ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
методическая разработка по краеведению (10 класс) на тему

Cысоева Ирина Ивановна

ДУБ ПУШКИНА НА

 ТВЕРСКОМ БУЛЬВАРЕ

Самым древним бульваром в Москве считается  Тверской, по названию Тверской улицы. Здесь что ни шаг – история, что ни дом – материал для увлекательного рассказа. Ни одно из остальных звеньев Бульварного кольца не упоминается в литературных  произведениях, мемуарах и исторических документах столь часто, как Тверской бульвар. Без сомнения, о нем когда-нибудь будет написана целая книга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dub_pushkina.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ДУБ ПУШКИНА

 на

 ТВЕРСКОМ БУЛЬВАРЕ

Самым древним бульваром в Москве считается  Тверской, по названию Тверской улицы. Здесь что ни шаг – история, что ни дом – материал для увлекательного рассказа. Ни одно из остальных звеньев Бульварного кольца не упоминается в литературных  произведениях, мемуарах и исторических документах столь часто, как Тверской бульвар. Без сомнения, о нем когда-нибудь будет написана целая книга.

Среди многих старинных лип, кленов, вязов выделяется стоящий напротив дома №14 дуб, которому около 300 лет. Его высота более 20 метров, окружность ствола около 3 метров. Дуб старше бульвара, он рос возле городского вала и был включен в его ансамбль  при разбивке в 1796 году. Этот патриарх бульварного кольца пережил пожар 1812 года.  Он помнит и Пушкина, и Грибоедова, и Льва Толстого. Видел дуб и бои 1917 года – в коре его сохранились осколки снарядов и пули октябрьских сражений.

        Москвичи, я не говорю о приезжих, пробегая по Тверскому бульвару в спешке и суете, не замечают большое раскидистое дерево, которое растет чуть в стороне от дорожек бульвара, ближе к ограде. Этот дуб называют пушкинским. Маленького Сашу водили гулять на Тверской бульвар, юношей прогуливался он по нему, т.к. бульвар называли «зеленым клубом» и было модно назначать на нем встречи и свидания. Вдоль бульвара выстроены (и сохранились до наших дней) дворянские особняки, в которых часто бывал Пушкин.

Сейчас это дерево окружено цепями, и у него стоит табличка: "Дуб черешчатый".  

Я спешу на Тверской бульвар, чтобы полюбоваться им, а, возможно и услышать из его «уст» интересную историю. Великолепное дерево поражает меня своей красотой и, вместе с тем, своей загадочностью. Легкий ветерок заиграл зеленой листвой, и я, прислушавшись к его шелесту, услышала потрясающую историю. Спешу поделиться ею с вами.

«Ко мне подходит много людей, и любуются моей развесистой листвой, удивляются моему возрасту. Я старое дерево, но был я когда-то молодым и несмышленым дубком. Начал я расти ёще на Земляном Валу и очень хорошо его помню. Я видел и Белый город. Много моих друзей-деревьев росло здесь. Мы дружно шумели своей листвой, делились впечатлениями от происходящего. Но время шло, и многие мои друзья погибли: кого-то срубили, кого-то сломали, кто-то засох. А я вот выжил и радуюсь этому, потому что я столько видел интересного за эти годы. Ведь уже на протяжении многих лет жизнь вокруг меня бурлит. Вы, люди, всё время куда-то спешите и не замечаете вокруг себя много интересных вещей.

Однажды возле меня проехала великолепная карета. Вдруг она остановилась и из неё показалась женщина, прекрасная, как ясное солнышко. Красавица посмотрела вокруг, покачала головой и приказала трогать. Я долго не мог забыть её появление. Как выяснилось позже, это была сама императрица Екатерина Великая. И через некоторое время стало происходить что-то странное.

Появилось множество людей. Богато одетые люди с бумагами о чём-то спорили, смотрели какие-то чертежи. Что-то измерялось, сносилось, вырубалось. Глядя на то, как срубали моих друзей, я ждал той же участи. Но, «О чудо!» - я остался в живых.

И вот уже через некоторое время на месте снесенных стен Белого Города, на валу, появились прекрасные дорожки. Вдоль них и вокруг меня посадили много белокурых стройных берёзок. Как приятно было их соседство! Эти белоствольные красавицы радовали мой глаз своей грациозностью. Они росли на главной аллее, по которой прогуливались знатные особы.

А сколько народу стало приходить сюда! Разодетые дамы, модно одетые кавалеры прогуливались по дорожкам. Они назначали здесь свидания, встречи. Я стал прислушиваться к их разговорам и услышал новое слово: «Булевар! Прекрасный бульвар!» - восклицали они. И я понял, что расту теперь на бульваре*. Гордость переполняла меня.

*БУЛЬВАР, – а, м. Широкая аллея посреди городской улицы или вдоль набережной..

Мои соседи-деревья часто менялись. Подружки-березки быстро засохли, и вместо них посадили липы. Я слышал, как люди говорили о том, что березки не дают много тени. И оставшиеся деревья заменили липами. Но это уже было позже. А я хочу вам рассказать о том, кого видел на Тверском бульваре (так стало называться это место).

 Днем гувернантки и гувернеры приводили сюда гулять барчат, которые бегали и резвились под сенью дубов, лип и стройных березок.   Среди маленьких посетителей Тверского бульвара были Пушкины (в том числе и Александр Сергеевич), Саша Грибоедов, Левушка Толстой с братьями, Саша Герцен и многие другие. Маленького Пушкина уже тогда пленяли своей красотой стройные белокурые березки, липы. Часто он сидел и возле меня, что-то шептал.  Я думаю, что это были его первые стихи.  Не удивляйтесь тому, что я знаю об этом. Потом о Пушкине будет говорить вся Россия и весь мир. Но я знал об этом раньше всех.

          Посередине бульвара находилась кофейня -  любимое место встреч москвичей.

        На бульваре собирались во все времена года. Многие московские дворяне, завсегдатаи Тверского бульвара, часто называли его «зелёным клубом». Здесь происходили встречи знакомых, деловые и любовные свидания, завсегдатаи обменивались новостями и сплетнями, девицы на выданье метали взоры на фланирующих офицеров и молодых чиновников, мамаши таинственно шептались, выискивая среди модных вертопрахов достойных женихов. И всё это происходило на моих глазах. Но что интересно, я никогда не видел здесь бедных людей. Говорят, что неимущий люд, во всяком случае, в разгар гулянья, сюда не допускался.

 Но наступило страшное время.  Война 1812 года нарушила жизнь москвичей. Резко изменился бульвар осенью, когда в Москву вошли войска Наполеона. Его войска разместились на нашем бульваре. Они жгли костры, вырубая моих друзей на дрова, над кострами дымились котелки с супом, тут же удаляли из белья насекомых, разбирали награбленное у жителей имущество. Почти все липы были вырублены на топливо. На фонарных столбах оккупанты вешали москвичей, заподозренных в поджогах. Москва тогда горела со всех сторон. Тут и там возникали всё новые и новые пепелища. Я видел и хорошо помню это страшное время.

Но выстояла Россия, и бежал Наполеон из Москвы. С изгнанием «великой армии» город  являл собой печальное зрелище разорения. Стала она возрождаться, отстраиваться, а вместе с ней восстановился и Тверской бульвар.

У меня появились новые соседи-деревца, которые с новой силой зазеленели на аллеях. Это были прекрасные липы. Кроме того,  разбили прекрасные английские дорожки, построили мостики, водометы (так раньше называли фонтаны), беседки из зелени, бюсты знаменитых людей установили вдоль главной аллеи.

А ещё у меня появились неизвестные соседки-деревца. Как оказалось позже, это были шелковицы. Красивые стройные деревца были необычны в нашем городе. Я подружился с ними. Но однажды они исчезли с бульвара. А случилось это так. Царь Николай I прогуливался весной по Тверскому. И вдруг увидел голые, без листьев деревья. «Что за палки?» - возмутился царь. Он не знал, что это тутовые деревья, которые распускаются позже. А ночью, в угоду государю, тогдашний губернатор Москвы Закревский велел вырубить шелковицы и вместо них посадили вязы, клены, тополя.  Так исчезли с бульвара южные красавицы. Но в новой компании было не скучно.

Очень скоро возродился бульвар и стал краше прежнего. Завелась и кондитерская, где можно было выпить кофе, чаю, лимонаду, полакомиться конфетами и пирожными. Слух гуляющих услаждали военный оркестр и хор песенников.

В дневные часы оба проезда бульвара заполнялись экипажами, привозившими сюда, иногда и издалека, знатных дворян.

А вдоль нашего бульвара знатные московские люди стали строить богатые и красивые дома. Я слышал из их разговоров, что за проектами они обращались к какому-то Бове*. Как выяснилось потом, это был знаменитый архитектор, который отвечал за строительство домов.

* БОВЕ Осип Иванович (1784-1834), русский архитектор. Представитель ампира. Главный архитектор Комиссии для восстановления Москвы после пожара 1812. При участии Бове реконструирована Красная площадь (1815), создана Театральная площадь с Большим театром (1821-24), Александровский сад (1820-22), Триумфальные ворота (1827-34), 1-я Градская больница (1828-32).

Недалеко от меня, чуть наискосок, стоит дом №17. Когда-то он принадлежал богачу майору Осташевскому. Это был двухэтажный дом, как и все построенные в то время дома. Стоит он торцом к улице, а перед фасадом Осташевский устроил большой сад с прудом. Сюда приезжала веселиться московская знать. На пруду устраивались лодочные катания, и часто я видел фейерверки. Как-то я слышал историю о том, что в сад забрел, гуляя с братьями и девочкой Юзенькой, маленький  Левушка Толстой. Ему очень там понравилось и, когда он пришел туда ещё раз, дворовые его не пустили.

Много интересного я слышал об этом доме. Значительно позже, уже в1867-1869 годах здесь собирался         «Артистический кружок», членами которого были  А.Н. Островский, П.И. Чайковский, Н.Г. Рубинштейн, П.М. Садовский, А.Ф. Писемский и другие. Какие имена! И я их всех видел.

А ещё, я слышал, как об этом говорили знатные люди, отдыхая в тени моих веточек, что в том же доме впервые была показана москвичам специально привезенная из Петербурга картина К.Д. Флавицкого «Княжна Тараканова». Позднее ее приобрел П.М. Третьяков для своей картинной галереи.

Вот послышался шум, грохот карет, шорох вечерних платьев, крики извозчиков. Что происходит? Не пугайтесь, я знаю что это. Много раз наблюдал я эту картину. Всего лишь очередной бал в особняке Кологривова. Сейчас я расскажу вам обо всем.

Дом №22 на Тверском бульваре принадлежал Кологривову и построен был архитектором Д. Жилярди*.

*ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович (Доменико) (1785-1845, Милан), архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810-32 работал в России.

В 1820-х годах особняк снимал известный московский танцмейстер Петр Андреевич Иогель, который многие годы обучал танцам детей  и устраивал платные балы. Среди его учеников было много знаменитостей, в том числе и маленький Саша Пушкин. Сюда ездила лучшая публика, было весело, и царила особая чистая и целомудренная атмосфера: «Все было чинно и благопристойно, да никто и не решился бы на грязный поступок, чтоб не оскорбить хозяина и все общество, и не потерять доброго имени».

В 1830 году дом был приобретен городом, и в нем разместилось градоначальство, т.е. полицейское управление Москвы – канцелярия и квартира обер-полицмейстера. Важные московские персоны приезжали сюда на службу.

Здесь же, совсем рядышком, жил человек, о котором сама Екатерина Великая говорила, как об образце для воспевания поэтам. Речь идет об Иване Николаевиче Римском-Корсакове. Жил он в доме №24 и №26.

 Изящные, преисполненные гармонии дома №24 и 26 уцелели с конца ХVIII века и служат отличными образцами архитектуры русского классицизма, они дают ясное представление о первоначальной застройке бульвара. Подробнее расскажу об этом доме и человеке.

Входные дубовые двери украшены интересной резьбой, чугунная лестница в классическом стиле; во втором этаже сохранилась старинная дверь с филенками начала XIX века; сохранились во дворе, хотя в запущенном виде, копотки с круглыми окнами и пилястрами. За домом был знаменитый сад, он так в народе и звался «Корсаковский сад».

Ни для кого не было секретом, что своей карьерой Иван Николаевич был обязан Екатерине II. Двадцатилетний гвардейский офицер представлен императрице князем Потемкиным.

 Иван Николаевич был очень обаятельный человек, он буквально светился солнечным светом – по определению Дашковой. Его внешность была изящна и красива. Он отличался добросердечием, был приятным собеседником, обладал хорошим голосом и прекрасно играл на скрипке. Екатерина была от него в восторге. Вначале он получил чин флигель-адъютанта, затем его и далее повышали в чинах.

Живо интересовавшийся русской стариной, А.С. Пушкин зимой 1830-31г.г. часто посещал дряхлого царедворца, чтобы послушать его рассказы о быте и нравах двора императрицы, придворной жизни Екатерины II. Работая над историей Пугачевского бунта, он получал материалы не только из архивов (Николай I разрешил ему пользоваться ими), но и встречался с людьми, которые помнили екатерининское время, а таких еще жило достаточно. Бытовые подробности из рассказов Римского-Корсакова были  использованы Пушкиным в последней главе «Капитанской дочки».

Позже я узнал, что последними владельцами этих домов, по странной случайности, были лица, тесно связанные со зловещей фигурой Распутина: дом №24 принадлежал участнику убийства «старца» князю Феликсу Юсупову, а №26 – распутинскому дружку, известному авантюристу и шпиону Дмитрию Рубинштейну.

Ещё о двух знаменитых домах на Тверском хочу я вам рассказать. В первую очередь это дом №25. Чем интересно это место?  «Дом Герцена» - так называется это здание, принадлежавшее в начале XIX века А.А. Яковлеву, дяде А.И. Герцена. Здесь в 1812 году родился Саша Герцен. Став писателем, Герцен посвятил дому и его обитателям немало ярких и волнующих страниц «Былого и дум».

Однако литературная история дома этим не завершается. Сюда приходил и лучший друг Герцена Н. Огарев.

Но значительно позже, в 1840-х годах, здесь поселяется известный своим литературным салоном Д.Н. Свербеев, у которого бывают Гоголь, Аксаков, Грановский, Белинский, Щепкин. Какие знаменитости! Каждое имя заставляет трепетать. Часто, прогуливаясь по бульвару, они останавливались возле меня, и я мог хорошенечко их разглядеть. Обычные с виду люди, но какой талант им дан!

 Затем дом  перешел в купеческие руки, был перестроен, флигеля его расширились. Помещения сдавали различным учреждениям.

 В 1920 году дом национализировали и передали писательским организациям.

 Тут выступают с чтением своих стихов Есенин и Маяковский. После  приезда из Италии в 1928 году А.М. Горький встречается здесь с советскими писателями.

В 1920 году на воротном столбе въездных ворот в усадьбу был установлен барельефный портрет Герцена (скульптор Н.А. Андреев). В 1959 году перед домом открыт памятник Герцену (скульптор М.И. Мильбергер). Бронзовая фигура установлена на низком постаменте из черного полированного гранита. В левой руке - гранки “Колокола”. Памятник стоит в окружении густых старых деревьев.  

Весьма интересен для нас и дом №11. Сорок лет, с  1889 по 1928 год, в нем жила великая русская драматическая актриса М.Н. Ермолова, первая народная артистка РСФСР.

Однажды я увидел толпы людей, которая шли мимо этого дома, выкрикивая слова восхищения, а на балконе стояла великая Ермолова. Оказывается, это поклонники её таланта устроили бурную овацию своему  кумиру.  

14 июня 1920 года Моссовет предоставляет дом в пожизненное пользование М.Н. Ермоловой. Кабинет ее помещался на втором этаже за окнами с фиолетовыми стеклами.

А 15 мая 1970 года здесь открылся со вкусом устроенный мемориальный музей.

На моих глазах происходили все преобразования на Тверском бульваре. После 1830 года в Москве появились люди богатые, которые могли построить себе уже и трёхэтажные дома. Стали строиться так называемые доходные дома. Их было немного, но они стали больше размерами.

Менялся Тверской. Появлялись новые здания, перестраивались и сносились старые. Во время революции здесь гремели выстрелы, и в моей коре сохранились осколки снарядов и пули от октябрьских сражений.

В 1937 году снесли знаменитый дом Кологривова, а в1973 году здесь открылось новое здание МХАТа на1350 мест.

Интересен мне и дом №23, известный всем Драматический театр имени Пушкина. Некогда, в начале  века, это был ампирный особняк. В 1914 году здесь открылся новый театр, названный Камерным. Но рядом находилась церковь Иоанна Богослова с колокольней. Духовные власти потребовали прекращения спектаклей, и театр оказался под угрозой закрытия. С большим трудом удалось добиться снятия запрета. И 13 октября 1950 года здесь открылся, после закрытия в 1949г., Драматический театр имени Пушкина.

Есть один памятник на Тверском бульваре с интересной историей. Его фигуру покрывает строгая мантия почетного доктора Кембриджского университета. Этого же звания он был удостоен университетами Глазго, Женевы. Его избрали почетным членом Лондонского королевского общества. А в России он был профессором Московского университета. Кто же этот знаменитый человек? Климент Аркадьевич Тимирязев – естествоиспытатель, один из основоположников русской научной школы физиологии растений, общественный деятель. На пьедестале изображена выведенная ученым кривая физиологии растений, которая принесла ему мировую славу. Памятник принадлежит резцу скульптора С. Д. Меркурова и установлен в 1923 году. Подножие  окружают стилизованные гранитные микроскопы. В августе 1941 года во время очередной бомбёжки рядом с ним разорвалась фашистская бомба. Она сбросила Климента Аркадьевича с пьедестала. Но не разрушилась гранитная фигура великого ученого и спустя некоторое время заняла свое прежнее место.

Сколько чудес происходило на Тверском! И как интересно было за всем этим наблюдать! Вся моя жизнь протекает здесь. Много видел. Много слышал, много помню. Но, пожалуй, чаще всего я слышал здесь имя Пушкина. Спешу поделиться с вами своими впечатлениями, наблюдениями, выводами. Вы скажете, что дерево не может чувствовать и воспринимать? Вы ошибаетесь. За прожитые триста лет я многому научился».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному краеведению

Рабочая программа по литературе Забайкальского края...

С любовью к родному краю (литературное краеведение)

                «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе...

Презентации по литературному краеведению

Иллюстративный материал по литературному краеведению...

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

Программа по литературному краеведению Ульяновской области

Программа для 5-11 классов общеобразовательных школ по литературному краеведению Ульяновской области, разработанная УИПК ПРО в 2008 году...

Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"

Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...