Программа курса "Школьный музей"
рабочая программа по краеведению по теме

Лопухинская Светлана Николаевна

Интеграция учебной и воспитательной работы.  Системно- деятельностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Системно- деятельностный подход82.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Примерная рабочая программа курса

«Школьный краеведческий музей  « Моя малая Родина»

Пояснительная записка


В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

^ Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность, на основе работы школьного  и городского краеведческих музеев.

Задачи:


  • Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.

  • Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, поселка Широкий лог, города, области;

  • Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная  систематизация и методическая обработка;

  • Оформление и экспонирование материалов;

  • Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных в рамках школьного  и городского музеев. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих как школьный, так и городской музей.  

  • Организация научно-исследовательской работы

  • Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.


Музейная педагогика дает возможность:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.


^ Практическая культурно-образовательная

деятельность музея

Осуществляемый в музее процесс передача культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музеем.

Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через
основные направления работы:


  • Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.

  • Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, проектных работ, совместной деятельности с городским музеем.  Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.

  • Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью  проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч .

  • Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами , старожилами поселка, специалистами городского краеведческого музея.

  • Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (2 раза в год), концерты, чаепития для ветеранов и гостей школы, проведение совместных встреч, мероприятий,  праздников с городским музеем.


По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.

Программа переработана с упором на
систему личностно-ориентированного обучения (Г.К. Селевко) с использованием трех базовых методик:

- технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);

- технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить материал в форме проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить учащихся, а обогатить их  эмоциональные переживания);

- технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении обязанностей), что позволяет получать опыт социального действия не только в школьной среде, но и возможность действий в открытой общественной среде.

Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.

Технологическую основу программы образуем система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.

Направления деятельности:


  • Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

  • Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

  • Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

  • Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.

  • Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением специалистов городского музея.


Формы организации работы с музейной аудиторией:


  • лекции;

  • экскурсии;

  • консультации;

  • литературные и исторические гостиные;

  • киносеансы;

  • встречи с интересными людьми;

  • исторические игры, викторины;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • использование интернет – технологий;

  • создание видеопрезентаций;

  • посещение школьных музеев и музеев города и области;

  • оформление выставок, обновление экспозиций;

  • встречи с ветеранами войны и тружениками тыла.


Прогнозируемые результаты:

1)
В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории поселка Широкий лог. А вместе с ним и истории города Междуреченска, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

2)
В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

^ 3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (краеведческие чтения, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.


Организация

поисково-исследовательской деятельности учащихся


Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов (блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе.

Первый этап – информационный или ознакомительный. Он рассчитан на учащихся 1--х классов. Информация о работе музея должна быть предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с Советом и активом музея, презентации, короткие фильмы.  Также этот материал может использоваться для проведения уроков по истории, обществоведению, литературе, музыке, ИЗО и проч.


Блок №1 «Музей и история родного поселка»



Тема


Форма проведения


Основные цели и задачи


1


Школьный краеведческий музей.


Экскурсия.


Знакомство с работой музея, правилами поведения в музее. Воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию своего народа.


2


История возникновения поселка Широкий лог.


Беседа.


Воспитание патриотизма, интереса к истории родного края.


3


Быт жителей поселка.


Экскурсия.


Воспитание интереса к жизни, быту и культуре переселенцев в  поселок.


4


Герои войн и труда поселка

Экскурсия.

Знакомство с героическим прошлым и настоящим поселка. Воспитание уважения к ветеранам войн и труда.


5

.Культурная жизнь поселка.


Литературная гостиная.


Знакомство с творческими людьми поселка. Организация концертов,  выставок.


6

Природа и окружающая среда поселка.

Экскурсии в природу и на предприятия поселка.

Экологическое воспитание обучающихся.


7


Моя родословная.


Беседа, практическое занятие.


Умение составлять родословную и определять роль семьи в жизни поселка и города.


8


История родной школы.


Экскурсия.


Знакомство с историей школы, воспитание уважения к ее традициям.



Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию учащихся.

Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов работ. Это может быть участие в театрализованных представлениях, экспедициях по сбору памятников истории и культуры, оформление альбомов, встречи с интересными людьми.

Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам. Наш школьный музей работает по нескольким направлениям. Это – «История заселения нашего поселка», «История родной школы», «Наши земляки – участники войн», «Мои соседи – герои труда», « История моей семьи – в истории поселка и города»  и др. По всем этим направлениям работа школьного музея строится совместно и параллельно с работой городского краеведческого музея.  Это обмен экспонатам, проведение совместных мероприятий, встреч, круглых столов, участие в совместных проектах.


^ Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея. Обучение начинается с 7-8 классов. Это наши «архивариусы». Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д.

У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями.

Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.


Блок №2 «Документоведение»



Тема


Форма проведения


Основные цели и задачи.


1


Фонды музея.


Лекция.


Воспитание бережного отношения к музейным ценностям. Знакомство с фондами музея.


2


Учет и обеспечение сохранности фондов музея.


Лекция.


Знакомство с правилами учета

и хранения документов, ведения учетной документации.


3


Классификация и систематизация музейных экспонатов.


Практическое занятие.


Формирование навыков составления картотек и каталогов.


4


Правила хранения вещественных исторических источников.


Лекция.


Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры. Знакомство с правилами светового и теплового режима музея


5


Исторический документ.


Практическое занятие.


Вооружение учащихся методикой самостоятельной работы с документами. Знакомство с правилами учета и хранения документов.



^ Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 7-9-х классов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность, неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общения.


Блок №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»



Тема


Форма проведения


Основные цели и задачи


1


Роль экскурсовода в работе музея.


Беседа.


Знакомство учащихся с работой экскурсовода. Привитие интереса к экскурсионной работе.


2


Методика подготовки экскурсий.


Лекция.

Практическое занятие.


Развитие творческих способностей учащихся. Формирование умения составлять план экскурсии, отбирать и систематизировать значимый материал.

Формирование навыков составления плана экскурсии, подбора материала.


3


Как провести экскурсию.


Практическое занятие.


Обучение правилам проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей экскурсантов.


4


Я – экскурсовод.


Психологические тренинги.


Помочь учащимся преодолеть неуверенность в своих силах, развитие коммуникативных способностей.



Пройдя курс обучения учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий.


Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:

- выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;

- создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;

- развитие познавательной активности и интереса обучающихся;

- развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;

- развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.

Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя-предметники. Интересы детей помогают выявить родители.


Блок №4 «Введение в поисково-исследовательскую деятельность»



Тема


Форма проведения


Основные цели и задачи


1


Введение.


Лекция.


Формирование основ научного мышления. Знакомство с основными понятиями и терминологией: актуальность темы, гипотеза, цели и задачи исследования, методы исследования.


2


Источниковедение и его роль в изучении истории.


Лекция.


Сформировать целостное представление об историческом знании, о роли работы с источниками в поисково-исследовательской работе.


3


Основные этапы работы с источниками.


Лекция и практическое занятие.


Вооружить учащихся методикой самостоятельной и творческой работы с источниками, познакомить с требованиями к работе с источниками.


4


Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности.


Лекция и практическое занятие.


Формирование коммуникативных навыков. Знакомство с правилами проведения интервью, составления вопросников.


5


Оформление творческой работы.


Лекция.


Знакомство с видами оформления результатов поисково-исследовательской работы, библиографией, критериями оценки проекта.


6


Учимся строить выступление.


Психологический тренинг.


Освоение приемов публичных выступлений и способов снятия эмоционального напряжения перед выступлением.


7


Представление результатов поисково-исследовательской деятельности.


Презентация или защита проекта, выступление на конференции, конкурсе и т.д.


Закрепление навыков публичных выступлений.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...

Конспект урока "Музей мадам Тюссо", презентация "музей мадам Тюссо"

Музей мадам Тюссо - один из самых известных музеев мира. Туристы, путешествуя по Лондону, никогда не дбходят его стороной....

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись.  Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...

Методическая разработка музыкально-художественного проекта "МУЗы (музей+музыка)"

Идея музыкально-художественного проекта "МУЗы (музей+музыка)" появилась у учеников 6го класса школы "Тутти". Помимо увлечения игрой на различных музыкальных инструментах, ребята пр...

Статья о музее " Хранитель Памяти"( краеведческий музей Героя Советского Союза Н.В.Грибанова)

Музей в школе - это центр патриотического воспитания.Ребята изучают историю родного края не только по книгам, но в походах , поездках по достопримечательным местам, во время встреч с интересными людьм...

Урок-экскурсия по музею "Кутлу-Букашский музей"

\' KUTLU BUKASH MUSEUM\'(in the school of the village Kutlu Bukash, region Rybnaya Sloboda, the republic of Tatarstan) Цели: научить учащихся делать представление своего школьного музея на английск...