Сценарий внеклассного мероприятия по истории села
методическая разработка на тему

Аверина Антонина Алексеевна

Внеклассное мероприятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

СЦЕНАРИЙ праздника села в школе

«Село мое неброское, российское село»

                                                                                             

Цель: растить детей в любви к Отечеству, малой родине

Задачи:

образовательные: расширение знаний по истории села, овладение методами и приемами исследования;

воспитательные: воспитание любви к родному краю, его истории, гордость за односельчан

развивающие: развитие умения вести беседу с информантами, собирать и обрабатывать информацию, развитие умения общаться с людьми старшего поколения с уважением к их жизненному опыту, развитие чувства прекрасного, развитие умения воссоздать обстановку исторического времени, костюмов.

Предварительная работа:

  1. Создание орггруппы по разработке сценария праздника
  2. индивидуальные задания для каждого класса по сбору материала по истории села: история названия села, история улиц, быт и нравы жителей села
  3. Сбор материала, отражающего занятия жителей села в прошлом.

Обстановка и декорации: имитация русской избы, с горшками, рушниками, кухонной утварью для русской печи.

Гости: люди старшего поколения, информанты, родители, учащиеся начальных классов

Учащиеся, одетые в русские костюмы: девочки в сарафанах с лентами на голове, мальчики в рубашках-косоворотках на выпуск с поясами, жилетах,-

Ведут неспешный рассказ:

        Примерно 500 лет назад на месте села был дремучий лес, который простирался вплоть до Ташина  завода (Первомайска). Эту местность, южную часть Нижегородской губернии и северные части Тамбовской и Пензенской губерний, называли «Диким полем». Оно сплошь было покрыто непроходимыми дремучими лесами, в которых гигантские сосны и ели местами сменялись вековыми дубами, липами, березами, осинами, чередуясь с громадными пространствами, поросшими орешником.

   Наш край представлялся тайгой, в которой почти незаметно было следов человека. Но все же здесь были поселения, главным образом фино-угорские племена, называемые МОРДВОЮ: эрзя, мокша, каратаи (тюрхане). Сведения о мордве имеются в арабских летописях X века, их называют БУРТАСАМИ.

      В XV веке через этот лес шел главный путь жителей юга, торговых людей из Пензенской и Тамбовской губерний, к Нижнему Новгороду, а потом к Арзамасу. На таких важных торговых магистралях, как дорога на Нижний Новгород, в трудные годы борьбы с монголо-татарами были учреждены охранные правительственные кордоны из казаков. Один из таких кордонов был на месте села Казаково.

   Казаково возникло не позднее Арзамасова городища. Истории известно, что в 1552 году русские полки во главе с Иваном IV выступили на Муром и, переправившись через Оку, вступили на древнюю «сакму» - дорогу в Дикое поле, соблюдая меры предосторожности: с подвижными заставами и сторожевым полком впереди. Первый стан на Нижегородской земле сделан на берегу реки Велетьмы, а затем – под Саконским городищем на реке Теше 24 июля.

   В Ардатовском уезде сохранилось устное предание следующего содержания: царь, выйдя из-под Саконского городища с войском, сбился с дороги в лесах и уклонился вправо. Житель Кужендеева Ичалка (по другим сведениям – Ардатка) взялся проводить царя по лесам. Из Кужендеева шли через Надежин на Сыреево, где начиналась Акша. Далее, идя вдоль русла Акши, они прошли казаковскими землями.

   В старое время говорили, что царское войско с большим конным обозом шло казаковскими лугами под названием Озеро, и указывали даже на глубокие дорожные колеи, оставленные, якобы, обозами.

   В том же  Ардатовском уезде сохранилось еще одно предание о том, что по пути из Мурома Иван Грозный оставлял после себя небольшие земляные насыпи-курганы или Мары. Такие курганы были близ Ичалова, Онучина, Постникова. Изучая микротопонимы, географические названия, села Казакова, мы тоже столкнулись с названием «мар», так называли холм в роще, что в двух километрах южнее Казакова. Это также косвенно подтверждает версию о том, что здесь проходили воины царя.

   В XV веке мордва часто подвергались набегам татар, которых здесь жило много. Мордва даже просили Ивана Грозного удалить татар с этих земель. Есть предания, что татарские селения были на речке Акше. В восьми верстах севернее Казакова и до сих пор есть деревня Исупово, где жили татары, татарским было и Ичалово.

          В лесах, которые занимали всю южную часть Нижегородской области, было много небольших рек. В «писцовых книгах» сказано: «село Казаково на речке Веливерсти да на речке Ковлее». Веливерста – название мордовское, по документам она именовалась Валдай или Волдован. Валдай брал свое начало из оврагов Постникова и Дардакова, протекал по Ичаловскому оврагу и соединялся перед казаковскими лугами под названием «Озеро» с другой рекой Ковлеей или Коловерткой, которая впадала в Акшу. Коловертка брала начало на востоке от Казакова из долины, называемой Мольбищи и овраге Дружинные горы, проходила дубником у подножия села Казакова через современный Новый пруд до впадения в Валдай.

   В междуречье Ковлеи и Веливерсты и оставил Иван Грозный сторожевой казачий кордон. Сохранилось географическое название Дружинные горы (Дружинный овраг), возможно, оно связано со станом казачей дружины.

    Первыми владельцами этих мест были выходцы из татар – бояре Шейсуповы. Именно к этому времени история относит появление татар-мишарей. Получая земли, служилая знать вела широкую колонизацию: население привлекалось различными льготами или переселялось из других мест по воле их владельцев.

   Земли эти были богаты строевым лесом, пушниной, медом. Шейсуповы, видимо, крестьян купили на вывоз, из средней полосы, т.к. для говора свойственно «аканье» и «еканье». От казаков, скорее всего, осталось одно название, потому что вольные казаки вряд ли захотели бы жить под началом помещика, тем более это были служилые люди государя.

   В далекое время основным занятием населения не было земледелие, как сейчас, так как в названиях сельхозугодий нет ни одного «татарского» корня. Это и понятно, ведь местность была лесистая, поэтому главным занятием жителей были охота, рыболовство, бортничество.

              Жена Шейсупова, Агафья, после смерти мужа вышла замуж за помещика-мордвина Бориса Лыкова.

   В Поместном приказе за подписью дьяка Бажена Степанова, относящемуся к 7134 году (1626 г.по новому летоисчислению) говорится, что за боярином Борисом Михайловичем Лыковым закрепляются земли его жены, вдовы Агафьи Шейсуповой, старинные вотчины «и в том же селе Казакове по закладным и по памяти». Принимая во внимание выражение «старинные вотчины», нужно полагать, что Казаково возникло не позднее Арзамасова городища.

      Из трех селений: Дардаково, Кошкарево, Казаково, - только в последнем есть улицы. Следовательно, Казаково было самым большим из них. Названия трех улиц имеют историю, уходящую в далекое прошлое, то есть Казаково возникло раньше других сел и превосходило их по численности населения.

       Для своих построек хозяева выбрали лучшее место. Дома изначально строились из дерева. Они были пятистенные, с дворовыми постройками и конюшнями для скота. Улица, где жили Лыковы и их потомки, до сих пор называется Лыковщина. Запрещеллись браки между хозяевами и крепостными крестьянами. Постепенно род Шейсуповых-Лыковых расширялся, им стало тесно на одной улице. Была заложена еще одна, чуть дальше, за улицей, и назвали ее Заулок. Крепостных крестьян поселили отдельно от господ. Их дома теснились за господскими дворами, и улица называлась Задворки. Она была наиболее густо заселена, и большая часть домов – кельи, то есть без дворовых построек. До выхода «на волю» почти все крестьянские избы топились по-черному, были маленькие, в два окошка, с одинарными рамами. Когда крестьяне немного обжились, завели скот,    в зимнее время он ночевал вместе с людьми в доме. Утром навоз вычищали скребками – сырость, смрад, полутьма были даже днем. Крестьянские дома были крыты соломой. Солома служила подстилкой для скота и постелью для взрослых. Спали всюду: на полу, на лавках, на полатях, старики и дети – на печке. Сени и дворы были сплетенными из хвороста. Перед избами стояли погребца; к околице – двор, сенница; на околицах – амбары под хлеб; на гумнах – овины и риги.

       Позднее, примерно в XIX веке, когда стало модным отделяться от родителей, появилась еще одна улица – Козий порядок. Там строили себе дома молодые семьи, которым в приданое давали чаще всего коз.

    Самым дорогим для крестьянина животным был конь. Он был кормилицей и поилицей крестьянской семьи. Крестьянин его берег и холил. Сам мог остаться голодным, а коня кормил.

Песня «Конь» муз. сл.          

    В 50 лет мужчины считались стариками, так как не стриглись и не брили бород, почти все курили глиняные трубки.

    В зимнее время носили зипуны из домотканого грубого сукна, которые побогаче надевали полушубки, в дорогу имелся еще чапан. Обувь – исключительно лапти. Дети до 12-13 лет чаще всего не имели своей одежды, кроме обносков с плеч старших. Женщины носили домотканую одежду, а летом на ноги надевали что-то наподобие ботинок, которые назывались чакпуры.

           Земледелие долгое время не было главным занятием казаковцев. Старые люди сетуют, что «они раньше глупые были, кроме картошки в огороде ничего не сажали, не говоря уж о яблонях».

     Рельеф данной местности издавна несколько возвышенный, всхолмленный, сильно изрезан оврагами. Берега оврагов песчаные и глинистые, при чем есть и красная, и белая глина. Это давало возможность жителям заниматься кустарным гончарным ремеслом. Подтверждение этому находим в Поместном приказе дьяка Бажена Степанова от 1626 года, где называются крестьяне Ивашка Гончар и Купря-горшечник. Гончарное ремесло было главным в селе до самой революции. Старожилы рассказывают, что казаковские горшки славились на базаре прочностью и разнообразием форм. До сих пор за казаковцами сохранилось прозвище «горшечники». Кроме того, в Казакове было несколько цехов по производству красного кирпича из местной глины и песка. Фундамент этих «кирпичных» остался заметным до сих пор за селом. 39 домов в селе старинной кладки, толстостенные с подвальными помещениями, 4 из них – двухэтажные. Казаковские кирпичники уходили на летние работы далеко от дома: от Нижнего Новгорода до Темникова и Саранска. Зарабатывали за сезон рублей 80-100, не более. Только двое: П.С.Тюрин и М.С.Воронин – разбогатели на этом деле и открыли в Нижнем Новгороде свои кирпичные заводы.

   С ноября начинались работы на дому. Изготовляли корчаги, печные трубы, горшки, блюда, кринки, цветочницы. К 1910 году в Казакове было 20 горнов для обжига, гончарным ремеслом занимались до 200 человек. Торговля велась, в основном, не на деньги, а на обмен: на зерно, чечевицу. Возили товар «за лес», т.е. за Ташин завод к Лукоянову, Темникову, в мордву. Возвращались с 18-20 пудами зерна, излишки продавали на базаре.(Показывают горшки, кринки, корчаги)

    Осенью же на этот престольный праздник Егорий  справлялись свадьбы. Число повенчанных пар иногда доходило до 25.

Песня «Деревенька» муз. сл.

    Мужчины в праздники любили кулачные бои. Такие бои проводились между улицами и даже селами.

    Женщины, как и везде, ткали, пряли, вязали крючком и на спицах, позднее стали вышивать на пяльцах и выбивать по ткани.

     Не чужды были сельчанам разные игры: лапта, бабки, карты, орлянка, в весенние праздники катали яйца, зимой катались с гор на ледянках и скамьях, на масленицу ставили качели-рели.

         Жители Казакова были   крещенные, но праздники, видимо, праздновались как православные, так и языческие. Это отражается в названии объекта рельефа – Мольбищи. Старожилы села говорят, что их бабушки вспоминали слова своих бабушек, что когда-то туда ходили молиться. Видимо, там совершались какие-то культовые обряды. Язычество имело под собой крепкие корни. До сих пор в Казакове велика вера в магические силы, в колдовство. А в старые времена говорили, что в каждом третьем доме жил колдун. Это подтверждает наличие очень редкого названия – Приютинский вяз. У пруда в Приютинском поле рос огромный вяз. С ним связывали самые страшные суеверия: сюда, говорили, в страстную неделю в «неурочные» часы собирались колдуны со всей округи на «шабаш». Самым закоренелым колдуном 50-80 годов XX века считался Козлячков Петр Никифорович. О нем в Казакове ходили и ходят легенды.

        Крестьяне были сплошь неграмотные. Писать кое-как могли церковнослужители да редкие из зажиточных.

      В 1830 году князь Голицын, который в конце XVIII века скупил эти земли,  учредил в Казакове школу для мальчиков. Чтобы заинтересовать родителей, он обещал, что дети по окончании школы будут освобождаться от солдатчины. По прохождении книги «Псалтырь» учеба заканчивалась. В 1880 году в селе была открыта земская школа. Учеба была трехгодичная с тремя отделениями: младшим, средним и старшим. Все учились в одном помещении. Первой учительницей была Серафима Алексеевна Введенская, дочь Арзамасского священника. К концу третьего года обучения от 40 человек оставалось 7-8, так как родители считали учебу пустой тратой времени и забирали детей из школы. По окончании местной школы в исключительном случае (особая одаренность и желание родителей) можно было поступить в Григорьевскую сельскохозяйственную школу.

     Библиотеки  в селе не было. В крестьянских домах, кроме «поминаний» да изредка маленького календаря, книг не было никаких. В 1903 году в селе Паново открылось двухклассное училище.

    В 1899 году старая школа в селе была снесена, а новую поставили на Задворках против дома священника. С 1896 года учителем был брат С.А.Введенской – Петр Алексеевич, а потом приехали две учительницы: Шаронова Татьяна Григорьевна и Громова Александра Федоровна. Они снабжали книгами грамотную молодежь. В 1904 году в селе открылась Воскресная школа, но просуществовала одну неполную зиму. В 1913 году усилиями Корчагина Федора Степановича была открыта библиотека, которая сгорела в 1921 году вместе со школой. Новую школу построили только в 1926 году, перевезя с монастырского хутора при деревне Ратманово деревянное здание. Эта школа функционировала до 1978 года. В 1978 году рядом со старым деревянным зданием построили новое, двухэтажное  кирпичное.

       3-4 марта 1917 года в Казаково пришло известие о создании Временного Правительства. Стихийно возник митинг. Народ с флагами вышел на демонстрацию. Село митинговало до самого время выезда в поле. К осени 1917 года начались погромы дворянских поместий и монастырских имений.

          Летом 1917 года стали возвращаться с фронта. От них пошли новые речи: «Долой войну! Долой Керенского!» Раздел монастырской земли был произведен весной 1918 года. Все жители получили землю по числу едоков в семье. В 1919-20 годах шесть семей из Казакова выехали на землю Алферьевского хутора и образовали коммуну. Это четыре семьи Кулаковых, Кудаков Д.С. и Шурыгин Андрей. Затем более 20 семей выделились, поселившись на Красной Горке (так называлась гора, т.к. издалека краснела от красной глины). Коммуна просуществовала недолго, а вот на Красной Горке образовалось небольшое селение. Все село разделилось на три общины: две  - на Задворках и одна  - из всех остальных улиц.

    11 июля 1918 года вышел Декрет об организации в селах комитетов бедноты. В Казакове в это время мужики были на заработках по кирпичному делу. Осенью, вернувшись домой, уже много наслышавшись о работе комбедов, создали его в своем селе. Инициативу взял в свои руки И.А.Сыченков, человек малограмотный, но очень любивший власть. Он собрал вокруг себя человек 20 из бедноты. Они преследовали спекулянтов, но и часто злоупотребляли властью: резали для себя скот и птицу, забирая у крестьян. При содействии комбеда было вывезено из монастырского хутора при деревне Ратманово здание под школу. Комбед оказывал помощь в засеве земли, в обеспечении топливом. С введением НЭПа комбедовцы отошли в историю, ничем себя не увековечив.

    Председатели сельских советов в Казакове часто менялись, так как никто из крестьян на эту должность не шел. Выбирали тех, кто громче всех кричал на собраниях. Не обошла село и продразверстка. Уполномоченным был Александр Николаевич Шер – старый большевик. Он умело выполнял свое дело, зря не обижал, но и попустительства не допускал.

      В 1929 году в селе был создан колхоз. Он назывался «Пробуждение».

Песня «На горе колхоз»  муз.сл.

      Но это уже совсем другая история, о которой мы поговорим на следующий год, так как предлагаем это праздник в школе сделать традиционным.

          В заключении хотим сказать: были в селе два местных умельца. Сорокин Тимофей Григорьевич собрал ручную мельницу и маслобойку. А Клюев Павел Терентьевич на выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году за надгробный монумент из глины получил Похвальный лист.

        К 1912 году все места в селе были заняты под дома и дворы, домов уже было 320.

  1. В Казакове к 1914 году было:

ветряных мельниц      - 13;           крупорушек      - 2;

просорушек                 -  2;            шерстобоен       - 1;

сукновалок                   - 1;            маслобоек          - 2;

кузниц                           - 2.

  1. В 1891 году казаковцев охватила «золотая лихорадка». Многие уехали в Сибирь на золотые прииски.
  2. Спички в селе появились в 80-е годы XIX века. До этого пользовались огнивом, кремнем, трутом.
  3. Гвозди использовали четырехгранные, ручной работы.
  4. В это же время появился в селе керосин или «гас», как его называли здесь, а вместе с ним и лампы.
  5. До 1900 года стенные часы были редкостью. Время определяли по пению петухов и солнцу.
  6. Весовые товары вешались на безмене.

Мы благодарим всех, кто принял участие в подготовке праздника, кто нам помог в сборе исторического материала.

     Главными организаторами праздника были учащиеся 9 класса. Сегодня мы передаем вот этот горшок–эстафету с материалом по истории села, что собрали в этом году, 8 классу. Ребята, дерзайте: ищите, записывайте, собирайте все интересное из жизни наших предков. Пусть история никогда не кончается!   А сейчас всех приглашаем на русские блины и чай с молоком.

Песня «Село мое неброское»:

Есть неприметный уголок                                Российское село,

Среди полей Нечерноземья.                              С подружками березками,                                          

Всего лишь маленький кружок                        С подружками березками

На карте местного значенья.                         Стоит светлым светло.

Зовется гордо Казаково,                                 И гордые и добрые

Ведь основали казаки.                                      Здесь люди потому

Здесь в лихолетия суровые                           Идут походкой бодрою,

Стояли Разина полки.                                     Идут походкой бодрою  

Село мое неброское,                                         По нашему селу.

Далее русские народные игры: «Перетягивание каната», «Путаница», «Колечко, колечко выйди на крылечко», «Садовник», «Ручеек»

Заявка

на участие в областном конкурсе

творческих и исследовательских работ

"С малой родины начинается Россия"

1. Арзамасский район

2. муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Казаковская основная общеобразовательная школа»,  телефон-факс: (831)475-63-12

3. Аверина Антонина Алексеевна.

4. 14.12.1955.

5. Педагогические работники без ограничения возраста.

6. «Растить детей в любви к Отечеству».

7. Сценарий праздника села в школе «Село мое неброское, российское село».

8. Аверина Антонина Алексеевна.

9. Контактный телефон: 9200134718.

Подпись руководителя

образовательного учреждения                              А.А.Аверина

                   М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий внеклассного мероприятия по истории "История создания Российской армии"

Сценарий можно использовать при проведении недели истории, внеклассного мероприятия по истории...

сценарий внеклассного мероприятия по истории и МХК по теме "Великие немецкие композиторы"

Конкурсная программа для учащихся 10-11 классов. Посвящается немецким композиторам: Л. ван Бетховену и В.А. Моцарту....

Внеклассное мероприятие по истории села Гулькино

Внеклассное мероприятие по истории села(1-5 классы)Подготовили: учитель начальных классов Архипова О.И....

Сценарий внеклассного мероприятия. Тема: «История пожарной части села Урванова »

Внеклассное мероприятие по теме: «ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ЧАСТИ СЕЛА УРВАНОВА » проводилось в рамках месячника пожарной безопасности с целью формирования представлений учащихся об истории пожарной службы сел...

Сценарий внеклассного мероприятия по истории для 5-9 классов "Занимательная история»

В первом туре разыгрываются вопросы, совершенно не связанные между собой, своего рода "всякая всячина". Основными критериями их отбора являются правдоподобность и информативность. Последнее озна...

Сценарий внеклассного мероприятия по истории ко дню освобождения

Сценарий внеклассного мероприятия по истории ко дню освобождения города Андреаполя от немецко - фашистских захватчиков. Может быть использован учителями истории и педагогами организаторами...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного юбилею села Анненское

laquo;Юбилейная квест-игра» в рамках Недели, посвященной 180-летию села АнненскоеЦель:         формирование интереса учащихся к изучению истории своего села, ...