Кубань в древности. Эпоха камня и бронзы на территории края.
план-конспект занятия по краеведению (10 класс) по теме

Урок-лекция к курсу Кубановедение, раскрывающая осбенности развития Краснодарского края в древности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кубань в древности.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок – лекция.

Тема: Кубань в древности. Эпоха камня и бронзы на территории края.

Цель: формирование у учащихся представлений о Кубани III – II тысячелетия до нашей эры и народов (археологических культур) расселявшихся по территории края этого периода.

Задачи:

Образовательная – ознакомление и расширение представлений учащихся о Кубани в древности.

Воспитательная – содействовать формированию у учащихся интереса и уважения к истории своего края.

Развивающая – развивать у учащихся познавательный интерес к истории Кубани в древности и содействовать развитию общих представлений о рассматриваемом периоде (III – II тыс. д.н.э.).

Оборудование:

  1. Карта.
  2. Меловые рисунки (схематические).
  3. Иллюстрации.

Термины:

Археологическая культура – группа относительно одновременных памятников со сходным инвентарём, занимающих одну территорию.

Археология – с греческого, означает «рассказ о старине».

Оформление доски:

Термины

Археологическая

культура -

Археология -

Тема: Кубань в древности. Эпоха камня и бронзы на территории края.

План:

Таблица

Схемы

Иллюстрации

План

1. Майкопская археологическая культура.

2. Дольменная археологическая культура.

3. Археологические культуры среднего и позднего бронзового века на Северо – Западном Кавказе (таблица).

ХОД УРОКА.

Объяснение нового материала.

1.Майкопская археологическая культура.

В III тыс. д.н.э. человек сделал важные открытия. Была получена бронза. На Кубани олово встречается редко, поэтому вместо него использовали мышьяк.

Причиной рассмотрения археологических культур является то, что названия народов до наших дней не дошли. Поэтому приходится судить об этих народах по тем вещественным источникам, которые археологи получили в результате раскопок.

К III – II тыс. д.н.э. относят существование на Северо – Западном Кавказе оригинальной скотоводческо-земледельческой культуры – майкопской.

Своё название майкопская культура получила от огромного (высота 10,6 метра) кургана. Его раскопал в 1897 году на перекрестке двух улиц г. Майкопа профессор Н. И. Веселовский. Под курганом находилась могильная яма. Она была разделена перегородками и сохранила три скорченных скелета, густо засыпанных краской. Вопрос к классу: Почему они были засыпаны краской? Ответ: Красный цвет символизировал очистительную силу огня.

  11 м.      1,4  м.                                                      3, 73 м.                    

скелет

скелет

скелет

сокровища

                                                                                                   5,3 м.

(вид в продольном разрезе)                            (вид сверху)

       Майкопский курган

(меловые рисунки на доске)

Вопрос к классу: Почему они были скорчены по вашему мнению? Ответ: Такая поза символизировала круговорот жизни то есть как человек рождался, так он и должен был умереть (войти в мир иной).

В южной камере погребения, находилось погребение вождя, усыпанное золотыми бляшками в виде львов, золотыми кольцами и бусами. В камере стояли два золотых и 14 серебреных сосудов. На одном из них указывалось изображение Главного Кавказского хребта. В могиле обнаружено много золотых лент, розеток, бус из бирюзы и сердолика. Здесь же были найдены кремневые наконечники стрел и орудия: каменный топор, медные топоры и долота – медные и глиняные сосуды. Набор вещей выделяется по богатству и роскоши среди других археологических памятников бронзового века.

К настоящему времени учёные открыли уже около 200 памятников Майкопской культуры – от Таманского полуострова до Дагестана.

2. Дольменная археологическая культура.

Легенда о происхождении дольменов (казачья и адыгская – устно).

Дольмены – это погребальные сооружения древних. К настоящему времени таких сооружений в Прикубанье и Причерноморье обнаружено довольно много – свыше 2300.

Они растянулись узкой полосой вдоль Кавказского побережья Черного моря, от Таманского полуострова до Абхазии, в основном в горно-лесных районах.

Ученые – археологи установили что это были погребальные сооружения древних людей – наземные склепы, в которых хоронили по несколько человек, членов одной кровнородственной группы.

Известно четыре типа дольменов:

  1. Плиточный – обычный: стены, перекрытия, а иногда и пол дольмена представляют собой отдельные плиты (см. иллюстр. 2.).
  2. Составные дольмены – сложены из более мелких плит и камней (см. иллюстр. 1).
  3. Корытообразные дольмены – это выбитые целиком в скальной глыбе пространства, перекрытые отдельной плитой.
  4. Дольмены – монолиты полностью, вместе с крышей, высечены в скале.

3. Археологические культуры среднего и позднего бронзового века на Северо – Западном Кавказе (таблица).

Наименование археологической культуры

Время сущест-вования

Главные занятия населения

Особенности обря-да захоронения

Отличия в ма-териальной ку-льтуре

1.

Северокавказская

II тыс. д.н.э.

Скотоводство, мотыжное зем-леделие, метал-лургия и метал-лообработка

Подкурганные за-хоронения в виде каменных ящиков

Применение ло-шади в качестве тягловой силы и повозок-фурго-нов

2.

Катакомбная

См. Иллюстрации

III тыс.–XIII вв. д.н.э.

Скотоводство кочевое, земле-делие

Захоронение в осо-бых камерах – ката-комбах

Шнуровая кера-мика, глиняные курильницы, по-возки

3.

Срубная

См. Иллюстрации

XVII–IX вв. д.н.э.

Земледелие и скотоводство

Подкурганные мо-гильные ямы, ук-реплённые дере-вянным срубом и перекрывавшиеся бревном.

Кельты – топоры, которые исполь-зовались и как мотыги. Клады бронзовых изде-лий

4.

Кобанская

XII–IV вв. д.н.э.

Земледелие, ско-товодство, обра-ботка бронзы, гончарство

Погребения в спе-циальных ямах, внутри которых лежали ящики из каменных плит.

Самобытные изделия из брон-зы.

Закрепление пройденного материала

  1. Вспомните из курса истории Древнего мира и расскажите, как появляется: А)земледелие; Б)скотоводство; В)обработка металлов?
  2. Какие религиозные верования были у древних людей?
  3. Какие исторические источники исследует археология?

Домашнее задание

Индивидуальные задания

I.Ответить на вопросы:

1.Какое значение имело появление бронзы?

2.О чём свидетельствуют обилие дорогих и высокохудожественных изделий в Майкопском кургане? (стр. 16 Трёхбратов Б. А.)

3.Какими причинами можно объяснить тот факт строительства дольменов в причерноморской горно-лесной полосе?

4.Какие типы дольменов известны на Северо-Западном Кавказе? (стр. 20 Трёхбратов Б. А.)

5.Что общего и особенного в северокавказской археологической культуре в сравнении с майкопской?

6.В чём сходство и различия срубной и кобанской археологических культур? (стр. 25 Трёхбратов Б. А.)

Задания для всех

Вопросы: 1 и 2 на стр. 9 Ратушняк В. Н.

Изучение и пересказ таблицы.

Используемая литература

Трёхбратов Б. А. История Кубани: с древнейших времён до конца XVIII века. Краснодар, 2000.

Ратушняк В. Н. История Кубани: с древнейших времён до конца XIX века. Краснодар, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Литература в камне и бронзе"

Викторина - обзор по памятникам литературным героям разных городов и стран...

Сценарий представления "Кубань в древности" для учащихся 5-11 классов

Путешествие  по  древней  Кубани  с  хранительницей  времени,  краткий   обзор  периода...

Методическая разработка урока истории и культуры народов Марий Эл "Марийский края в эпоху камня" (6 класс)

Разработка урока истории и культуры народов Марий Эл с использованием технологии критического мышления...

Эпоха камня и бронзы на территории края.

Эпоха камня и бронзы на территории края....

Память в камне и бронзе

Презентация  к  классному  часу  "Хатынь- символ вечной  трагедии."...

Технологическая карта урока «Самарский край в эпоху камня и раннего металла»

Технологическая карта урока «Самарский край в эпоху камня и раннего металла» для 6 класса....