Интеграция в процессе обучения
статья по краеведению по теме

Агафонова Ирина Юрьевна

 

Интеграция в процессе обучения

Так что же и с чем интегрировать? А главное – зачем? Целью интеграции является расширение межпредметных границ для наиболее эффективного обучения школьников. Как правило, интегрируются предметы разных направлений, но обязательно в результате деятельности, раскрывающие глубинные взаимосвязи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция в процессе обучения

Сегодня ни для кого не секрет, что школьники стали хуже учиться. Причин для снижения мотивации обучения множество: перегрузка информационным потоком, недостаточный контроль со стороны родителей, изменение жизненных приоритетов и многое другое.

Однако, как показывает практика, обучение в большей мере зависит от заинтересованности детей и их эмоционального настроя. Помочь объединить эмоции и разум может интеграция. Интеграция – это процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

Так что же и с чем интегрировать? А главное – зачем? Целью интеграции является расширение межпредметных границ для наиболее эффективного обучения школьников. Как правило, интегрируются предметы разных направлений, но обязательно в результате деятельности, раскрывающие глубинные взаимосвязи.

Часто один предмет становится полем деятельности для другого предмета. Так появляются межпредметные задачи, в ходе решения которых необходимо применять знания из разных научных областей.

Таким образом, решается проблема мотивации, возникает заинтересованность, базирующаяся на необходимости дополнительной информации, расположенной в другой области знаний.

Также интеграция решает еще одну проблему – связь теоретических знаний с реальными жизненными задачами. Как известно, теория без практики мертва. Но где применить сегодняшнему школьнику свои знания математики, физики, истории, литературы и других предметов на практике?

Интеграция, интегрированные уроки, дают возможность решить эту проблему. На уроках гуманитарного цикла ребята получают информацию, которая становится полем деятельности для предметов физико-математического цикла, а в результате можно выйти на проектную деятельность, создание моделей для изучения той или иной темы в области гуманитарного цикла.

Особенно интересными, на наш взгляд, являются межпредметные задачи на основе интеграции математики и истории и культуры Санкт-Петербурга.

История города затрагивает эмоциональную сферу человека, заставляет восхищаться, любоваться памятниками культуры, а, как известно, все, что поражает воображение, запоминается. Однако скучные даты запоминаются довольно трудно. Уроки математики с несложными задачами на основе использования исторических дат, расстояния между памятниками культуры, составление экскурсионного маршрута, ограниченного временными рамками или скоростью пешеходов,  помогут школьникам не только запомнить цифровые данные, но и провести работу по анализу и синтезу, выявляя математические закономерности.

Результатом подобной работы может стать не только решение задач на основе знаний истории родного города, но и создание макета того или иного памятника с учетом расчета масштаба и материалов. Это готовит школьника и к осознанному выбору дальнейшей профессиональной деятельности.

Нами была начата разработка уроков и составление межпредметных задач разных уровней сложности в области знаний по истории города, необходимых для их решения.

Так в пятом классе при изучении допетровского прошлого Невских земель можно решать задачи на вычисление площадей, а также можно использовать даты, связанные с историей своего района, которую дети изучают с первого класса.

В шестом классе задачи усложняются, появляются задачи на проценты, но и объем знаний по истории Санкт-Петербурга становится больше.

В седьмом классе при изучении царских резиденций, в частности Павловска, на уроке математики решаются задачи на взаимное расположение прямых (тройная липовая аллея), пересекающиеся прямые (12 дорожек)

При изучении классицизма в восьмом классе на уроках геометрии параллельно изучается симметрия

Таким образом, в результате интеграции затрагиваются эмоциональная и мыслительная деятельность учащихся. Появляется заинтересованность школьников в получении дополнительных знаний, проявляется связь теоретических знаний с реально существующими объектами. Повышается качество обучения. Следовательно, используя на своих уроках межпредметные задачи, мы способствуем развитию познавательной деятельности учащихся, формируем познавательную мотивацию, помогаем ребенку осознать важность образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам

 Процесс приобретения детьми личного опыта общения с иноязычной лингвокультурой требует создания ситуаций практического использования языка как инструмента межкультурного познания и взаимодействия. В ...

Решение проблем интеграции образовательного процесса и межпредметных связей при изучении математики в колледже

Современный этап развития науки и производства характеризуется глобальной информатизацией, затронувшей все сферы жизни общества. Постановка образования современного человека невозможна без хорошей мат...

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МХК

Действующие учебные планы и программы предусматривают знакомство ребят с различными компонентами культуры, с различными ее пластами и функциями. Объект...

Межпредметная интеграция в процессе обучения иностранным языкам

Использование в процессе обучения иностранному языку межпредметных связей обеспечивает необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности, предоставляя каждому ученику возможнос...

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества про...

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИМЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ

Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интегра...