Программа патриотического воспитания « Краеведение Кемеровской области»
рабочая программа по краеведению по теме

Константинова Светлана Павловна

 

Программа рассчитана на детей разного возраста,  как для дошкольного, так и для подростков. Объем информации выдается с учетом возрастных особенностей детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительностью до 40 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУ «Социально - реабилитационный центр

для несовершеннолетних АЛИСА»

Программа патриотического воспитания

« Краеведение Кемеровской области»

                                                     

                                                     Автор: Константинова

                                                         Светлана

                                                          Павловна

Прокопьевск,2012г.


Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………………3

2.Предполагаемые результаты………………………………………………...9

3.Содержание программы…………………………………………………….12

4.Примерное тематическое планирование…………………………………..13

5.Литература…………………………………………………………………..18

6.Приложения…………………………………………………………………19

7.Заключение………………………………………………………………….29

Пояснительная записка

                                             «Гордиться славой предков не только можно, но и должно»

                                                                                                   А.С. Пушкин

В настоящее время проблемы патриотического воспитания находят отражение в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, в региональных и краевых межведомственных программах, обращая внимание на формирование у детей гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

Родной, родимый, Родина, патриотизм… в последнее время мы все чаще слышим эти слова. Главным условием сегодня является сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.

К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. С каждым годом интерес к краеведению растет. В свое время Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал:

3

«Краеведение – прекрасная школа воспитания гражданственности». Любить и знать свой край, свой город, в котором живешь, свой дом, свою родную школу, свою улицу, свою семью – это и есть проявление патриотизма и гражданственности. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Краеведческая работа - это система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним. Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет осуществить учащимся идентификацию себя с конкретными историческими деятелями. Примеры героизма земляков, через персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся.

Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально-территориальных образований. Историческое краеведение, также решает и актуальную во все времена задачу: - сохранения культурного и духовного наследия родного края, учит любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой может осуществляться процесс воспитания гражданственности учащихся.

Изучение малой родины играет и консолидирующую роль. Край - это не

4

только географическое образование. Это то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого округа - горожанами, односельчанами. Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края, потребность в "нравственной осёдлости" (по Д.С. Лихачёву) не возникают сами по себе, а воспитываются. И здесь курс краеведения обладает уникальной возможностью объединить население края, и прежде всего молодых людей, на общечеловеческой и гуманистической основе с помощью собранных краеведческих ресурсов и средств.

Таким образом, развитие краеведения является актуальным направлением современного образования, т. к. главной его функцией является воспитание гражданственности и патриотических чувств у молодого поколения.

Краеведческие знания сегодня необходимы обучающейся молодежи, и получить эти знания возможно через воспитательную деятельность, она дает возможность обратиться, прежде всего, к истории повседневности. Это значит – к близкой  российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, города. Так как любая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Это придает инновационный характер данной программе по патриотическому воспитанию.

Программа рассчитана на детей разного возраста,  как для дошкольного, так и для подростков. Объем информации выдается с учетом возрастных особенностей детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительностью до 40 минут.

5

Цель программы

-воспитание гражданственности и патриотизма, уважение к истории и культуре своего родного края и населяющих его народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения;

- формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства своего региона, о месте Кузбасса в современном мире.

-формирование творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;

-формирование у подрастающего поколения чувства единения, патриотизма и гордости за свою Малую Родину;

-создание условий для формирования нравственных, гражданских и патриотических чувств  через изучение истории родного города;

-создание благоприятных условий для развития  детей через изучение краеведения.

Задачи программы

  1. содействовать формированию у воспитанников представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Кузбасса в историко-культурное наследие региона;
  2. расширить и углубить знания, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
  3. прививать умения и навыки поисковой деятельности;
  4. учить наблюдать и описывать факты из истории  Кемеровской области, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять  его.

6

  1. побуждать самостоятельно заниматься научно-исследовательскими работами по краеведению;
  2. развивать у детей  чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  3. воспитывать уважительное отношение и гордость к историческому прошлому Малой Родины, ее традициям;
  4. формировать гражданские чувства;
  5. содействовать гармоничному развитию личности детей;
  1. формировать самостоятельность и деловые качества;
  2. развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
  3. воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
  4. способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Кемеровской области;

Формы и методы  организации занятий

          –          Индивидуально-групповая;

  1. беседы (желательно использовать презентацию);
  2. краеведческие часы;
  3. экскурсии (особое место в программе отводится посещению музеев: краеведческого,  КВЦ «Вернисаж» и другие учреждения культуры города.
  4. виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных                 программ);
  5. игры, игры-путешествия, викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности   по разделу);

7

  1. эколого-поэтические часы.
  2. художественные, тематические выставки работ.
  3. индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
  4. консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией,   выступлению);
  5. вечера, посиделки, конкурсы.
  6. праздники ( знакомство с истоками, обрядами и традициями родного края).

8

Предполагаемые результаты.

В результате прохождения  программы «Краеведение» у подростков будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные навыки.

Личностные:

  1. научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  2. приобретет способность к самооценке;
  3. научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  4. приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Подросток получит возможность для формирования:

  1. основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Кузбасса, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  2. мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние  и внутренние мотивы;
  3. эстетических чувств на основе знакомства с  национальной  культурой Кемеровской области;
  4. чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  5. эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

    Регулятивные:

  1. планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

9

  1. выполнять поисковые действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  2. проявлять инициативу действия в коллективном сотрудничестве;
  3. самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  4. использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Подросток получит возможность:

  1. уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  2. в сотрудничестве с воспитателем ставить новые  задачи, цели;
  3. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  4. вносить необходимые изменения  в исполнение, как по ходу его реализации,  так и в конце действия.

Познавательные :

  1. используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  2. на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  3. узнавать символику Кемеровской области, города;
  4. описывать достопримечательности столицы Кузбасса и родного края;
  5. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях,

10

  1. людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  2. работать с атласом, глобусом и картой;
  3. находить на карте свой регион и его главный город;
  4. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные:

  1. понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  2. ориентироваться на позицию партнера в общении;

Подросток получит возможность:  

  1. готовить и выступать с сообщениями;
  2. формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности;
  3. наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах общества, профессионального сообщества края;
  4. аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

11

Содержание программы « Краеведение».

Программа  содержит два  раздела: «Наш город», «Наша область».

Название раздела

 Всего часов

 1.

Наш город

9 часов

 2.

Наша область (история, полезные ископаемые,  растительность, животный мир).

14часов

4

Итоговое занятие

2часа

                                                                             Итого

25часов

Каждый раздел поделен на темы, которые выдаются с учетом возрастных и психо-физических особенностей детей. Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа  предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Кемеровской области, о богатстве растительного и животного мира.

12

Примерное тематическое планирование.

№ занятия в программе

№  занятия в разделе

Тема                

занятия

Содержание занятия (теория и практика).  

               Форма проведения.

Наш город (9ч)

1

1

Прокопьевск – жемчужина  Кузбасса.

Заочное путешествие по городу. Практическая работа:  фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок города».

2

2

Из истории образования города.

Просмотр  и обсуждение фрагмента фильма «Прокопьевск». Работа в парах: вопросы по содержанию.

3

3

Символы нашего города.

Беседа. Наблюдения. Творческая работа: изготовление  герба города  Прокопьевска. Работа в парах.

4

5

4

5

Достопримечательности нашего города

Экскурсия. Храмы и церкви нашего города

Беседа, сопровождающая слайд- презентацией «Достопримечательности нашего города».

Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей  нашего города.  Рассматривание и обсуждение.

Практическая работа: подготовить в группах рассказ о  полученной информации во время экскурсии.

6

6

Главные исторические и культурные

памятники, обзорная экскурсия по городу

Рассказ экскурсовода. Обзорная экскурсия по городу. Практическая работа: картинные описания – устное изложение

материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города.

Беседа: «Памятники нашего города». Диспут: «Если я был бы мэром, то кому поставил памятник?»

7

7

Знакомство с районами города. Район, в котором я живу

Создание целостного представления о расположении районов города, улиц и площадей. Социальный  паспорт  районов. Практическая работа: показать  индивидуальность  каждого  района  города.

8

8

Предприятия города. Значение для области и страны.

Знакомство  с  крупными   предприятиями  города, дать  представление  об  их  роли  в  экономике  страны.    Познакомить  с  продукцией  предприятий. Практическая работа: рассказ о  престижных профессиях .

9

9

Игра – викторина

Практическая работа: Викторина «Прокопьевск – мой город родной»

Наша область (14ч)

10.

1.

Географическое положение Кемеровской области. Наша область на карте мира. Символика области (флаг, гимн, герб)

Фронтальная беседа об истории своего  края, символах  области. Сформировать  представление   о  территории  области, географических  объектах.

Практическая работа с контурной картой: обозначить Кемерово  на  карте  России, наших  соседей.

11.

2.

Народы Кузбасса. Национальный состав Кемеровской области.

Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды.

12.

3.

Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества.

 Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр.

13.

4.

Экскурсия в краеведческий музей.

Рассказ экскурсовода о народах нашей области, национальном  составе,  коренных  жителях  края,  особенностях их быта, народного творчества.

Практическая работа: обобщение и оформление материала.

14.

5.

Города Кузбасса. История возникновения городов

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая  деятельность; работа,  в группах, в парах. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

15.

6.

Растительный мир нашего края

Знакомство    с  яркими  представителями  растительного  мира.

Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории  области.

16.

7.

Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашей области, которые занесены в «Красную книгу».

Знакомство  с  «Красной  книгой»,  заповедниками  области. Оценка своего и чужого поведения в природе. Как  сохранить  растения.  Отрицательное  влияние  людей  на  природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток.

Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Кузбасса.

17.

8.

Растительный мир. Охрана  и  восстановление  лесов  и растительности. Роль  заповедников  и  ботанических  садов.

Беседа по содержанию.

Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов на тему» «Как мы можем защитить леса».

18.

9.

Разнообразие животного мира в нашей области

Знакомство  с  яркими  представителями  животного  мира.

Практическая работа:  просмотр презентации животных Кемеровской области.

19.

10.

Животный мир Кемеровской области. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие.

Знакомство  с птицами нашего  края.

Практическая работа: описание и определение  перелетных и зимующих птиц обитающих на территории Кемеровской области.

Творческая работа: изготовление кормушек.

20.

11.

Редкие животные.

«Красная книга».

Фронтальная беседа. Практическая работа: причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. Работа в группах.

21.

12.

Экскурсия в краеведческий музей.

Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения, обобщение и оформление материалов.

22.

13.

Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. Значение для области и страны.

Практическая работа: работа с контурной картой. Обучение  умению  находить  и  показывать  на  физической  карте  Кемеровской  области месторождения  полезных  ископаемых места  и  способы  добычи. Выделить  основные  свойства  полезных  ископаемых. Значение   полезных   ископаемых для  области  и  страны.

23.

14.

Виртуальное

посещение музея «Томская писаница».

Просмотр  и обсуждение презентации, зарисовки понравившегося.

24.

15.

Практическая работа.

Краеведческая тетрадь Кемеровской области. (приложение  )

25.

16.

Составление и разгадывание кроссвордов. Игра "История земли Кузнецкой".

Практическая работа: составление и разгадывание кроссвордов. Кроссворд «Наш край» (приложение 1) . Игра "История земли Кузнецкой".

17

Литература

        

Антонова Ж.В., Иовенко Г.Е., Медянкина С.М. Градоведение. Программа факультативного курса на примере города Кемерово. Кемерово, 2003.

Балибалов И.А. Кемерово. Вчера. Сегодня. Завтра.  Кемерово, 1982.

Козлова О.Г. Внеклассное мероприятие по географии. Урок-конкурс «65 лет Кемеровской области»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/504384/].

Панафидина Е.М. Научно-практическая конференция по краеведению. «Кузбасс — мой край родной»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/573480/].

Рехлов В. Повесть о Михаиле Волкове. Кемерово, 1972.

Скиданова Е.Н. Игра «История земли Кузнецкой»: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/521536/].

Солосвьев Л.И. География Кемеровской области Природа. Кемерово, 2006.

Фадеева С. А  Программа курса окружающего мира «Мы здесь живем»:  [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/562876/].

Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. М.:АРКТИ, 2010.-312 с.

Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы – СПб.: КАРО,  2006.-128с.

18

Приложения

                                        Перечень ключевых слов

Аналитическое описание - прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения

Архитектура - (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др.

Город - крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.

Деревня - от слов деру, драть (подготовка участка земли, выдирали кусты, деревья);

Заимка - в старину: земельный участок, занятый кем-нибудь по праву первого владения, обычно вдали от других поселений.

История - (от греч. historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных наук изучающих  прошлое .

Кемерово - город, центр Кемеровской области. Расположен на обоих берегах реки Томи. На месте современной центральной части города, при впадении в Томь реки Искитим, в начале XVIII века крестьянином Щегловым была основана деревня, названная по его фамилии. Впоследствии деревня превратилась в крупное село Щеглово (Щегловское), получившее статус города в 1918 г. и название Щегловск. В 1923 г. Щегловск был переименован в г.Кемерово по названию Кемеровского рудника. Кемеровский рудник был назван по имени небольшой деревни Кемерово, основанной в начале XIX века безвестным крестьянином Кемеровым. Возможно, он выходец из тюрко-язычной среды. Фамилия Кемеров могла возникнуть от прозвища Кемер  - «крутой берег», или Комур - «уголь».Есть и еще одно толкование происхождения названия Кемерово.До прихода русских при владении реки Акаевой в Томь был расположен Темир улус - «железный улус», в котором

19

жили представители местных тюрок. Русские поселенцы до конца XIX века называли Темир улус Темировой деревней, позже Темеровой деревней. Представители старших поколений и в настоящее время называют город то Кемерово, то Темерово. Переход начальной «т» в «к» был вполне возможен.

Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения.

Микрорайон - микро… - первая часть сложных слов, обозначающая малые размеры.

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Новокузнецк – крупнейший город области. Возник сначала как Кузнецкий острог. Потом стал городом Кузнецком, еще позднее – Сталинском, и позже - городом Новокузнецком.

Область – 1).Часть страны, государственной территории. 2).Крупная административно-территориальная единица.

Областной центр - город с административными, промышленными и другими учреждениями.

Переселенцы – человек, переселившийся с постоянного места жительства в новые, обычно необжитые места.

Площадь - незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого в разные стороны расходятся улицы.

Почетный гражданин города - почетный - пользующийся почетом (уважением, оказываемым обществом, окружающими людьми), заслуживающий его; гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Процесс – последовательная смена состояний в развитии.

20

Разрез - открытая горная разработка.

Район - административно-территориальная единица большого города.

Рельеф – франц ( relief - от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту.

Улус – у некоторых народов Сибири: селение.

Факт -  имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации.

Шахта - горнопромышленное предприятие, ведущее подземную добычу полезного ископаемого место добычи его.

Юрта – у некоторых кочевых народов Южной Сибири: переносное конусообразной формы жилище, крытое звериными шкурами.

Явления - общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.  

21

Кроссворд «Наш край»

( итоговое занятие)

  1        2

н

у

    3           4

    5        

о

г

т

    6

7 в

о

л

к

о

в

о

л

и

е

м

е

к

ь

с

м

ь

р

у

т

е

б

з

в

р

а

н

я

о

е

н

в

ц

к

о

к

а

1) Крупнейший город Кузбасса.

2) О каком полезном ископаемом Петр 1 сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет»?

3) Родина  космонавта Алексея Архиповича Леонова

4) Столица Кузбасса

5) Главная водная артерия Кузбасса

6) Название растения, которое первым зацветает в Кемеровской области

7) Разгадав кроссворд, вы получите ключевое слово. Что вы знаете о нем?

22

Игра «Крестики-нолики»  

( «Животный мир Кемеровской области. Разнообразие животного мира»)

Командам предлагаются карточки-перфокарты, где записаны номера вопросов-заданий. Ведущий читает вопрос-задание, а команды ставят «+», если вопрос-задание верное, или «0», если в нем ошибка.

Вопросы-задания:

  1. Бабочка и осина – это объекты живой природы.
  2. Самый холодный осенний месяц – октябрь.
  3. Осенью выпадают осадки только в виде дождя.
  4. Ежики запасают на зиму грибы и ягоды.
  5. Некоторые бабочки улетают осенью в тёплые края.
  6. Птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно.
  7. В конце осени залегают в спячку бурундуки и барсуки.
  8. На зиму запасают корм волки, лоси, лисы.
  9. Лягушки осенью нагуливают подкожный жир и засыпают
  10.   Деревья зимой не умирают, а спят

Перфокарта с правильными ответами:

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

+        0        0         0        +        0        +        0        0        +

23

Кроссворд «Кузбасс»

(«Границы Кемеровской области. Причины ее образования»)

1

к

2

у

3

з

4

б

5

а

6

с

7

с

1.Растение из Красной Книги Кузбасса.

2. Правый приток реки Усы.

3. Пушной зверек.

4. Медвежий чеснок, черемша.

5. Стариннное село Новокузнецкого района.

6. Продукт переработки угля

7. Полудрагоценный камень Салтымаковского хребта

 Ответы: Кандык, Чексу, заяц, колба, Атаманово, кокс, сердолик.

24

Конкурс «Узнай город»

( «История заселения и освоения Земли Кузнецкой »)

По описанию надо отгадать города Кемеровской области.

1.Этот город долго называли городом одной улицы. Один из самых молодых угольных городов Кузбасса, построенный руками комсомольцев 50-60-х годов. Город возник на месте поселка Ольжерас. В городе развито производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность. Расположен в долине между Томью и ее притоком Усой на железнодорожной магистрали Новокузнецк – Абакан.  (Междуреченск)

2. Город расположен на Кузбасской железнодорожной магистрали. Возник в 1726г. в виде маленькой деревушки. В 1931г., после сдачи в эксплуатацию цинкового завода, стал поселком городского типа, который был преобразован в город. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, машиностроение. Здесь работает крупная трикотажная фабрика.

(Белово)

25

ИГРЫ С ДЕТЬМИ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

«ГОСТИ ГОРОДА» - позволяет уточнить и закрепить знания детей о своем городе, больше знать о его достопримечательностях, воспитывает любовь к своему городу.

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ» - закрепляют знание детей о родном городе, кто в нем живет и трудится, какой транспорт, как украшен, единая архитектура, неповторимые единичные объекты.

«УЗНАЙ, ГДЕ НАХОДИШСЯ» - воспитатель раздает открытки с видами города. Дети рассказывают, где они находятся и что с этим местом связано в городе.

«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЙ ГОРОД» - раздается по 3 фотографии. У воспитателя фишки или карточки одного цвета. Воспитатель называет достопримечательность. Если ребенок узнал ее у себя на фотографии, то он закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто больше фотографий закроет.

ПОГОВОРКИ

Кто где родился, там и пригодился.

Тот герой, кто за Родину горой

Родная земля и в горсти мила

Родная сторона мать, чужая – мачеха

Родная сторона – колыбель, чужая – дырявое корыто

На родной стороне и камушек знаком

Жить – Родине служить

26

Игра "Самый внимательный слушатель".

Проверим зал, насколько внимательно вы слушали наши выступления. У каждого сидящего в зале есть сигнальные карточки. С одной стороны зеленая - это знак согласия (человечек улыбается), с другой стороны - красная (человечек не доволен) - это значит "не согласен"). А соглашаться или не соглашаться вы будете с моими высказываниями.

Верно ли, что

Кузбасс, Кузнецкий край, Кемеровская область- все это наша родина. (ДА)

Топонимы -это все географические названия, нанесенные на карту. (ДА)

Главное богатство Кузбасса -золото. (НЕТ, уголь)

Главная река Кемеровской области -Обь. (НЕТ, Томь)

Город Кемерово раньше был небольшим селом. (ДА, село Щеглове)

Памятником доледниковой растительности является Кузедеевский липовый остров. (ДА)

Лапти лучше плести из осины. (НЕТ, из липы)

Динозавры всегда жили и живут на территории нашей области. (НЕТ, только в доледниковый период)

На месте современной Кузнецкой равнины более 600 лет назад была пустыня. (НЕТ, море) Музей наскальной живописи -это Кузнецкий Алатау. (НЕТ, Томская писаница) Чаще всего на Томской писанице встречаются изображения медведя. (НЕТ, лосихи)

В 1618 году русские казаки построили Кузнецкую крепость-первую на территории современного Кузбасса (ДА)

Название Томская писаница произошло от названия города Томска. (НЕТ)

Основным занятием первобытных людей, появившихся на территории области была охота. (ДА)

27

Начало завоевания Сибири связано с именем Ермака Тимофеевича. (ДА)

Каменный уголь впервые открыл Александр Пушкин. (НЕТ, Михаиле Волков)

Открытие каменного угля в Кузбассе произошло в период правления Ивана Грозного. (НЕТ, Петра 1)

Коренными жителями области являются шорцы, телеуты, калмаки. (ДА)

Областной центр Кузбасса назывался раньше Щегловск. (ДА)

15 городов входит сейчас в состав Кемеровской области? (НЕТ, 20 городов)

28

Заключение

Данная программа ориентирована не на запоминание информации, которой в изобилии снабжает педагог, а на активное участие самих воспитанников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы  «Краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

Основное направление занятий по краеведению  с подростками - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала.

29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по литературному краеведению Ульяновской области

Программа для 5-11 классов общеобразовательных школ по литературному краеведению Ульяновской области, разработанная УИПК ПРО в 2008 году...

Программа по географическому краеведению Ульяновской области

Авторская программа по географическому краеведению "Ульяновская область - родной край"...

Программа патриотического воспитания учащихся кружка «Краеведение»

Цель  программы – на примерах героического прошлого народа, приобщить школьников к традициям и культуре Малой Родины, развить у учащихся лучшие качества патриотов России.   Программа ...

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Конспект занятия по краеведению Кемеровской области "Дикие животные нашего края"

Конспект занятия по краеведению Кемеровской области «Дикие животные нашего края»  Занятие построено с учетом возрастных особенностей младших школьников (от 8 до 10лет), в него вк...

ПРОЕКТ по военно-патриотическому воспитанию дошкольников в области физической культуры «Наша Родина сильна…»

        ПРОЕКТ по военно-патриотическому воспитанию дошкольников в области физической культуры «Наша Родина сильна…»...