Музейная педагогика. Инновационная работа Выдрихинского школьного краеведческого музея.
методическая разработка по краеведению на тему

Серохвостова Наталья Николаевна

Обзор ииновационной деятельности школьного музея, интерактивных методов и приемов краеведческой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynaya_pedagogika_serokhvostova_n.n.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика.

Инновационные формы работы

Выдрихинского школьного краеведческого музея

 

Руководитель  школьного  музея             Серохвостова

Наталья  Николаевна

Музейная педагогика направлена на формирование социокультурного образовательного пространства современных школьников, она способствует  воспитанию личности с творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой,  этически ответственным отношением к миру. Именно этого требует  от современной школы Концепция государственной политики образования РК.

В основе музейной педагогике – активная краеведческая работа.

 В Выдрихинской сш им. А.С.Иванова школьный краеведческий  музей основан в 1968 г. учителем географии Анисимовым В.В.  Более 25 лет музеем руководила его дочь Анисимова О.В. (учитель русского языка и литературы).

Выдрихинский школьный музей работает по  следующим направлениям:

Направления

Разделы

  • Историческое краеведение
  • Литературно-художественное краеведение
  • Географическое краеведение
  • История школы
  • История и быт села (р-на, области)
  • Литература и музыкально-художественная культура села (района, области)
  • Природа края

   

 Музейное дело в Выдрихинской школе используется практически во всех школьных дисциплинах, как в виде параллельной программы изучения уроков истории, литературы, казахского языка, так и в виде элементов уроков: математики (задания по хронологии края, задачки с конкретным краеведческим материалом), черчения («Архитектура нашего края»), ИЗО («Национальные костюмы жителей нашего села», «Предметный мир школьного музея»), уроков музыки («Фольклор моего села») и т.д., а также в виде отдельных интегрированных курсов «Родиноведение», «Краеведение».

Наиболее оптимальными формами работы школьного музея являются: экскурсии, лекции, музейные занятия (уроки), научные конференции, Ломоносовские чтения, консультации, краеведческие конкурсы и викторины, музейные праздники, исторические игры, работа НОУ и др.Всё это составляет структуру социокультурной музейной технологии  школы. Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине, её истории  и культуре.

При подготовке любого из данных мероприятий изучается музейная аудитория. Заранее определяется возраст, пол (если посетители – взрослые, образование и профессия); активность по отношению к музею (бывали ли ранее); направленность интересов, а также степень подготовленности к восприятию. В методике проведения экскурсий, изучение аудитории является неотъемлемым условием результативности музейной коммуникации.

Музейно-образовательное пространство - прекрасная среда для развития сенсорных способностей ребёнка, а именно, чувство ритма, цвета, пространства и т.д. Это выражается в сотворчестве детей, учителей, родителей.  Например, при  подготовке и оформлении музейных экспозиций, музейного интерьера                  (музей А.С. Иванова, создан руками старшеклассниц и учителей школы). Это и художественное направление краеведческой работы (пропаганда творчества художников-земляков; Белые олимпиады юных художников). Это и практические занятия по овладению навыками народных промыслов (кружок «Умелые руки»).

    Особо следует остановиться на интерактивности музейных уроков.  Экскурсия, по своей сути, основана на сочетании показа и рассказа, при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями моторного характера: осмотр с разных точек, на различном расстоянии, в процессе перемещения в пространстве. Музейное занятие включает в себя интерактивные методы и приёмы: игры-путешествия, игры-загадки, ролевые сцены, в которых школьники пробуют себя в роли конкретных исторических героев, воспроизводят в форме театрализованных постановок различные события. Интерактивные формы работы с посетителями требуют от них творческого участия и навыков (например, музейное  занятие «В гостях у Хозяйки медной горы»).

Краеведческая работа развивает необходимые учебные умения и навыки. Например, занятия по теме «История в памятниках архитектуры». В форме виртуального путешествия учащиеся знакомятся с архитектурными памятниками большой и малой родины; развивают навыки сравнения, описания и классификации историко-архитектурных памятников. У учащихся формируется уважение и бережное отношение к труду создателей архитектурных сооружений (примеры заданий на сравнение, описание и классификацию).

В музейном уроке «Обычаи, традиции нашего села» интерактивный подход заложен в занимательной игре «Этнографы и краеведы». Дети делятся на 2 группы. Первая группа, отправляясь в «экспедицию» по музею «находит» указанные предметы быта и, используя  критическое мышление, даёт им развёрнутую характеристику (из чего изготовлены, для чего служили, какую роль играют в наше время). Вторая группа знакомится с предложенными краеведческими источниками (материалами из архива музея) и даёт свою характеристику этим же предметам, ссылаясь на данные известных исследователей. Тем самым определяется научный подход и коррекция материалов (примеры работы с утюгом, колокольчиком, старообрядческими расшитыми полотенцами и поясами, гончарными изделиями).

Интерактивные творческие задания на краеведческой основе могут быть индивидуальными, групповыми, парными; краткосрочными и долговременными. Наиболее эффективно такие задания осуществляются через метод проектов. Например, краеведческие микроисследования и традиционные  «Летние  задания  школьного музея».

Таким образом, разнообразные творческие задания, инновационные формы и методы, применяемые в музейной педагогике, создают социокультурное образовательное пространство школьника; помогают преодолеть присущее сегодняшнему поколению иронию, недоверие, апатию; расширить сферу интересов, поставить вопросы, побудить думать и реализовать себя как творческую личность.


Инновационные формы работы

Выдрихинского школьного краеведческого музея

                         

Учебная работа

Формы и виды работы

Оптимальные педтехнологии              для использования регионального компонента

Исследовательско -краеведческая  работа

ЗУН

Урок – экскурсия,

Урок-путешествие,

Урок-конференция,

Урок-семинар,

Урок-поиск,

Урок-самореализаци,

Урок-диспут,

Урок-презентация,

Урок-телепередача.

  • Исследовательский метод,
  • метод проектов,
  • метод гипотез,
  • метод  критического мышления,
  • метод сотрудничест-ва,
  • метод коллективной деятельности,
  • метод развивающего обучения,
  • технология открытых методик,
  • интеграция по вертикали,
  • технология 7-и модулей АОО «НИШ»

Знания –  географических, историко-культурных и природно-климатических особенностей родного края.

Умения – выделять, обобщать, оценивать  факты, устанавливать причинно-следственные связи, давать сравнительную характеристику географическим явлениям, процессам, соотносить частное существование человека с ходом исторических событий.

Навыки – работа с источниками (архивными документами, фото и видеоматериалами), научно-популярной и справочной литературой; навыки анализа и синтеза данных источников. Навыки – ведения интервью, собеседования, наблюдения, самостоятельного нахождения исходных данных и пропаганды своей работы (ч/з рефераты, доклады, сообщения и т.д.)

Воспита-

тельная

 работа

Работа школьного музея, факультативы, кружки, НОУ, Ломоносовские чтения, экскурсии, индивидуальные летние задания, классные часы интеллектуальные вечера,  творческие отчеты и другое.


   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного краеведческого музея

Учебно-тематический план для 1-11 классов....

Анализ работы школьного краеведческого музея

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание. Координирующим и направ­ляющим центром этой работы стал школьный  краеведческий ...

Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма.

Статья "Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма"....

Программа работы школьного краеведческого музея «Поиск».

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на по...

Инновационные формы работы школьного краеведческого музея "Поиск"

Музейная педагогика направлена на формирование социокультурного образовательного пространства современных школьников, она способствует воспитанию личности с творческим типом мышления, развитой мировоз...

План работы школьного краеведческого музея

План поможет в работе руководителям музеев...

Формирование компетенций исторического познания в работе школьного краеведческого музея посредством использования информационно-коммуникативных технологий

Данная инновационная практика содержит сведения о направлениях развития инновационной деятельности школьного музея. Даны основные направления маркетинговой стратегии школьного краеведения....