Сценарий праздника "Иван Купала в истории села Ивановка"
классный час по краеведению (5 класс) по теме

Сценарий содержит собирательный краеведческий  материал об истории села Ивановка, воспоминания умельцев села об истории праздника Иван Купала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_ivan_kupala_v_istorii_sela_ivanovka.docx234.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий народного праздника

«Праздник Иван Купала в истории села Ивановка»

для обучающихся основной школы, 1-9 класс

Цель: 

Познакомить ребят с культурными традициями села Ивановка.

 Воспитывать у детей любовь к Родине, к её прошлому и народной культуре.

Развивать познавательную активность.

Оборудование:  рисунки о празднике «Иван Купала» , венки, видеозапись на конкурс, пословицы «Сильна роса на Ивана – к урожаю огурцов», «Ивановские дожди лучше золотой горы», «Сено черно так  каша бела», плакат с деревом береза, листочки, народные костюмы музея

Виды детской деятельности: познавательная, двигательная, коммуникативная.

Предварительная работа: встречи со старожилами села, разучивание песни «Во поле берёзка стояла», оформление зала цветами, рисунками, венками

Действующие лица: Барышни крестьянки (ведущие в народных костюмах), Иван Купала, умелицы села

Место проведения: Праздник проводится в зале ДЦ села Ивановка

Приглашенные: умелицы нашего округа – Евсюкова К.И., Чикина В.Н. 

Ход праздника

Барышня крестьянка1:  - Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости званные!

Барышня крестьянка2:  Смотрю, вы все нарядные пришли на праздник села.
Да  и мы пришли, не опоздали.

Венки плели, наряжались.

Ведь праздник сегодня народный.

Праздник волшебный, цветочный.

В честь батюшки нашего главного

Ивана Купала славного!

Барышня крестьянка1: «Иван Купала» принадлежал к числу самых почитаемых, самых разгульных праздников, отмечающихся в селе. В нём принимало участие всё население, причем традиция требовала активного включения каждого во все действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.

(поочереди выходят перед сценой нарядные девчонки в цветных платьях и венках с пословицами и поговорками): «Сильна роса на Ивана к урожаю огурцов «Ивановские дожди лучше золотой горы», «Сено черно так  каша бела» и украшают сцену

Барышня крестьянка2:  В селе  Ивановка праздник Иван Купала особенно почитался. Обычно в праздник Ивана Купала сюда съезжались со всей округи люди, да и в сегодняшние дни этот праздник широко отмечается.

Ведь незря наше село названо Ивановкой

В названии села Ивановка есть две версии. Первая - называется оно Ивановкой, потому что жители села, крепостные крестьяне принадлежали барину Ивану Алисову. И вторая версия - поселение располагалось у речки Синее Озеро, которая давно обмелела. Обычно в праздник Ивана Купала сюда съезжались со всей округи люди, отмечая его у речки. Ещё раньше называлось село по речке Синее озеро. Со временем осталось только название Ивановка. Как вспоминают старожилы, речка была глубокая, чистая, в ней водилось много рыбы, сейчас она обмелела.

Барышня крестьянка1: А вот как это праздновали в старину  поведает нам умелица нашего округа Евсюкова Клавдия Ивановна:

Поутру в Иванов день купаться — обычай всенародный.  Ранним утром ивановские бабы «черпают росу»; для этого берется чистая скатерть и деревянное ведро, с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в ведро и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть» и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей.

 А накануне Ивана Купалы крестьянки обязательно моют у колодца или на реке «квашёнки» — кадушки, в которых приготавливают тесто для ржаного хлеба.

Праздник проходил весело, ждали его все, но особенно молодые.

Деревенские парни одевались в старое, грязное белье и отправлялись с ведрами и кувшинами на речку, где наполняли их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и малолеток. Но всего охотнее, разумеется, обливали девушек: парни врывались далее в дома, вытаскивали и выносили девушек на улицу силой и здесь с ног до головы окатывали водой и грязью. В свою очередь, и девушки старались отомстить парням и тоже бежали на реку за водой. Начиналась, таким образом, общая свалка, полная веселья, криков и смеха. Кончалось дело тем, что молодежь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, причем, разумеется, и парни и девушки оставались в одеждах.

Еще в день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, цветов, которые цвели; вечером пускали эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут, если венок тонул, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. Во время обряда девушки пели песню:

Пойдем девки в зеленую рощу,

Совьем девки себе по веночку.

На мне венок не сохнет, не вянет.

 Среди пословиц, что больше всего запомнились:

На Иванову ночь звездно — много будет грибов.

Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало и они будут пустые.

Барышня крестьянка2: Раньше  много трав собирали и этим занимались бабки-травницы. Вот что нам рассказала  Чикина Варвара Николаевна: Траву собирали и сушили от всякой  нечисти. Из чудесных трав, собираемых в это время, стоит назвать «плакун-траву», особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в ее корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх; «терлыч-трава» употребляется для очарования парней девушками: они носят ее у себя за пазухой и приговаривают: «Терлич, терлич, хлопцев покличь!» Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Ее же заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!», «пастушью сумку» издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник

Барышня крестьянка2: Бабки – травницы ведали:

«Однако главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающемся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника «внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чуда, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, «тот приобретает власть повелевать всем». Пред ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении; он может знать, где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдет как хозяин, ибо двери сами растворяются перед ним — стоит только приложить к замку чудесный цветок. Невидимкою обладатель его пробирается к любой красавице — и нет ничего, что было бы невозможно для него. Такова сила и власть этого цветка».

Барышня крестьянка1: В день на Ивана Купала девицы плели венки. Сейчас мы проведем конкурс на лучший венок. Травы мы приготовили для участниц, посмотрите сколько много.( Приглашают 5 девчонок) А пока участницы плетут венки, мы расскажем вам такую историю, которая передавалась из поколения в поколение

Барышня крестьянка2:

«Пастух пас быков недалеко от лесу и заснул. Проснувшись уже ночью и видя, что около него нет быков, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на напороть, которая только что расцвела. Пастух, не замечая травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым, сразу нашел быков. Не зная, что у него в башмаке, и не разуваясь целую неделю, пастух в это короткое время скопил много денег и узнавал будущее. Между тем в башмак за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытрясать землю из башмака и вместе с землею вытряхнул и цвет папороти. С этого времени потерял свое счастье: потерял деньги и не стал узнавать будущего»

Барышня крестьянка2: Подведем итоги конкурса «Лучший венок», венок тот будет лучшим, который будет сопровождаться вашими громкими аплодисментами – определяется победитель.

Барышня крестьянка1: А вот свои венки наши девчонки - Чигарева Таня и Климова Кристина представили на конкурсе «Адрес детства – Россия», где заняли второе призовое место в области.

 (Приложение 1)

Барышня крестьянка1: Самым главным деревом, вокруг которого водили хороводы была березка. Посмотрите у нас тоже есть березка, ее нам нарисовала учащаяся 5 класса Бибикова Диана. Но здесь нам не хватает  чего?( все хором говорят) – листочков. Сейчас нам девчонки из команды «Ромашки» и мальчишки «Васильки» украсят берёзку листочками ( проводятся соревнования между командами, победившая команда получает цветы. Выходит хоровод и исполняет песню «Во поле береза стояла», появляется Иван Купала. В руке горящая свеча и ветка вербы (купайло). Обходит всех детей и гостей, окропляет их водой)

Барышня крестьянка2: - Здравствуй, Иван Купала, наш травник и купальник веселый, цветной и чистоплотный. Князь наш летний и добрый                         
Иван Купала:  Здравствуйте, барышни крестьянки, 
Здравствуйте, девицы и молодцы, детушки малые и гости долгожданные!

 А давайте поиграем с водой!

 Проводятся конкурсы:

  1.  «Коромысло» - ведро на палочке.
  2. «Водолей» - перелить с бутылки в бутылку.(всех участников поливает водой)

Барышня крестьянка2: Важными были тогда и костры, их называли очищающими. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее.

Костры устраивали за селением, обычно на высоком месте, или на меже. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали с пригорков. Очень часто через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.

В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и сами болезни.

Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.

Участники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ними и выкрикивал (или пели, выкрикивали все хором):

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Диги-дон, диги-дон

Убегай скорее вон!

При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежит вперед, а водящий пытается догнать. Если кого поймает, то становится с пойманным в последние пары, а кто отделился от своей пары, становится впереди гореть (водить); если же горевший никого не поймал, то снова становится гореть. А сейчас мы всех приглашаем поиграть в народные игры: «Ручеек», «Горелки», «Садовник». Праздник заряжался энергией народных игр и обливанием водой



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История села - часть истории района

Сценарий театрализованного мероприятия "Уголок России - наш Бирюч"....

Сценарий внеклассного мероприятия. Тема: «История пожарной части села Урванова »

Внеклассное мероприятие по теме: «ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ЧАСТИ СЕЛА УРВАНОВА » проводилось в рамках месячника пожарной безопасности с целью формирования представлений учащихся об истории пожарной службы сел...

История села- в истории страны.

Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

История села- в истории страны.

Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей.

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей...