Кружок "Исследователи родной природы"
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Кружок "Исследователи родной природы"для 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovateli_rodnoy_prirody.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Бузиновская СОШ»

Образовательная программа

дополнительного образования детей

 «Исследователи родной  природы»

     

Автор программы: учитель химии и биологии

Панченко Татьяна Федоровна

2012 г.

Пояснительная записка

      Основные цели кружка –  привитие учащимся любви и бережного отношения к природе,  распространение деятельности по изучению и сохранению животного и растительного мира родного края, развитие творческих способностей детей, активизация экологической деятельности среди учащихся, формирование экологической культуры у подрастающего поколения.

        Члены кружка углубляют общие знания о  природе родного края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с вопросами охраны природы. Общаясь с природой, развиваются духовно, появляется чувство сопереживания, собственной причастности к природным процессам.

      В программе предусматривается  ознакомление с навыками и проведение  научно-исследовательских работ, выполнение  работ развивающие творческие способности, что позволит накапливать  эколого-краеведческий материал для использования в учебном процессе.

      Программа составлена с учётом сезонности явлений в природе, в зимние месяцы проводятся в основном теоретические, лабораторные занятия,  общественно-полезный труд и экскурсии по экологической тропе вынесены на осень и весну.

Задачи программы:

1. Образовательные:

- развитие представлений о природе как о единой целостной системе.

- знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;

- ознакомление с историей  малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах  земляков;

- овладение начальными навыками исследовательской работы;

2.Воспитательные:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- воспитание  учащихся  на примере  жизни  и  деятельности   земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

- воспитание  гордости  и  уважения  к  живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда.

- воспитание инициативы, ответственности;

- расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;

- привитие любви к родному краю.

3. Развивающие:

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса  учащихся к краеведению.

- сформировать умения: формулировать проблему;  разрабатывать и проводить эксперимент;  делать выводы и предложения;  претворять предложения в жизнь.

Данная программа опирается на базовые знания учащихся по биологии, географии. Объём учебного времени 68 часов.

Условия реализации программы

  1. Классные помещения
  2. Наличие технических средств
  3. Прикладной материал
  4. Методическая литература

Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

    1) теоретические  (беседы,  лекции,  доклады,  викторины, самостоятельная работа).

   2) практические (экскурсии, встречи,  практикумы  в  библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Сроки реализации:                     2 года

Возраст детей:                             11 – 13 лет

Набор детей:                                свободный

Состав группы:                            постоянный

Занятия:                                        групповые

Прогнозируемые результаты

1.Усвоение экологической культуры:

  1. Правила поведения в природе
  2. Бережное отношение к окружающей среде
  3. Стремление к ландшафтной эстетике

2.Овладение новыми знаниями и навыками:

  1. Природоохранными знаниями
  2. Знаниями и умениями работы с научно-популярной литературой, печатными изданиями СМИ
  3. Создание листовок, буклетов и др.

3. Личностный рост подростка (развитие лидерских качеств, творческой активности)

К концу обучения в кружке дети должны знать:

- название своего края;

- названия рек;

- растения и животных края;

- элементы истории села;

- проводить простейшие исследования, работать над совместными

проектами, обрабатывать собранные материалы;

- инсценировать различные легенды, сочинять новые легенды, сказки.

Фиксация результативности

  1. Наблюдение педагогов, проведение бесед, анкет
  2. Награждение по результатам учебного года
  3. Опрос обучающихся, педагогов, родителей о деятельности объединения

 

 

Учебно-тематический план кружка



Наименование темы

Всего

часов

в том числе

теорет.

практ

1

Введение. Экологическая культура

5

2

3

2

Экологический календарь

2

2

3

Природа - целостная система

4

2

2

4

Охрана природы

6

5

1

5

Экологический мониторинг

8

6

2

6

Охрана вод

8

4

4

7

Растительный мир нашего края

12

7

5

8

Охрана степи

3

3

9

Животный мир нашего края

12

8

4

10

Экологическая тропа

3

2

1

11

Туризм и охрана природы

5

1

4

Итого

68

42

26

 

Содержание программы

1.  Введение. Экологическая культура (5ч)

 Понятие экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры. Значения овладения основами экологии, пропагандистская деятельность. Экология жилища, дворов, улиц.

Практические занятия: Участие в природоохранных мероприятиях. Организация экологических праздников (участие в субботниках, в акциях по благоустройству природных территорий села, пришкольного участка). Участие в конкурсе проектов по благоустройству родников. Очистка и благоустройство родника.

2. Экологический календарь (2ч)

Знакомство с датами экологического календаря.

Практические занятия: Выпуск экологических бюллетеней к экологическим датам. (работа ведётся в течение года)

3.  Природа - целостная система (4ч)

 Природа - целостная взаимосвязанная динамическая система. Основные царства живой природы, их краткая характеристика. Значение растений в природе и в жизни человека. Растительный мир родного края. Редкие и исчезающие растения и их охрана. «Красная книга» растений. Лекарственные растения края и их использование.

Практические занятия: Моделирование экосистем, наблюдения и исследования смоделированных экосистем.  Определение растений луга, степи, поля, водоема. Составление картотеки охраняемых растений. Изготовление стенда «По страницам «Красной книги».  Подготовка и проведение бесед учащихся о редких исчезающих растениях родного края. Экскурсии на природу (степь).

4.  Охрана природы (6ч)

Основные документы по охране природы. Природоохранная деятельность. Задачи особо охраняемых природных территорий (ООПТ): памятников природы, заповедников, заказников, национальных парков.

Практические занятия: Выявление экологически неблагоприятных мест нашей местности, составление карты.  Работа с Интернет ресурсами.

5. Экологический мониторинг (8ч)

Экологический мониторинг, его цели и задачи. Мониторинг в зависимости от территории: глобальный, региональный, локальный. Мониторинг в зависимости от объекта наблюдения: базовый (фоновый) и импактный. Их цели. Мониторинг по методам ведения: дистанционный и наземный.  Биоиндикационные методы. Мониторинг лесного фитоценоза. Снег – индикатор чистоты воздуха. Проведение мониторинга шума. Предварительное обследование территории. Определение конкретного времени обследования территории. Запись шумового загрязнения. Анализ и оценка записанных на пленку шумов.

Практическая занятия:. Составление формулы древостоя. Инвентаризация зеленых насаждений на школьной территории.  Определение запыленности воздуха.

        6. Охрана вод (8 ч)

Вода как фактор жизни. География водных ресурсов. Опасность загрязнения водоемов.

Практические занятия: Составление карт местных водных источников. Обследование водоемов и участие в работе по улучшению их состояния.

7.  Растительный мир нашего края (12ч)

Зеленые растения – основной источник пищи и кислорода на земле. Роль растений в жизни человека. Редкие растения Волгоградской области.

Практические занятия: Учет площади зеленных насаждений и определение видового состава и состояния деревьев в районе школы. Определение растений.

8. Охрана степи (3ч)

Значение степи. Эстетическое значение степи (степь в поэзии, музыке, живописи, литературе). Общие сведения о степных пожарах. Правила пожарной безопасности в степях.

9 .  Животный мир нашего края (12ч)

Обзор животного мира края. Декларация прав живых существ Редкие и исчезающие животные нашей области. «Красная книга животных Волгоградской области».

Практические занятия: Определение наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности. Конкурс творческих работ, посвященный  охране животных. Обновление стенда «По страницам «Красной книги». Подготовка и проведение беседы с учащимися об охраняемых животных родного края.

10.  Экологическая тропа (3ч)

Степь, как пример растительного сообщества. Степь – экологическая система. Знакомство с видовым составом степи.  Значение степи (водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, полезащитное, климатическое, санитарно- гигиеническое, эстетическое, рекреационное). Саморегуляция в биоценозе.  Виды родников, значение.

Практические занятия: Экскурсии по экологической тропе и участие в организации ее работы. Осуществление локального мониторинга на маршрутах. Паспортизация   объектов экологической тропы, родников. Очистка и благоустройство родников.

11. Туризм и охрана природы (5ч)

Правила поведения туристов в природе.

Практические занятия: турпоход в природу (зачетного характера).

                                           

Учебно-тематический план кружка


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Введение. Экологическая культура

5

1

Понятие экологии, экологической культуры, методы формирования экологической культуры.

1

2

Значения овладения основами экологии, пропагандистская деятельность. Экология жилища, дворов, улиц.

1

3

Практическое занятие. Участие в природоохранных мероприятиях.

1

4

Практическое занятие по благоустройству природных территорий села, пришкольного участка.

1

5

Практическое занятие. Очистка и благоустройство родника.

1

Экологический календарь

2

6-7

Знакомство с датами экологического календаря.

2

Природа - целостная система 

4

8

Природа - целостная взаимосвязанная динамическая система. Лекарственные растения края и их использование.

1

9

Лекарственные растения края и их использование.

1

10

Практическое занятие. Определение растений луга, степи, поля, водоема.

1

11

Практическое занятие. Экскурсии на природу (степь).

1

 Охрана природы

6

12

Основные документы по охране природы.

1

13

Природоохранная деятельность.

1

14

Задачи особо охраняемых природных территорий

1

15-16

Охраняемые территории Волгоградской области.

2

17

Практическое занятие. Выявление экологически неблагоприятных мест нашей местности.

1

Экологический мониторинг

8

18

Экологический мониторинг, его цели и задачи.

1

19

Мониторинг по методам ведения: дистанционный и наземный.

1

20

Биоиндикационные методы.

1

21

Снег – индикатор чистоты воздуха.

1

22

Проведение мониторинга шума.

1

23

Источники искусственного загрязнения.

1

24

Практическое занятие. Составление формулы древостоя.

1

25

Практическое занятие. Инвентаризация зеленых насаждений на школьной территории.  

1

 Охрана вод

8

26

Вода как фактор жизни.

1

27

География водных ресурсов.

1

28-29

Опасность загрязнения водоемов.

2

30-31

Практическое занятие. Составление карт местных водных источников.

2

32-33

Практическое занятие. Обследование водоемов и участие в работе по улучшению их состояния.

2

Растительный мир нашего края (12ч)

12

34-35

Зеленые растения – основной источник пищи и кислорода на земле.

2

36-37

Роль растений в жизни человека.

2

38-39

Редкие растения Волгоградской области.

2

40

Основные проблемы нерационального использования и защиты растительных ресурсов нашей области.

1

41

Практическое занятие. Учет площади зеленных насаждений  в районе школы.

1

42

Практическое занятие. Определение видового состава и состояния деревьев в районе школы.

1

43

Практическое занятие. Определение растений семейства Розоцветные.

1

44

Практическое занятие. Определение растений семейства Бобовые.

1

45

Практическое занятие. Определение растений семейства Злаки.

1

Охрана степи

3

46

Значение степи.

1

47

Эстетическое значение степи

1

48

Общие сведения о степных пожарах.

1

 Животный мир нашего края

12

49

Роль животных в круговороте веществ

1

50-51

Влияние деятельности человека на животный мир.

2

52

Сокращение видового состава.

1

53-54

Охрана животных в Волгоградской области.

2

55-56

«Красная книга животных Волгоградской области».

2

57

Практическое занятие. Определение наиболее типичных животных

1

58

Практическое занятие. Конкурс творческих работ, посвященный  охране животных.

1

59

Практическое занятие. Подготовка и проведение беседы с учащимися об охраняемых животных родного края.

1

60

Практическое занятие. Изучение видового состава местных птиц.

1

Экологическая тропа

3

61

Степь, как пример растительного сообщества.

1

62

Степь – экологическая система.

1

63

Практическое занятие. Экскурсии по экологической тропе

1

Туризм и охрана природы

5

64

Правила поведения туристов в природе.

1

65-68

Практическое занятие. Турпоход в природу

4

Список   используемой литературы:

1. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых. М., «Топикал», 1994 г.

2. Беляева В.С., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. М.; Просвещение, 1974

3. Рыков Н.А., Зоология с основами экологии животных. М.; Просвещение,1981

4. Михеев А.В. Биология птиц. Определитель птичьих гнёзд. М, «Цитадель»,1996 г.

5. Миркин М.. Экология России 9-11 класс, М. ,АО МДС, Юнисам 1995 года.

6. Чернова Н.М. Основы экологии учебник 9 класса, М, «Просвещение» 1997 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

Береги родную природу

Береги родную природу - сценарий внеклассного мероприятия. Учит доброму и чуткому отношению к природе....

«Родная природа и мир народной фантазии в лирике А. С. Пушкина».

Показать любовь поэта к родной природе, глубокую человечность и задушевность его отношений с близкими; дать представление о стихотворной строфе, дополнить знания об эпите­те и авторском отношении ...

урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».

Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...