Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « КУБАНОВЕДЕНИЕ» для обучающихся СПО
    рабочая программа по краеведению по теме

    Федоренко Елена Юрьевна

    Рабочая программа составлена на основе региональной  примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Кубановедение: программа для 10–11 классов общеобразовательных учреждений /Под ред. А. А. Зайцева. – Краснодар: Перспективы образования, 2014. в соответствии с методическими рекомендациями ККИДППО для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании предмета «Кубановедение» в 2015– 2016 учебном году., содержание которой соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению»,  утвержденному решением коллегии  департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004 г. (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004 г. № 01.8/2228).

                   При освоении профессий 43.01.02 Парикмахер, 19.01.17 Повар, кондитер, 35.01. 13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства, 08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, 23.01.03 Автомеханик., -  кубановедение  изучается как базовый учебный предмет в объеме 57 часов аудиторной нагрузки,  28 часов самостоятельной работы  учащихся, выполняемой за рамками обязательных аудиторных занятий   под руководством преподавателя.

     Максимальная нагрузка по дисциплине «Кубановедение» составляет  85 часов. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Краснодарского края

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    Краснодарского края «Успенский техникум механизации и профессиональных технологий»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    УД. 01  КУБАНОВЕДЕНИЕ

    для профессии технического профиля:

    23.01.03   Автомеханик

    35.01. 13  Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства

    08.01.18  Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

    для профессии социально – экономического профиля:

    43.01.02   Парикмахер

    для профессии естественно – научного профиля:

    19.01.17  Повар, кондитер

    2015 г.

    РАССМОТРЕНА

    Методической комиссией

    Председатель МК

    _____________Л.Н.Понкратова

                         «29» августа 2015 г

           УТВЕРЖДАЮ

    Директор ГБПОУ КК УТМиПТ

    _________________Н.Н.Белова

            «31» августа 2015 г

    РАССМОТРЕНО

    на заседании Педагогического Совета

    протокол № 1 от «31» августа 2015 г

    М.П.

    Рабочая программа УД. 01 Кубановедение разработана на основе авторской программы курса Кубановедение: программа для 10–11 классов общеобразовательных учреждений /Под ред. А. А. Зайцева. – Краснодар: Перспективы образования, 2014. в соответствии с методическими  рекомендациями ККИДППО  для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании предмета «Кубановедение» в 2015– 2016 учебном году.

    Организация разработчик:

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    Краснодарского края «Успенский техникум механизации и профессиональных технологий»

    Разработчики:

    преподаватель ГБПОУ КК УТМ и ПТ

    _________________ Е.Ю. Федоренко

    методист   ГБПОУ КК УТМ и ПТ

    _______________________ Т.А.Муратова

    преподаватель ГБПОУ КК УТМиПТ

    _________________М.И. Антюшин

    зам. директора по УПР ГБПОУ КК УТМ и ПТ

    _______________________ Л.В.Нестеренко

    Рецензенты

    преподаватель ГБОУ СПО «АИСТ» КК

    _________________ Т.Ю. Бутурлакина

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1.Паспорт рабочей программы

    1.1. Область применения рабочей программы

    Рабочая программа учебной дисциплины «Кубановедение» является частью основных образовательных программ по профессиям технического, социально–экономического  и естественно-научного профилей, разработанной основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» и приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений вприказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования») и авторской программы курса Кубановедение: программа для 10–11 классов общеобразовательных учреждений /Под ред. А. А. Зайцева. – Краснодар: Перспективы образования, 2014. в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образованияс получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г; регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО») и в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.06.2014 г № 632 «Об установлении соответствия профессий среднего профессионального образования», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 г. № 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 28.09.2009 г. № 354 и  специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 28.09.2009 г. № 355» и федеральными государственными стандартами среднего профессионального образования по профессиям:

    35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства (ФГОС по профессии СПО 110800.02 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 740 от 2 августа  2013 г (зарегистрировано Министерством юстиции, регистрационный № 29506 от 20 августа 2013 г.));

    23.01.03 Автомеханик (ФГОС по профессии СПО 190631.01 Автомеханик, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 701 от 02 августа 2013г., зарегистрировано Министерством юстиции (рег. № 29644  от 20 августа 2013 г.));

    08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и оборудования (ФГОС по профессии СПО 270843.04 Электромонтажник электрических сетей и оборудования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 645 от 02 августа 2013г., зарегистрировано Министерством юстиции (рег. № 29498 от 20 августа 2013 г.)).

    43.01.02   Парикмахер, (ФГОС по профессии СПО 100116.01 Парикмахер, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 730 от 02 августа 2013г., зарегистрировано Министерством юстиции (рег. № 29644 от 20 августа 2013 г.)).

    19.01.17 - Повар, кондитер, утвержденным  приказом Министерства образования и науки РФ от № 730 от 2 августа 2013 г., зарегистрировано Министерством юстиции (рег. № 29644 от 20 августа 2013 г.),  укрупненная группа 19.00.00  Промышленная  экология и биотехнологии.  

    1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

    Учебная дисциплина «Кубановедение» является учебным предметом обязательной предметной области "Общественные науки" ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

    В учебных планах ППКРС учебная дисциплина «Кубановедение» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметныхобластей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО технического,  естественно – научного и социально-экономического профиля профессионального образования

    1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

    Содержание программы «Кубановедение» направлено на достижение следующей цели: формирование личности молодого человека, осознанно принявшего традиционные для Кубани как части России духовно-нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных аспектов, характеризующих родной край.

    Для достижения данной цели реализуются следующие задачи:

    а) представлений о Краснодаре - формирование научно обоснованных знаний о Краснодарском крае как географическом объекте на территории России, включая его происхождение, существующее положение и перспективы;

    б) углубление знаний о природе родного края, развитие умения анализировать последствия антропогенного влияния на природные континенты;

    в) изучение многопланового исторического прошлого региона как родины многих народов;

    г) понимание особой геополитической роли Кубани как части Российского государства;

    д) создание целостного социально-политического образа Краснодарского края как субъекта Российской Федерации;

    е) формирование и углубление понимания перспектив развития родного края, знаний о реализуемых в регионе социально-экономически проектах и способностей к самореализации в этих проектах.

    В соответствии с законодательством Российской Федерации образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся значимым благом и осуществляемый в интересах человека, общественно общества и государства, а также в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития человека.

    При этом важнейшим принципом государственной образовательной политики является обеспечение единства образовательного пространства политики на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

    На территории Краснодарского края обеспечение этого принципа осуществляется средством изучения курса «Кубановедение».

    Приоритетами преподавания учебной дисциплины «Кубановедение» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов являются:

    - представление об истории Кубани как неотделимом элементе истории России;

    - привитие любви к своей малой родине Кубани, к своему народу, к России;

    - формирование представления о многонациональном составе жителей Кубани.

    Изучение учебной дисциплины «Кубановедение» охватывает следующие предметные области: филология, общественно-научные предметы, основы духовно-нравственной культуры народов России, естественно-научные предметы и искусство. Изучение учебной дисциплины «Кубановедение» способствует формированию следующих предметных результатов:

    - понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

    - развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

    - развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;

    - воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

    - формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

    - овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

    - овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

    - формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

    - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

    - формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности;

    - формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

    - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

    - расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.

    В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).

    1.4. Роль учебной дисциплины: УД. 01 Кубановедение в решении общих целей и задач среднего общего образования состоит в обеспечении:

    п.3 ФГОС СОО

    формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

    сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

    воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления;

    создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;

    п. 4 ФГОС СОО:

    формирования готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

    формирования активной  учебно-познавательной деятельности обучающихся;

    построения образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся;

    п. 5 ФГОС СОО:

    становления личностных характеристик выпускника: любящего свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества; креативного и критически мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир, осознающего ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющего основами научных методов познания окружающего мира; мотивированного на творчество и инновационную деятельность; готового к сотрудничеству, способного осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; осознающего себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающего ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством; уважающего мнение других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющего и пропагандирующего правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества;мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

    2. СТРУКТУРА ИСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    УД.01 КУБАНОВЕДЕНИЕ

    При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Кубановедение» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:

            по профессиям СПО технического профиля - 08.01.18  Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования,

    естественно – научного - 19.01.17  Повар, кондитер,

    социально-экономического профиля - 43.01.02   Парикмахер— 85 часов,

    из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, —57 часов,

    внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 28 часов.

    Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Объем часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    85

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    57

    в том числе:

         практические работы

    -

         контрольные работы

    2

    Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    28

    Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

    2.1. Тематический план общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 04 История

    Наименование разделов и  тем  

    Количество часов аудиторной нагрузки

    СРС

    Всего

    Практические работы

    Раздел 1.  

    История Кубани с древности до  XVII вв.

    13

    6

    Тема 1.1.

    Природа края и ее исследователи. История региона в далеком прошлом. Кубань в XI-XVII вв.

    13

    Раздел 2.

    Кубани в конце XVII - XIX вв.   Культура кубанского края.

    18

    7

    Тема 2.1.

    Освоение Кубани в конце XVII -XVIII в. Кубань в XIX столетии. Культура кубанского края.

    18

    Раздел 3.

    Основные этапы истории Кубани в ХХ столетии.

    10

    8

    Тема 3.1.

    Развитие  Кубани в ХХ веке.

    10

    Раздел 4.

    Развитие  Кубани на современном этапе.

    13

    7

    Тема 4.1.

    Кубань сегодня: политический ракурс. Край в правовом поле Российской Федерации.  Кубань - культурный центр юга России

    13

    Итого

    57

    28


    2.3. Содержание общеобразовательной учебной дисциплины УД. 01 Кубановедение

    Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

    Объем часов

    Уровень освоения

    Раздел I. ИСТОРИЯ КУБАНИ С ДРЕВНОСТИ ДО  XVII ВВ.

    13

    Введение.

    Тема 1.1.  Природа края и ее исследователи. История региона в далеком прошлом. Кубань в XI-XVII вв.

    Уникальность природно-географических условий Северо-Западного Кавказа. Особое место Кубани в истории евразийской цивилизации как перекрестка исторических путей племен и народов.

    Этнокультурное своеобразие региона Связь исторического прошлого и настоящего Кубани. История края в истории страны. Единство людей и территории. Регионализация как глобальная тенденция современности. Общая характеристика отношений «центр-регионы» в современной России. Краснодарский край и другие субъекты РФ: общее и особенное. Системообразующие факторы регионального социума. Кубань в XXI веке: дорогой межнационального мира и согласия.

    Исследования природы Кубани. Изучение территории Северного Кавказа в XVIII в. Экспедиции Российской Академии наук. Исследования И. А. Гильденштедта, П. С. Палласа. Исследования природы края в период его заселения. М. С. Гулик, В. П. Колчигин.  Описание природы Кубани в трудах ученых и просветителей ХIХ-начала ХХ в. Ученые-исследователи Ф. А. Щербина, И. Д. Попко, Е. Д. Фелицын, Н. Я. Динник, В. В. Докучаев, Л. Я. Апостолов, М. Альбов и др. Деятельность Общества любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО).

    Геологическое прошлое Северо-Западного Кавказа. Физико-географические условия и живой мир на территории Кубани в разные геологические эпохи (эры) и периоды. Территория Кубани в докембрии; царство бактерий, водорослей, многоклеточных беспозвоночных животных.  Палеозойская эра. Поднятие суши, появление первых островов, господство гигантских хвощей и папоротников, образование пластов каменного угля. Мезозойская эра. Океан Тетис. Господство субтропической растительности, морских беспозвоночных животных, появление рыб, водных динозавров. Образование гористых островов, толщ известняка, мела, песчаника, глинистых сланцев.

    Северо-Западный Кавказ в четвертичное время. Кайнозойская эра, палеогеновый период. Появление морских млекопитающих (дюгони, мелкие зубатые киты, дельфины). Поднятие Кавказких гор, господство тропической растительности. Неогеновый период. Формирование современного рельефа Кавказа, образование Черного и Азовского морей. Похолодание климата, появление на суше холодостойкой древесной растительности, земноводных, рептилий, млекопитающих.  Антропогеновый период. Появление человека. Ледниковые и межледниковые эпохи. Исчезновение некоторых представителей животного растительного мира. Формирование современных природных зон.  Эволюция Черного и Азовского морей, история развития акватории от Тетиса до современного состояния.

    Живой мир Кубани в настоящее время.  Современная флора и фауна Кубани. Наиболее распространенные виды растений, грибов, животных. Редкие представители растительного и животного мира, факторы, оказавшие влияние на снижение их численности. Вымершие живые организмы, причины их исчезновения.

    Изменение природных комплексов на территории Кубани. Изменение облика ландшафтов под воздействием геологических, тектонических, климатообразующих процессов. Воздействие человека на природные компоненты местности с момента освоения территории Кубани: сооружение водохозяйственных комплексов, заготовка древесины, добыча полезных ископаемых и др. Изменение численности и видового состава организмов, обитающих в Азовском и Черном морях.

    Ученые, исследователи, краеведы начала ХХ в. об охране и рациональном использовании природных ресурсов Кубани.

    Эпохи камня и бронзы на территории края. Стоянки людей древнекаменного века (поселки за Родину, Ильский). Майкопская культура. Раскопки Майкопского кургана (1897). Н.И. Beселовский. Дольменная, катакомбная, северокавказская и срубная культуры. Периoдизация. Ареал. Характерные черты.

    Meоты и кочевники.  Начало освоения железа племенами, населявшими кубанские земли. Meоты (союз племен: дандарии, досхи, синды, тарпеты и др.). Территория расселения. Занятия, общественный строй.  Роль меoтов в этногенезе адыгов: точки зрения ученых. Кочевники: киммерийцы, скифы, сарматы. Начало оформления сирако-меотской общности (I в. э.). Аланы-предки осетин. Античные авторы о племенах Северного Кавказа.

    Боспорское царство. Причины древнегреческой колонизации. Первые греческие колонии на Таманском полуострове: Фанагория, Гермонасса и др. Образование Боспорского царства со столицей в Пантикапее9около 480 г. до н. э.). Борьба правителей Боспора за присоединение синдского государства. Горгипия- крупный порт, торговый и культурный центр Боспорского царства. Ослабление Боспорского царства. Присоединение Боспора к Понтийскому царству. Митридат VI Евпатор и его войны с Римом. Утверждение династии Аспургов на боспорском престоле. Усиление сарматского влияния. Нашествие гуннов (IV в.). Упадок Боспорского царства.

     Tмутараканское княжество. Горцы и степняки. Установление господства гунно-болгарского союза племен в Приазовье. Образование на территории Кубани Великой Болгарии и ее распад.  Вхождение кубанских земель в состав Хазарского каганата (VII в.) Приход в степи Северного Причерноморья кочевых орд печенегов. Разгром Хазарского каганата войсками киевского князя Святослава (964- 965). Тмутараканское княжество. Правление князя Мстислава Владимировича (988-1036). Подчинение касогов. Тмутаракань-крупный административный и экономический центр Киевской Руси на юге. Многонациональный состав Тмутараканского княжества. Tмутараканский камень. Писатель и летописец Никон в Тмутаракани (1061-1074). Влияние княжеских междоусобиц на положение Тмyтараканского княжества. Половцы. Неудачный поход против них новгород-северского князя Игоря Святославича (героя «Слова о полку Игореве»). Половецкие изваяния. Перемещение адыгов из Приазовья в северо-западные предгорья Кавказа. Татаро-монгольское нашествие(XIII в.). Сопротивление адыгских племен.

    Колонизации итальянцами Черноморского побережья Кавказа (XIII-XV вв.)  Соперничество Генyи и Венеции за господство на Черном море. Основание генуэзских колоний в Крыму, Приазовье и на Черноморском побережье Кавказа (Кафа, Матрега, Мапа, Копа, Бальзамиха, Мавролaко и др.).  Миссионерская деятельность римско-католической церкви. Торгово-экономические связи генуэзских колоний, их устав. Торговое сотрудничество адыской знати с генyэзцами. Негативное влияние работорговли на развитие адыгской народности.  Захват итальянских колоний на Черном и Азовском морях турками (последняя четверть XV в.)

    Ногайцы и адыги на Кубани в XVI-XVII вв. Появление ногайских кочевий на Кубани (середина X в.). Распад нoгайской орды на несколько орд. Зависимость от Крымского ханства. Усиление родоплеменной знати. Кочевое скотоводство. Преобладание натурального хозяйства. Развитие торговых связей с Русским государством. Усиление имущественного и социального неравенства у адыгов. Народности «демократические» (шапсуги, абадзехи, натухайцы) и «аристократические» (бжедуги, хатукаевцы, бесленeевцы). Распространение ислама. Традиционные занятия адыгов. Развитие товарообмена с Россией, Крымом и Турцией. Наездничество, его социальная и экономическая сущность.

    Кубань в политике соседних держав в XVI-XVII вв. Укрепление позиций Турции на Кубани. Походы османов и крымских татар в адыгов. Рост в регионе авторитета Русского государства. Посольства западных адыгов и кабардинцев в Москву (1552, 1557) Объединенный русско-адыгский поход против крымско-турецких войск (1556). Борьба за влияние на адыгов между Россией и Турцией.

    13

    1

    Контрольные работы

     Контрольная работа  № 1. История Кубани с древности до  XVII вв.

    1

    2

    Самостоятельная работа обучающихся 

    Составить тезисы по теме «Эпоха камня и бронзы на территории края».

    Подготовить доклад о дольменах.

    Работа с дополнительными источниками информации и подготовка устного сообщения на тему «Античная мифология и Причерноморье ».

    Посещение библиотеки  с целью ознакомления  с библиотечным фондом по  древней истории Кубани.

    Составление кроссворда по теме «Кубань в древности и средневековье»

    Подготовка письменного сообщения на тему «Влияние колоний на развитие народов Северного Кавказа»

    6

    РАЗДЕЛ 2. КУБАНЬ В КОНЦЕ XVII - XIX ВВ.   КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КРАЯ.

    18

    Тема 2.1. Освоение Кубани в конце XVII - XVIII в. Кубань в XIX столетии. Культура кубанского края.

    Освоение Кубани русскими переселенцами. Некрасовцы. Отголоски русской смуты на окраинах страны. Основные переселенческие потоки. Переселение казаков-раскольников во главе с Львом Манацким с Дона на Северный Кавказ. Формирование на Таманском полуострове своеобразной казачьей общины-«войска Кубанского». Некрасовцы на Кубани, их походы на Дон. Экспедиции царских войск против некрасовских казаков. Переселение некрасовцев в Турцию.

    Обострение соперничества между Россией и Турцией в 60-80-х годах XVIII в.  Усиление соперничества между Россией и Турцией в Северном Причерноморье. Русско-турецкая война 1768-1774 гг и Кубань. Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 и его роль в разрешении «черноморской проблемы» для России. Строительство Азово-Моздокской оборонительной линии (1777).  А. В. Суворов во главе Кубанского корпуса. Суворов как дипломат и военный инженер. Кубанская кордонная линия и ее стратегическое значение. Военные провокации турецкого правительства. Непоследовательная политика Шагин-Гирея. Восстание в Крыму, бегство Шагин-Гирея (1782). Возвращение Крыма и Прикубанья в сферу влияния Турции. Ввод русских войск в Крым. Ответные военные и дипломатические шаги Турции.

    Присоединение Прикубанья к России Опубликование царского манифеста о присоединении Крыма, Тамани и правобережья Кубани к России (8 апреля 1783 г). Приведение к присяге ногайских и татарских орд, кочевавших в верховых Кубани. План переселения ногайцев в другие районы России и его реализация. Восстание ногайцев и его подавление. Признание Оттоманской Портой «подданства Крыма и Кубани Всероссийскому престолу». Историческое значение утверждения России в Крыму и Прикубанье.

    Кубань в Русско-турецкой войне 1787-1791 г. Ультимативное требование турецкого правительства к России о возвращении Крыма. Ставка Турции на шейха Мансура. Начало войны. Борьба за Анапу. Неудачные попытки взятия крепости русскими войсками. Разгром турецкой эскадры Ф. Ф. Ушаковым в районе Керченского пролива (8 июля 1790 г). Разгром турецкой армии Батал-паши русскими войсками генерала И.И. Германа (30 сентября 1790).  Взятие Анапы войсками генерала И. В. Гудовича (26 июня 1791 г). Ясский мирный договор (29 декабря 1791 г). Упрочение позиций России на Северном Кавказе.

    Черноморцы и линейцы. Заселение Прикубанья. Упразднение Запорожской Сечи (1775). Судьба опальных запорожцев и участие в ней А. Потемкина. «Войско верных казаков» и его лидеры Сидор Белый, Антон Головатый, Захарий Чепега. Участие казаков в штурме Измаила, Очакова и острова Березань. Переименование «Войска верных казаков» в черноморское и обустройство на новых землях между Днепром и Южным Бугом. Депутация во главе с А. Головатым в Петербург. Грамота Екатерины II о пожаловании Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани  от Тамани до устья Лабы (30 июня 1792 г). Переселение казаков на Кубань (1792-1793). Основание Екатеринодара (1793). «Порядок общей пользы»- документ об административном и территориальном устройстве Черномории. Заселение северо-восточной территории Кубани (Старой линии) донскими казаками. Восстание донских полков и его подавление (1793-1794). Создание Кубанского линейного полка (1796).

     Социальные выступления адыгов и казаков. Нарастание социальных противоречий в адыгском обществе (князья, дворяне, тфокотли). Обращение горских князей за покровительством к Екатерине II. Бзиюкская битва (29 июня 1796 г), роль в ее исходе казачьей артиллерии. Участие казаков-черноморцев в Персидском походе (1796-1797). Его бесславный итог. Персидский бунт (1797) как проявление конфликта между рядовым казачеством и войсковой верхушкой. Расправа над бунтарями.

     Освоение кубанских степей. Народная и военно-казачья колонизации Черномории. Состав переселенцев (беглые крепостные, вольные хлебопашцы, отставные солдаты, государственные крестьяне, представители различных этнических групп). Основание селения Армавир (1838), станиц Новодеревянковской, Новощербиновской, Лабинской, Урупской и др., Ейска города-порта (1848). Заселение северо-восточной части Кубани (Старой лини). Организация Кавказского линейного войска (1832). Хозяйственное освоение Кубани. Основные отрасли производства (экстенсивное земледелие, скотоводство, садоводство и др.). Зарождение кубанской промышленности, развитие торговли. Торговля как фактор сближения горцев и казаков.

    Начало Кавказской войны. Превращение турецкой крепости Анапа в центр антирусской деятельности в регионе. Нападение горцев на Черноморскую оборонительную люнию. Борьба за Анапу. Адрианопольский мирный договор 1829 г. Нарушение его условий со стороны Турции и Англии. План создания черноморской береговой линии (ЧБЛ) и его реализация. А. А. Вельяминов. Деятельность Н. Н. Раевского на посту начальника ЧБЛ. Развитие русско-черкесских торговых связей. Атаки горцев на Черноморскую береговую линию (1840). Подвиг за защитников Михайловского укрепления. Архип Осипов, увековечение его памяти. Заселение линейцами Новой линии. Прибытие наиба Шамиля Мухаммеда-Амина на Северо-Западный Кавказ (1848). Его попытки создания в Закубанье военно-религиозного государства.

    Декабристы на Кубани. Кавказская ссылка в судьбах участников декабрьского восстания (разжалованных офицеров и солдат). Правда о Кавказе в произведениях А. А. Бестужева-Марлинского.

    Присоединение Закубанья к России и окончание Кавказской войны. Активизация действий Мухаммеда-Амина, направленных на объединение горских народов под знаменем независимости. Уничтожение укреплений Черноморской береговой линии, оставление Анапы и Новороссийска русскими войсками в ответ на действия англо-французской Эскадры (1854-1855).

    Соперничество за лидерство Сефер-бея с Мухаммедом-Амином в борьбе горцев за независимость. Безуспешные попытки Сефер-бея взять Екатеринодар. Ответные шаги царского правительства. Строительство укреплений в Закубанье. Основание Майкопа (1857).

    Пленение Шамиля (1859), капитуляция Мухаммеда-Амина. Попытки создания военно-государственного союза черкесов, Сочинский меджлис. Встреча Александра II с депутацией горцев (1861). Призыв меджлиса к продолжению борьбы. Соединение русских войск в урочище Кбaада (ясная Поляна), торжества по случаю окончания Кавказской войны (1864). Вынужденное массовое переселение горцев в Турцию (мухаджирство). Значение присоединения Закубанья к России.

    Кубанцы в боях за Отечество. Черноморцы в Отечественной войне 1812 г. Казачьи формирования, участвовавшие в боевых действиях. Примеры воинской доблести черноморцев. А. Д. Безкровный, Н. С. Заводовский, А.Ф. и П.Ф. Бурсаки. Казачья тактика ведения боевых действий. Участие пластунских формирований в защите Севастополя в ходе Крымской войны (1853-1856). Сражение близ Балаклавы, на Малаховом кургане (1854-1855). Картина В. Серова «пластуны под Севастополем».

    Преобразования на Кубани в пореформенный период (1860-1890-е годы). Освобождение зависимых крестьян и зависимых сословий в горских районах. Специфика земельной частной собственности на Кубани. Заселение закубанских земель. Территориально-административные преобразования на Кубани. Образование кубанской области (1860), Черноморского округа (1866), Черноморской губернии (1896).

    Судебная и военная реформы.

    Народная колонизация и становление транспортной системы. Земельные отношения. Изменение соотношения казачьего и неказачьего населения. Иногородние крестьяне и их положение.  Развитие водного и железнодорожного транспорта. Акционерное общество Ростово-Владикавказской железной дороги (1872). Р.В. Штейнгель и его вклад в развитие железнодорожного транспорта в регионе. Строительство дорог как фактор экономического подъема края.

    Земельные и сословные отношения. Изменения в земельном обеспечении и землепользовании казачества, русского и адыгского крестьянства. Имение «Хуторок» баронов Штейнгелей как образцовое крупнокапиталистическое хозяйство. «Степные короли» Кубани: братья Мазаевы, Николенко и др.

    Развитие сельского хозяйства и торговли. Переход к трехпольным севооборотам, увеличение площади пахотных земель (1880-е годы). Начало культивирования подсолнечника и табака, рост посевов пшеницы.

    Развитие виноградарства. Имение Абрау-Дюрсо. Роль ярмарок и стационарной торговли в развитии сельского хозяйства и рыночных отношений. Рост товарности кубанской пшеницы.

    Становление кубанской промышленности. Переход от кустарных промыслов к машинному фабричному производству. Мукомольные и маслобойные заводы. Крупные заводчики И.П. Баев, И. А. и С. А. Аведовы. Екатеринодар-центр промышленного производства.

    Кубань-родина нефтяной промышленности России. Первая буровая вышка в долине реки Кудако (1864), первый нефтяной фонтан (1866). А. Н. Новосильцев-пионер нефтяной отрасли. Первые нефтеперегонные заводы.

    Развитие цементного производства. Крупнейшие предприятия отрасли: «Геленджик», «Цепь» и «Черноморский». Первый металообрабатыющий завод К. Гусника (1886).

    Изменение общественно-сословного и архитектурного облика Кубанских городов. Складывание династий предпринимателей и купцов: Бедросовы, Дицманы, Аведовы и др. Создание первых банковских учреждений.

    Участие кубанцев в освобождении южнославянских народов и общественно-политической жизни. Участие кубанцев в освободительной войне южнославянских народов против османского владычества (1877-1878). Казачьи формирования в составе Кавказской дивизии генерала М. Д. Скобелева и Дунайской армии. Участие кубанских казаков в защите Баязета, обороне Шипки, в боях под Плевной. Рост социальной напряженности вследствие проведения реформ в городах, станицах и аулах. Распространение революционных идей на Кубани. Кружок «землевольцев» в Кубанской войсковой гимназии Екатеринодара во главе с Н.И. Вороновым. Революционная пропаганда на Кубани (Г. А.Попко, П. И. Андреюшкин). Марксистские кружки. Земледельческая ассоциация в станице Бриньковской. Начало общественной деятельности Ф.А. Щербины. Община «Криница» в Черноморском округе.

    Народная культура казачества. Вера и верования. Роль православия в жизни казачества. Сохранение языческих представлений. Система ценностей. Представление мировоззренческих нравственных начал в календарных праздниках и обрядах. Приоритетное значение для казаков таких ценностей как патриотизм, трудолюбие, честность. Семейные ценности. Кубанский фольклор.

    Культурное наследие горских народов.  Обычаи и традиции: гостеприимство, куначество, аталычество. Духовная культура. Переплетение в религиозных воззрениях горцев элементов ислама, традиционных верований, христианства. Героический эпос «Нарты» - выдающееся достижение духовной культуры горских народов Закубанья. Материальная культура.

    Профессиональная культура Кубани. Народное просвещение. Деятельность К.В. Россинского (1775-1825) его вклад в развитие культуры и образования на Кубани. Развитие системы образования. Меры, предпринимаемые войсковыми властями по поддержке одаренной молодежи. Наука. Создание полковых историй в черноморском и Кавказском линейном войсках. Первый исследователь истории и быта черноморских казаков Я.Г. Кухаренко (1799-1862). Труды И.Д. Попко (1819-1893) по истории казаков и адыгов. Войсковой архивариус П. П. Короленко (1834-1913) и его наследие. Развитие адыгской национальной историографии. Султан Хан-Гирей (1808-1863), Шора Ногмов (1801-1844). Подвижническая деятельность Е.Д Фелицына - статистика, археолога, историка и этнографа. Вклад Ф. А. Щербины (1849-1903) в организацию научных исследований в крае. Создание Общества любителей изучения Кубанской области-ОЛИКО (1897).

    Литература. Литературное творчество Я.Г. Кухаренко («Вороной конь», «Пластуны» и др.), В. С. Вареника («Слово о ружье», Страстная пятница»), Султана Казы-Гирея («Долина Ажитyraй»). Искусство. Творчество П. С. Косолапа (1834-1910). Деятельность «кубанского Третьякова» Ф. А. Коваленко (1866-1919). Архитектуру кубанских городов. И. К. Мальгерб, А. П. Косякин, А. А. Козлов, В. А. Филиппов и их вклад в создание архитектурного облика населенных пунктов края. Периодически печать. «Кубанские областные ведомости»-первый печатный орган на Кубани.

    18

    Самостоятельная работа обучающихся 

    Подготовить доклад на тему «Роль казаков в освоении Кубани»

    Подготовка презентации на тему: «Декабристы Кубани»

    Чтение дополнительной литературы и подготовить рассказ «Суворов на Кубани».

    Заполнить таблицу по теме « Известные люди Кубани XVII - XIX вв. »

    7

    РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ КУБАНИ В ХХ СТОЛЕТИИ.

    11

    Тема 3.1. Развитие  Кубани в ХХ веке.

    Регион в 1900-е-1916 гг. Кубанская область и Черноморская губерния в 1900-е-1916 г. Социальный и национальный состав населения. Политическая жизнь, общественное движение. Кубань и Черноморье в революции 1905-1907 г. Ратные подвиги кубанцев в годы Русско-японской и первой мировой войн.

    Период революции 1917 г и гражданской войны (1917-1922) в Кубано-Черноморье. 

    Особенности развития регионального политического процесса. Многовластие. Первые преобразования советской власти весной-летом 1918 г., противоречия между Деникиным и законодательной радой. Кубанское казачество и черноморское крестьянство в поисках «третьего» пути. Белый и красный террор. «Малая гражданская война.

    Кубань в 1920-1930-х годах. Особенности «военного коммунизма», нэп, индустриализация, «великий перелом», коллективизация. Ее героика и трагизм 30-х. Национально-государственное строительство. Краснодарский край и Адыгейская автономная область. Культурная жизнь региона в первой трети ХХ в.

     Годы военных испытаний (1941-1945). Восстановление и развитие народного хозяйства в 1945-1953. Кубань в годы Великой Отечественной войны. Формирование добровольческих казачьих соединений. Многонациональное боевое содружество. Битва за Кавказ летом 1942-зимой 1943. Оккупационный режим. Борьба в тылу врага. Освобождение. Трудовой героизм кубанцев. Перевод промышленности на «мирные рельсы». Восстановление довоенных объемов промышленной продукции. Отмена карточной системы. Снижение цен на продовольственные товары. Идеология и культура в послевоенное десятилетие.

    Край во второй половине ХХ столетия: «оттепель», «застой».Реформы в политике и экономике (1953-1964 г). Реальные успехи и несбывшиеся надежды. Кубань житница и здравница России. Хозяйственные «эксперименты» и их негативные последствия для региона. Достижения и провалы кубанской экономики. Миллион тонн кубанского риса. Застойные явления в обществе. Бюрократизация партийного и советского аппарата.

    Перестройка 1980-х и реформы 1990-х годов. Издержки экономики, неэффективность организации производства. Кризис доверия к власти. «Здоровый кубанский консерватизм». Возрождение казачества. Культурная жизнь Кубани в середине 1950-1990-х годах.

    Социальная стратификация и мобильность в региональном социуме. Социальное неравенство, социально-экономическая дифференцция в регионе. Проблема бедности. Специфика политической и профессиональной форм стратификации в регионе. Социальная мобильность региональном социуме: горизонтальная, вертикальная, межпоколенная, внутрипоколенная, организованная, структурная.

    Межнациональные отношения. Этносоциальные общности Краснодарского края. Факторы, влияющие на изменение численности этнических групп края. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений в крае. Этносоциальные конфликты на территории региона. Национальная политика Краснодарского края.

    Семья и брак на Кубани. Основные тенденции в развитии семейных отношений. Трансформация института семьи в кубанском обществе. Семейная политика Краснодарского края. Специфика демографической ситуации в регионе. Направления и инструменты государственной поддержки семьи в региональном социуме.

     Молодежь Краснодарского края как социальная группа. Социально-демографические характеристики молодежи Краснодарского края. Государственная молодежная политика Краснодарского края. Кубанская молодежь в сфере труда и занятости. Досуг кубанской молодежи.

    11

    Контрольные работы

    1

    Контрольная работа № 2. Развитие Кубани в  XVIII -  ХХ вв.

    1

    Самостоятельная работа обучающихся Посещение библиотек по месту проживания, с целью ознакомление с материалами на тему: Герои Гражданской войны на Кубани и устный  рассказ.

    Посещение памятных мест по месту проживания, связанных с Великой Отечественной войной, ознакомление  и устный  отчёт.

    Подготовка и написание реферата на тему: «Герои  Великой Отечественной войны».

    Работа с дополнительными источниками литературы и подготовка устного сообщения на темы:  «Трудовой энтузиазм кубанцев»

    Посещение музея в  с. Успенском  и подготовка отчёта.

    8

    РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ  КУБАНИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

    13

    Тема 4.1.  Кубань сегодня: политический ракурс. Край в правовом поле Российской Федерации.  Кубань - культурный центр юга России.

    Государственная власть и местное самоуправление в регионе. Структура органов государственной власти, их полномочия и направления деятельности. Законодательное Собрание края. Исполнительные органы власти в регионе. Администрация Краснодарского края. Глава администрации. Судебная ветвь власти. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях. Политические лидеры и политические элиты в регионе. СМИ и их роль в политическом процессе. Представители региона в высших органах государственной власти РФ.

    Становление гражданского общества. Институты гражданского общества, их становление и деятельность в Краснодарском крае. Деятельность политических партий и общественных организаций в регионе.

     Региональная политическая культура населения. Политические ориентации жителей Кубани. Возможности молодого человека для участия в политике и активная жизненная позиция молодежи. Отношения Краснодарского края с другими регионами странами.

    Геополитическое положение краснодарского края. Край в системе внешнеэкономических отношений.  Миграционный фактор геополитического отношения. Приграничное и межрегиональное сотрудничество. Международные отношения. Приграничное и межрегиональное сотрудничество.  

    Конституционно-правовой статус региона как субъекта Российской Федерации.

    Конституционно-правовой статус Краснодарского края как субъекта Российской Федерации. Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Система краевых нормативных правовых актов. Устав Краснодарского края: понятие, юридические свойства, содержание, значение. Нормативные правовые акты края (решения), принятые на общекраевом референдуме. Нормативные правовые акты, принятые Законодательным Собранием Краснодарского края. Нормативные правовые акты краевой администрации.

    Законотворчество в крае. Понятие законотворческого процесса и его стадий. Стадии законотворческого процесса. Подготовка и оформление проектов закона. Законодательная инициатива в Краснодарском крае: понятие, субъекты. Рассмотрение проекта закона, принятие и подписание. Опубликование законов и вступление их в силу. Прямое (непосредственное) правотворечество. Референдум как форма прямого (непосредственного) правотворчества в Краснодарском крае: понятие и значение. Лица, обладающие правом на участие в референдуме Краснодарского края. Вопросы, выносимые на референдум. Ограничения предмета референдума.

    Избирательный процесс. Выборы как форма прямого (непосредственного) народовластия. Законодательство о выборах в Краснодарском крае. Активное и пассивное избирательное право. Субъекты избирательного процесса на Кубани. Стадии и особенности избирательного процесса. Назначение выборов. Формирование избирательных комиссий. Образование избирательных округов и избирательных участков. Выдвижение и регистрация кандидатов. Предвыборная агитация. Финансирование выборов. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов.

    Правоохранительные органы: структура и функции. Назначение правоохранительных органов. Система правоохранительных органов, действующих на территории Краснодарского края. Формирование и компетенция судебных органов. Значение и направления деятельности прокуратуры Краснодарского края. Назначение органов внутренних дел. Адвокатура и нотариат в Краснодарском крае.

     Духовная жизнь кубанцев. Многонациональность и диалог культур на Кубани. Многообразие кубанской культуры. Кубанская идентичность и казачьи традиции. Служение казаков и Кубанское казачье войско.

    Система образования краснодарского края и ее основные характеристики. Основные характеристики системы образования Кубани. Социокультурная роль общего образования. Научные центры и вузы Кубани.

    Религиозное и конфессиональное многообразие региона. Религиозная ситуация в Краснодарском крае. Кубань центр православия на юге России.

    Культурное достояние края. Учреждения культуры на Кубани. Музеи и библиотеки. Театры и концертные объединения, искусство и литература. Культурная жизнь. Современное искусство. Культурная политика в Краснодарском крае.

    13

    Самостоятельная работа обучающихся

    Создание презентации по теме  «Политические лидеры  современной Кубани».

    Подготовить устное сообщение  по теме «Из истории государственных символов Краснодарского края».

    Подготовить тезисы по теме « Кубань православная».

    Создание презентации по теме «Основные памятники культуры родного края».

    Подготовка сообщения по теме «Деятельность  В. Захарченко».

    7

    Всего:

    57

    3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    УД. 01 КУБАНОВЕДЕНИЕ

    Содержание обучения

    Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    Раздел I.   ИСТОРИЯ КУБАНИ С ДРЕВНОСТИ ДО  XVII ВВ.

    Введение

    Определять уникальность природно-географических условий Северо-Западного Кавказа.

     Охарактеризовать место Кубани в истории евразийской цивилизации как перекрестка исторических путей племен и народов. Раскрывать этнокультурное своеобразие региона Определять современные тенденции развития региона.

    Текущий контроль:

    устный (фронтальный) опрос, индивидуальные задания.

    Рубежный контроль:

    Контрольная работа

    Итоговый контроль:

    экзамен

    Природа края и ее исследователи

    Рассказывать об изучении территории Северного Кавказа в XVIII в., экспедициях Российской Академии наук.

    История региона в далеком прошлом

    Объяснять и применять в историческом контексте понятия: «неолит», «неолитическая революция», «производящее хозяйство», «индоевропейцы», «племя», «союз племен», «цивилизация ». Раскрывать причины возникновения производящего хозяйства, характеристику перемен в жизни людей, связанных с этим событием. Уметь указать на карте места наиболее известных археологических находок на территории края.

    Кубань в XI-XVII вв.

    Показывать локализацию цивилизаций Древнего Востока на ленте времени и исторической карте, объяснять, как природные условия влияли на образ жизни, отношения в древних обществах. Охарактеризовать экономическую жизнь и социальный строй древневосточных обществ.

    Раздел 2. КУБАНИ В КОНЦЕ XVII - XIX ВВ.   КУЛЬТУРА КУБАНСКОГО КРАЯ.

    Освоение Кубани в конце XVII -XVIII в.

    Рассказывать с использованием карты о возникновении Арабского халифата; объяснять причины его возвышения и разделения. Объяснять и применить в историческом контексте понятия: «ислам», «мусульманство», «халифат». Охарактеризовать системы управления в Арабском халифате, значение арабской культуры.

    Текущий контроль:

    устный (фронтальный) опрос, индивидуальные задания.

    Рубежный контроль:

    Контрольная работа

    Итоговый контроль:

    экзамен

    Кубань в XIX столетии

    Рассказывать с использованием карты о возникновении Византии; объяснять причины её возвышения и упадка. Рассказать о влиянии Византии и её культуры на историю и культуру славянских государств, в частности России, раскрывать значение создания славянской письменности Кириллом и Мефодием.

    Культура кубанского края

    Объяснять и применять в историческом контексте понятия: «хан», «сёгун», «самурай», «варна», «каста». Охарактеризовать общественные устройства государств Востока в Средние века, отношения власти и подданных, системы управления. Иметь представление об описании, характеристиках памятников культуры народов Востока (с использованием иллюстративного материала).

    Раздел 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ КУБАНИ В ХХ СТОЛЕТИИ.

    Основные этапы истории Кубани в ХХ столетии

    Охарактеризовать территории расселения восточных славян и их соседей, природных условий, в которых они жили, их занятий, быта, верований. Раскрывать причины образования Древнерусского государства. Объяснять и применить в историческом контексте понятия: «князь», «дружина», «государство». Составлять хронологическую таблицу о деятельности первых русских князей.

    Текущий контроль:

    устный (фронтальный) опрос, индивидуальные задания.

    Рубежный контроль:

    Контрольная работа

    Итоговый контроль:

    экзамен

    Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития

    Обобщать знания о возникновении христианства и основных его постулатах. Рассказывать о причинах крещения Руси, основных событиях, связанных с принятием христианства на Руси. Оценивать значение принятия христианства на Руси.

    Социальные отношения в кубанском обществе

    Охарактеризовать общественный и политический строй Древней Руси, внутренней и внешней политики русских князей. Анализировать содержание «Русской Правды». Указывать причины княжеских усобиц. Составывать характеристику личности, давать оценку и сравнение исторических деятелей (на примере князей Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха).

    Раздел 4. РАЗВИТИЕ  КУБАНИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

    Кубань сегодня: политический ракурс 

    Систематизировать материалы о главных научных и технических достижениях, способствовавших развёртыванию промышленной революции. Раскрывать сущность экономических и социальных последствий промышленной революции.

    Текущий контроль:

    устный (фронтальный) опрос, индивидуальные задания.

    Рубежный контроль:

    Контрольная работа

    Итоговый контроль:

    экзамен

    Край в правовом поле Российской Федерации

    Систематизировать материалы о причинах и последствиях крупнейших военных конфликтов XIXвека в Европе и за её пределами. Обсуждать ключевые проблемы международных отношений ХIХ века в ходе конференции, круглого стола, в том числе в форме ролевых высказываний. Проводить дискуссию на тему «Был ли неизбежен раскол Европы на два военных блока в конце ХIХ — начале ХХ века».

    Кубань-культурный центр юга России

    Систематизировать материалы по истории революций XIXвека в Европе и Северной Америке, охарактеризовать их задачи, участников, ключевые события, итоги. Сопоставлять опыт движения за реформы и революционные выступления в Европе XIXвека, высказывать суждения об эффективности реформистского и революционного путей преобразования общества. Сравнивать пути создания единых государств Германии и Италии, выявлять особенности каждой из стран. Объяснять причины распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения. Составлять характеристики известных исторических деятелей ХIХ века с привлечением материалов справочных изданий, Интернета.


    4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

    Освоение содержания учебной дисциплины «Кубановедение» обеспечивает достижение

    студентами следующих результатов:

    Личностные:

    - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

    - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

    - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

    - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

    - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

    участие в  самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

    - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

    - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

    - формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

    - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

    - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    Метапредметные:

    - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

    - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

    - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

    - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

    - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

    - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

    - формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

    5. Индивидуальный проект

    Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности студентов (учебное исследование или учебный проект).

    Индивидуальный проект выполняется студентами самостоятельно под руководством преподавателя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

    Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

    сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

    способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

    сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

    способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

    Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

    5.1. Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

    • Наш край с древнейших времен до конца ХVII века.

    • Наш край в ХVIII веке.

    • Отечественная война 1812 года.

    • Наш край в ХIХ веке.

    • Наш край в 1920—1930-е годы.

    • Наш край во второй половине 1940-х — 1991-х годов.

    • Наш край на рубеже ХХ—ХХI веков.

    6. Итоговая аттестация.

    Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

    Освоение обучающимися рабочей программы завершается итоговой аттестацией в форме дифференцированного зачета.

    6. Условия реализации учебной дисциплины  УД. 01 Кубановедение

    6.1. Материально-техническое обеспечение

    Освоение программы учебной дисциплины «Кубановедение» реализуется в учебном кабинете, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

    Помещение кабинета  удовлетворяет требования Санитарно-эпидемиологическихправил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и  оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнениятребований к уровню подготовки обучающихся.

    В кабинете  есть мультимедийное оборудование, посредством которого

    участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информациюпо истории, создают презентации, видеоматериалы, иные документы.

    В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Кубановедение» входят:

    • многофункциональный комплекс преподавателя;

    • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);

    • информационно-коммуникационные средства;

    • экранно-звуковые пособия;

    • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

    • библиотечный фонд.

    В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),

    обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Кубановедение», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределахосвоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

    Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками,научной и научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования.

    В процессе освоения программы учебной дисциплины «Кубановедение» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по предмету, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).

    7.        ЛИТЕРАТУРА

    Основная

    1. В. Н. Ратушняк и др. Кубановедение: учебное пособие для 10 класса – Краснодар: Перспективы образования, 2013.

    2.Кубановедение: учебное пособие для 11 класса (с электронной версией) / Под ред. А.А. Зайцева. – Краснодар: Перспективы образования, 2014.

    3.Кубановедение: Атлас с комплектом контурных карт. 10–11/ Разработка карт – А. М. Авраменко; разработка методического аппарата – Т. А. Науменко, И. А. Терская. – Краснодар: Перспективы образования, 2013.

    Дополнительная

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации».
    2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
    3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012№ 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования”».
    4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров иДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требованийфедеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии илиспециальности среднего профессионального образования».
    5. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестникобразования. — 2014. — № 13. — С. 10—124.
    6. В. В.Артемов, Ю. Н. Лубченков История для профессий и специальностей технического,естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.

    Интернет-ресурсы

    1. www. gumer. info (Библиотека Гумер).
    2. www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета
    3. МГУ).
    4. www. plekhanovfound. ru/library (Библиотека социал-демократа).
    5. www. bibliotekar. ru (Библиотекарь.Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
    6. https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия). https://ru. wikisource. org (Викитека: свободная библиотека).
    7. www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).
    8. www. history. tom. ru (История России от князей до Президента).
    9. www. statehistory. ru (История государства).
    10. www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтахРоссийской империи).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ИКТ в преподавании общеобразовательных дисциплин

    Материал содержит классификацию ЦОР, методы их применения в образовательном процессе и проблемы школьных учителей,связанные с использованием ИКТ...

    Роль общеобразовательных дисциплин в контексте новых образовательных стандартов для системы НПО и СПО

    В условиях становления  современного  рынка труда,   предъявившего новые требования к уровню компетентности выпускников образовательных учреждений как никогда возрастает наша роль,...

    Контрольно-оценочные материалы для комплексного экзамена по результатам освоения дисциплины Математика, входящей в общеобразовательный цикл и относящейся к базовым общеобразовательным дисциплинам СПО (Уровень подготовки – базовый)

    Контрольно-оценочные материалы для комплексного экзаменапо результатам освоения дисциплины Математика, входящей в общеобразовательный цикл и относящейся к базовым общеобразовательным дисциплинам СПО(У...

    Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов 1 курса, обучающихся на базе основного общего образования (цикл общеобразовательных дисциплин) Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Астраханской области

    Учебно-методическое пособие разработано для студентов 1 курса, обучающихся на базе основного общего образования (цикл общеобразовательных дисциплин) ГАПОУ АО АСПК и является источником изучения и закр...


     

    Комментарии

    Никулина Валентина Станиславовна

    Содержание рабочей программы отвечает современному уровню профессионального образования. Об этом свидетельствуют введенные новые умения и знания в части рабочей программы, подтвержденные запросом работодателя и соответствующие требованиям профессионального стандарта, предъявляемые к выпускнику училища, конкурентоспособному на современном рынке труда..