Урок по истории города Петрозаводска.
план-конспект урока по краеведению (7 класс) по теме

Кукелева Ирина Анатольевна

День рождения города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rozhdeniya_goroda.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Составила:

Кукелева И.А

 учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя школа №10»

г. Петрозаводск.

Тема: «День рождения города».

Цель:

ознакомить обучающихся с историей возникновения города Петрозаводска.

Задачи:

  1. Развивать способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках   (выдержки из документов, сказки, планы города) информацию об истории рождения г. Петрозаводска;
  2. Формировать познавательный интерес учащихся к истории родного края.
  3. Развивать память, речевую культуру, любознательность и наблюдательность.

Ожидаемый результат:  

Обучающиеся должны получить знания по следующим вопросам:

  1. когда и где была основана Петровская слобода;
  2. в связи с чем, появилась необходимость строительства завода.

Создание в ходе урока буклета, посвященного основанию города.

УМК:

  1. «История Петрозаводска», С.Н. Филимончик, М.Л. Гольденберг.- Петрозаводск, 2003.
  2. «Страницы истории Петрозаводска», сост. В.В. Волохова. – Петрозаводск, 2004.
  3. «Полет на высоте 300 лет» диск Карельского государственного краеведческого музея

  1. Введение. Знакомство.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Кукелева Ирина Анатольевна. Сегодня я у вас проведу необычный для вас урок, посвященный истории основания нашего города Петрозаводска. Во время урока вам понадобятся буклет, ручка, а так же ваше хорошее настроение и желание плодотворно поработать.

Звучит музыка.

Я прошу вас закрыть глаза и представить, что вы оказались на одной из улиц Петрозаводска, самой любимой, с которой связаны приятные воспоминания.

  1. Какая это улица? (3-4 ответа)
  2. А как вы думаете, всегда ли они так выглядели?

Как человек растет и развивается, так и города. Они, как и люди, имеют свой характер и наш город не исключение.

  1. Скажите, пожалуйста, а когда у тебя день рождения?

У нашего города тоже есть такая дата август 1703 года, но об этом чуть позже.

  1. Как бы вы назвали нас сегодняшний урок?

Запишите, на буклете в графе тема урока «День рождения города».

  1. А как вы думаете, зачем нужно изучать историю города?

(ответы учащихся).

Вольтер утверждал «Все, что становиться обыденным, мало цениться».

Это не должно звучать так по отношению к вашей малой родине или месту где живут ваши близкие и друзья.

 Знать историю своего города – это значит, и понять самого себя. Ведь история – это в первую очередь самопознание.

  1. Основная часть.

Приглашаю вас в увлекательное путешествие на воздушном шаре. В этом нам поможет диск КГКМ. (Показать диск).

Прежде всего,  предлагаю вам ознакомиться с географией и статистикой города.

Просмотр (1,5 мин).  

Ребята, а вы любите читать сказки?

Сейчас мы прочитаем с вами карельскую сказку и ответим на вопросы.

Читает ученик вслух.

Карельская сказка.

Клади земные.

Где ныне Петрозаводск вознесся, стояла только мельница с избой. Жил мельник Трофим, руса борода. Родом, говорят из села Деревянного.

В наших местах в ту пору было тихо, глухо. Бродили по лесам беглые рекруты. Великий Петр велел их ловить, в полки сдавать: время было ратное. Пришел как-то капитан к Трофиму, сидят, чай с малиной пьют. Капитан и говорит.

- Бедный край какой. Лес да вода.

- Неправда ваша! – Трофимушко изобиделся. – У нас медь в горах кряжах. В болотинах, в леших озерах – железо самородное!

Капитан на коня пал, да скорым скоком в Москву!

- Великий государь, на речке Лососинке за Олонцом – клади земные. Медь с железом!

- Не город ли поставить на Онеге-озере?- поначалу – то Петр не шибко надеялся. Сомневался! Да бояре подзадорили:

- Куда! Дико место. Народ шибко вольный. Не совладати.

- Сиди! Не растет дерево вверх корнем!

Петр, конечно, на те речи осердился. Вырвал, сказывают, молоденькую сосенку. На Онего – озеро, к устью речки Лососинки прискакал. Поставил деревинку в землю вершинкой:

- Сосна приживется – и дело наше удастся!

Поставил тут, на бережке, где речка в озеро падуном падает, завод пушечный и оружейный. Назвал Петровским.

- А сосна-то? Прижилась. Вокруг нее Петр сад насадил. Теперь берег слывет – парк культуры и отдыха.

Вопросы:

  1. Что значит время было ратное? (Военное)
  2. Какая война шла на севере в период правления Петра 1.(С.в. 1700-1721)
  3. Какова была основная цель Северной войны 1700-1721? (Выход в Балтийское море, как важный стратегический объект)
  4. Что необходимо иметь государству для успешного исхода военных действий? (армию и оружие)
  5. В сказке было сказано, что заводы уже существовали. Зачем понадобился еще один? (Ближе к театру военных действий).

Итак, летом 1702 года по указу Петра 1 в Олонецкий край прибыла экспедиция рудознатцев во главе с Иоганном Блиэром и Иваном Федоровичем Патрушевым. Им удалось обнаружить новые крупные месторождения железной и медной руды и определить место строительства заводов. Один из заводов было решено построить в устье р. Лососинке. Сегодня на этом месте находиться туркомплекс «Карелия».

Задание:

Перед вами план-схема место рождения города, которое было выбрано экспедицией для строительства завода. Почему выбрано именно это место?

Но вот незадача, для того чтобы понять почему же именно это место было выбрано, надо вспомнить условные обозначения из курса географии.

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Безымянный.bmp

        Вспомните названия обозначений, подпишите их. И тогда мы получим ответ на вопрос.

(Лес, река, озеро, руда железная и медная). Подведите итог.

(Можно показать динамику изменения планов города до современности)

29 августа 1703 года был торжественно заложен железоделательный завод, сначала названный Шуйским, а позднее Петровский. Работами по постройке завода руководил специалист в области горного дела Яков Власов. В конце 1703 года были задуты первые домны. В январе 1704 года началось литье пушек. Рабочая сила завода состояла из местных крестьян, а так же кузнецов переселенных из 34 городов России. Расцвет завода наступил в 1714 -1721 годах, когда им управлял талантливый администратор и инженер Вильам Геннин.

Таким образом,  мы смело можем сказать, что месяцем и годом рождения города является? (ответ)

3. Закрепление

Задание.

Давайте проверим, как вы усвоили материал. Перед вами головоломка и задание. Читают задание. Отгадывают.

с

д

п

р

г

и

н

в

л

в

е

у

е

н

з

л

о

о

т

д

н

р

а

а

б

р

р

а

в

е

в

с

о

е

1

и

ь

к

о

о

д

ц

я

м

л

а

д

в

а

Соедините клетки по диагонали, найди как можно больше слов, связанных с историей Петровской слободы. Объясни каждое из них устно. Из оставшихся слов собери имя и фамилию человека, сыгравшего важную роль в истории Петрозаводска.

4. Итог.

Напоминаю, что тема нашего урока День рождения города, в день рождения всегда приятно получать поздравления и пожелания нашему сегодняшнему городу. (читают)

Пока пишут пример судового журнала.

Теперь мы  возвращаемся обратно в современный город.

А знаете ли вы, что наш город полон тайн, чудес и загадок? Откроет ли он их вам – зависит только от вас. Ведь только внимательным  и любознательным открываются тайны и секреты.

Сегодня вы хорошо поработали, и надеюсь, узнали много нового. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории Древнего мира: "Вечный город и его жители"

План-конспект урока по истории Древнего мира с использованием ЭОР....

«Мой город – Таганрог. Из истории города».

Викторина-тест. Материал  к уроку на тему «Мой город – Таганрог. Из истории города»....

История основания города Петрозаводска

Вариант урока по истории основания города....

Программа по курсу "История города Петрозаводска"

Программа разработанная Куелевой И.А. на основе программы Волоховой....

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...

Методическая разработка "Технологическая карта урока Истории и Культуры Санкт-Петербурга на тему: Об истории города напоминают..."

Технологическая карта урока составлена в соответствии с УМК Ермолаевой Л.К.  Цель урока:  Познакомиться с основными периодами развития города Санкт-Петербурга.Задачи: Узнать,  как...

Технологическая карта урока по истории города Улан-Удэ, направленного на формирование компетенций «4К»

Технологическая карта урока по истории города Улан-Удэ,  направленного на формирование компетенций «4К»...