Главные вкладки

    Рабочая программа и КТП по кубановедению 5 класс
    рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

    Рыбанчук Надежда Александровна

     

    Рабочая программа составлена в соответствии  с Федеральным образовательным  стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской рабочей программы по кубановедению для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Программы основного общего образования 5-9 классы по кубановедению. А.А.Зайцев, Л.М.Галутво,  Ю.А. Болдырев, Н.А.Гангур А.Н. Еремеева,  А.Н. Криштопа, С.А. Лукьянов, О.В. Матвеев, Т.А. Науменко, И.А. Терская.  Краснодар: Перспективы образования, 2012г.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Краснодарский край

    Муниципальное образование Крымский район

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской

    муниципального образования Крымский район

    УТВЕРЖДЕНО

    решение педсовета протокол № __

    от "___"____________2013   года

    Председатель педсовета

     _______________   И.В. Власова

     

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    по    кубановедению

    Ступень обучения (класс)      основное общее  образование, 5  классы

    Количество часов  34               Уровень  базовый

    Учитель    Рыбанчук Надежда Александровна

    Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам, Программы по кубановедению для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы-составители: В.И. Басий, Ю.А.Болдырев, Л.М. Галутво, Н.А. Гангур, А.Н. Еремеева, А.Н.Криштопа, С.А.Лукьянов, О.В. Матвеев, Т.А.Науменко, И.А. Терская. - Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2013.

    1. Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена в соответствии  с Федеральным образовательным  стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской рабочей программы по кубановедению для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Программы основного общего образования 5-9 классы по кубановедению. А.А.Зайцев, Л.М.Галутво,  Ю.А. Болдырев, Н.А.Гангур А.Н. Еремеева,  А.Н. Криштопа, С.А. Лукьянов, О.В. Матвеев, Т.А. Науменко, И.А. Терская.  Краснодар: Перспективы образования, 2012г.

    Кубановедение  – самостоятельная учебная дисциплина,  преподавание которой с 2004/2005 учебного года осуществляется в учреждениях системы общего образования Краснодарского края  (с 1 по 11 класс). Предмет изучения составляют представленные в интегрированной форме история и экономика Кубани, её природно - климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих край.

    Целью  курса является систематизация знаний о Кубани, выявление общего и особенного в развитии страны и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства. В отличие от регионального компонента, включающего в себя учебный материал, отобранный строго по темам каждой отдельно взятой дисциплины, кубановедение призвано воссоздать многогранный (целостный) образ родного края.

    При изучении курса решаются следующие задачи:

     - комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний;

    - воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма и толерантности;

    -формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;

    - содействие налаживанию взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп;

    - развитие познавательного интереса;

    - воспитание бережного отношения к родной природе;

    - привитие чувства гордости за выдающиеся достижения кубанцев;

    - социализация школьников;

    - выработка навыков саморазвития и самообразования.

    Роль курса кубановеденияпредопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населённом пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права и обязанности. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции,как в нашем регионе, так и во всей России. В разные периоды в школьные программы входили учебные предметы «Родиноведение», «Отчизноведение», «Краеведение», «Регионоведение», «Кубановедение». Независимо от названия и внутренней структуры курса его важная роль в области гуманитарного  обществоведческого просвещения  и патриотического воспитания остаётся неоспоримой.

    В условиях реализации комплексной программы модернизации образования и приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение кубановедения приобретает особую актуальность.

    Содержание программы курса «Кубановедения» позволяет формировать и использовать в дальнейшей деятельности такие учебные действия как умение наблюдать,  давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы и умозаключения, объяснять, классифицировать, ставить вопросы и защищать свои идеи.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

            Предмет структурирован путём соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Последовательность тем предопределена внутрипредметными  (логика изложения и структура отдельных дисциплин) и межпредметными связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы.

    Роль систематизирующего отводится тематическому разделу «История Кубани». По возможности соблюдается хронологический принцип изложения материала (5кл.: с древнейших времён до IVв.; 6кл.: с конца IVв. до XVIв.; 7 кл.:XVII-XVIIIвв.;8 кл.: XIXв.; 9 кл.:XX-  начало XXIв.).

     Составной частью содержания предмета «Кубановедение» являются этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш регион.

    Данный курс способствует формированию знаний родном крае, расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права, и обязанности.

         ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Основой структуры интегрированного предмета «Кубановедение» является «Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению», утверждённый решением коллегии департамента образования и науки (ДОН) Краснодарского края от 27.10. 2004 г.

    В качестве системообразующего служит тематический раздел «История Кубани». Там, где это не противоречит программе федерального компонента, соблюдается хронологический принцип (5 кл.: с древнейших времён до IV в.).

     Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трёхуровневое построение познавательной деятельности в процессе обучения: получение учащимися готовых знаний; самостоятельное приобретение знаний на основе предлагаемых источников; исследовательский поиск учащимися новых источников знаний с последующим их анализом.

    Предмет «Кубановедение» определяется его нацеленность на воспитания гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе единства интересов личности, общества и государства. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права, и обязанности.

    ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСАВ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

            Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение кубановедения на ступени основного общего образования отводится не менее 170 часов в 5-9 классах. Согласно учебного плана школы на изучение кубановедения. На изучение курса кубановеденияв 5-9 классах  отведено 170 часов, из них:  в  5 классе -34 часа (1 час в неделю).

    Курс «Кубановедение» на ступени основного общего образования 5-9 классах - сохраняет преемственность с материалом, изученным учащимися в начальной школе. Таким образом, «Кубановедение» можно рассматривать в качестве базовой дисциплины в системе поликультурного образования как ядра духовно- нравственного развития и воспитания.

    Таблица тематического распределения количества часов

    п/п

    Класс

                          Разделы, темы

    Количество часов

    Авторская

    программа

    Рабочая программа

    1

      5 класс

    Введение

    1

    1

    2

    Раздел 1. Кубань в эпоху каменного века

    6

    6

    3

    Раздел 2. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы

    5

    5

    4

    Раздел 3. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке

    8

    8

    5

    Раздел 4. Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей

    10

    10

    6

    Итоговое повторение

    4

    4

    Итого:

    34

    34

    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

    Содержание предмета «Кубановедение» и УМК  к нему   направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса.

    Достижение предметных результатов обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии.

    Важнейшие личностные результаты:

     -воспитание патриотизма, любви к Родине,

    -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель Краснодарского края);

    -осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей;

    -формирование нравственных представлений и этических чувств;

    -формирование  ответственного отношения к учению, готовности  и способности к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к учению и познанию;

      -воспитание эмоционально-волевых, нравственных качеств личности    ребёнка, толерантное отношение к людям разных национальностей,  вероисповеданий;    

    -развитие коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и старшими в процессе учебной деятельности.

    в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к  семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

       -в познавательной (когнитивной) сфере — способность к   познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной   деятельности;

       -в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать  свои умения для обустройства родной станицы.

    Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» являются:

    -адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

    -способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

    - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

    -овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

    -излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

    - определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

     - способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

     -осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

    -умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры Кубани в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

    -желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

    -обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим  содержанием;

    -формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты  исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.

    Предметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:

     - усвоение сведений о своеобразие истории, культуры, природы родного края; (в пределах изученного); Общая характеристика учебного предмета

    - умение наблюдать, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества.

    - в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;

    -в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной   деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского  искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;

    - в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты   деятельности;

    -в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).        

    Средством развития личностных результатов служит учебный материал предмета кубановедения и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

    -умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

    -умение использовать  знания для адаптации и созидательной деятельности.

    -воспитание российской гражданской идентичности;

    -формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

    -развитие коммуникативной компетентности;

    -формирование ценности здорового и безопасного образа жизни и основ экологической культуры.

    В программе содержится система заданий, направленных на достижение метапредметныхрезультатов обучения:

    -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

    -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    -умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

    -умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

    -умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

    -формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

    -формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

    СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ

    Введение (1 час)

    Кубановедение  как предмет. Историческая память народа. Историческая карта Кубани. Человек в истории. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Источники знаний о прошлом. Изучение истории, географии, флоры и фауны Кубани. Население Кубани в древности. Возникновение новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов. Особенности культуры и быта древних жителей

    края.

    Раздел I. Кубань в эпоху каменного века (6 часов)

    Тема 1.  Древние собиратели и охотники.

    Понятие «каменный век», его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита: Абадзехская, Хаджох и Шаханская. Быт и занятия древнейшего человека. Человеческое стадо. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты).

     Стоянки среднего палеолита: Ильская, Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская, Хостинская. Изменения в общественной (элементы родового строя) и хозяйственной (добывание огня) жизни. Искусственные жилища (землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии.

    Работа с текстом «Удачный день».

    Тема 2. Появление человека современного облика.

    «Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община: матриархат.  «Костяной век»: комбинированные орудия труда, техника шлифования. Памятники позднего палеолита: Каменномостская пещера (р. Белая), Губские навесы.

    Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной.

    Зачатки древнего искусства. Мезолитические памятники: Ацинская пещера (Сочи), Гамовские навесы, Явора.

    Работа с текстом «Охота на мамонта».

    Тема 3. Земледельцы и скотоводы

    «Неолитическая революция». Производящее хозяйство: земледелие, скотоводство, ремёсла. Родовая община: патриархат. Неолитические стоянки на Кубани: Каменномостская (р. Белая), Нижнешиловская (Адлер), Нововочепшийская (р. Псекупс).

    Энеолит (медно-каменный век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани и Адыгеи: подкурганные захоронения (Правобережная Кубань); поселения Мешоко (посёлок Каменномостский), Свободное, Болыпетегинское (Закубанье); стоянки Нижнешиловская, Бочаров ручей (Сочи); майкопская культура.

    Работа с текстом «Весенний праздник».

    Раздел II. Северо-Западный Кавказ в эпохубронзы (5 часов)

    Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры

    Особенности производства бронзы на Северном Кавказе. Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы. Развитие обмена.

    Археологические культуры. Майкопский иНовосвободненские курганы. Поселение Мешоко (посёлок Каменномостский). Древнейший центр гончарного производства на Кавказе и в Европе. Ямная культура (Правобережье Кубани). Особенности погребальною обряда. Воссоздание образа жизни и картины мира людей по археологическим  находкам. Усложнениехозяйственной деятельности.        

    Тема 5. Дольменная культура

    Казачья и адыгская легенды о происхождении дольменов. Дольмены -погребальные сооружения древних. Памятники дольменной культуры в Прикубанье и Причерноморье (станицы Даховская, Новосвободная, Баговская; посёлок Каменномостский; Большая Воронцовская пещера (город Сочи); окрестности Геленджика). Классификация дольменов (плиточные», составные, корытообразные, монолитные). Конструкция дольменов. Рисунки, орнаментальные украшения стен дольменов. Работа с текстом «Каменное святилище».

    Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры.

     Расселение северокавказских племён по территории Кубани. Памятники северокавказской культуры в окрестностях аулов Уляп, Хатажукай, станиц Казанской, Константиновской; села Успенского; хутора Свободный Мир (Мостовский район); у Армавира и Курганинска. Хозяйственные занятия. Общественный строй.

    Катакомбная культура (Прикубанье и ВосточноеЗакубанье). Особенности погребального обряда.

    Срубная культура Прикубанья и ВосточногоЗакубанье. Особенности погребальных сооружений. Памятники срубной культуры (окрестности станиц Приазовской, Брюховецкой, Батуринской, Днепровской, Старомышастовской, Михайловской; хутора Анапского, хутора Белевцы; города Краснодара).

    Работа с текстом «Тайны Литейщика».

    Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (8 часов)

    Темы 7-8. Кочевники кубанских степей

      Вытеснение каменных и бронзовых орудий труда железными, изменения в хозяйственной деятельности и образе жизни людей. Сыродутные домницы. Второе общественное разделение труда: отделение ремесла.

    Кочевые племена кубанских степей. Территория расселения, особенности быта и занятий. Киммерийцы.

      Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни. Война как постоянный промысел.  Вооружение. Общественный строй. Обычаи.  Погребальный  ритуал; курганы, усыпальницы воинов и вождей. Скифское влияние на племена, населявшие территорию Кубани. Памятники скифский культуры:  Костромской, Келермесский, Ульский курганы.

    Сарматы. Общее и особенное в быту, образе жизни, погребальном обряде. Памятники сарматской культуры: окрестности станиц Динской, Раздольной, Сергиевской, Новотитаровской, Старонижестеблиевской; хуторов Бойкопонура, Северного (Калининский район); посёлка Элитного (Красноармейский район); города Кореновска.

    Сираки на Правобережье Кубани и в Восточном Закубанье. Великий Шёлковый путь. Сиракские археологические памятники: окрестности станиц Динской, Брюховецкой, Ьатуринской, Новотитаровской, Калининской, Новоджерелиевской, Анапской и др.; хуторов Бойкопонура, Греки и др. (Красноармейский район), Северного (Калининский район); села Успенского; городов Краснодара, Кореновска, Тимашевска.

    Античные авторы о кочевниках: Геродот, Гиппократ, Страбон и др.

    Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».

    Тема 9. Меоты - земледельческие племена Северо-Западного Кавказа

     Территория проживания меотов. «Меотида- мать Понта». Племенной состав меотских племён. Памятники меотской культуры (городища и могильники): окрестности станиц Елизаветинской, Пашковской, Ста-рокорсунской; хуторов Ленина (город Краснодар), Лебеди; города Усть- Лабинска. Занятия и общественный строй.

    Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».

    Тема 10. Мифология скифов, меотов, сарматов

    «История» Геродота. Легенды о происхождении скифов. Верования скифов. Скифские божества. Обряды. Культ предков. Культ плодородия.

    Работа с текстом «Бычья шкура».

    Тема 11. Искусство и быт ковчегов и оседлого населения Прикубанья

    Материальная культура. Археологические находки в скифских курганах. Оружие, предметы быта, украшения. Изделия из драгоценных металов- золотые пластины, чаши. Скифский звериный стиль в искусстве. Сарматский звериный стиль. Древние традиции в культуре народов Северного Кавказа.

     Общее и особенное в быту, образе жизни, представлениях о мире племён, населявших Кубань в древности.

    Раздел IV. Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей (10 часов)

    Тема 12. Начало древнегреческой колонизации

      Великая греческая колонизация. Причины переселения древних греков на северное и восточное побережье Чёрного моря. Основание колоний. Фанагория  (пос. Сенной), Гермонасса (ст. Тамань), Пантикапей  (Керчь), Синдская гавань - Горгиппия  (Анапа),  Кепы, Тирамба, Корокондама, Киммерик  (Таманский  полуостров). Греки и местное население.

    Темы 13 -14. Античная мифология и Причерноморье

     Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера .Мифы об Ахилле. Миф об  Ифигении.  Боспор Киммерийский и миф об Ио. Мифы о Геракле. Мифы об амазонках. Миф о Прометее.

    Тема 15.Занятия  жителей колоний

     Повседневная жизнь. Земледелие. Огородничество. Садоводство. Ремесло.

    Мастерские по изготовлению керамики. Торговля: торговые партнёры, предметы вывоза и ввоза.

    Работа с текстом «Микка - дочь Стратоника».

    Тема 16.Боспорское царство

    Союз греческих городов-полисов. Образование и расцвет Боспорского государства. Архонты. Династии  Археанактидов и  Спартокидов. Внешняя политика Боспорского царства. ЛевконI Перисад I. Упадок Боспора в Ш в. до н. э. Междоусобицы. Недовольство подданных: восстание Савмака (107 г. до н. э.); восстание в Фанагории. Набеги кочевников. Нашествие готов и гуннов на Северный Кавказ. Работа с текстом «Битва на реке Фат».

    Тема 17. Культура и быт греческих городов-колоний

    Взаимопроникновение культур. Распространение греческой культуры в Северном Причерноморье. Морские порты. Рынки. Строительство крепостных сооружений. Полис и его структура. Повседневная жизнь. Дворцы и жилища простых граждан. Одежда. Ювелирные украшения. Микротехника. Домашняя утварь. Терракотовые статуэтки. Традиционная пища.

    Верования. Языческий пантеон. Святилища и храмы. Культовая скульптура. Жрецы и жрицы. Празднества. Погребальный обряд. Школа. Философия (Дифил, Смикр, Сфер).

    Исторические хроники. Театр. Пьесы: «Скифы » Софокла; «Ифигения в Тавриде» Эврипида. Спортивные состязания

    Тема 18. Культура и быт Боспора римского времени

    Влияние культуры Рима. Шедевры античного искусства, найденные археологами на территории Кубани. Богатство и художественная ценность археологических находок на территории Северного Причерноморья. Взаимодействие античной и местной (варварской) скифско- сарматской традиций.

    Архитектура. Новые типы сооружений: ипподромы, термы (бани). Новые технологии: известковый раствор, обожжённый кирпич.

    Скульптура. Демократизация персонажей. Скульптурные портреты правителей. Статуя Неокла (Горгиппия).

    Живопись. Роспись по камню. Фрески. Мифологические и бытовые сюжеты. Растительные и геометрические орнаменты. Склеп Геракла.

    Поэзия. Эпитафии. «Варваризмы» в языке. Тамгообразные знаки.

    На пути к христианству. Тайные общины первых христиан. Апостол Андрей Первозванный. Боспорская и Зихская епархии. Базилики.

    Следы античной архитектуры в Свято-Покровскам храме (ст. Тамань). Отголоски древних эпох в современной городской архитектуре (фронтоны зданий, колонны различных ордеров, барельефы).

    Работа с текстом «Тиргатао - царица синдов».

    Великая греческая колонизация. Греки и местное население: этнополитическое и культурное сближение народов Кубани. Взаимовлияние и взаимопроникновение греческой, меото-сарматской, скифской и элементов римской культур.

    Итоговое повторение (4 часа)

    Появление первобытных людей на территории Кубани. Древность. Античный период истории Кубани. Основные изменения в хозяйственной деятельности и общественной жизни населения. Культурно-исторические памятники древней Кубани мирового значения и их исследователи: Е,Д. Фелицын, Н.И. Веселовский, Н.В. Анфимов, В.Е. Щелинский, И И. Марченко, В.И. Марковин, Н.Е. Берлизов. Необходимость сохранения культурно-исторических памятников народов, населявших территорию Кубани.

    Рабочая программа предусматривает проведение   работ с текстом, количество которых, соответствует  авторскому варианту. На каждом уроке кубановедения осуществляется практическая направленность, в 5 классе будут оценены из 10 предложенных автором  10 работ с текстом.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

    Разделы программы

    Темы, входящие в раздел программы

    Основное содержание по темам

    Характеристика основных видов деятельности ученика УУД

    5 класс

    Введение (1 ч)

    Кубановедение как наука. МНК. Кубань – перекресток цивилизаций.

    Население Кубани в древности.

    Самостоятельно

    подготовить сообщение об одном из народов Кубани; изготавливать (по возможности) модель национального костюма или его элементов.

     Находить на карте России свой регион.

    Устанавливать связь между изменениями климата, усовершенствованием орудий труда и занятиями населения.

    Определять значение и роль общины в жизни человека.  

    Выявлять объекты изучения

    Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

    Показывать на карте важнейшие стоянки каменного века.

    Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке.

    Раздел I. Кубань в эпоху каменного века  (6ч)

     Древние собиратели и охотники.

    Понятие «каменный век», его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит.

    Зачатки религии.

    Появление человека современного облика.

    Этапы заселения Кубани древнейшими людьми. Становление человека современного типа.

    Земледельцы и скотоводы.

    Быт и занятия древнейшего человека. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты).

    Раздел II.

    Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы (5ч)

    Майкопская и ямная археологические культуры

    Формирование представления о Северо-западном Кавказе в эпоху бронзы

    Определять археологические памятники культуры

     Находить умение на основе учебника, карты и иллюстративного материала давать характеристику событиям и их участникам

    Обсуждатьпроисхождение дольменов.

    Дольменная археологическая культура.

    Знакомство с памятниками мегалитического периода на Кубани

    Северокавказская, катакомбная и срубная культуры

    Формирование  представления о северокавказской, катакомбной и срубной археологических культурах.

    Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (8ч)

    Кочевники кубанских степей. Киммерийцы, скифы.

    Познакомить учащихся  с племенами, населявшими Кубань в эпоху раннего железа.

    Сравнивать занятия, вооружение и обряды захоронения скифов, сарматов, меотов.

    Наносить на карту названия оседлых земледельческихмеотских племён. Работа с картой в малых группах.

    Показывать на карте места проживания кочевого и оседлого населения Прикубанья. Работа с картой в малых группах.

     Выявлять к какому стилю относятся данные археологические находки.

    Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.

    Познакомить учащихся  с  оседлыми племенами меотской культуры Прикубанья и Причерноморья в эпоху раннего железного века

    Мифология скифов, меотов, сарматов.

    Познакомить учащихся с мифологией скифов, сарматов, меотов

    Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья.

    Познакомить учащихся с материальной культурой и бытом кочевого и оседлого населения Прикубанья

    Раздел IV.

    Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей  (10ч)

    Начало древнегреческой колонизации.

    Установить основные этапы переселения древних греков на Кавказское побережье Чёрного моря

    Объяснять причины греческой колонизации.                    Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.

    Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

    Проанализировать какие новые черты в архитектуре и скульптуре Боспора появились в римское время.

    Античная мифология и Причерноморье.

    Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов

    Занятия жителей колоний.

    Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов

    Боспорское царство.  

    Познакомить учащихся  с повседневной жизнью греческих колоний

    Культура и быт греческих городов-колоний

    Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе текста художественного стиля.

    Культура и быт Боспора римского времени.

    .

    Изучить особенности культуры и быта греческих городов-колоний, показать, что культура, хотя и  развивалась в условиях независимых полисов, в своей единой была единой

    ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСА

            ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ.

    1.Примерные программы по кубановедению. Кубановедение 5-9 классы. - Краснодар, 2013

    2.Литература Учебники, учебные и методические пособия Трёхбратов Б.А., Хачатурова Е.А., Шумейко Т.А.

    3. Кубановедение: археология, мифология, культура: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. Краснодар, 2008.

     4. Баграмян А.Ю. Литература Кубани: Рабочая тетрадь. 5 — 6 кл. Краснодар, 2008.

     5.Бордулева И.Ю. и др. Изобразительное искусство: Методическое пособие по курсу «Кубановедение». Краснодар, 2005.

      6. История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт. Краснодар, 2008.

       7.Хачатурова Е.А. и др. История Кубани в рассказах и иллюстрациях: Учеб.для 4-5 кл. Краснодар, 2008.

      8.Рабочая тетрадь. Науменко Т.А., Хачатурова Е.А. Рабочая тетрадь для 5 класса. Краснодар, 2013.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

    1. Аудиоколонки  колонки.

    2. Видеопроектор.  

    3. Персональный компьютер.

    4. Принтер.

    5. Экран.

    ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ.

    Электронные презентации

            «Кубань в эпоху каменного века», «Кубань в эпоху бронзы», «Дольменная культура Кавказа», «Кочевники кубанских степей», «Земледельческие племена Северо-Западного Кавказа», «Кубань античная», «Культура и быт Боспора», «Население Кубани», « Растительный и животный мир Краснодарского края», « Кубань в эпоху Средневековья»,»Тамань», «Первые монастыри и храмы Кубани».

    ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

    www. admkria.kuban. ru

    http://www.kubangov.ru/ — сайт администрации Краснодарского края. Символика Краснодарского края (герб, гимн, флаг), историческая справка. Города и районы: политическая карта края - изображение районов края;

    www.yuga.ru - информационный портал Краснодарского края: общество, культура, спорт, история, деловая жизнь, афиша культурной жизни г. Краснодара (фильмы, спектакли, выставки, концерты);

    http://www.ekaterinodar.com/ — сайт о столице Кубани: история города, новости, фотогалерея, фотоархив;

    http://budetinteresno.narod.ru/krasnodar.htm — экскурсия по г. Краснодару на сайте туризма на юге России. История, археология, этнография; старинные карты Кубанской области;

     описание самых красивых уголков Юга России (водопады, пещеры, ущелья);

    http://rnustarnhi.narod.ru/ — Таманский археологический музей;

    http://darkaterina.narod.ru/ Екатеринодар православный.

     Фотогалереи, художественная и документальная литература по православию;

    http://tamanland.ru - информационный сайт о Таманском полуострове. Природные особенности: рельеф, климат, флора и фауна. История, география (фотогалерея);

    http://www.kuban-tourism.ru/gallery/nature.htm - Кубань -туризм. Фотографии природы Кубани;

    http://www.kultura.kubangov.ru - культура Кубани. Департамент культуры Краснодарского края. Памятники (истории, архитектуры, природы, церкви и пр.), деятели культуры и искусства;

    http://pushkin.kubannet.ru/ - Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина;

    http://www.kavkazonline.ru/encyclopedia/peoples — энциклопедия культур народов Юга России на сайте Кавказ on-line.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

    В 5 КЛАССЕ

    Раздел I. Кубань в эпоху каменного века

    Выпускник научиться:

    • показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;

    •  высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории;

    Выпускник получит возможность научиться:

    • называть основные периоды каменного века, знать значение науки археологии, фамилии учёных археологов, занимавшимися исследованиями на Кубани;

    • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

    • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности, о важнейших стоянках каменного века;

    Раздел 2.  Северо-Западный Кавказ в эпохубронзы

       Выпускник научиться:

    •различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;

    •высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.

    •излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубановедению, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • проводить поиск исторической информации об археологических культурах в источниках разных типов;

    • знать археологические культуры, распространенные на территории Кубани в эпоху бронзового века;

    • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры;   рассказывать о событиях древней истории Кубани.

    Раздел 3. Кочевые и оседлые племенаПрикубаньяв раннем железном веке

       Выпускник научиться:

    •определять наиболее известные археологические памятники природы своей местности;

    •отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;

    •высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;

    •работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности.

    Выпускник получит возможность научиться:

    •знать виды хозяйственной деятельности и занятия населения;

    •знать какие народы населяли территорию Северо-Западного Кавказа в эпоху раннего железа, чем характеризовались их занятия, быт и верования.


    Раздел 4. Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей  

    Выпускник научиться:

    • давать характеристику общественного строя древних государств;

    • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

    • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

     высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории

    Выпускник получит возможность научится:

    • знать, когда появились греческие города - колонии, как развивались отношения с местными племенами;

    • находить на карте археологические памятники эпохи античности;

    • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

    • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

    СОГЛАСОВАНО

    Протокол заседания кафедры

    __________________________________

    от «___» ___________  2013 г.  № _____

    _____________             _______________             

    Согласовано

    заместитель директора по УВР

    _________ В. М. Лемтюгова

    «___» __________ 2013  года

    Краснодарский край

    Муниципальное образование Крымский район

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской

    муниципального образования Крымский район

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

    ПЛАНИРОВАНИЕ

    по  кубановедению

    Класс    5 а, б

    Учитель Рыбанчук Надежда Александровна

    Количество часов: всего  34  часов; в неделю  1  час;

    Планирование составлено на основе рабочей программы

    Рыбанчук Надежды Александровны,  утвержденной решением педсовета МБОУ СОШ № 56 от ______________ 2013 г. Протокол № __.

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по УВР

    ________________    В. М. Лемтюгова

     « _____» _____________  2013 г.



    № урока

    Содержание

    (разделы, темы)

    Кол-во

    час

    Даты

    проведения

    Основные виды учебной деятельности

     (УУД)

    Оборудование урока

    план

    факт.

    Введение.

    1

    1.

    Кубановедение как наука. МНК. Кубань – перекресток цивилизаций.

    07.09

    Осознание ценностей изучения предмета (Л). Умение работать с УМК (П)

    Карта Краснодарского края.

    Раздел I. Кубань в эпоху каменного века  

    6

    2

     Древние собиратели и охотники.

    1

    14.09

    Воспитание уважения к труду и древней истории (Л) Формирование умения работать с историческими источниками, картой и терминами (П) Работа с контурной картой, пути заселения Кубани древними людьми. (Р)

    Карта №1,

    Мультимед.

    проектор

    3

    Жизнь первобытных людей по рассказу «Удачный день». (Работа с текстом.)

    1

    21.09

    Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л) Умение работать с историческими источниками, художественным текстом, выделять в нем главное (Р, П)

    4

    Появление человека современного облика.

    1

    28.09

    Охарактеризовать основные этапы становления  человека современного облика на территории Северного Кавказа (П)

    Развивать навыки работы с историческими источниками, терминами: проводить поиск исторической информации из источников разного типа (П)

    Воспитывать интерес к прошлому родного края (Л)

    Мультимед.

    проектор

    5

    Жизнь первобытных людей по рассказу «Охота на мамонта». (Работа с текстом)

    1

    05.10

    Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом   (П) Умение работать с текстом, выделять в нем главное (Р)

    Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом (П )

    Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л).

    6

    Земледельцы и скотоводы.

    1

    12.10

    Охарактеризовать основные причины  перехода древних людей от присваивающего типа хозяйства к производящему (П)

    Развивать навыки анализа характерных особенностей различных древних эпох с опорой на исторические источники (П)

    Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л)

    Мультимед.

    проектор

    7

    Жизнь первобытных людей по рассказу «Весенний праздник». (Работа с текстом.)

    1

    19.10

     Формирование представления  о религиозных верованиях первобытных людей на Кубани. (П)

    Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом  (работа в группах – К, Р)

       

    Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л).

    Мультимед.

    проектор

    Раздел II. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы 

    5

    8

    Майкопская и ямная археологические культуры

    1

    26.10

    Охарактеризовать особенности производства бронзы на Северном Кавказе, первого общественного разделения труда. (П)

          Развивать навыки работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск  исторической информации  о майкопской и ямной археологических культурах из источников разного типа (П)

    Привитие бережного отношения к историко-археологическим памятникам культуры родного края эпохи бронзы (Л)

    Мультимед.

    проектор

    9

    Дольменная археологическая культура.

    1

    02.11

    Выяснить, что собой представляла эпоха мегалита и чем она была представлена на территории нашего края. (П)

    Продолжить формирование у учащихся умения прослеживать причинно - следственные связи в историческом процессе (П)

    Воспитывать интерес к древней истории и культуре родного края (Л)

    Мультимед.

    проектор

    10

    Рассказ «Каменное святилище». (Работа с текстом.)

    1

    16.11

    Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом.  (Р)

    Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. (П)

    Мультимед.

    проектор

    11

    Северокавказская, катакомбная и срубная культуры

    1

    23.11

    Охарактеризовать особенности расселения племён и погребальных культур. (П)

    Развивать навыки работы с историческими источниками, картой, терминами: проводить поиск  исторической информации  об археологических культурах в источниках разных типов (П, Р).

    Воспитывать бережное отношение к историко- археологическим памятникам культуры Кубани (Л)

    Карта №2,

    Мультимед.

    проектор

    12

    Рассказ «Тайна литейщика». (Работа с текстом.)

    1

    30.11

    Познакомить учащихся с занятиями и религиозными верованиями племен Северо-Западного Кавказа в эпоху поздней бронзы. (П)

    Развивать творческие способности учащихся, продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать уже имеющимися знаниями, научить выделять главное в печатном тексте. (П, Р)

    Мультимед.

    проектор

    Раздел III. Кочевые и осёдлые племена Прикубанья в раннем железном веке 

    8

    13

    Кочевники кубанских степей. Киммерийцы, скифы.

    1

    07.12

    Выяснить, что собой представляла эпоха раннего железа, кем и когда она была представлена на территории  Кубани. (П)

    Продолжить формирование у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе. (П)

    Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л)

    Мультимед.

    проектор

    14

    Кочевники кубанских степей.  Сарматы, сираки. Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».

    1

    14.12

    Развивать творческие способности учащихся, продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать уже имеющимися знаниями, научить выделять главное в печатном тексте. (П, Р)

    Карта, Мультимед.

    проектор

    15

    Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.

    1

    21.12

    Формирование представления о меотских племенах, территории их обитания, культурой. Занятиями и общественным строем  (П)

    Развитие навыков работы с  терминами и понятиями, историческими источниками, картой (Р)

    Воспитывать интерес к древней истории и культуре родного края (Л)

    Мультимед.

    проектор

    карта №3

    16

    Жизнь меотов по рассказу «Городок у дубовой рощи» (Работа с текстом.)

    1

    28.12

    Формирование представления об образе жизни, общественном строе, занятиях меотских племён. (П)

    Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом  (П, Р)

    Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края. (Л)

    Мультимед.

    проектор

    17

    Мифология скифов, меотов, сарматов.

    1

    18.01

    Продолжить формирование умений работы с текстом учебника. Развивать навыки работы с терминами (П, Р)

    На положительных образах героев легенд воспитывать трудолюбие, смекалку. (Л)

    Мультимед.

    проектор

    18

    Верование скифов по рассказу «Бычья шкура». (Работа с текстом.)

    1

    25.01

    Формирование исторического мышления при работе с художественным текстом. Уметь составлять план местности простейшим способом (П, Р)

    Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. (П)

    Продолжить обучению анализа и умению делать выводы, воспитывать интерес к древней истории  (П)

    19

    Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья.

    1

    1.02

    Научить учащихся делать сравнительный анализ различных материальных культур эпохи раннего железа. (П)

      Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, различными историческими источниками.  (П)

    Воспитывать чувство прекрасного, уважение к историческому прошлому родного края. (Л)

    Карты, Мультимед.

    проектор

    20

    Итоговое занятие по теме: «Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке»

    1

    8.02

    Актуализировать и систематизировать знания о племенах в раннем железном веке (П, Р)

    Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и факты (П, К, Р) (работа в группах).

    Привитие бережного отношения к истории своей малой родины (Л)

    Карта, Мультимед.

    проектор

    Раздел IV.  Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей 

    10

    21

    Начало древнегреческой колонизации.

    1

    15.02

    Охарактеризовать основные причины  переселения древних эллинов на Кубань

    Развивать навыки  причинно – следственного анализа исторических событий (П)

    Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края. (Л)

    карта №4, Мультимед.

    проектор

    22

    Античная мифология и Причерноморье.

    1

    22.02

    Формирование представления об отношении населения древней Греции к населению Северного Причерноморья. (П)

    Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом.

     ( презентация мифов по группам – К, Р)

    Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л)

    Мультимед.

    проектор

    23

    Северное Причерноморье в поэмах Гомера. 

    1

    29.02

    Продолжить формирование представления об отношении населения древней Греции к населению Северного Причерноморья.  (П)

    Развитие навыков  самостоятельной работы с историческими источниками, художественным текстом; умением  творчески предоставить полученную информацию (П, Р)

    Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л)

    Мультимед.

    проектор

    24

    Занятия жителей колоний.

    1

    08.03

       Выяснить, что собой представляла жизнь греческих колоний на берегах Черного и Азовского морей. (П) Продолжить формирование у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе (П).

    Воспитание бережного отношения к историческому прошлому Кубани (Л).

    Мультимед.

    проектор

    25

    Занятия жителей колонии. Работа с текстом «Микка – дочь Стратоника».

    1

    15.03

    Формирование представления о религиозных верованиях жителей древнегреческих городов – колоний.

    Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом.

    Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края. (Л)

    Мультимед.

    проектор

    26

    Боспорское царство.

    1

    22.03

    Формирование у учащихся представления об особенностях системы управления и хозяйственной деятельности Боспорского царства, выявление причин его упадка. (П)

    Поиск  исторической информации в источниках разных типов (П)

    Воспитание интереса к прошлому родного края (Л)

    Мультимед. проектор,

    таблицы.

    27

    Расцвет и падение Боспорского царства.   Работа с текстом «Битва на реке Фат».

    1

    05.04

    1. ФФФормирование исторического мышления при работе с художественны текстом.   (П)

    Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом.(Р)

    Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л).

    Мультимед. проектор

    28

    Культура и быт греческих городов-колоний

    1

    12.04

    Познакомить учащихся с развитием греческого образования и театра. (П)

    Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, составление связного рассказа.  (Р, К)

    Воспитывать чувство прекрасного, уважение к  тем людям, которые создали шедевры мировой культуры (Л)

    Мультимед.

    проектор

    29

    Культура и быт Боспора римского времени.

    1

    19.04

    Познакомить учащихся с развитием архитектуры, живописи, поэзии (П)

    Продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы. Работать с исторической картой. (Р, П)

    Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры. (Л)

    Мультимед.

    проектор

    30

    Поэзия. Эпитафии. Работа с текстом «Тиргатао – царица синдов».

    1

    26.04

    Формирование представления о взаимоотношениях вождей меотов и правителей Боспора. (П)

    Развитие навыков  работы с историческими источниками, художественным текстом. (П, Р)

    Воспитание бережного отношения к историческому прошлому родного края (Л).

    Разв

    Мультимед.

    проектор

    Итоговое повторение 

    4

    31

    Появление первобытных людей на территории Кубани. Древность.

    1

    03.05

    Актуализировать и систематизировать знания об основных этапах каменного века.  (П)

    Развитие исторического мышления через формирование способностей понимать историческую обусловленность  явлений и процессов, происходивших на Кубани в эпоху каменного века (П, Р)

    Привитие бережного отношения к истории своей малой родины (Л)

    Мультимед. проектор

    32

    Античный период истории Кубани.

    1

    10.05

    Актуализировать и систематизировать знания об особенности культуры и быта греческих городов-колоний, о развитии архитектуры, живописи, поэзии городов-колоний. Продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы. (П, К)

    Мультимед. проектор

    33

    Повторительно - обобщающий урок «Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей».

    1

    17.05

    Актуализировать и систематизировать знания о периоде древнегреческой колонизации на территории Кубани.  (П)

       Продолжить развитие навыков участия в обсуждении, умения анализировать исторические факты, сопоставлять явления и факты. (Работа в группах – К, Р)

    Привитие бережного отношения к древнему периоду  истории Кубани  (Л)

    Мультимед. проектор

    34

    Обобщающий урок. МНК. Культурно-исторические памятники  Кубани мирового значения и их исследователи.

    1

    24.05

    Выявить роль выдающихся исследователей Кубани, их вклад в развитие культурного наследия родного края. (П)

    Развивать навыки поиска информации по заданной теме, участия в проектной деятельности, публичного выступления, работы в группе. (Р)

    Воспитание бережного отношения к уникальному культурно - историческому прошлому родного края. (Л)

    Мультимед.

    проектор

    Итого

    34ч

    Используемые сокращения названия универсальных учебных действий:

    Л - личностные

    Р  - регулятивные  

    П - познавательные

    К - коммуникативные


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « КУБАНОВЕДЕНИЕ» для обучающихся СПО

    Рабочая программа составлена на основе региональной  примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Кубановедение: программа для 10–11 классов общеобразовательных учреждений /Под ред....

    КУБАНОВЕДЕНИЕ Рабочие и КТП 5-11 классы

    для учитилей кубановедения Рабочие программы КТП для 5-11 классов...

    рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

    поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

    Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

    В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

    рабочая программа + КТП по кубановедению для индивидуального обучения (8 класс)

    В папке рабочая программа и КТП по кубановедению для ученика 8 класса, который находится на индивидуальном обучении. Программа расчитана на 17 часов в год по 0,5 ч. в неделю....

    Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

    Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

    Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

    Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...