Главные вкладки

    Социально-экономическое и культурное развитие России
    статья по краеведению по теме

    Ульянова Мария Борисовна

    Краеведение может быть претворено в жизнь, если школьный учитель осознал важность и нужность этой работы, если он проникся желанием помочь детям найти своё место в жизни, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их «малой» родины. С учетом своих возможностей учитель может вести работу с одним талантливым учеником, с группой и т.п. Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и местных; научить видеть необычное в обычном, удивительное в непреметном, научить уважать себя, свою семью, свой язык, свой край, весь народ, владеющий таким богатым и разнообразным языком, почувствовать, в чём наш язык един с книжным, чем отличается от него...

    Помни, что культура, в том числе и культура речи, -это возделанный человечеством сад. Не губи его, а будь его цветником, поляной, деревом в этом саду.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mezhregionalnaya_nauchno-prakticheskaya_32 КБ

    Предварительный просмотр:

              Краеведение в преподавании русского языка и литературы

                                             Ульянова Мария Борисовна

                       Муниципальное общеобразовательное учреждение

                       Уралинская основная общеобразовательная школа

        Проблема гуманизации знаний и культурного развития России важна для каждого творчески работающего учителя. Какие возможности для её практического решения дают уроки русского языка и литературы?

          Прежде всего обратим внимание  на уникальность русского языка  как учебного предмета. Уникальность эта заключается в том, что русский (родной) язык не только предмет изучения, но и средство обучения вообще. Успеваемость по другим предметам, общее развитие человека часто зависят от того, как ребёнок успевает по русскому языку, точнее – как он овладевает языком, чувствует его.

         Проделаем маленький эксперимент. Пожалуйста, вспомните учебные предметы, которые вы изучали в школе, которые являлись отражением тех научных дисциплин, какие существуют в обществе.

       Итак, физика – это наука о …

       География - …

       Математика - ….

       История - …

       Русский  (родной) язык - …

      При подобном анкетировании учащихся разных классов и взрослых людей с высшим образованием все предметы получают более или менее верную расшифровку, но о русском языке первое, что всем вспоминается, это: «Грамматика,  правописание»; иногда добавляют:  «Слова»; «язык учит правильно говорить и писать».

      Что же получается? Человек заканчивает школу, избирает какой-то вид деятельности, вырастает и так никогда и не узнает, что собой представляет язык как феномен, каково присхождение его родного языка и чем заниматься, чтобы усовершенствовать свою речь, не вдаваясь в лингвистические тонкости.

      Проблема не надумана, а вполне реальна, так как связана с культурно – нравственным развитием  России.  

       При занятиях всеми другими учебными предметами учащихся сопровождает осознание того, что он получает кое-что новое, что его духовный кругозор расширяется. При самом сухом,  рассудочном преподавании такого предмета, как, например, география, у учащихся в глубине души всё же остаётся ощущение фактической новизны, которая и спасает в них долю любопытства. Всё резко меняется как дело доходит до занятий  родным языком. Материал, с которым тут приходится считаться, каждый ученик в меру своих духовных сил  приносит с собой уже в готовом виде. И ему на уроках  родного языка приходится учиться этому языку, которым он для себя, для своего обихода так прекрасно владеет, и учиться на материале, который совсем для него не так интересен, как то, что можно выразить при помощи его.

       Тогда возникает мысль, что, может быть, широкой массе обучающихся в школе и не надо знать, что такое язык в теоретическом плане. Однако не странно ли, что в школьном обучении хватает времени и энергии на изучение количества пестиков и тычинок у растений, но его катастрофически не хватает, чтобы помочь человеку разобраться, что собой представляет то основное средство, которое делает человека человеком.  Считается излишне сложным и ненужным углубляться  в общие вопросы науки о языке: не так важно, чтобы человек мог дать определение какому-либо явлению; важно, чтобы он практически ощущал, что такое язык, и умел им пользоваться.  С подобным утверждением можно согласиться, но до известных пределов – возрастных. Излишнее теоретизирование  неуместно в среднем звене, в 5-8 классах. Но, взрослея, человек  пытается определиться в этом мире и, заканчивая школу, он вправе получить представление о том, какая это громада – родной язык, какая

     «неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого» (Ф. И. Буслаев).

         В судьбе языка – судьба народа. Настоящее, разумно организованное изучение родного языка, овладение родной речью является мощным средством развития, формирования подрастающего поколения.

         Что же следует отметить нового, интересного в преподавании русского языка и литературы в современной школе? С одной стороны провозглашена полная свобода. Чуть ли не каждый желающий учитель может сделать «авторскую программу». С другой стороны, созданы стандарты и их сочетания с региональными компонентами, обращение к которым как нельзя более своевременно, так как позволяет развернуть работу по духовному возрождению России вообще и нашей провинции – в частности. Такой подход имеет большое воспитательное и развивающее значение: это и любовь к  «малой Родине», и внимание к языку как культурно-исторической среде,  и расширение знаний о разновидностях родного русского национального языка, обеспечивающее более глубокое  постижение нормативного характера русского литературного языка.

        Иными словами, под краеведением следует понимать систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка и литературы местного языкового материала. Поэтому ощущается необходимость составить свою собственную программу для школ Большеуковского района ( а может быть, шире – для области).

      Следовательно,  региональный компонент –  краеведение - в преподавании русского языка и литературы можно рассматривать как углубленную лингвокраеведческую и  литературную работу.

        Охарактеризуем примерное содержание такой работы.

    1. Язык как культурно-историческая среда ( отражение мировоззрения народа в языке – с приведением местного языкового материала, скорее всего – диалектного).
    2. Язык  Большеуковского края в его прошлом и настоящем.
    3. Язык фольклора Большеуковского края.
    4. Диалектная лексика и фразеология и их исследование в сельских условиях.
    5. Язык Большеуковского района в его разновидностях (литературный, просторечие, профессионализмы, молодёжный жаргон и т.п.).
    6. Культура речи. Понятие нормы в связи с фонетическими и грамматическими особенностями.
    7. Использование этнокультуроведческой лексики в творческих работах учащихся. Вопросы этнографии, местного быта.
    8. Лингвистический анализ языка художественных произведений местных авторов (на фоне большой литературы) с выявлением специфических языковых особенностей и средств создания языковой выразительности, образности.
    9. Изучение языка большеуковской прессы.
    10. Вопросы речевого этикета в Большеуковском районе.

         На основе предложенной тематики можно организовать факультатив или  элективный практикум для учащихся, либо использовать эти темы в текущей работе.

       Формы и методы реализации краеведческого материала в преподавании уроков русского языка и литературы возможны следующие:

    1. Проведение вводных уроков по одной из тем в классах (в начале года).
    2. Включение местного материала в уроки лексики, фонетики, словообразования, грамматики ( особенно материалы по культуре речи, языку писателей).
    3. Организация элективных курсов или факультативов.
    4. Изучение особенностей быта в нашем селе, экскурсии в местные музеи как основа для творческих работ.
    5. Организация исследовательской деятельности учащихся, как индивидуальной, так и групповой (например, составление «паспорта»  слов, вошедших из говора в литературный язык; самостоятельные наблюдения и запись речи своей, своих товарищей, старших жителей села; анализ и обработка собранного материала).
    6. Сбор информации и выпуск стенгазет, бюллетеней, журналов; подготовка и создание самодельных книжек с картинками, посвящённых тематическим группам лексики  « Названия кушаний в нашем селе»; «Русская печь: картинки, фотографии, рассказы старожилов»; «Старя прялка моей бабушки» и т.п.).
    7. Подготовка сообщений, докладов, рефератов по материалам анализа произведений         наших земляков.
    8. Составление «Словаря трудностей» (рекомендации по употреблению тех или иных форм, слов в связи с типичными отклонениями от нормы под влиянием диалекта), картотеки «Ящик Пандоры» (выбор ошибок из местной печати)…
    9. Составление самодельных учебников, учебных тетрадей по различным разделам русского языка ( в связи с основным курсом – выбор интересного дидактического материала краеведческого характера).
    10. Сбор материала по топонимике, по истории личных имён, его картографирование, оформление научных работ.
    11.  Праздник  славянсской письменности  в конце мая ( отчёт о работе за год).

        Краеведение может быть претворено в жизнь, если школьный учитель осознал важность и нужность этой работы, если он проникся желанием помочь детям найти своё место  в жизни, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их «малой» родины. С учетом своих возможностей учитель может вести работу с одним талантливым учеником, с группой и т.п. Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и местных; научить видеть необычное в обычном, удивительное в непреметном, научить уважать себя, свою семью, свой язык, свой край, весь народ, владеющий таким богатым и разнообразным языком, почувствовать, в чём наш язык един с книжным, чем отличается от него.

       Вероятно здесь должна помочь общественность: возможно создание   интегративных курсов истории, географии, этнографии родного края в совокупности с изучением  его культуры и языка как средства выражения всех самых оригинальных идей.

      Помни, что культура, в том числе и культура речи, -это возделанный человечеством сад. Не губи его, а будь его цветником, поляной, деревом в этом саду.

                                                      Литература

    1. Л.А. Банкет, Л.В.Зотова.  Культура Омского Прииртышья: быт и прикладное искусство. – Омск, 2007.
    2. Г. Н. Боброва. Культура Омского Прииртышья: литература. – Омск, 2007.
    3. М.А. Булавина,  З.И. Рудакова. Культура Омского Прииртышья: язык и речь. – Омск, 2007.
    4. DWD  «Русские народные праздники, обычаи, обряды».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-игра по истории России (8 класс) "Социально- экономическое развитие России в сер. ХIX в."

    Урок изучения новых знаний. В процессе урока создаются проблемные ситуации, которые решаются в ходе дискуссии, с использованием интегрированных знании по истории, обществознанию, литературе. Исто...

    Проверочная работа по разделу "СССР в середине 1960 - 1980- х гг.: кризис социально - экономической и политической системы". История России. 9 класс.

    Данная работа включает в себя 3 задания по разделу истории России- "СССР в середине 1960-1980-х гг.: кризис социально-экономической и политической системы"- для двух вариантов...

    Презентация к уроку истории в 8 классе "Культурное развитие России во второй половине 19 века"

    Презентация содержит описание особенностей культурного развития России во второй половине 19 века...

    Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"

    Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...

    Итоговая практическая работа региональной части курса по географии 9 класса Раздел Районирование России Социально экономические и экологические проблемы развития экономических районов России

    Цель работы: закрепление знаний по разделу районирование России, совершенствование работы с учебником и текстом.Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления.Форма выполнения работы:...