Спасо-Преображенский монастырь города Саратова: история и современность
статья по краеведению (8 класс) по теме

Петрова Ирина Алексеевна

Краеведение. История Саратовского края.

В работе автор поставил целью осветить роль Спасо-Преображенского мужского монастыря, старейшего в Поволжье, в духовном и общекультурном контексте истории Саратова. Материалы исследования учитель использует на уроках краеведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spaso-preobrazhenskiy_monastyr_-_statya.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

VI Международная научно-практическая конференция «Народы Саратовского Поволжья» 18 декабря 2013 г

И.А.Петрова, г.Саратов

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Г. САРАТОВА:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Прошло уже более трех лет с момента возрождения в Саратове  Спасо-Преображенского мужского монастыря на территории бывшего Высшего военного  инженерного училища радиационной и биологической защиты. Но  по-прежнему, немногие  саратовцы знают о его существовании. Из встречи с настоятелем монастыря  иеромонахом  Макарием (Зориным),  выяснилось, что Спасо-Преображенский мужской монастырь в 2014 году будет отмечать уже 200-летие  с момента  переноса его в район современной Стрелки. До нашего  времени  сохранились  храм Дмитрия Солунского, перестроенные монашеские корпуса, фундаменты взорванных когда-то величественных храмов, вековые дубы и  надгробные плиты – немые свидетели утраченного нами прошлого.

Историей Спасо-Преображенского монастыря занимались краеведы А.Леопольдов, А.И.Шахматов, А.А.Гераклитов, В.Х.Валеев, В.Н.Семёнов.  Представляют интерес сочинение епископа Дамиана о монастыре (1918) и   священника М. Воробьева (2013).

В своей работе автор поставил целью осветить роль Спасо-Преображенского мужского монастыря в духовном и общекультурном контексте истории Саратова.   Перед данной исследовательской работой ставились следующие задачи: проследить начальную историю монастыря и становление его архитектурного комплекса; ознакомиться с биографиями наиболее авторитетных настоятелей монастыря, а также выдающихся саратовцев, чьи захоронения находились на территории монастырского некрополя, проследить этапы разрушения и возрождения обители.

История возникновения  одного из старейших монастырей Поволжья, саратовского Спасо-Преображенского мужского монастыря, тесным образом связана с историей основания самого города.  Монастырь возник около 1680 года  у подножия Соколовой горы в результате слияния  Богородицкого монастыря, находившегося в районе современной Музейной площади  (известен с 1623 г.)  и  Четырехсвятского монастыря на Увеке. Эти монастыри возникли  в 17 веке как подворья московских монастырей, имевших здесь рыбный промысел. Новый монастырь назывался с 1694 г. Четырёхсвятским, с 1761 года  Спасским и с 1764 года Спасопреображенским.[1]

  Во время очередного саратовского пожара 21 июня 1811 г. Спасо-Преображенский монастырь сгорел дотла. Игумен Савва писал прошения в Синод о восстановлении обители на новом месте. Губернатор  А.Д.Панчулидзев предложил для обители новое место «к северу по Московской дороге…  от Саратова в двух  верстах»[2].

27 июля 1814 года состоялась  закладка обители. Проект монастырских зданий составлял петербургский архитектор Луиджи Руска, фасады келий (2 корпуса, сохранившиеся до наших дней) переработаны Иосифом Шарлеманем 2-м. Первоначально за строительством наблюдал губернский архитектор В.И. Суранов, но затем отстранен и заменен петербуржцем Д.Берри. К началу 1821 г. монастырь вчерне был готов.  18 мая 1822 г. была освящена церковь во имя Преображения Господня и все монастырские постройки.[3]

Соборная церковь Спасо-Преображенского монастыря была одним из самых выдающихся образцов позднего русского классицизма. Обширное здание церкви в форме почти равноконечного креста (35х32м) было украшено с севера и с юга двумя портиками с шестью колоннами ионического ордера.

Всего в монастыре было 6 храмов. Сохранившаяся  кладбищенская церковь Дмитрия Солунского построена в 1824 г. В конце 1820-х гг вплотную к церкви с запада, помещик П.Г.Железнов над могилой своей жены, похороненной на кладбище монастыря, построил церковь Параскевы Пятницы.

Первоначально в монастыре не было колокольни.  Основатели русского цирка, братья Аким и Пётр Александровичи Никитины пожертвовали по 25 тысяч рублей каждый с условием, чтобы под главным храмом во 2 ярусе колокольни была устроена нижняя церковь с усыпальницей, принадлежащей Никитиным. Неуступчивый епископ Гермоген – гонитель театра и всех зрелищ – отказал Никитиным в просьбе начать строительство. Только Синод дал на постройку разрешение. Проект составляли архитекторы Зыбин и Карпенко. Закладка колокольни состоялась 13 июля 1903 г., закончено строительство в августе 1912 г.

 В 1848 г неподалеку от монастыря был приобретен участок земли для архиерейской дачи. Впоследствии на этом месте возник Алексиевский скит (ныне Свято-Алексиевский женский монастырь). При монастыре существовал странноприимный корпус, больничный корпус, а также школа для мальчиков-сирот.

Ни один монастырь  нельзя представить без настоятеля, который  управляет обителью,  заботится  и думает  о братии. С 1810   по 1824 гг. настоятелем Спасо-Преображенского монастыря был игумен Савва, специально вызванный  из московского Заиконоспасского монастыря  для спасения разрушающейся обители.[4] После пожара 1811 г. Савва четырежды ездил в Петербург по делам постройки храма. Игумен руководил строительными работами, непросто было найти средства  в условиях военных событий 1812-1814 гг. После открытия в 1830 г. Саратовской духовной семинарии настоятелями Спасо-Преображенского монастыря стали назначаться ее ректоры. С 1858 по 1864 гг настоятелем был один из выдающихся церковных мыслителей середины XIX в. архимандрит Никанор (Бровкович).[5]

 Интересна личность  игумена  Исидора (Молчанова), наместника Спасо-Преображенского монастыря  с 1902 по 1910 гг. при настоятеле епископе Гермогене.  Как старца его знали и ценили многие в городе и всегда находили в его  наставлениях  утешение.

  Но пожалуй самой яркой, но и неоднозначной  фигурой из настоятелей  обители был священномученик Гермоген (Долганёв), с 1903 по 1912 гг. бывший правящим архиереем  Саратовско-Царицынской епархии. Поселившись в монастыре, он много уделяет внимания обустройству обители – строительству колокольни, церквей. Гермоген стремился   укрепить духовную жизнь братии.[6] Епископ был глубоко религиозным человеком и одним из самых консервативных русских архиереев начала XX века, был в числе организаторов Союза русского народа в Саратове. В период  службы Гермогена  ректором  Тифлисской духовной семинарии из этого учебного заведения был исключён Иосиф Джугашвили. Епископ выступал с резкой критикой  нововведений Синода, а также  вступил в конфликт с Г.Распутиным. Будучи епископом Тобольским и Сибирским, Гермоген уже советскими властями обвинен в симпатиях к находившемуся в Тобольске Николаю II. В апреле 1918 г. Гермогена арестовали, а в июне он был утоплен в реке Туре.

  В  XIX – начале XX века монастырь был почитаем и любим саратовцами, многие знатные жители города считали своим долгом  жертвовать на монастырь,  и желали найти здесь упокоение. За монастырской оградой находилось кладбище, оно существовало более века с 1821 года. Монастырское кладбище было небольшим, и упокоение здесь нашли, кроме настоятелей и насельников монастыря,  губернаторы,   дворяне, купцы, благотворители, художники, в свое время игравшие значимую роль в общественной жизни Саратова.

Так, здесь был похоронен Афанасий Алексеевич Столыпин (1788-1866) – отставной офицер-артиллерист, участник Бородинского сражения, награжденный золотой шпагой с надписью «За храбрость», общепризнанный глава рода Столыпиных, младший брат Е.А.Арсеньевой – бабушки М.Ю.Лермонтова. С 1832 г  А.А. Столыпин – саратовский предводитель дворянства. Был известен как человек умный, веселый, радушный.  Рассказы Афанасия Алексеевича о Бородинском сражении послужили одним из источников стихотворения «Бородино».

  В 1836 г. на монастырском кладбище похоронен Михаил Адрианович Устинов (1755-1836), купец, богатый винный откупщик. Но в Саратове Устинов был известен еще и как благотворитель. Именно стараниями М.А.Устинова был сохранен и реконструирован старейший храм Саратова – Троицкий собор, закрытый в 1795 году из-за сквозных трещин. На собственные средства М.А.Устинов подвел под стены контрфорсы.

На кладбище Спасо-Преображенского монастыря был захоронен в 1873 г. Александр Гаврилович Ротчев – последний правитель калифорнийского форта Росс (1838-1841 гг.), принадлежавшего Русско-Американской компании. После продажи в 1841 г. форта Росс Ротчев вернулся в Россию,  с 1872 г. жил в Саратове и редактировал газету «Саратовский справочный листок».

В неспокойные годы первой русской революции погиб от рук эсеров-бомбометателей тверской губернатор Павел Александрович Слепцов (06.1905-23.05.1906) и был погребен в некрополе саратовского монастыря.

  В.Н.Семёнов пишет, что на монастырском кладбище был похоронен Пётр Митрофанович Зыбин (1862-1918), известный саратовский архитектор, украсивший наш город многими постройками в стиле модерн.[7] Краевед  Б.Н.Донецкий считает, что на монастырском кладбище похоронен и саратовский архитектор Алексей Маркович Салько (1838-1918).  Но с этим мнением не соглашается  В.Н.Семёнов, считая, что место захоронения Салько «до сих пор не установлено».    В склепе под колокольней Спасо-Преображенского собора  в 1916 году был похоронен отец основателей русского цирка – братьев Никитиных. А позднее  были похоронены и двое из братьев Никитиных - Аким (1917 г.)  и Дмитрий (1918 г.). После начала разрушения монастыря в 1930-е гг. приёмный сын Акима Никитина - Николай Акимович Никитин перенёс прах отца на Воскресенское кладбище города Саратова.[8]   К сожалению, это известный единичный случай перезахоронения с этого кладбища, остальные могилы оказались разрушены.

 Октябрьская революция 1917 года изменила жизнь монастыря самым решительным образом. В мае 1918 года был реквизирован весь хозяйственный инвентарь, ограблен соборный храм. В 1930 году монастырь был закрыт, оставшиеся насельники репрессированы. [9] Снос монастырских построек начался с колокольни. 3 апреля 1929 года верхний ярус колокольни был взорван, а затем началась разборка нижнего яруса. В 1931 году  Спасо-Преображенский храм взорвали. В это же время было уничтожено знаменитое монастырское кладбище.

Министерство обороны СССР устроило на территории Спасо-Преображенского монастыря пехотное училище.  В 1954 году оно  было преобразовано в Высшее военное инженерное училище радиационной и биологической защиты, которое просуществовало здесь до 2009 года. Однако историю возрождения монастыря следует вести с 1994 года, когда был обустроен храм во имя великомученика Дмитрия Солунского, вокруг которого был сформирован приход. После закрытия училища распоряжением Правительства РФ в 2010 году комплекс зданий бывшего Спасо-Преображенского монастыря был передан Саратовской епархии. 22 марта 2011 года Священный Синод РПЦ постановил благословить открытие Спасо-Преображенского монастыря и назначить игумена Пимена (Хеладзе) на должность наместника обители. 11 июня 2012 года решением Священного Синода  наместником обители назначен иеромонах Макарий (Зорин). [10]

В монастыре постепенно возрождается монашеская жизнь. На наших глазах начинается новая история саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Думается, что монастырь сумеет восстановить свои былые традиции и займет своё место в духовной жизни современного общества.

                 Библиография

Краткая историческая справка на бывший Спасо-Преображенский мужской монастырь. Ответ  ГУК «НПЦ по историко-культурному наследию Саратовской области» на запрос № 1301 от 17.09.2008 Епископу Саратовскому и Вольскому, члену Общественной палаты РФ Лонгину / Сост. В.И.Давыдов. - 12с.-  (из материалов  игумена  Спасо-Преображенского монастыря г.Саратова Макария (Зорина).

Валеев В.Х. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстрир. Справочник. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1990.

Воробьев М. Спасо-Преображенский мужской монастырь.  г.Саратов. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2013.

Мраморнов А. Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова, 1858-1918). Саратов: Научная книга, 2006.

Семёнов В.Н. В старину Саратовскую. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1994.

Дамиан (Говоров), епископ Петровский. История Спасо-Преображенского мужского монастыря в г.Саратове – Саратов: 1918.                                      URL: http://old.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2587&Itemid=157      (дата обращения  1.12.2013)


[1] Краткая историческая справка на бывший Спасо-Преображенский мужской монастырь. Ответ  ГУК «НПЦ по историко-культурному наследию Саратовской области» на запрос № 1301 от 17.09.2008 Епископу Саратовскому и Вольскому, члену Общественной палаты РФ Лонгину / Сост. В.И.Давыдов. - С.2-  (из материалов  игумена  Спасо-Преображенского монастыря г.Саратова Макария (Зорина).

[2]Там же. С.3.

[3] Валеев В.Х. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстрир. Справочник. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1990. С. 115-117.

[4] Дамиан (Говоров), епископ Петровский. История Спасо-Преображенского мужского монастыря в г.Саратове – Саратов: 1918. С.7.                                    

[5] Воробьев М.Указ.соч. С.8-9.

[6] Мраморнов А. Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова, 1858-1918). Саратов: Научная книга, 2006. С.300.

[7] Семёнов В.Н. В старину Саратовскую. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1994. С.252-253.

[8] Валеев В.Х. Указ. соч. С.119.

[9] Краткая историческая справка. С.11.

[10] Воробьев М. Указ.соч..  С.22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спасо-Преображенский монастырь в истории города Рославля.

Эссе. Подготовила ученица 7 класса Филипченко Ангелина. Призер муниципального конкурса литературно-художественного творчества "Душа по капле собирает свет"(2010-2011г.)...

Мастер-класс: "Спасо-Преображенский монастырь"

В мастер-классе представлены пошаговые инструкции к изготовлению витража: "Спасо-Преображенский монастырь". Мастер-класс можно использовать для работы и по другим темам....

Презентация "Спасо-Преображенский собор"

Презентация "Спасо-Преображенский собор"...

Главный храм Тамбовщины Спас –Преображенский Кафедральный собор

Спас-Преображенский Кафедральный собор - самый древний православный собор в Тамбовской области и первый каменный храм, возведенный в Тамбове. Начал его строительство епископ тамбовский Питирим в 1694 ...

Презентация "Спасо-Преображенский собор"

Содержание.  История строительства. Особенности архитектуры. Влияние Петровских реформ на декоративное убранство собора. Строение и особенности иконостаса. Иконы собора....

Презентация к уроку краеведения на тему "Город Бронницы - история и современность"

Город в Московской области России. Образует городской округ Бронницы. Находится в Раменском районе, но не принадлежит району. Город расположен в 52 км к юго-востоку от Москвы и в 13 км от железно...

Дистанционное обучение. Спасо - Преображенский собор г. Белгорода

Послание Святому Николаю Ратному Миши Килину...