Кружок "Патриоты России"
календарно-тематическое планирование по краеведению (5 класс) на тему

Галина Николаевна Боярская

Тема патриотизма – ныне жгучая  и больная тема для нашей  страны, для русских  людей. Как пробудить в ребенке  чувство любви к Родине?  Именно «пробудить»,  потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле еще лучше. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.  Именно с этой целью создан  Боярской Г.Н. кружок «Патриоты России».

     Главная задача кружка «Патриоты  России»  позаботиться о том, чтобы дети не утратили чувство  любви к своему дому, близким людям. Патриотическое, духовное и нравственное воспитание молодежи возможно и через приобщение ее к познавательной и научной деятельности.   

     Кружок «Патриоты России» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей.         

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 4»

  СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по ВР

__________Варданян Н.О.

«_____»__________ 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ «СОШ №  4»

________ Кравцова М.В.

«_____»____________2013 г.

с. МАЛЫЕ ЯГУРЫ

Рабочая программа кружка

«Патриоты России»

5-11 класс

на 2013-2014 учебный год

количество часов в год-35 часов,

в неделю-1час

                                                    руководитель кружка                                                                                                                                                                                                                                   Боярская Г.Н.

2013-2014

Пояснительная записка

Кружок рассчитан на 1 час в неделю, 35 ч  в год.

     Воспитание патриотизма являлось особенностью российской системы образования на протяжении достаточно долгого периода времени. Это вполне понятно, ведь любовь к Отечеству является одной из основных русских ценностей. Однако приходится признать, что эта цель, благополучно вжившаяся в систему образования, часто не находит своего выражения в современной педагогической практике. Оторванность наших воспитанников от духовных корней отечественной культуры, забвение и утрата культурных традиций; падение уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованность духовного потенциала русской культуры, взаимонепониманием «детей», а в последствии «взрослых», негативным отношением подростков к традициям и ценностям «отцов». Во многом это связано со стремительно меняющейся системой ценностей, их переосмыслением. Этому пути можно противостоять, активно воздействуя через «просвещение» на возрождение национальных ценностей.

   Поэтому проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества.

   Во все времена патриотизм, духовная зрелость, нравственность были и остаются главным стержнем формирования личности, базисной основой прочности государства. 
   Достаточно обратиться к истории нашей страны, чтобы убедиться в этом. Становление России, ее развитие, превращение в великую державу всегда основывались на воспитании у народа чувства любви к своей родине и гордости за нее. Российскому историку С.М.Соловьеву принадлежит очень точно сформулированная мысль: «Без высокой духовности и патриотизма Россия никогда бы не стала великой державой, вызывающей законную гордость у каждого из нас и также уважения у ее соплеменников».

   Этот вывод нашего соотечественника актуален и сегодня. 

   В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных  и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия,  уважения к правам  и свободам человека,  любви к окружающей природе, Родине, семье».

    Тема патриотизма – ныне жгучая  и больная тема для нашей  страны, для русских  людей. Как пробудить в ребенке  чувство любви к Родине?  Именно «пробудить»,  потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле еще лучше. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.  Именно с этой целью создан кружок  «Патриоты России».

     Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личными качествами, как любовь к большой и малой Родине,  уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

     На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится  каким – то безликим, далеким для понимания сегодняшними школьниками.

     Сегодня важно понять, что патриотическое воспитание молодежи – это не какая-то единичная политическая акция, а сложнейший комплекс интегрированных в повседневную жизнь мероприятий,  конечная цель которого - формирование личности гражданина, защитника своего Отечества, любящего свою Родину, испытывающего чувство гордости за ее свершения и победы, стремящегося трудиться и служить на благо страны и нести ответственность за судьбу своей Родины. А потому главная задача кружка «Патриоты  России»  позаботиться о том, чтобы дети не утратили чувство  любви к своему дому, близким людям. Патриотическое, духовное и нравственное воспитание молодежи возможно и через приобщение ее к познавательной и научной деятельности.    

     Кружок «Патриоты России» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей        

     Комплекс мероприятий кружка предусматривает охват детей 5-11 классов  и включает: изучение истории России, края, села в ходе работы с историческим   материалом, ознакомление с историей и значением государственных символов Российской Федерации, формирование у детей  гражданского и нравственного сознания, развитие таких качеств как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, доброта, коллективизм, уважение к людям, милосердие и т.д.

   Занятия проводятся в форме бесед,   игр, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, проведения бесед и лекций, встреч с интересными людьми, экскурсий, посещение музеев, познавательных  мероприятий.

На занятиях кружка подростки приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.

Стержнем деятельности кружка является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ.

Патриот – это человек, который горячо  любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства.

Программа разработана для того, чтобы подростки почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.

В ходе работы кружка будут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.

Цель настоящей программы заключается в следующем:

    -в формирование у детей гражданственности, трудолюбия, нравственности, воспитании патриотизма;

  -в актуализации приоритетных задач учебно-воспитательного процесса подрастающего поколения на современном этапе – прежде всего на воспитании личности патриота и гражданина;

 -в пробуждении и учёте интересов учащихся к изучению отечественной истории, культуры, краеведения, истории и культуры других народов, формирование такого мышления осуществляется в процессе урочной и внеурочной работы;

 -в использовании оригинальных наиболее эффективных форм воспитательной работы (фестивалей, тематических праздников, походов) в сочетании традиционных подходов воспитательной работы школы и инновационных;

- поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование у них отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных условий для достижения успеха 

                                                     Задачи:

  • формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости,   любви к Родине, своему народу и готовности к его защите.
  • развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, ее многонациональный народ;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;
  • формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия общающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых  регуляторов жизни общества и государства.

         Направления деятельности и предполагаемые формы работы: 

  • изучение истории своего села, оформление стенда Боевой славы; коллективно-творческие дела, «Традиции нашего села», Вахта памяти; праздники общешкольные: День Защитника Отечества, День юного героя-антифашиста; устные журналы, беседы, встречи с ветеранами, Уроки мужества, просмотры кинофильмов о войне, читательские конференции по книгам о защитниках Родины, выпуски информационных листов; проведение исследовательских работ; участие в районных и всероссийских конкурсах; проведение экскурсий; посещение музея села; проведение линеек, посвящённых знаменательным датам.

                                  Прогнозируемые результаты:

- воспитание у детей  чувства патриотизма, уважения к воинам, связи нашего героического прошлого с современностью;

- осознание беспримерного подвига нашего народа в грозные годы Великой Отечественной войны;

-  воспитание глубокого уважения к ветеранам-воинам, защитившим нашу Родину в годы ВОВ;

- воспитание любви и уважения к родному селу, ее героям

- воспитание у детей чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества, обычаям и традициям родного края;

 - знакомство с историей и значением государственных праздников; дней воинской славы;

 - ознакомление с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации,  края, района;

- выполнение исследовательских работ.

  Таким образом, вся воспитательная деятельность по данной программе ориентирована на патриотическое воспитание личности. Повышение уровня гражданского самосознания учащихся, уровня общей культуры школьников, чувство привязанности к родному краю, уважение и любовь к своей Родине, уважительное отношение к старшим, милосердие и желание помогать тем, кто нуждается в помощи – вот такими качествами должен обладать юный гражданин России.  И тогда он будет востребован, и его задатки и способности получат дальнейшее развитие.

   Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.                    

    Образовательное учреждение считает своей целью вырастить поколение убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть – патриот России.

  Новизна программы кружка «Патриоты России» заключается в том, что патриотизм как качественное образование личности проходит через формы убеждений, утверждается в сознании воспитанника, и реализовывается в деятельности.

Модель “ Патриота России”

 

                                                Кодекс нашего кружка:

     В отношении к людям  - это доброта, отзывчивость, забота, чуткость.

     В отношении к обществу:  бережное отношение ко всем элементам общественной среды, чувство ответственности.  

     В отношении к труду:   трудолюбие,  дисциплинированность.

В отношении к самому себе: требовательность, самокритичность, простота, скромность, стремление вести здоровый образ жизни.

      В отношении к Родине: патриотизм, бережное отношение к природе, истории и культуре своего края.

План работы кружка «Патриоты России»

Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

Дата пров.

1

«Патриот России - кто он?»

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Устный журнал «Край мой - гордость моя».

1

2

«Мой дом, моя семья».

Воспитание уважения к своей семье,

гордости за свою семью, возрождение во многом утраченных в наши дни понятий семейной истории, семейной реликвии, семейной традиции.

1

3-4

«История моего села. С чего всё начиналось?»

Изучение истории  села

2

5

Экскурсия в школьный музей

На этом этапе  происходит осознание истории школы

1

6

«Здесь пыль веков».

Экскурсия в сельский краеведческий музей.

1

7

Выбор тем исследовательских работ. Сбор материала.

Выбор краеведческих тем. Составление плана работы.

1

8

«Из истории праздника. День народного единства».

Знакомство с историей праздника. Презентация.

1

9

«Мы все такие разные…»

Беседа с презентацией ко Дню толерантности

1

10-11

«Народный фольклор»

Знакомство с народным фольклором своего села. Сбор материала.

2

12

«Обряды и обычаи»

Знакомство с обрядами своего села. Сбор материала.

1

13-14

История моей страны в названиях улиц.

Названия улиц нашего села.

История в названиях улиц.

2

15-16

«Родная школа»

На этом этапе  происходит осознание школы как более широкого по сравнению с  домом понятия «Моя Родина». Сбор материала к юбилею школы.

2

17-18

Великие люди моего края

Знакомство с великими людьми Ставропольского края

2

19-20

«Памятники истории и культуры»

Знакомство с памятниками истории и культуры  Ставропольского края

2

21-22

« Дни воинской славы»

   Из истории праздника. Беседа и просмотр фильма о блокаде Ленинграда.  Беседа «Сталинградская битва»

2

23-25

«Герои России»

Подготовка лекторской группы по теме «Герои России»

Проведение беседы  о героях России в начальной школе

3

26

« Он был первым»

Беседа   о Ю. Гагарине и об освоении космоса. Заочное путешествие «Звёздное небо!».

1

27

Откуда пошёл мой род.

Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.

1

28-29

«Подвигу народа – жить в веках!»

Сбор материала о военной жизни края, села в годы ВО войны. Выступление с презентациями.

2

30-31

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

2

32-33

Выпуск  газеты о работе кружка

Фотоотчёт  работы кружка. Видео о работе кружка.

2

34-35

Подводим итоги работы кружка за год.

Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.

2

ВСЕГО: 35  ч

                                                       Список литературы:

  1. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
  2. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
  3. Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  4. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
  5. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! -  М.: «ВАКО», 2006.
  6. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках.– М,: «ТЦ Сфера», 2005.

 7. Кругов А.И.Ставропольский край в истории России.- Ставрополь:  Ставропольсервисшкола, 2001

           8. Край наш Ставрополье-Ставрополь, ШАТ-ГОРА, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы России. Россия всё -чем я живу.

Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...