподавания литературы. М.
1980с. 10-11
М. А. Рыбникова сформулировала правила работы кружка, которые могут пригодиться и современному учителю:
1. В кружке пользуются равными правами учителя и учащиеся...
2. Председателем является наиболее авторитетный из учителей по
выбору уч-ся.
3. Для своей работы кружок избирает на год или на полугодие
один определенный вопрос.
4. Каждая тема разрабатывается несколькими докладчиками.
5. Доклады должны быть известны членам кружка до заседания.
6. Для кружка желательно соединение классов и учебных
заведений.
7. Заседание кружка должны создаваться редко.
8. В программу заседания включается не только полезное, но и
приятное.
9. Выступающие в кружке должны к этому готовиться.
Любопытен комментарий к первому правилу "Вполне правильной можно признать лишь ту постановку дела, когда уч-ся чувствуют себя хозяевами... Педагоги, приглашенные уч-ся, заинтересованные работой кружка, посещают заседания на правах, равных с их учениками... Участие учителей в прениях весьма желательно. Но при одном условии - чтобы эти речи старших не стесняли более юных членов собрания.
Здесь правильно решается вопрос о педагогическом руководстве внеклассной работы школьников, о степени участия в этой работе самого педагога. Часто его трактуют ошибочно, прибегая к крайности: "Только ребята", а преподавателю отводится роль наблюдателя, или советчика. Рыбникова ставит вопрос прямее и честнее: учитель - участник, он также активен, как и ребята, но его активность должна быть тактичной, не подавляющей активность и свободу ребят.
В последующих трудах М. А. Рыбниковой, в работах В. В. Голубкова, Н. О. Корста, А. Д. Гречишниковой, Н. В. Конопольцева, В. И. Кудряшовой мы находим рекомендации по использованию наглядности выразительного чтения, по развитию речи и литературного творчества уч-ся.
1. М. А. Рыбникова Работа словесности в школе. – М.,т. 1.1922г.
2. Там же, с. 145.

Позволю себе остановиться лишь на том, как освещен осматриваемый вопрос в "Методике преподавания литературы" В. В. Голубкова
Голубков посвящает целый раздел своей "Методики" различным формам и методам внеклассной работы.
Говоря о литературно-творческих кружках, он определяет две их задачи: углубленное изучение литературы и развитие самостоятельного творчества. "В отдельных случаях, - замечает автор, кружок может ограничиться и одной из этих задач, и тогда мы будем иметь дело с чисто литературным или творческим.
В другом месте Голубков говорит, что внеклассная работа, включающая в себя общественную деятельность школьников, способствует более глубокому изучению литературы: "Для преподавания литературы имеют большую ценность такие виды, как издание стенгазеты или журнала, чтение и рассказывание литературных произведений, организация литературных вечеров, спектаклей и литературных выставок.
Голубков подробно пишет об организации выставок; он высказывает важную с практической точки зрения мысль о том, что " педагогическая ценность литературной выставки проявляется как в процессе ее подготовки, так и во время ее функционирования.
Тут же Голубков В. В. формулирует основные правила оформления выставки: "Ясный план расположения экспонатов, доступный среднему посетителю выставки, простота и выразительность графиков, схем и плакатов, экономия впечатлений, отсутствие излишних деталей, загромождающих и отвлекающих от главного, и, наконец, художественного оформления без крикливой эффективности.
Рекомендуется также, "четкость, заостренность замысла и полное соответствие этому замыслу всего выставочного материала.
Замечательный опыт предшественников, свидетельства ведущих методистов о значении внеклассной работы по литературе подтверждают важность рассматриваемой проблемы и для углубленного преподавания литературы и творческого развития уч-ся.
1. Голубков В. В. "Методика преподавания литературы"
М.1952г.с.415
2. Там же, с.421
3. Там же, с.427
4. Там же.

Л. П. Прессман, известный литературовед, обобщивший опыт многих учителей-энтузиастов, в качестве примера внеклассной работы по литературе приводит сбор и коллекционирование книг.
Сбор и коллекционирование книг. По его мнению, словесник, начиная со школьниками коллекционирование книг, должен объяснить ребятам, что они не могут рассчитывать найти оригиналы редких книг. Конечно, ценность изданий и рукописей относительна, но все их находки будут полезны школе. С помощью найденных книг можно будет лучше организовать изучение литературы в школе.
Работа начинается, прежде всего, с ознакомления (более глубокого, чем на уроках) с типами изданий: в ходе знакомства юные книголюбы получают сведения по "конструкции" книг, приобретают навык пользования справочным аппаратом.
Зная особенности изданий разного типа, овладевая уменьем пользоваться справочным аппаратом книги, ученик готовит себя к будущей учебе в вузе и самостоятельной работе.
Для такой внеклассной работы целесообразно иметь плакаты-схемы, поясняющие характер и место в книге комментария (примечания), указателей (разного типа), а также настенный плакат с объяснением наиболее употребительных терминов книговедения.
Как же это происходит на занятиях кружка.
"9 класс". На занятии кружка повторно читается 1 гл. "Евгения Онегина". Учитель предупреждает, что в романе Пушкина есть немало мест, которые прекрасно понимали современники поэта, но которые сегодня неясны нам. Это объединяет восприятие произведения, ведет к поверхностному восприятию слова писателя. Именно в этом случае нам особенно помогает комментарий или примечания, обычно публикуемые в научно-массовых изданиях.
Л. П. Прессман большое внимание уделяет также литературно-краеведческой работе в школе.
"Нельзя не учитывать, - пишет он, - огромного значения занятий краеведением. Собирая и изучая факты литературной жизни родного края, школьники учатся видеть прекрасное в обыденном, по-новому оценивают пейзажи близкой природы, памятные места, а главное много узнают о людях, живущих и работающих вокруг них. Следует особо подчеркнуть две особенности литературно-краеведческой работы в школе. Нужно, чтобы уч-ся точно знали цель своих занятий краеведением, были заинтересованы в этой работе и относились к ней творчески.
1. Л. П. Прессман "Кабинет литературы", М.,1975г. с. 126
2 Там же стр. 126-128
Литература призвана формировать каждого уч-ся добрым человеком, воспитывать мировоззрение, призвана помочь школе формировать эстетическое отношение к действительности. Через наслаждение высоким искусством человек приходит к постижению прекрасного в действительности.
Художественное произведение оказывает свое воспитательное воздействие в процессе эстетического восприятия его образной специфики. Помогая читателям-подросткам понять авторское отношение к миру, выраженное не только прямо, но и косвенно - через открытую мотивацию поступков действующих лиц, пейзаж, художественную деталь, подтекст, мы ведем юных читателей к эмоционально - личностному постижению идеи в ее специфически художественном выражении.
Формирование эстетического восприятия - непременное условие нравственного развития читателей - подростков.
Изучать возрастную динамику эстетического восприятия уч-ся литературы необходимо каждому, кто руководит чтением, - библиотекарю, классному руководителю, более, всего конечно, учителю литературы.
Опираясь на концепцию Т. Д. Полозовой о трех общих уровнях восприятия произведений художественной литературы - констатирующий аналитический и эстетически - творческий, выделяющих следующие доминантные признаки каждого из этих уровней: интерес читателя к фабуле; сопереживание с героями произведений, внимание к стилю писателя. В качестве дополнительных сопутствующих критериев выбирают еще два: восприятие художественной детали и чувство подтекста. И дополнительные и доминантные критерии уровней читательского восприятия литературы сказываются в той или иной мере на каждом из этих уровней.
Один первый доминантный признак характеризует первый уровень, низкий, типичный для младших подростков.
Для перевода читателей на второй уровень педагогу целесообразно опереться на элементы внимания к герою произведения, которые накапливаются уже на первом "фабульном” уровне восприятия. Второй уровень- средний, характеризуется вместе с первым признакам еще и вторым сопереживание с героями произведений.
Третий уровень - высокий. Это эмоционально-личностное восприятие идейно-стилистического своеобразия литературного произведения - перспектива для старших подростков.
В стремлении приблизить школьников к этому уровню помогает как уроки литературы, также внеклассная работа по литературе: (я хочу остановиться на формах и методах внеклассной работы, которая помогает решить этот вопрос).
Изучив опыт предшественников, можно сделать вывод: в урочной и внеклассной работе совпадают не только общие цели литературного образования в школе (воспитание гражданских и нравственных качеств уч-ся, расширение и углубление читательского диапазона, развитие эстетического вкуса, активация творческих способностей), но и методы изучения литературных текстов. И все же многие виды внеклассных занятий, разнообразные формы учительской и ученической деятельности на этих занятиях отличаются от работы на уроке.
Если на уроке учитель стремится вызвать у школьников интерес к предмету, то на внеклассных занятиях перед педагогом стоит иная задача - углублять уже возникший интерес ребят. Для внеклассных занятий характерны свои особые формы работы, встречи с поэтами-земляками; занятия-концерты, на которых звучат стихи в исполнении учеников, экскурсии в лес, литературно-краеведческие экскурсии, экскурсии по памятным местам родного края; уроки внеклассного чтения.
Два года я вела литературный кружок (5-6 Кл.) на занятиях кружка мы знакомились с произведениями писателей, инсценировали сказки А. Платонова "Безручка", "Золотое кольцо", "Солдат и царица", "Сказки по телефону" Джанни Родари. Побывали в сельской библиотеке, где познакомились с подборкой стихов, опубликованных на страницах местной газеты.
Провели «Час поэзии». Составили памятку: "Как готовить выразительное чтение стихов".
1. Прочитать стихотворение, представить его образы, вдуматься в
слова, в их звучание, их связи друг с другом, почувствовать ритм
стиха, попытаться определить основное настроение - едино ли
оно, или развивается, или в стихотворении противопоставлены
разные чувства, наконец, понять, что нового открыло нам
стихотворение.
2. После самостоятельной работы прослушать каждого чтеца,
откорректировать чтение.
Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека еще в раннем детстве. С любви к родному делу, к близким людям.
Глубоким знанием природы, быта, культуры родного края, влюбленностью в литературу мы должны увлечь школьников, пробудить у них интерес и любовь к родной земле.
Думаю, что это удалось сделать в проведении "Часа поэзии".
Я люблю свое село, с которым связано мое раннее детство, я люблю озеро с прозрачной и чистой водой", - напишут ребята в сочинениях после "Часа поэзии". После таких мероприятий ребята учатся замечать красоту лесов, озер, удивительное очарование и уют в жизни маленького поселка.
Большое воспитательное значение имеют экскурсии в родную природу, оставляющие у школьников много неизгладимых впечатлений.
О силе воздействия родных мест на человека писал Н. Д. Ушинский: "А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень. Разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатления моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, о котором трудно соперничать влиянию педагога".
В общении с природой уч-ся находят богатую пищу для ума и чувства. "Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас, - заметил И. С. Тургенев устами одного из своих героев - Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотою и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия" (И. С. Тургенев. Собр. соч. т.2. М, 1989г.)
Провожу экскурсии, задачей которых является развитие художественной наблюдательности уч-ся, приобщение их к родной природе.
По рекомендации учителя уч-ся читают художественные произведения, посвященные описанию природы.
Во время экскурсий стараюсь разбудить дремлющие чувства учащихся, помочь им увидеть в природе не замеченное другими, почувствовать ее трепетную жизнь. На помощь приходят заученные на память стихи Ф. Тютчева, А. Кольцова, С. Есенина, рассказы и повести С. Аксакова, И. Бунина, К. Паустовского, М. Пришвина и др. художников слова. Звучат также стихи местных поэтов, посвященные природе родного края. Образная, согретая большим чувством речь словесника прививает любовь к родным местам.
Читаю любимые строки Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора,
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера….
...Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь.
На отдыхающее поле...
Мои ученики, слушая меня, посматривают на эту лазурь, чувствуя хрустальность воздуха, которым дышат
Нивы сжаты, рощи голы.
От воды туман и сырость,
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать седой зимы осталось, - читает из томика Есенина ученик.
Разбрелись по лесу группами и в одиночку, удивляются диковинным, покрытым мхом пням. Наполненные свежестью, доносятся издали читаемые кем-то всем знакомые слова:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса!
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса...
Набродились по светлым чащам. С пестрыми букетами осенних листьев, с причудливыми сучьями, напоминающими зверей и птиц, сходимся к условленному месту.
1. Ф. И. Тютчев. Избранное. М. 1977 г.
2. С. Есенин. Собран. Соч. в 2-х том. 1990 г.

Для тех читателей, которые при чтении пропускают описание природы, в эти минуты порой неожиданно обретают реальную силу многократно повторяемые нами на уроках слова о смысле и значении пейзажа в произведении, здесь эти слова наполняются, наконец, ощущениями и волнующим содержанием. Конечно, роль самого учителя на таком "уроке" необычно велика, он дает всему направление: свести ли все к обычной прогулке на свежем воздухе или одухотворить этот выход из внеклассной комнаты соединением поэзии книг с поэзией вечно юной природы.
Много впечатлений оставляют у школьников экскурсии по памятным местам края, посещение дома, в котором родился или жил писатель. Это о них, о человеческих предметах, наполненных живой мыслью и чувствами людей, писал С. Я. Маршак:
Все то, чего коснется человек.
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью.
Мосты и переулки говорят,
Беседуют между собой балконы.
И у платформы выстроившись вряд,
Так много сердцу говорят вагоны.
Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский
Весь летний сад - Онегина глава:
О Блоке вспоминают. Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
Я работаю с учащимися средних классов - это подростки 12-13 лет. По своему возрасту, развитию и уровню знаний они еще не способны к систематическому и глубокому изучению литературно-краеведческого материала. Ученики этого возраста выступают главным образом как читатели, слушатели и исполнители произведений.
Привлечение местного материала усиливает интерес учащихся к литературе и тем самым способствуют оживлению урока.
Факты и примеры из местной жизни выступают как параллель изображенным в художественном произведении событиями и человеческими характерами.

Побывали в музее усадьбе И.К.Калашникова в с.Шаралдай. К экскурсиям готовимся заранее. Рассказываю о цели посещения литературных мест, советую прочесть биографические, мемуарные и художественные произведения, рекомендую заучить некоторые стихи или отрывки из прозы, указываю справочники, помогающие знакомству с теми местами, куда предстоит отправиться; школьники принимают участие в составлении общего плана экскурсий и распределении конкретных поручений между ее участниками.
Вот как начал свое выступление один из учащихся: 
После проведения  экскурсии связала новыми нитями  жизнь и творчество писателя, заставила еще больше полюбить свой край.
Все скромно и просто в музее И.К.Калашникова: обстановка дома музея, вещи, которые принадлежали писателю. После посещения произведения стали интереснее и понятнее. Литературное краеведение не только развивает эстетическую культуру, учит понимать прекрасное, но и помогает выполнять главную задачу школы — привитие любви к родной земле, приобщение школьников к литературе о родном крае, открывая в ней животворный родник гражданского становления личности. Знания, приобретенные учащимися на уроках, являются тем фундаментом, на котором построены основные компоненты внеклассных занятий. Я стараюсь внести посильную лепту в разработку единой системы классных и внеклассных занятий и, не дублируя материал уроков, расширяю и углубляю школьную программу по литературе, обращаясь и к новым для учеников произведениям изучаемых на уроке авторов, и к прошлому Родины.
С учащимися 8 класса проведено анкетирование Вопросы
1. Считаете ли вы необходимый введение в учебный процесс по литературе
краеведческого материала?
В классе - 14 учащихся, двое отсутствовало, отвечало 12 человек положительно (да) ответили - 10 уч-ся
отрицательно - нет
затруднилось ответить - 2
не ответили - нет
2. Что нового узнали вы в процессе знакомства с краеведческой литературой?
а) узнали ли новое о писателях-земляках?
б) роль региональной литературы в общем литературном процессе
в) достаточно ли литературы для изучения творчества писателей – земляков?
В своих ответах уч-ся писали о том, что много нового они узнали о ………..
Учебной литературы, к сожалению, нет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


От жизни - к искусству, а от него и под влиянием - к жизни - таков процесс воспитания юного читателя.
В его центре на всех этапах - творчески мыслящий, эмоционально проявляющий себя ребенок. Человек формируется в детстве. Не случайно африканская мудрость гласит: "Ребенок - отец человечества". Гигантские успехи науки и техники не только ускоряют рассвет человечества, но и усложняют процесс гуманистического развития общества.
Вот почему активизируются проблемы воспитания искусством, к которому можно отнести и литературу.
М. А. Рыбникова писала: "Мы должны помнить, что литература - это искусство, к которому нужно уметь подойти. У нас в музее учат смотреть - картины и статуи..., мы, словесники, учим "читать" художественное произведение, - для начинающего это дело столь же трудное, как понимание полотен Репина и Левитана или композиций Чайковского и Глинки". "Подлинное творение искусства не заканчивается на последней странице, не исчерпывает повествования с окончанием истории героев, оно переселяется в душу и сознание читателя, продолжает жить и воздействовать как внутренняя сила, как муки и свет не-умирающей совести, как поэзия правды, которая включает в себе отнюдь не безоблачное восприятие мира, а страдание, мужество преодоления трагедии" (Ч. Айтматов).
Внеклассная и внешкольная работа по литературе помогают воспитывать интерес к книге, знакомит с другими видами искусств.
Целенаправленная внеклассная и внешкольная работа:
Встречи с поэтами-земляками, экскурсии в природу, экскурсии по памятным литературным местам, уроки внеклассного чтения углубляют представление учащихся об исторических и культурных связях родных мест, с жизнью России, раскрывает богатство и разнообразие художественной литературы. Они помогают приблизить к нам писателей, сделать их доступнее, "человечнее". Сопоставление литературного произведения с изображенной в нем жизнью помогает познанию знаков художественного творчества, способствует проникновению в специфику литературы как образного отражения действительности, способствует воспитанию творческого читателя, прививает интерес к книге, к литературе.
1. Рыбникова М. А. Очерки по методике литер. Чтения. М. 1988г.



СПИСОК ИСП0ЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе — ГЛ. 1988 г.
Белоусов Л.А литературно-краеведческий кружок в школе - М.У 1988 г.
Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда
Учебное пособие M.I975 г.
Голубков В.В Методика преподавания литературы - M.I988 г.
Гаврюшин Н.К Сокровища у порога. Эстетическое воспитание в краеведчес¬кой работе. Книга для чтения - M.I982 г.
Касильков и. Л Литературно-краеведческий кружок в школе - ГЛ. 1933 г
Литературное краеведение. Пособие для учителя М 1973 г.
Лихачев Д.С. Земля родная. Книга для учащихся 1/1.1983 г. У:- Мамонтов А.З., Щерба Н.Н.. Краеведческая библиография - Ы.1978
Прессман Л.П. Литературное краеведение в средней школе - M.I988 г.
Рыбникова М.А Очерки по методике литературного чтения - M.I988 г.
Смирнов З.Г Художественное краеведение в школе. Книга для чтения
М. 1987
Фатеев М.К. Походы по литературным местам - М. I9S3
Яковлева М.М Внеклассная и краеведческая работа в средней школе М 1988
Янко М.Д Литературное краеведение в: школе - M.I955
Янко М.Д Работа со школьниками - по литературному краеведению
( методические рекомендации) - М. 1972



МОУ Дубровская №1 средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
«Мой добрый Галич».
ученицы 11 класса
Поповой Аллы

Говоров Александр Иванович (литературный псевдоним Галич и Никифоров) родился более 200 лет назад, в 1783 году в г. Трубчевске, в семье дьячка одной из церквей. В 1793 году поступил в Севскую духовную семинарию, закончив которую в 1803 году, уехал в Петербургский педагогический институт.
Фамилию Говоров на Галич он сменил при поступлении в институт, так как предки его были галичанами.
После получения образования на родине с 1808-1813 гг. учился в Германии, где познакомился с современной ему философией. Но в первый период, возвратясь в Петербург из-за границы, он отдает предпочтение в своих трудах филологии и литературе. Этот период в творчестве Галича характеризуется разработкой статей о русском романтизме. И не случайно его замечательная диссертация была написана в художественной форме: «Письмо к Платону, молодому человеку, жаждущему мудрости».
А. Никитенко в книге «Александр Иванович Галич, бывший профессор Санкт-Петербургского университета» писал о диссертации: «Возбуждая в читателе ревность к изысканию философских истин, автор при этом опирается преимущественно на нравственное чувство и требует от занимающихся философией, прежде всего мужественной силы воли и характера...» И там же: «Сочинение похоже на памятный дифирамб в честь истины...» с. 17-18).
С 1814 года Галич - адъюнкт в Петербургском пединституте и преподаватель латыни в Царскосельском лицее. В это время он и знакомится с юным Пушкиным, становится одним из любимейших его профессоров и оказывает влияние на начало творчества великого поэта.
В 1817 году А. И. Галич был произведен в экстраординарные профессоры и в 1919 году перешел работать в только что открывшийся университет. В этом же году вышла его первая книга «История философских систем».

Но исследования литературы и эстетики ученый не оставляет и они заканчиваются изданием в 1825 году в Санкт-Петербургской типографии департамента народного просвещения книги «Опыт науки изящного, начертанный А. Галичем». Здесь он пытается сформулировать назначение эстетики как науки и определить ее место в жизни человека. Уже во вступлении он пишет: «Пояснить общие условия и законы, по коим Изящное существует в ряду прочих предметов окружающего нас, занимает место и между явлениями человеческого сознания, т.е. в порядке наших мыслей и чувствований, есть задача науки изящного». (А. Никитенко, А.И. Галич. 1825г. с1)
На страницах 7-8 этого труда он делит развитие теории изящного на три периода - «период простых чувственных наблюдений, в котором красота означала приятную натуральность явлений...», «период смысла и логических его соображений...», в котором «красоту составляло чувственно познаваемое совершенство...», и, наконец, третий период, который он формулирует так: «период полного владычества разума: открытый Платоном, восстанавливаемый Винкельманом и продолженный Лессингом, Гердером и др. Здесь слышим о творческой фантазии, о жизни, предполагаемой во всяком изящном произведении об идеях и их согласии с формами, о соединении всех потребностей человеческой природы, о красоте, как откровении или отблеске совершеннейшего бытия и пр.»
В этой книге, как потом и в книгах по философии и психологии, А. Галич уже доказывал подчиненность мышления законом объективного мира, неуничтожимость «сотворенной материи», понимал истину как соответствие знания предметам и, будучи идеалистом, веря в сотворение мира всевышним, критиковал субъективный идеализм.
Этого - то Галича хорошо знал А. С. Пушкин и на всю жизнь сохранил к нему самые добрые чувства. Кроме уважения поэта к Галичу, как искусному преподавателю и участнику шумных студенческих сборищ, в нем

пробуждается и сочувствие к нему как ученому и общественному деятелю. Об этом говорят и строки из стихотворения «Второе послание к цензору», написанного в 1824 году, уже в зрелую пору творчества поэта:
И даже бедный мой Кавелин-дурачок, Креститель Галича, Магницкого дьячок.
Два слова «креститель Галича» в этих не очень-то понятных современному читателю строчках говорят об очень многом, об отношении поэта к официальным взглядам, поддержке А. И. Галича в его мышлении и деянии. Дело в том, что когда после Царскосельского лицея А. И. Говоров читал лекции по философии в педагогическом институте (с 1819г. Петербургском университете), то в 1821 году в числе других профессоров за атеизм и дискредитирование» власти в лекциях, а также за книгу «История философских систем» был подвергнут гонениям. Директор Петербургского университета Кавелин Д. А. вынудил Галича признать свое учение «ложным и вредным», повел его в церковь, где священник читал над ним молитву и кропил его святой водой. Такую же духовную инквизицию совершили мракобесы того времени над талантливым педагогом и ученым.
Конечно, делить творчество А. Галича на периоды - прием очень и очень условный. Как видно из выше сказанного, он, работая над книгой «Опыт науки изящного», занимался исследованием и философских систем, а также и психологии человека, как ложной психологической системы, завершились созданием книги «Картина человека», которая и вышла из печати в 1834 году в типографии императорской академии наук с пространным подзаголовком «Опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий, начертанный А. Галичем».

Это очень любопытная и своеобразная книга и по мыслям, в которых сочетаются идеалистические естественнонаучные трактовки душевной жизни человека, и по форме их изложения. Весь труд разделен на две книги, первая из которых «Человек в разуме общей природы» разделена на части, части, на главы, главы на отделения, потом на статьи и грани, последние на пункты, отмеченные прописными буквами, и на подпункты под римскими цифрами. Несмотря на ошибочность некоторых трактовок, и самого подхода к анализу психической деятельности человека, книга представляет весьма подробное рассмотрение «тела» и «духа» человеческого в сочетании духовных и физических потребностей человека в самых разнообразных проявлениях - сластолюбия, пьянства и вандализма, до половой страсти и любви, от корыстолюбия до страсти к забавам, от мимики до разговорной речи. Конечно же, А. И. Галич не смог подняться до материалистического понимания человеческой психики, но его наблюдения столь пристальны и точны, что знать его книгу не зазорно любому сегодняшнему читателю.
Трудно сказать, читал ли великий поэт эту книгу своего любимого профессора, но одно можно сказать твердо - его отношение к А. Галичу в эти годы не изменилось. В дневнике 1834 года А. С. Пушкин, встретившись с Галичем на одном из литературных совещаний у Греча, проводимого по поводу издания «энциклопедического лексикона», записывает: «Тут я встретил доброго Галича и очень ему обрадовался. Он был некогда моим профессором и ободрял меня на поприще, мною избранном. Он заставил меня написать для экзамена 1814г. мои «Воспоминания в Царском селе (А. Пушкин. Второе послание к цензору. 1874г.с.200)
Автор известного романа «Пушкин» Юрий Тынянов, описывая совместные прогулки юного поэта и молодого педагога в Царскосельском парке, создал запоминающийся образ А. И. Галича. Он не похож был на лицейских профессоров. У них бывали в лицее иезуиты, якобинцы, они

отвечали за их познания и поведение, одни хотели образовать из них монахов, другие - добродетельных. Галич ничего не хотел, он временно замещал Кошанского. Лицейские дела не так уж занимали его, и он обращался с ними не как профессор, а как знакомый. Они больше говорили о поэзии и искусстве, чем готовились по книгам. У Куницина было беспокойство в глазах - след затаенных страстей, быть может, неисполнившихся надежд. Галич смотрел на всех большими, ясными близорукими глазами без печали. Кошанский был сухим и желчным Аристархом, а Галич был Аристиппом, пророком удовольствий, учителем Эпикура. Все ему, казалось, приносило наслаждение. Кошанский учил их, что главное в поэзии - чувства, которые она только и изображает. Кюхля списывал в свой словарь о восторге и слепоте поэтов. Галич говорил, что главный предмет поэзии - истина.
- Они гуляли - и сады, памятники, дворец вызывали у Галича восторг. Он был орловец, дьячков сын, помнил свою родину, учился в ГЕТТЕНГЕНЕ, странствовал по Франции, Австрии, Англии, знал французский, немецкий, английский, испанский языки и литературы. Сады восхищали его как орловца, памятники - как европейца»
Вернувшись в Россию после учебы за границей, Галич стал читать лекции по философии в Петербургском пединституте, а в 1814 - 1815 годах заменял в лицее заболевшего профессора Н. Ф. Кошанского.
Настороженно встретили молодого преподавателя лицеисты. Кошанский, важный щеголь, был в белой горячке. Ждали его месяц, другой, а однажды явился заменять его человек толстый, медлительный, ничем на него не похожий - Галич.
Они с нетерпением ждали его первой лекции.
Новый профессор медленно и удобно уселся в кресло, посмотрел сквозь очки без подозрительности и развернул, не торопясь, учебник Кошанского. Кошанский старался всегда поспевать за курсом и сообразоваться с программой. Новый профессор заглянул в учебник, долго, не обращая

отвечали за их познания и поведение, одни хотели образовать из них монахов, другие - добродетельных. Галич ничего не хотел, он временно замещал Кошанского. Лицейские дела не так уж занимали его, и он обращался с ними не как профессор, а как знакомый. Они больше говорили о поэзии и искусстве, чем готовились по книгам. У Куницина было беспокойство в глазах - след затаенных страстей, быть может, неисполнившихся надежд. Галич смотрел на всех большими, ясными близорукими глазами без печали. Кошанский был сухим и желчным Аристархом, а Галич был Аристиппом, пророком удовольствий, учителем Эпикура. Все ему, казалось, приносило наслаждение. Кошанский учил их, что главное в поэзии - чувства, которые она только и изображает. Кюхля списывал в свой словарь о восторге и слепоте поэтов. Галич говорил, что главный предмет поэзии — истина.
- Они гуляли - и сады, памятники, дворец вызывали у Галича восторг. Он был орловец, дьячков сын, помнил свою родину, учился в ГЕТТЕНГЕНЕ, странствовал по Франции, Австрии, Англии, знал французский, немецкий, английский, испанский языки и литературы. Сады восхищали его как орловца, памятники - как европейца.»
Вернувшись в Россию после учебы за границей, Галич стал читать лекции по философии в Петербургском пединституте, а в 1814 - 1815 годах заменял в лицее заболевшего профессора Н. Ф. Кошанского.
Настороженно встретили молодого преподавателя лицеисты. Кошанский, важный щеголь, был в белой горячке. Ждали его месяц, другой, а однажды явился заменять его человек толстый, медлительный, ничем на него не похожий - Галич.
Они с нетерпением ждали его первой лекции.
Новый профессор медленно и удобно уселся в кресло, посмотрел сквозь очки без подозрительности и развернул, не торопясь, учебник Кошанского. Кошанский старался всегда поспевать за курсом и сообразоваться с программой. Новый профессор заглянул в учебник, долго, не обращая

внимания на своих слушателей, глядел, потом вдруг усмехнулся и захлопнул учебник. Он отложил его в сторону, и более об учебнике речи не было.
Все так же, не торопясь, он попросил кого-либо прочесть другую книгу, которую привез с собой случайно. Это была драма Коцебу. Яковлев прочел первую сцену. Профессор остановил его и, также не торопясь, спросил: - Чем дурна эта сцена? И они поняли, что он добр, ленив, лукав, не добивается быстрых успехов, директорского места и даже немногого от них ожидает. Начались споры о Коцебу.
Александр с удивлением смотрел на нового профессора: у Галича был вкус.
А потом профессор развернул истрепанную книжку, которую они узнали: это был Корнелий Непот, которого читал им Кошанский. Кошанский восхищался каждой его фразой и поэтому не успевал переводить. - Потреплем лавры старика, - сказал новый профессор. С первой же встречи они его полюбили. (А. Никитенко, А. Галич, СПБ 1969 с. 17-18).
Выражение лицейского профессора «потреплем лавры старика» стало крылатым. А. С. Пушкин в последней строфе своего романа «Евгений Онегин» навсегда увековечил его:
Прими ж мое благодаренье, Поклонник мирных аонид, И ты, чья память сохранит Мои летучие творенья, Чья благодарная рука Потреплет лавры старика.
А. И. Галич, тридцатидвухлетний профессор, по свидетельству В. К. Кюхельбекера « до слабости добрый» стал настоящим другом и наставником юных лицеистов. С ним они держались просто, вели свободные беседы о литературе, искусстве, философии.

Галич говорил, что главный предмет поэзии - истина. Жизнелюбие, оптимизм А. И. Галича отмечал и сам А. С. Пушкин.
В стихотворении «Пирующие студенты» (1814 г.) А. С. Пушкин приветствует «доброго Галича» и выражает свою любовь и признательность, доверие одноклассников. А. И. Галич был, несомненно, талантливым педагогом и воспитателем. Одним из первых он обратил внимание на поэтическое дарование юного Пушкина, заинтересовался его творчеством, стал чутким наставником.
Нет, добрый Галич мой! Поклону ты не сроднен. Друг мудрости прямой Правдив и благороден... (А. Пушкин. « Послание к Галичу» 1974 г. 1с. 370)
Эти полные любви слова взяты из большого «Послания к Галичу», написанного Пушкиным в 1815 году, рисуют главные из многих замечательных черт характера нашего земляка — литератора и ученого эстетика, психолога и философа Александра Галича, читавшего в 1814-1815 годах лекции по русскому и латинскому языкам в Царскосельском лицее.
Великий поэт к этому человеку не однажды обращается в своем творчестве.
Так в этом же году, только чуть раньше, он пишет стихотворение «К Галичу». А ещё раньше, в 1814 году - тоже восторженные строки, обращенные к любимому профессору, входят в стихотворение «К студентам»: Апостол неги и прохлад, Мой добрый Галич, Будь здоров!
Ты Эпикура младший брат, Твоя душа в бокале, Главу венками убери, Будь нашим президентом. И станут самые цари.

Завидовать студентам.
Конечно, во всех этих стихотворениях, полушутливых, полусерьезных, ходивших в списках среди сверстников поэта, друзей по лицею, и далеко за его пределами, явно чувствуется неуемная восторженность 15-16 летнего юноши. Да и адресованы они были таким же, как он, юным его друзьям по студенческим застольям. Но они, же являются и свидетельством того, что Галич был душой бурлящей, переполненной юною силою, и щедрой на выдумки массы. Мы как-то привыкли считать Галича официальным профессором, чуть ли не скучным нравоучителен и нередко, прибавив ещё два слова « философ- идеалист», как бы забываем о нем, списываем его труды в архив. Но дело в том, что сами эти студенческие пирушки существовали только в фантазии Пушкина. Начальство в этом отношении было очень строго. Когда Пушкин, Пущин и Малиновский вздумали однажды устроить «гоголь-моголь» с ромом, то все начальство переполошилось, сам министр по этому поводу приезжал из Петербурга и проводил расследование.
Стихи Пушкина свидетельствуют только о том, что лицеисты чувствовали в Галиче не строгого учителя, а доброго товарища, который охотно принял бы участие и в их попойках, если бы они существовали.
В 1818-1819г.г. Галич издал в двух томах «Историю философских систем», заканчивавшуюся изложением системы Шеллинга. Труд компилятивный, но, по мнению современных специалистов, несомненное научное произведение, весьма добросовестно написанное. В 1821 году действительность сурово перебила хребет талантливой, красиво начавшейся жизни ученого. Разразился знаменитый погром Петербургского университета, учиненный помощником попечителя учебного округа Д. П. Руничем и директором университета Д. А. Кавелиным. Самые лучшие профессора Герман, Раупах, Арсеньев, Галич - были

обвинены в атеизме, в революционных замыслах и по высочайшему повелению преданы университетскому суду. Галичу было поставлено в вину, что он, излагая в своей книге системы разных философов, не опровергал их.
Рунич говорил на заседании конференции университета: «Я сам, если бы не был истинным христианином и, если бы благодать свыше меня не осенила, я сам не отвечаю за свои поползновения при чтении этой книги. Вы, господин Галич, предпочитаете язычество христианству»
Другие обвинители профессора держались с большим достоинством, Галич же на длинный ряд предъявленных ему вопросов смиренно ответил: «Я нахожусь в невозможности ответить на вопросы начальству, признаю мое учение ложным и вредным и прошу не вспомянуть грехов юности моей и неведения моего»
Рунич и Кавелин в восхищении кинулись обнимать и целовать Галича. На следующий день они торжественно повели Галича в церковь, священник читал над ним молитву и кропил святой водой. Галича оставили при университете без права преподавания, но с сохранением полного жалования (1600 руб.), и, кроме того, дали казенную квартиру. Там у него собирался небольшой кружок слушателей, которым Галич частным образом читал лекции по философии. В 1827 году эти лекции слушал кончавший в то время университет А. В. Никитенко и так писал о них в своем дневнике: «К Галичу, прежде всего, имеешь доверие, ибо видишь, что он обладает обширными познаниями. Он выражается ясно и благородно. Его одушевляет чистая, высокая любовь к истине, отчего беседы его не только полезны, но и увлекательны. Это не цеховой ученый, а человек, глубоко преданный науке. Я лично к тому же много обязан ему. Зная, что мне не под силу заплатить ему за курс 300 руб., как платили другие его слушатели, он предложил мне посещать его лекции бесплатно.»

всех образованных сословий» (1834г.) Этот труд был удостоен половинной Демидовской премии.
Личная жизнь А. И. Галича сложилась нелегко. В 1837 году он был окончательно отставлен от преподавательской работы в университете. Служил переводчиком, начальником архива Провиантского ведомства.
В конце своей жизни А.И. Галич снова исследует философские проблемы бытия и законы родного языка.
По договору со Смирдиным он работает над «Лексиконом философских систем» и «Словарем русских синонимов».
В 1845 году он издает первый том своего капитального труда «Лексикона философских предметов» - «один из первых в России справочников по философии», как об этом говорится в т.6 БСЭ.
Умер Александр Иванович Говоров, наш талантливый земляк, 9 сентября 1848 года в Царском селе.

Использованная литература:
1. Галич А. И. Картина человека. Опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий, начертанный А. Галичем. СПб.; 1869 г.
.2. Галич А. И. Опыт науки изящного, начертанный А. Галичем. СПб.; 1869г., с.1.
3. Никитенко А. В. Александр Иванович Галич, бывший
профессор Санкт-Петербургского университета. - СПб.;
1869г., с. 17-18.
4. Пушкин А. С. Послание к Галичу. Собрание сочинений в
десяти томах. М: Художественная литература, 1974г.
т.1,с.37О.
5. Пушкин А. С. Второе послание к цензору. Собрание
сочинений в десяти томах. М.: Художественная
литература, 1974 г. т.1, с 260.
6. Пушкин А. С. Дневник. 1833-1835гг. Собрание
сочинений в десяти томах. М.: Художественная
литература, 1976г. т. 7, с 273.
7. БСЭ. М.: Издательство «Советская энциклопедия»,
1971г. т.6, с.184.
8. Тынянов Ю. Пушкин, М.: художественная литература,
1987г. с.407-408.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

выступление на педчтениях по теме "Поэзия- как одна из форм внеклассной работы по иностранному языку"

Работая не первый год в школе, мы для себя сделали следующие выводы: лишь увлеченный делом, может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к о...

Литературно-музыкальная композиция как одна из форм внеклассной работы, формирующей духовно-нравственные ценности ( 5-11 классы)

В статье я обобщила свой опыт работы по внеклассной работе по литературе, форма работы - литературно-музыкальная композиция....

Клубы по интересам, как одна из форм внеклассной работы по математике в средней школе.

Статья об организации работы летнего математического лагеря в "Лицее 21" на примере клубов по интересам школьников. Приводится пример работы одного из клубов....