"Добрых рук мастерство" (мероприятие для детей и родителей)
план-конспект занятия по краеведению (5 класс) на тему

Дробышева Светлана Степановна

Мероприятие посвящено народным промыслам, предназначено для проведения в 5 - 7 классах совместно с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobrykh_ruk_masterstvo.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Не птица, а сказка, и сказочный конь

От щедрости красок горит, как огонь

Пусть воет, свистит под окошками ветер,

Узор над игрушками, как солнышко, светел

Обычная глина и форма простая,

А ты посмотри, красота – то какая!

– У тесовых у ворот стоит девиц хоровод,

Наши девицы идут, словно лебеди плывут,

Выступают словно павы, красотою величавы,

Как оладушки в меду, словно яблочки в саду.

Друг за другом все идут, звонки песенки поют.

Вышел в Дымково народ посмотреть на хоровод,

Что же можно здесь сказать, все одна другой под стать!

Частушки (исполняют родители и дети)

Наши ручки крендельком,

Щеки будто яблоки!

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Дымковские барышни

Всех на свете краше,

А гусары–баловни –

Кавалеры наши.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся.

С лентами да с бантами,

Да под руку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

Барышни красивые,

Очень красивые,

На плечах-то шубка

Да с оборкой юбка.

Пошла Маня на базар,

Принесла с собой товар

Родной матушке – платок,

Словно беленький снежок.

Хозяюшка:

– Ах, какие гости веселые! Слыш, тут разговор о рынке зашел. Хочу я с вами радостью поделиться. Я ведь только что с ярмарки приехала! Посуду новую купила, чтоб глаз не оторвать, прямо вся золотом горит! А вот как называется такая посуда – забыла. Помню только, что ее откуда-то издалека привезли, из-за самой Волги-реки. Может вы, гости дорогие, что-нибудь знаете об этой чудесной посуде? Расскажите. Рада буду узнать.

(Рассказ родителей)

– Жил в древние времена в Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труд. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь. И поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. К нему приезжали люди полюбоваться его мастерством. Дошла слава и до царя. Повелел он своим стрельцам найти беглеца и привести. Узнал мастер о своей беде, собрал людей, раскрыл им свои секреты. А утром увидели, как горит ярким пламенем изба чудо-мастера. Изба сгорела, а мастера так и не нашли. Исчез мастер, но его мастерство живет и до сих пор, ярким пламенем горят хохломские краски.

Хохломские краски, алых ягод россыпь

Отголоски лета в зелени травы

Рощи, перелески, солнечные всплески

Солнечно – медовый золотой листвы.

У красы точеной сарафан парчевый,

По волнам узора яхонты горят

Что за чародеи хохлому одели

В этот несказанный, праздничный наряд.

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома.

– О, хозяюшка, а можно ли на твоих новых ложках сыграть?

– Какие те посиделки без веселья!

Обновите мои ложки, молодцы-удальцы!

Молодо – зелено, погулять велено.

(Звучит песня «Наши ложки». Игра на ложках.)

– Хозяюшка, а что это ты в корзине прячешь?

– Ой, да я ведь забыла. Я на ярмарке не только посуду купила, но и игрушку. Вот она, посмотрите!

– Тарарушки, тарарушки, это русские игрушки. Очень славные, да нарядные да забавные, ненаглядные. Русских много есть игрушек и коней и погремушек, разноцветны флажки, расписные сундучки, есть еще одна игрушка, все похожи друг на дружку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ...

– Может, это кажется удивительным, но человек, придумавший матрешку, известен. Это не крестьянин, а русский художник. Жил он в прошлом веке. Путешествуя по Японии, увидел там подобную куклу (Фукурума), только одетую по-японски. Кукла так понравилась ему, что он представил ее в русском костюме. Пошел к народным умельцам: «Можно ли выточить такую забавную куклу?» Выточили, расписали и назвали русским именем Матрешка. И начали на Руси расписывать этих удивительных красоток, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись веселой игрушкой мастера из Нижегородского края – из сел Полхово, Майдан и Крутец.  У  них получаются самые лучшие матрешки. А создатель игрушки – художник Малютин.

– Россия! Она всегда славилась своими промыслами, изделиями народных умельцев. Игрушки делали из глины, ткани, дерева, кости. Самой лучшей была матрешка. Это настоящее чудо, которое вносит в нашу жизнь тепло и радость.

– И расписана каждая по-разному, розами да узорами, одна краше другой.

– Вот спасибо, теперь буду знать! Жаль, мала матрешка и плохо вам издалека видна ее красота. Но не засиделись ли мы с вами, за разговорами да за работой? В старину то, бывало, люди на посиделках, поработают, да повеселятся.

Давайте поиграем.

Сейчас мы с вами сами матрешек нарядим, да не одну, а целых две. Каждую из них будет наряжать команда из шести человек. Та команда, которая сделает это лучше и быстрее, получит награду. Я вижу, ребята, вы все горите желанием принять участие в этом.

– Какие нарядные у нас теперь матрешки! Молодцы,  ребята! Порадовали вы меня своей игрой. А может, кто что-нибудь веселое знает, расскажите. За шутками да за разговорами и дело спорится.

(Рассказывают учащиеся).

– Скок-поскок, молодой дроздок

По водичку пошел, молодичку нашел

Молодичка-невеличка

Сама с вершок, голова с горшок

Они сели рядком, посидели ладком

Наступила ночь – улетели прочь.

Как по речке, по реке

Ехал рыжий на быке.

Рыжий красного спросил:

Чем ты бороду красил?

Я не краской, не помазкой,

Я на солнышке лежал,

К верху бороду держал.

Уж по поднебесью, братцы, медведь лежит,

Медведь лежит, хвостом вертит.

Свинья на ели гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела,

Милых деточек, поросяточек.

Поросяточки по сучкам висят,

По сучкам висят, полететь хотят.

Уж и где же это видано,

Уж и где же это слыхано,

Чтобы курочка бычка принесла,

Поросеночек яичко снес,

Чтоб по поднебесью медведь летал,

Черным хвостиком помахал.

– Вот небылицы, так небылицы!!! И говорить вы мастера и
мастерицы.

Хозяйка:

– Ай-да, молодцы, ай-да порадовали! Я вам тоже хочу кое-что рассказать и кое-что показать. Вы рассмотрели мои покупки. А заметили ли вы вещи, которые уже прижились у меня. Вот это, как вы думаете, что такое?

(Родители)

– В начале XIX века в Мытищинском районе Подмосковья стала развиваться декоративная роспись подносов. Подносы изготовляли в селах и деревнях. Жостово, Троицком, Новосельцеве. Букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты были главными украшениями подносов. Роспись выполняется на разном фоне, но чаще всего пишут на черном. Для завершения композиции по краю поля делают золотой орнамент.

Под Москвой деревня Жостово стоит,

Промысел народный очень знаменит.

На подносах жарко зацвели сады,

Солнечного лета вечные следы...

В жаркие букеты собраны цветы

Сказано прекрасной, буйной красоты...

Розы, георгины, скромный василек

Маки и тюльпаны, астры завитки,

Красотой волшебной радуют цветы

Чувствуем живой мы трепет лепестков,

Вечно любоваться ими я готов.

Жостовская роспись, как костер горит,

Промысел народный очень знаменит.

Вот какой чудесный жостовский цветок,

Всем красив и ярок каждый лепесток.

Черные подносы с жостовской росписью

Сразу покоряют нас колдовскою росписью

Увлекают яркой, буйной красотой,

Все букеты вымыты утренней росой,

Лепестки нежнейшие дышат и живут,

Пышные соцветия сказкою цветут.

– Спасибо тебе, хозяйка. Очень интересно было посмотреть и тебя послушать. Низкий тебе поклон за гостеприимство. (Кланяется.)

– Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

– Она прибирает, она подает.

– Одними – одна за всех отвечает.

– Дом вести – не лапти плести.

– Без хозяина и дом сирота.

– Не красива изба углами, а красива пирогами!

– Ах! Ох! А мой пирог! Совсем о нем забыла.

– Спасибо тебе, хозяйка, за пирог, только торопимся мы. Засиделись мы у тебя. Уже поздно и дорога дальняя у нас.

– Коли так, не смею вас задерживать, но пирог с собой возьмите. (Благодарят и уходят.)

– А вы, гости дорогие, о каких промыслах вы сегодня услышали? Что нового узнали о них?

Дымковская игрушка:

Где возник промысел?

Из чего делают игрушку?

Кого изображают мастера?

Хохлома:

Почему так промысел называется?

Отчего хохломская посуда такая красивая?

Из каких элементов состоит узор на хохломской росписи?

Матрешка:

Кто явился прототипом Матрешки?

Где особенно увлекались этой игрушкой?

Кто создатель игрушки?

Жостовские подносы:

Где стала развиваться декоративная роспись подносов?

Главные украшения подносов?

На каком фоне выполняется роспись?

– Вы все были очень внимательны. Надеюсь, такая встреча у нас была не последней. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой программы для детей и родителей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"

Сценарий игровой конкурсной программы для детей и родителей. Участвуют пары: ребенок и родственник (мама, папа, старший брат или сестра, бабушка или дедушка) Из опыта проведение - программа проходит о...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Родительское собрание "Любовь детей к родителям. Любовь родителей к детям"

Родительское собрание "Любовь детей к родителям. Любовь родителей к детям"...

Методическая разработка воспитательного мероприятия в рамках конкурса «Добрая зима» «Безграничные возможности особенных детей».

Методическая разработка воспитательного мероприятия в рамках конкурса «Добрая зима». «Безграничные возможности особенных детей»....

Деловая игра для детей и родителей (Правовое просвещение детей и родителей).

Деловая игра для детей и родителей (Правовое просвещение детей и родителей)....

Тест для родителей «Детей воспитывают родители. А родителей?»

Тест для родителей«Детей воспитывают родители. А родителей?» Внимательно прочтите предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себ...