Анализ работы школьного музея
учебно-методическое пособие (краеведение) на тему

 Любовь Михайловна Видикер

В статье размещён анализ работы школьного историко-краеведческого материала з апоследние три года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_istoriko.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Ярковская средняя общеобразовательная школа

Номинация: «Организация деятельности музея»

Видикер Любовь Михайловна,

Учитель химии и биологии

МКОУ ЯСОШ

Адрес: 632472, Новосибирская область

Доволенский район

Село Ярки, ул. Северная 37

Анализ деятельности школьного историко-краеведческого музея за 2008-2012 учебный год

5 августа 2011 года школьному историко - краеведческому музею исполнилось 6 лет со дня официального открытия согласно сертификату № 35 Департамента образования Москвы. В 2011 года, успешно пройдя повторную аттестацию, музей получил новый сертификат за № 60 от 10.02.2011 Департамента образования Москвы о соответствии статусу «историко-краеведческий музей образовательного учреждения». Деятельность музея за шесть лет (2005-2011 гг.) в основном имеет положительную динамику:

Школьный историко – краеведческий музей МОУ Ярковской средней общеобразовательной школы, как форма образовательной и воспитательной работы, создался по инициативе  Видикер Л.М и бывшего директора школы, преподавателя истории Калюжного Г.Н.

Краеведческий музей Ярковской средней общеобразовательной  школы имеет небольшую историю, но уже со сложившимися традициями. Основная деятельность требует планомерного характера.

Запланированная деятельность несет в себе не только экскурсии по музею, но и  достаточно широкий спектр образовательной, воспитательной, общественной, хозяйственной и другой деятельности. 

Работа совета музея представляет собой ядро патриотического самоуправления в школе. В школе имеется программа патриотического воспитания учащихся средствами школьного историко-краеведческого музея, спецкурса «Моя малая Родина. Ярки.380 лет» и программы «Я – Сибиряк»

В ближайших планах музея, обмен опытом с другими школьными музеями района и области.

Главной целью создания музея было оказание помощи учителям и классным руководителям в проведении уроков и классных часов, а также воспитание молодёжи, которая должна любить свою Родину, знать настоящее и её прошлое. Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе историко-краеведческого материала создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования.      Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между  школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Целевые установки школьного музея ЯСОШ:

  1. сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа.
  2. воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
  3. развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
  4. превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной, эстетической культуры.
  5.  создание оптимальных условий для учителей и учащихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании;
  6.  формирование у учащихся исследовательских навыков, научного мышления;
  7. развитее умения собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное;
  8. развитие навыков работать в группе, выступать на публике, оценивать результаты своей работы.

укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, свой район, край, за свою Отчизну.
Школьный историко-краеведческий музей выполняет следующие функции:

  1. Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися;
  2. Методическая работа с педагогическим коллективом;
  3. Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся, учителей и родителей.

Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися – это  поисковые задания для классов как разовых, так и долгосрочных в виде направления поиска на несколько лет, в организации походов и экскурсий, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.

Методическая функция музея тесно связана с первой функцией и объединяет педколлектив школы  и учащихся в общем деле. На семинарах методического объединения классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя  музея, руководителя краеведческого кружка обсуждается план работы школы в историко-краеведческом и патриотическом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.

Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям  музея. Кроме того, в музее есть прекрасный материал, необходимый для уроков краеведения, истории, географии, экологии, рисования, спецкурса «Моя малая Родина». Преподаватели этих предметов используют музей не только при подготовке к урокам, но и могут провести урок в помещении школьного музея.

Музей поддерживает связь с музеем района и музеями других школ, а так же общественными организациями. Руководитель музея и краеведческого кружка организует участие детей в различных конкурсах и конференциях, что обеспечивает полную реализацию способностей учащихся.

Итоги историко-краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях. Совет музея организует встречи с ветеранами труда,  тружениками тыла, заседания краеведческого кружка, экскурсии и беседы в музее.

Деятельность школьного историко-краеведческого музея Ярковской средней общеобразовательной школы за последние три года велась в соответствии с концепцией развития музея, программой развития музея, разработанными планами работы на каждый год.

Написана программа развития музея. Данная программа была направлена на областной конкурс методических материалов (диплом 1 степени, 2009 год) и всероссийский конкурс (диплом 2 степени, 2009 год).

Разработан рабочий план по реализации программы, который выполняется полностью.

Рабочий план по реализации программы

 

№№

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Укрепление материально-технической базы школьного музея

1

Пополнение фонда музея

Постоянно

Руководитель музея

2

Реставрация музейной комнаты

2009 год

Администрация, руководитель музея

3

Расширение экспозиции «Совхоз «Сибирский»»

2009

Администрация, руководитель музея

4

Открытие экспозиции «История школы»

2009

Администрация, руководитель музея

5

Открытие экспозиции

«Они стали офицерами»,

2010

Администрация, руководитель музея

6

Открытие экспозиции «Умельцы и замечательные люди села».

2012

Администрация, руководитель музея

Мероприятия в рамках учебного процесса

1

Районная научно практическая

конференция школьников

Ежегодно

Руководитель краеведческого

кружка

2

Тематическое планирование спецкурса

«Моя малая Родина. Ярки. 380 лет»

Ежегодно

Видикер Л.М

3

Создание виртуального школьного музея

2010 год

Руководитель музея

4

Создание презентаций  PowerPoint  по материалам архива музея:

- история школы;

- нематериальное культурное наследие;

- замечательные люди села;

- родословная семи Андреевых, Видикер, Мартюхиных,

-они стали офицерами

2009-2011

Учитель истории,

рук. краеведческого кружка

Внеклассные мероприятия

1

Организация экскурсий

в школьный музей

ежегодно

Совет музея

2

Выпуск информационных листков

 о работе музея

По мере необходимости

Совет музея

3

Организация экскурсий в районный краеведческий музей для членов совета

музея, по классам.

Ежегодно

Руководитель музея

4

Мастер-класс для экскурсоводов (с приглашением работников районного краеведческого музея) или выезд

в районный музей

Ежегодно

Руководитель музея

5

Поисковая работа историко-

краеведческого направления

Постоянно

Совет музея

6

Просветительская и пропагандистская

 работа с населением через средства

 массовой информации по

патриотическому воспитанию

Постоянно

Совет музея

7

Организация встреч с ветеранами войны

и труда, со старожилами поселка

Ежегодно

Совет музея

8

Переписка музея:

с выпускниками школы:

Кайгородцевым Н. Е другими

выпускниками.

Ежегодно

Совет музея

Исследовательская деятельность учащихся

1

Подготовка и написание научно-исследовательского  проекта

«История школы»

2009

Видикер Л.М

2

Подготовка и написание научно-исследовательского  проекта «Что бы сохранилась на свете память»

2009

Видикер Л.М

3

Подготовка и написание научно-исследовательского  проекта

«Валентин о Валентине»

2009

Видикер Л.М

4

Подготовка и написание научно-исследовательского  проекта

 «Солдаты моей династии»

2009

Видикер Л.М

5

Подготовка и написание научно-исследовательского  проекта «Детство, опалённое войной: дети - сироты»

2010

Видикер ЛМ

6

Подготовка и написание научно-исследовательского  проекта «Учителями славиться Россия»

2010

Видикер Л.М

7

Подготовка и написание научно-исследовательского  проекта «История пионерской организации школы»

2011

Видикер Л.М.

8

Подготовка и написание

научно-исследовательского  проекта

«Генерал-майор

Кайгородцев Н.Е.-мой земляк»

2011

Видикер Л.М.

9

Подготовка и написание научно-исследовательского  проекта «Мой

самый близкий человек»

2011

Видикер Л.М

Разработки данных мероприятий хранятся в музее.

Выполнены все пункты плана в разделе:

-  Укрепление материально-технической базы школьного музея

- Мероприятия в рамках учебного процесса

- Внеклассные мероприятия

- Исследовательская деятельность учащихся

Музей состоит из экспозиций:

 освоение Сибири Ермаком:                       русская изба:                             войны XX века:

                 

                                 

уголок боевой славы:

совхоз «Сибирский»:                                                                          история школы;

                             

По каждой экспозиции музея разработана инструкция для экскурсовода. Материалы экспозиций меняются и дополняются постоянно.  В 2010 году открылась  экспозиция: «Они стали офицерами», планируется открытие экспозиции «Умельцы и замечательные люди села». В 2009 году музей расширился, добавилась ещё одна комната, где разместились экспозиции «История школы», «Совхоз Сибирский».

За 3 года  музей посетило  более 400 человек: учащиеся школы и их родители, учащиеся других школ, представители общественных организаций, жители села, выпускники школы и различные гости школы.

Работа в школьном историко-краеведческом музее  велась согласно следующих принципов:

  1. Постоянная связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
  2. Проведение учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
  3. Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, встреч с жителями села и др.;
  4. Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея;
  5. Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны администрации школы, учительского коллектива, ветеранов педагогического труда, жителей села, территориального местного самоуправления.
  6. Связь с общественностью, с ветеранами и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;

 Деятельность музея

Организация поисковой деятельности:

 

  1. - походы по Доволенскому району;
  2. -участие в конкурсах, проектах;
  3. - поиск новых экспонатов и исторических фактов, предметов материальной и духовной культуры;
  4. - переписка с интересными людьми, земляками, проживающими за пределами села, района, области;
  5. - работа с библиотечно-архивными документами, периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей о б интересных людях села, событиях.
  6. консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

Работа с фондом музея  включает сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов основного и вспомогательного фондов по разделам музейной экспозиции.

Основные формы и методы деятельности:

- поисковые выезды и выходы на местность (походы, экскурсии), совместная деятельность педагогов со школьниками и их родителями, жителями села  по сбору музейных предметов;
- работа с краеведческими, литературными информационными и научными источниками, с архивным материалом; опрос и анкетирование местных жителей, родственников, дарителей, специалистов для определения и описания музейных предметов, их регистрации в инвентарной книге музея.

В этом учебном году более детально обучающимися вместе с руководителем  краеведческого кружка Видикер Л.М. были изучены следующие музейные предметы и экспонаты:

-вышивки местных умельцев;

-солдатская форма одежды (советское и российское время);

-сувениры советского времени;

-открытки советского времени к различным праздникам.

Планируется продолжение изучения данных музейных предметов с написанием исследовательских работ.

За отчётный период музей пополнялся новыми экспонатами: шкатулка  из открыток 1967 г, картины вышитые крестом (подарены Аборневым В.И.) открытки к советским праздникам (Петров В.С.), значки советского времени (Кайгородцева Н.), документы ветерана  труда Небольсиной А.А.(Небольсина А.А.), учебники советской школы (Видикер Л.М.) и др.

Музейные предметы основного фонда  собираются целенаправленно согласно основной краеведческой теме и названию музея, а также темам индивидуальных краеведческих исследований обучающихся. Для экспонирования музейных предметов организуются постоянные и временные тематические выставки. За три года было оформлено:

- 2 постоянные выставки, которые стали разделами музейной экспозиции («Они стали офицерами», «История школы»);  
- 3  временных выставок, из которых:

«Генерал-майор Кайгородцев Н.Е.»:

   

       

А так же: «Вышивки ярковских умельцев»:

                            

 «Праздники советского времени в открытках».

Вспомогательный фонд музея пополняется поделками и макетами, иллюстрирующими ученическое краеведческое исследование  и сделанными школьниками на уроках трудового обучения и совместно с родителями: поделки из дерева, пряжи, бумаги.

Вспомогательный фонд музея, который широко используется при проведении педагогами школы различных образовательных форм деятельности с детьми, пополнился в этом учебном году 4 компьютерными дисками: с презентациями краеведческих исследовательских работ обучающихся; фотографиями различных мероприятий, проводившихся в музее и в школе,  презентациями к вечеру встречи, 9 мая, Дню Защитника Отечества, истории пионерской организации, Дню матери и т. д. Внедрение новых информационных технологий (ИКТ) нашло отражение в нескольких направлениях работы школьного историко-краеведческого музея:

  1. На новостной ленте школьного сайта регулярно помещаются материалы, отражающие деятельность музея.
  2. В рублике «Творческие работы учащихся» постоянно помещаются достижения  учащихся, членов краеведческого кружка школы.
  3. В практике музейной работы за истёкший период продолжена работа по созданию различной видеопродукции с использованием ИКТ
  4.  В  практике музейной работы продолжена работа по накоплению компьютерных презентаций в программе Microsoft Office Power Point. Они пополнили видеотеку музея.

 Как было указано выше, любой поступающий в музей предмет основного и вспомогательного фондов (в общей сложности в 2008-2012 учебном году их поступило более 100) требует четкой фиксации в книге учета с его описанием, нередко реставрационными работами, их изучением и т.п. Это трудоемкое направление деятельности, обладающее огромным образовательным потенциалом.

Просветительская деятельность музея включает в себя:

 

  1. - встречи со знаменитыми и интересными людьми села, участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование;
  2. - публикации в СМИ заметок о музее и об истории села;

  1. - использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы;
  2. написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в НОУ, конкурсах, семинарах и т.п. на уровне района, республики.
  3.  ведение летописи школы и села.
  4. выступления на районных, областных семинарах руководителя краеведческой работы;

Участие учащихся в проектной деятельности

Год

ФИО

Конкурс

Тема

работы

Районный

Областной

Всероссий-

ский

н/п конференция

2008

Карлов Артём

Солдаты

моей династии

Диплом

III

областная научно-практическая конференция школьников в ГАНО

2008

Черкашина Даша

конкурс юнкоров «Журналина – 2008».

«Счастье-горе

моей бабушки»

1-е место

2008

Черкашина

Даша

Семья

«Счастье-горе

моей бабушки»

Диплом I I степени

2008

Карлов Артём

«Солдат

великой Победы»

Гражданин и армия

Диплом III

степени

2008

Карлова Кристина

конкурс

юных

исследователей

Экология

 села Ярки

Диплом II

степени

2008

Черкашина

Даша

областной конкурс

 юных корреспон

дентов «Журналина

Моя семья

Диплом I I степени

2008

Карлов Артём

межрегиональная научно-практическая конференция школьников «Эврика»

История

школы

Лауреат

2009

Якушенко В.,

Сопов Е.

конкурс виртуальных  музеев

«Мой музей»

Диплом I I степени

2009

Альбах Сергей

районный конкурс «Человек в в истории»

Моя династия

Диплом I I степени

2009

Карлов Артём

районный конкурс «Человек в в истории»

Солдаты

моей династии

Лауреат

2009

Сопова Анастасия

«Солдат

великой Победы»

«Чтобы сохранилась на свете память»

Лауреат

2009

Якушенко Валентин

Районный конкурс «Старожилы-

Хранители

Истории»

Судьба человеческая

Лауреат

2010

Якушенко Валентин

Областной

конкурс «Жемчужина

родного края»

«И это всё о нём»

Лауреат

2010

Якушенко Валентин

Районный конкурс

«Молодёжь НСО

-65-летию Победы»

Литературное творчество

Грамота

2011

Якушенко Валентин

Всероссийский конкурс исторических исследовательских

работ старшеклассников «Человек

 в истории. Россия XX век»

Поощрит

ельная

грамота

2011

Якушенко Валентин

Районный конкурс

«Родная семья»

«Мой самый

близкий

человек»

Грамота

2012

Сопова Кристина

Областной конкурс

«Герои

среди нас»

«Генерал-майор

Кайгородцев Н.Е.-мой земляк»

Лауреат

2012

Якушенко Валентин

XXXI

н/п конференция

Юных исследователей

2012

Сопова Кристина

Диплом

участника

V н/п

конференция

2012

Сопова Кристина

Всероссийский конкурс исследо-

вательских

краеведческих

работ

 «Отечество»

2012

Сопова Кристина

Всероссийский конкурс исторических исследовательских

работ старшеклассников «Человек

 в истории. Россия XX век»

2012

Альбах С.

Конкур

виртуальных

музеев

Победитель

Учащиеся, победители конкурсов

   

Карлов Артём

       

Якушенко Валентин                                                 Шнейдер Анастасия

Экскурсионная работа заключалась в:

 

  1. - подготовке экскурсоводов из состава учащихся школы;
  2. - проведение экскурсий в музее;

За последние три года было проведено более 15 самостоятельных (обзорных) экскурсий для школьников, родителей учащихся, гостей из соседних школ (учащиеся Утянской и Красногривенской школ, учителя кустового РМО), выпускников школы и т. д.  

Темы экскурсий:

  1. Освоение Сибири Ермаком;
  2. Золотая стружка;
  3. История школы

  

  1. Посиделки у бабы Дуни;

  1. О чём рассказывает лучина;
  2. Русская изба

  1. Обзорная экскурсия
  2. 65-летию Победы посвящается

Реставрационно-оформительская:

 

  1. - оформление экспозиций, стендов и витрин, выставок;
  2. - уход за экспонатами и их реставрация;
  3. - ведение учетной документации музея;
  4. - открытие новых экспозиций.  
  5. составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
  6. создание рукописной Книги Памяти: «Учитель, перед именем твоим…»

В 2011 году был выигран грант «Не померкнет былая слава». Деньги, полученные на грант,  пошли на приобретение стеллажей, витрин, столов для музея.

Окрыты новые экспозиции «Они стали офицерами»:

                             

 

«История школы»:

Началось создание рукописной Книги Памяти: «Учитель, перед именем твоим…», куда войдёт материал об учителях, работавших и работающих в школе. Данный материал пополнит экспозицию «История школы».

За последние три года прошли внеклассные мероприятия и  музейные уроки:

-Праздник «Весёлая масленица»;

«Святочные гадания»

Устный журнал «О чем рассказали награды»;

-Офицер -профессия героическая;

-Урок конференция по краеведению «Страницы истории села»

-Урок по рисованию «Война глазами детей».

Для работы музея необходим краеведческий материал, собранный  учителями и учащимися школы. Он используется для проведения экскурсий, для занятий на спецкурсе «Моя малая Родина», который проводится в музее с учащимися 6-7 классов вот уже на протяжении 5 лет.

  1. Видикер Л.М. «Моя малая Родина. Ярки. 380 лет»  - 2005, Новосибирск, издательство «Печатник».
  2. «Великая Отечественная война», 17 видеофильмов  о событиях 1941-1945 гг, ООО «Видеостудия «Кварт»
  3. «Государственная символика России», видеофильм, Центр наглядных средств обучения Минобразования России.
  4. Летопись  участников ВОВ села Ярки.
  5. Научно-исследовательские работы учащихся школы по патриотическому воспитанию:

- Гельд Ира «Чужой среди своих», Карлов Артём «История школы», «Гражданин и армия», Черкашина Даша «Счастье горе моей прабабушки», «Последний солдат села», Рагулина Кристина «Бабушка партизанка», Архипова Алёна «Потомки австрийского солдата», Якушенко валентин «Валентин о Валентине», Сопова Кристина «Генерал-майор Кайгородцев Н.Е. выпускник моей школы»

  1. «Отчий мир»  2, 3, 4 выпуск, издательский дом «Сибирская горница».
  2. Видеофильмы школьной видеотеки (военно-патриотическая декада, конкурс «А, ну-ка, парни», встречи с курсантами и офицерами Р.А., игра «Зарница», русские традиции, музей  и т. д.).
  3. Кроме обычных реферативных работ, сообщений учащимися выполнены проекты в виде слайд-презентаций  с  применением  компьютерных технологий: «Мой музей», «Великая Отечественная», «Нематериальное культурное наследие», «История школы», «Армия в судьбе моей династии», «Учителя – ветераны» и многие,  многие другие. Данные работы используются всеми классными руководителями в своей работе по патриотическому воспитанию.
  4. Диски и кассеты с песнями на военную тематику (Гражданская война, ВОВ, Афганская война, солдатские песни).
  5. Диск: «Наши выпускники – курсанты Высшего командного училища»

Выводы:

1. Утвержденный план работы школьного музея выполнен в полном объёме;
2. Музей школы - составляющая часть открытого воспитательного пространства образовательного учреждения МКОУ ЯСОШ;
3. Деятельность музея осуществляется на основе принятых и утвержденных нормативных документов;
Рекомендации: 
1. Использовать для повышения эффективности работы школьного музея новые информационные технологии;
2. Активизировать работу по улучшению материально – технической базы школьного музея в новом учебном 2011-2012 году;
3. Активизировать работу Совета школьного музея, заинтересовать учащихся музейной деятельностью по разным направлениям – работа с фондами, исследовательская и поисковая работа и др.
4. Спланировать активные формы работы с жителями села Ярки по дарению музейных предметов;
5. Активизировать работу по пополнению фондов музея;
6. Обновить экспозиции музея, вместо устаревших и утративших свою значимость стендов, переведя их содержимое в основные фонды музея;
7. популяризировать деятельность школьного музея в селе для привлечения жителей и обучающихся нашей школы.

8. Активизировать работу по накоплению материала о преподавателях нашей школы, привлекать обучающихся школы, их родителей (бывших выпускников школы).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного музея

план работы школьного музхея...

Проектное задание на тему "Экскурсия как важная форма работы школьного музея"

   В данной работе рассказано об опыте проведения  экскурсий  в музее школы №1 г. Сясьстрой Ленинградской области. Музей функционирует более десяти лет, и за этот период нак...

Анализ работы школьного краеведческого музея

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание. Координирующим и направ­ляющим центром этой работы стал школьный  краеведческий ...

Анализ работы школьногокраеведческого музея за 2014-2015 учебный год

Анализ работы музея школы за 2014-2015 учебный год: цель, задачи, направления работы с учащимися, педагогами, родителями....

Анализ работы школьного музея

Анализ работы школьного музея...